Реферат по предмету "Литература и русский язык"


Тютчев: Лирик - мыслитель - художник

Тютчев: Лирик - мыслитель - художник

Долгое
время в истории литературы господствующим было представление о Тютчеве как о
создателе отрешенных от действительности произведений "чистого
искусства". Именно такое представление десятилетиями прививалось школьным
и университетским преподаванием и стало обычным для широких кругов читателей.
Исследования последних лет дали основания утверждать, что творчество Тютчева -
одно из сложнейших явлений русской литературы, и эта сложность не позволяет
зачислить поэта, всю жизнь чуждавшегося литературных группировок, в ряды какой
- либо одной из них. В связи с этим, в беседе о Тютчеве должно найти отражение
все многообразие его поэтического наследия.

В
начале разговора со слушателями следует отметить, что знакомство с поэтом для
большинства из нас начинается в детстве, со стихов о природе. А потом, через
годы, все более и более углубляется наше представление о содержательно -
многозначном смысле тютчевских творений, о разнообразии, красоте и богатстве
созданных им поэтических образов.

Как
певец природы, Тютчев был первым и в своем роде единственным русским поэтом, в
творчестве которого ее образы заняли исключительное место. По словам К.Д.
Бальмонта, он, подобно Вордсворту и Шелли в Англии, "проник в душу
природы". Для него она - живое, одухотворенное существо. Но, наделяя
природу общечеловеческими свойствами, поэт часто пользовался ее образами для
раскрытия своих дум о человеке и его внутреннего мира, сложного как мироздание.
Иллюстрировать рассказ о Тютчеве - певце природы предлагаем следующими
стихотворениями: "Чародейкою зимою...", "Еще земли печален
вид...", "Смотри, как роща зеленеет...", "Есть в осени
первоначальной...", "Как весел грохот летних бурь...",
"Обвеян вещею дремотой...", "Есть в светлости осенних
вечеров..." и др.

Наряду
с лирикой природы видное место в творчестве поэта занимают стихи о любви. С
именем Тютчева связывают множество художественных открытий в изображении
любовных переживаний, в области психологии чувств, ведь почти вся его любовная
лирика в основе своей автобиографична.

Юношеские
строки его стихотворений 1823 - 1825 годов "Друг, откройся предо
мною...", "Твой милый взор, невинной страсти полный..." обращены
к первой сердечной привязанности - Амалии Крюденер. Спустя 13 лет после встречи
с Амалией, Тютчевым было написано стихотворение "Я помню время
золотое...", воссоздающее атмосферу прежней влюбленности. И уже на склоне
лет, в 1870 году, невзначай увидев графиню Амалию в курортном Карлсбаде, Тютчев
создал знаменитые строки:

Я
встретил Вас - и все былое

В
отжившем сердце ожило...

Ряд
стихотворений посвящены женам поэта. К Элеоноре обращено стихотворение
"Еще томлюсь тоской желаний...", чувством к Эрнестине вызваны строки
еще одного тютчевского шедевра - "Люблю глаза твои, мой друг...".

Однако,
большая часть стихотворений любовной тематики связана с именем Е. А.
Денисьевой. Взятые вместе, они представляют как бы лирическую повесть о любви
поэта к молодой девушке, выпускнице Смольного института, готовившейся стать
фрейлиной. Стихотворения названы "денисьевским циклом"
("Предопределение", "Я очи знал...", "Не говори: меня
он, как и прежде любит...", "О, не тревожь меня укорой
справедливой!...", "О, как убийственно мы любим...", "Не
раз ты слышала признанье...", "Последняя любовь" и некоторые
другие), и по глубине психологического раскрытия любовной темы не имеют себе
равных. Характер переживаний лирических персонажий в этом цикле существенно
меняется по сравнению с ранней лирикой поэта. Если прежде любовь рисовалась им
как светлое и гармоничное чувство, то в "денисьевском цикле" она
изображается как "роковая" страсть, приносящая с собой душевные муки
и даже гибель. Дополнением к рассказу о стихотворениях любовной тематики станет
музыкальное сопровождение - романсы на стихи Тютчева ("Последняя
любовь", "Все отнял у меня...", "Я встретил вас...").

Дальнейший
разговор о поэтическом наследии Тютчева можно продолжать своего рода
экспериментом. Обратитесь к слушателям, читая им следующие строки:

Слезы
людские, о слезы людские,

Льетесь
вы ранней и поздней порой...

Неистощимые,
неисчислимые, -

Льетесь,
как льются струи дождевые

В
осень глухую, порою ночной.

Или:


Эти
бедные селенья,

Эта
скудная природа -

Край
родной долготерпенья,

Край
ты русского народа.

Попросите
назвать имя автора. Это будет, как правило, Некрасов, Кольцов, Никитин, Есенин
и даже Рубцов. Вряд ли кто назовет Тютчева. И все потому, что долгое время для
широкого круга читателей он оставался певцом природы и любви, но народность его
поэзии ставилась под сомнение. А ведь философ Владимир Соловьев писал:
"Для Тютчева Россия была не столько предметом любви, сколько веры" -
"В Россию можно только верить...". Вера в Россию как страну,
противостоящую всеобщему европейскому разладу, несущую начала человеческого
единения и истинной религии, всегда воодушевляла его. Такие строки, как

Велико,
знать, о Русь, твое значенье!

Мужайся,
стой, крепись и одолей!

могли
быть рождены только народным поэтом, т.е. поэтом своего народа, всем своим
существом понимающим и знающим духовность великого людского мужества,
говорящего на том языке, на котором он пишет. Народным поэтом мы можем назвать
автора цитированных строк и потому, что душу своего народа он понимал в ее
тысячелетнем развитии, предчувствовал ее грядущее; его слова действительно
обращены к нам, к людям, живущим при великих потрясениях России:

О,
в этом испытанье строгом,

В
последней, роковой борьбе,

Не
измени же ты себе

И
оправдайся перед Богом...

Завершить
беседу можно оценками, данными творчеству Тютчева Тургеневым, Некрасовым,
Фетом, Майковым, Достоевским, Толстым и другими писателями и поэтами его круга
(см. раздел "Слово о Тютчеве"). Из их воспоминаний получилась бы
объемистая и занимательнейшая книга, каждая страница которой, при всей
сложности и неоднозначности чувств и оценок, запечатленных на ней,
перекликалась бы со всеми другими главным своим мотивом: восторгом,
восхищением, изумлением, преклонением перед невероятной, головокружительной
личностью гения и перед неповторимой вселенной его стиха.
Список литературы

Для
подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://lib.sportedu.ru http://vladimirbubnov.narod.ru/


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Public School Licensing Essay Research Paper Section
Реферат Информация как ресурс менеджера
Реферат Free Willy Why We Should Free
Реферат Денежная масса – важнейший количественный показатель денежного обращения
Реферат Violence In Televison Essay Research Paper Political
Реферат Машинная имитация случайной последовательности чисел
Реферат Показатели качества и эффективности управленческих решений
Реферат Курс лекций по Анализу хозяйственной деятельности
Реферат To Speed Or Not To Speed Essay
Реферат Организация и деятельность украинских националистов /Укр./
Реферат Этапы вхождения образа Америки в российское общественное сознание в
Реферат Теоретический анализ сущности, способов и методов регулирования естественных монополий
Реферат Field Of Dreams Essay Research Paper A
Реферат «Стратегический менеджмент»
Реферат Организация изготовления деталей корпуса судна в условиях корпусообрабатывающего цеха