Сюжетная основа "Илиады" и "Одиссеи" - это отзвуки дошедших до
Гомера через 500 лет сведений о Троянской войне (XII в. до н.э.), в ходе
которой микенские воины-ахейцы захватили и разграбили город. Это событие,
знаменовавшее один из древнейших этапов борьбы между народами Азии и
Европы, было основательно переработано мифологическим сознанием тогдашних
людей и стало неисчерпаемым источником мифов, преданий, сказаний.
Совершенно незначительный по позднейшим масштабам исторический эпизод (а
Троя в ходе тысячелетий многократно разорялась, гибла и восстанавливалась)
превращается в еще догомеровском мифе в грандиозное событие, определяющее
судьбы богов и людей. Греки и троянцы истребляют друг друга во исполнение
воли Зевса, решившего сократить число людей из-за их нечестия. Но при этом
и сами олимпийские боги участвуют в битвах, как будто осознавая, что и их
участь каким-то таинственным образом связана с земным уделом.
Величайшим новаторством Гомера, которое и выдвигает его в статус
создателя всей европейской литературы, является принцип синекдохи (часть
вместо целого), взятый им как основа сюжетостроения "Илиады" и "Одиссеи", -
не все десять лет Троянской войны (как то предполагалось мифом), а всего
лишь 51 день, да и то из них полно освещены события девяти дней; не десять
лет возвращения Одиссея, а всего 40 дней, из которых наполнены важными
событиями опять-таки девять дней. Такая концентрированность действия
позволила Гомеру создать "оптимальные" объемы поэм (15 693 стихотворные
строки в "Илиаде", 12 110 строк в "Одиссее"), которые, с одной стороны,
создают впечатление эпического размаха, с другой же - не превышают размеры
среднего европейского романа. Предвосхитил Гомер и ту традицию в прозе XX
в., которая побуждает романистов ограничивать действие больших романов
одним или несколькими днями (Дж. Джойс, Э. Хемингуэй, У. Фолкнер).
"Одиссея" рисует более позднюю эпоху, чем "Илиада" - в первой
показана более развитая рабовладельческая система. Вместе с тем обе поэмы
отмечены единством стиля и композиционных принципов, что делает их своего
рода дилогией и диптихом. В обеих сюжет строится на фольклорно-сказочном
мотиве "недостачи" (Ахилл хочет вернуть отобранную у него Бризеиду, Одиссей
стремится к Пенелопе и мстит женихам, пытающимся отобрать ее у него),
действие связано с великими испытаниями и утратами (Ахилл теряет друга и
свои доспехи, оружие; Одиссей лишается всех своих спутников и кораблей), а
в финале главный герой воссоединяется с любимой, хотя это торжество
отмечено и печалью (похороны Патрокла, предчувствие близкой гибели Ахилла;
новые тревоги Одиссея, которому судьба посылает очередные испытания).
Обращает на себя внимание и ритмическая упорядоченность расположения
эпизодов в поэмах. Так, в структуре "Илиады" прослеживается почти
зеркальная симметрия первой и второй половин поэмы - "смотру со стены" в 3-
й песне соответствует "смотр" в песни 22 (третьей от конца), возвращение
Хрисеиды отцу (песнь 1) имеет отклик в возвращении тела Гектора его отцу
(песнь последняя) и т.д. Примерно так же в "Одиссее" начало и конец поэмы
посвящены эпизодам на Итаке, а композиционный центр отдан рассказу Одиссея
о его странствиях, в которых главное место занимает его спуск в Аид,
непосредственно перекликающийся с "Илиадой" (беседа Одиссея с душами Ахилла
и Агамемнона). Эта симметрия имеет большую смысловую нагрузку, образно
воплощая мифологические представления поэта о цикличном движении времени и
о сферическом устройстве гомеровского космоса. Ритмическая упорядоченность
помогает Гомеру как-то согласовывать и сглаживать многочисленные
противоречия, неувязки в тексте его поэм, служившие издавна аргументом
многих противников авторства Гомера. Эти неувязки в основном сюжетные: в
"Илиаде" один эпизодический персонаж убит (царь Пилемен, песнь 5), а в
песни 13 он оказывается жив и пр. Или в "Одиссее" главный герой только
ослепил Полифема (песнь 9), Афина же говорит Одиссею: ты разгневал
Посейдона "умерщвлением милого сына" бога (песнь 13). Но большинство
авторитетных гомероведов признает теперь, что древний поэт, комбинируя
различные мифы, мог не заботиться о согласовании всех мелких деталей друг с
другом. Тем более что и литераторы нового времени, замечая противоречия в
своих печатных произведениях, не всегда хотят исправлять их, как об этом с
улыбкой говорит Теккерей (см. Теккерей У.М. Собр. соч. - М., 1980. - Т. 12.
- С. 226). Для Гомера, как и для Шекспира, Сервантеса, Бальзака и др.
великих авторов, допускавших те или иные несогласованности в своих
произведениях, куда важнее была забота об единстве целого.
Ярко выражено стремление поэта придать этим объемным произведениям
определенную связность (через организацию фабулы вокруг одного основного
стержня, сходного построения первой и последней песен, благодаря
параллелям, связывающим отдельные песни, воссозданию предшествующих событий
и предсказанию будущих). Но более всего о единстве плана эпопеи
свидетельствуют логичное, последовательное развитие действия и цельные
образы главных героев.
Поэмы Гомера представляют целую галерею индивидуально обрисованных
типических образов.
