Реферат по предмету "Биографии"


Боровиковский В.Л.

Боровиковский В.Л.



Боровиковский
Владимир Лукич (1757 - 1825) - один из талантливых и своеобразных художников
конца XVIII - начала XIX века.

Родился
на Украине, в Миргороде в семье казака Луки Боровика (Лукьяна Боровиковского).
Почти все члены семьи и родственники Боровиковского служили в Миргородском
полку. Следуя семейной традиции, Владимир Лукич был также определен на военную
службу, но в чине поручика вышел в отставку и целиком посвятил себя искусству.

Первые
навыки в живописи будущий художник получил в семье. Его отец, дядя, братья,
неся исправно полковую службу, в свободное время занимались иконописью.

Важную
роль в изменении судьбы Боровиковского сыграло путешествие Екатерины II в Крым
в 1787 году.

Известный
поэт XVIII века В. В. Капнист, в то время предводитель дворянства Киевской
губернии, привлек художника к оформлению одного из помещений, в которой должна
была остановиться Екатерина II. Две большие аллегорические картины
Боровиковского понравились императрице и в 1788 Боровиковский был приглашен в
Петербург.

Через
несколько лет он стал одним из известнейших художников-портретистов. В 1795
Боровиковский стал академиком, в 1802 получил почетное звание советника
Академии художеств. Ему позировали вельможи, генералы, отцы церкви. Он
"удостаивался чести" писать с натуры Екатерину II. Но ни деньги, ни
слава не меняли художника. Боровиковский вел одинокую, замкнутую жизнь, всецело
поглощенный искусством. О себе писал: "Я занят трудами моими непрерывно.
Мне потерять час превеликую в моих обязанностях произведет расстройку".
Великолепно владевший живописной техникой и безукоризненным композиционным
мастерством, он сумел достичь тончайшей гармонии в изображении внешнего облика
и внутреннего мира людей.

По
приезде в Петербург Боровиковский сблизился с Д. Г. Левицким и, возможно,
учился у него. С 1792 года в течение нескольких лет он занимался у И. Б. Лампи,
который, уезжая из России, передал ему свою мастерскую. Здесь Боровиковский жил
и работал до конца своих дней. 3а тридцать восемь лет упорной работы в
Петербурге художник создал сотни произведений. От своих учителей живописец взял
блеск техники, легкость и прозрачность письма, мастерство композиционных
приемов. Внимание художника было обращено на характеристику внутреннего мира
человека, его неповторимую индивидуальность.

Поза,
движения рук, пейзаж были своеобразным обрамлением, в которой выступало лицо
модели. Он выработал особую манеру письма: мягкие переливы тонов,
перламутровость и гладкость, "фарфоровость" живописной поверхности
соединились у мастера с четкостью рисунка и классической строгостью линий.

В
конце XVIII века особенно широко распространилось искусство миниатюрного
портрета - жанра, соединяющего лиризм и особую интимность (миниатюрные портреты
заказывались в память о близких и дорогих людях) с задачами декоративными.
Боровиковский работал в этом жанре в разные периоды деятельности, но более
всего в ранние годы.

То
особое содержание, которое чаще всего воплощалось в искусстве Боровиковского,
влекло его к разработке новых, более разнообразных форм портрета. Он обращался
к парным изображениям, проявлял склонность к небольшим, камерным портретам.

Таковы
работы 1794 года "Лизанька и Дашенька" и "Торжковская крестьянка
Христинья". Все трое - крепостные Н. А. Львова. В этих портретах,
несомненно, проявляются идиллические ноты, которые "звучат" в
портрете Е. Н. Арсеньевой (1790-е) и в известном портрете "Екатерина II на
прогулке в Царскосельском парке" (1790-е).

Одним
из наиболее зрелых лирических произведений художника был портрет М. И.
Лопухиной (1797).

Иную
грань, не менее типичную для эпохи, раскрывают мужские портреты Боровиковского.
Серьезен и несколько угрюм Д. П. Трощинский, статс-секретарь Екатерины II
(1790-е). Он привлек художника незаурядным умом и способностями. Мужественным,
овеянным славой суворовских походов изобразил живописец Ф. А. Боровского
(1799). Его суровое энергичное лицо передано с большим реалистическим
мастерством.

Особое
место в русском искусстве XVIII века и в творчестве Боровиковского составляют
парадные портреты. Своеобразием русского парадного портрета (и в творчестве
Левицкого и Боровиковского), призванного прославлять прежде всего положение
человека в сословном обществе, было стремление к раскрытию внутреннего мира
человека. Таковы портрет персидского принца Муртазы-Кули-Хана (1796) и
"бриллиантового" князя, вице-канцлера А. Б. Куракина (1801),
прозванного за спесь и любовь к роскоши "павлином", и известный портрет
"в далматике и порфире" императора Павла I (1800), заказанный для
конференц-зала Академии художеств.

Исполнение
заказных парадных портретов свидетельствует о широте творческих возможностей
Боровиковского, которому были доступны не только лирические и интимные
портреты, но и произведения монументального плана.

В
1800-х годах Боровиковский участвовал в украшении строившегося Казанского
собора; художник выполнил десять икон.

Боровиковский
был обаятельным человеком, отличался мягким характером. Ученики жили в доме
Боровиковского как родные. Среди них художник особенно выделял А. Г.
Венецианова. Родственники постоянно прибегали к помощи Боровиковского. Он
примирял их в ссорах, поддерживал морально и материально.

Боровиковский
умер на шестьдесят восьмом году жизни. Он просил похоронить себя без
"излишних церемоний". Его любимый ученик А. Г. Венецианов писал в
письме к другу: "Почтеннейший и великий муж Боровиковский кончил дни свои,
перестал украшать Россию своими произведениями и терзать завистников... Я буду
писать его биографию".

Много
десятилетий прошло, прежде чем появился широкий общественный интерес к этому
большому художнику. Этому во многом способствовала выставка 1905 года, где было
показано более ста портретов Боровиковского. Его работы, разбросанные по
дворянским усадьбам и частным собраниям, только после 1917 года влились в музеи
и сейчас с достаточной полнотой представляют творческое наследие этого
выдающегося мастера.
Список литературы

Для
подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://russia.rin.ru/


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Целая и дробная части действительного числа
Реферат Виды налоговых порверок
Реферат Сакральная архитектура в храме Парижской Богоматери
Реферат Венчурное инвестирование в России проблемы развития
Реферат Пьеса А П Чехова Три сестры
Реферат Вексельное обращение 4
Реферат Партизанское движение на Смоленщине в годы Великой Отечественной войны
Реферат Словарь по психологии
Реферат Взаємозвязок бюджету й розвитку соціальної сфери регіону
Реферат Витрати підприємства та їх вплив на фінансові результати
Реферат Виды кредитов, предоставляемых коммерческими банками
Реферат Види грошей Кредитні гроші Кредитна система України Функції та операції Центрального банку
Реферат Технология изготовления однослойных печатных плат субтрактивным методом с использованием металлорезиста (олово – свинец)
Реферат Взимание налога на имущество физических лиц
Реферат Mechanical Engineering Essay Research Paper Mechanical EngineeringThe