Реферат по предмету "Литература и русский язык"


Фёдор Иванович Тютчев. Жизнь за рубежом

Поэзия Фёдора Ивановича Тютчева принадлежит к лучшим созданиям русского поэтического гения. Тютчев близок нам как вдохновенный созерцатель природы, нашедший свои, ему одному свойственные краски, чтобы запечатлеть её красоту. Он всегда показывал природу в движении, в непрерывной смене явлений, в переходных состояниях,- от зимы к весне, от лета к осени, от грозы к успокоению, от дня к ночи:
День вечереет, ночь близка,
Длинней с горы ложится тень,
На небе гаснут облака...
Уж поздно. Вечереет день… Нам дорог Тютчев ещё и тем, что был чутким тайновидцем человеческого сердца, умел передать тончайшие оттенки и глубокие противоречия душевных переживаний. И хотя Тютчев был истинно русским поэтом, большой отрезок своей жизни он провёл за границей.
По окончании Московского университета Тютчев поступил на службу в Коллегию иностранных дел и в 1822 году был послан за границу. Там, в Германии и Италии, он прожил 22 года.
Несмотря на то, что немецкий и французский языки становятся языками его службы, его любви, его семьи; многолетнее пребывание за рубежом только внешне отдалило его от родины, но и в тот период он одинаково любил отечество и поэзию. И поэтому “Стихотворения, присланные из Германии” были написаны на русском языке. Позднее Некрасов написал: “Прежде всего, скажем, что хотя они и присланы были из Германии, не подлежало никакому сомнению, что автор их был русский; все они были написаны чистым и прекрасным языком”.
Что ты клонишь над водами,
Ива, макушку свою?
И дрожащими листами,
Словно жадными устами,
Ловишь беглую струю?..
Хоть томится, хоть трепещет
Каждый лист твой над струей...
Но струя бежит и плещет,
И, на солнце нежась, блещет,
И смеется над тобой...
Это был хоть и длительный, но временный разрыв с родиной. В те далёкие времена ни железных дорог, ни электрических телеграфов и в помине не было; почтовые сообщения совершались медленно; русские путешественники были редки. Но при всей ограниченности в общении с друзьями, с Родиной, он не утратил “живой отпечаток русского ума, русской души”. На чужбине Тютчев вырос в глубоко своеобразного поэта- лирика, изумительного мастера русского слова. И весь процесс внутреннего развития, от юности до зрелого возраста, ему пришлось пережить вне Родины одному, без чьей- либо помощи и поддержки.
22 года лучшей поры жизни проведены им за границей:
Нет дня, чтобы душа не ныла,
Не изнывала б о былом,
Искала слов, не находила,
И сохла, сохла с каждым днем,-
Как тот, кто жгучею тоскою
Томился по краю родном
И вдруг узнал бы, что волною
Он схоронен на дне морском. Представим же его себе одного, брошенного чуть не мальчиком в водоворот высшего иностранного общества, окружённого всеми соблазнами “большого света”, искушаемого собственными дарованиями, которые тотчас же, с первого его появления в этой блестящей европейской среде, доставили ему столько сочувствия и успеха,- наконец любимого, балуемого женщинами, с сердцем падким на увлечения. Как, казалось бы, этой 18- летней юности не поддаться обольщениям тщеславия, гордости? Не следовало ли ожидать, что и он, подобно многим нашим поэтам, поклонится кумиру, называемому светом, приобщится к его злой пустоте и в погоне за успехами принесёт немало нравственных жертв в ущерб и правде и таланту?
Но здесь-то и поражает меня своеобразность его духовной природы. Да, он любил свет- это правда, но не личный успех, не утехи самолюбия влекли его к свету. Тютчев любил его блеск и красивость; ему нравилась эта театральная, почти международная арена воздвигнутая на общественных высотах, где в роскошной сценической обстановке выступает изящная внешность европейского общежития со своей прелестью утончённой культуры.
Вообще, как в устном слове, точно так и в поэзии, его творчество только в самую минуту творения доставляло ему авторскую отраду. Оно быстро, мгновенно вспыхивало в речи или в стихах, угасало и исчезало из памяти.
Окунувшись разом в атмосферу стройного и строгого немецкого мышления, Тютчев быстро отрешается от всех недостатков, которыми страдало тогда образование у нас в России, и приобретает обширные и глубокие сведения.
Он общался с выдающимися деятелями западноевропейской культуры (немецким поэтом Генрихом Гейне, немецким философом Фридрихом Шеллингом, чешским учёным и писателем Вацлавом Ганкой), ревностно изучал немецкую философию.
В письме И.В.Киреевского из Мюнхена в Москву к своей матери, о 27-летнем Тютчеве сказано: “Он уже одним своим присутствием мог бы быть полезен в России. Таких европейских людей у нас перечесть по пальцам”.
Вообще при его необыкновенной талантливости занятия наукой не мешали ему вести самую рассеянную жизнь и не оставили на нём никакой пыли, которую многие учённые любят выставлять напоказ и которая так способна снискивать благоговение толпы.
Когда-то русский философ-идеалист В.Соловьёв писал: ”Для Тютчева Россия была не столько предметом любви, сколько веры”:
Умом Россию не понять,
Аршином общим не измерить:
У ней особенная стать -
В Россию можно только верить. Значение Тютчева в развитии русской лирической поэзии определяется его историческим положением: младший сверстник и ученик Пушкина, он стал старшим товарищем и учителем лириков послепушкинского периода. В стихотворениях Тютчева много изящества, пластики, в них есть, по выражению Добролюбова, и "знойная страстность", и "суровая энергия". Они очень цельны, закончены: при чтении их возникает впечатление, что они созданы мгновенно, единым порывом. Несмотря на скептические ноты в поэзии Тютчева, подчас утверждавшего, что вся деятельность человека - "подвиг бесполезный", от большинства его произведений веет молодостью, неистребимым жизнелюбием.
Список используемой литературы:
1) Ф.И. Тютчев “Весенние воды”, Москва 1983г.
2) В.П. Соловьёв “Собрание сочинений”, Санкт- Петербург 1906г.
3) Н.А.Некрасов “Собрание сочинений в 12 томах”, Москва 1953г.
4) Журнал “Литература в школе”, Москва 2003г.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Одиночество как социальная проблема 2
Реферат Тема города в русской литературе по произведениям Михаила Булгакова
Реферат Ділове інтервю
Реферат Деятельность пресс служб политический партий
Реферат Системи стрілецької зброї та засобів ближнього бою Збройних Сил та НГУ
Реферат Ритм как средство художественной выразительности в творчестве Мари
Реферат Понятие и виды недобросовестной конкуренции (на примере законодательства европейских стран)
Реферат Журналистское расследование 2
Реферат Теоретическая сущность и экономическое значение реструктуризации предприятия
Реферат Газета як тип видання
Реферат Racsim Essay Research Paper Racism is a
Реферат Этические идеи в творчестве Платона
Реферат Приемы декоративного оформления
Реферат Инновационная инфраструктура - бизнес-инкубатор на примере Иркутска
Реферат Налоговый контроль, его сущность и значение