Центральной фигурой “Илиады” является Ахилл, юный фессалийский
герой, сын Пелея и морской богини Фетиды. Ахилл - цельная и благородная
натура, олицетворяющая собой ту военную доблесть в понимании древних
героев, которая служит идеологической основой всей поэмы. Он чужд хитрости
и двоедушия. Из-за сознания своей силы и величия он привык повелевать. Гнев
его проявляется в самых бурных формах. Мстя троянцам за Патрокла, он
становится похож на какого-то демона-истребителя.
Такое же безумие видно и в надругательстве над трупом Гектора (XXII,
395-401) , и в том, что он убивает на могиле Патрокла двенадцать троянских
пленников. Еще ему даны черты певца-поэта (IX, 186) . Наконец, он
смягчается, видя перед собой слезы и ужасную мольбу отца, пришедшего к нему
за телом убитого им сына.
Образу главного героя ахейского войска соответствует фигура
троянского воителя Гектора. Хотя поэт никогда не забывает, что это -
представитель враждебного народа, к которому нельзя относиться как к
соплеменнику. Гектор является вождем троянского войска, и на него ложится
вся тяжесть войны. В трудные минуты он всегда впереди всех и подвергается
наибольшей опасности. Он обладает высоким чувством чести и пользуется общим
уважением и любовью. Он остается один на поле битвы, в то время как
остальные прячутся в городе. Ни мольбы отца, ни слезы матери не могут
поколебать его: долг чести в нем превыше всего. Ярче всего Гектор показан в
сцене свидания с Андромахой (VI, 392-502) , где мы видим его как мужа и
отца.
Если идеал воинской доблести дан в лице Ахилла, то носителем
житейской мудрости представляется Одиссей - герой “хитроумный” и
“многострадальный”. В “Илиаде” он выступает и как воин, и как мудрый
советник, но также и как человек, готовый на всяческий обман (X, 383; III,
202) . Само взятие Трои при помощи деревянного коня было делом его
хитрости. Всегда настороженный, он имеет наготове целый запас вымышленных
историй.
“В хитроватости, часто грубой и плоской, в том, что на прозаическом
языке называется “надувательством”. И между тем в глазах младенческого
народа эта хитрость не могла не казаться крайней степенью возможной
премудрости” [U3]1.
В обеих поэмах кроме главных героев выведено еще много
второстепенных. Некоторые из них обрисованы также очень яркими красками. В
“Илиаде” таких лиц больше чем в “Одиссее”.
Микенский царь Агамемнон, старший из Атридов, является предводителем
всего похода и называется “владыкой мужей” или “пастырем народов”. Менелай
- спартанский царь, муж похищенной Парисом Елены - главное заинтересованное
в войне лицо. Однако поэт изображает их обоих, далеко не привлекательными
чертами.
Обаятельными чертами наделен образ Нестора - вечный тип старца,
который любит вспоминать годы юности и давать свои наставления. Совершая
подвиги, он увлекается мечтой овладеть Троей и погиб от руки Гектора (XVI,
817-857) .
Престарелый троянский царь Приам обрисован исключительно
привлекательными чертами. Это тип настоящего патриарха, окруженного
многочисленной семьей. По старости он уступил право военачальника старшему
сыну Гектору. Он отличается мягкостью и обходительностью. Даже к
презираемой и ненавидимой всеми Елене он относится очень сердечно.
В “Одиссее” живо обрисована личность Телемаха. Поэма изображает
постепенный рост этого юноши. В начале поэмы он представлен еще совсем юным
и несамостоятельным, в чем он сам признается матери (XVIII, 227-232) . В
конце же поэмы он деятельно помогает отцу в расправе его с женихами. В этом
образе греки могли видеть тип идеального юноши - “эфеба”.
В поэмах встречаются и женские образы. Особенно выразительны образы
Андромахи и Пенелопы.
Андромаха - верная и любящая супруга Гектора. Она живет в постоянной
тревоге за мужа, который, как она видит, не жалеет себя, постоянно участвуя
в боях, “убить себя своей доблестью”. Судьба Андромахи глубоко трагична.
При разорении Ахиллом ее родного города Фив Плакийских убиты ее отец и
братья, а мать вскоре после этого умирает. Для Андромахи вся жизнь теперь в
ее любимом супруге. В конце поэмы она оплакивает своего мужа при погребении
(XXIV, 723-745) . Этот трогательный образ не раз привлекал внимание поэтов
и в позднейшие времена.
Образцом семейной добродетели и верности обрисована Пенелопа в
“Одиссее”. В течение двадцати лет, пока отсутствует Одиссей, она не
изменила к нему своих чувств и упорно верит в его возвращение. Положение ее
крайне трудное, так как она окружена недоброжелательными людьми, которые
считают ее вдовой и добиваются ее руки, надеясь таким образом получить и
царскую власть.
Противоположностью Пенелопе является в “Илиаде” Елена. Однако
преступление ее уже в прошлом; опьянение страстью, заставившее ее некогда
покинуть дом Менелая, сменилось горьким сожалением, и она, сознавая свою
ошибку, кается в этом перед Приамом (III, 173-176) . Елена исполнена
презрения к Парису, но богиня Афродита снова властно бросает ее в объятия
этого человека (III, 390-420) .
Таковы главные образы гомеровских поэм. Все они отличаются
цельностью, простотой, во многих случаях даже наивностью, которая
характерна для эпохи “детства человеческого общества”. Они обрисованы с
замечательной силой и жизненностью и отмечены глубочайшей человеческой
правдой.
Сюжетно-композиционные особенности и образная система поэм Гомера
«Одиссей» и «Илиада»
Назаренко Н.
Студентка 1 курса
Фак-та Журналистики