Реферат по предмету "Исторические личности"


Леопард-2

Какизвестно, ФРГявляется активнойучастницейблока НАТО.Командованиебундесверанаряду с проведениемразличныхмероприятийв плане наращиваниябоевой мощивооруженныхсил большоевнимание уделяетоснащению ихновыми, болееэффективнымиобразцамиоружия и боевойтехники.
В зарубежнойпечати подчеркивается, что ЗападнаяГермания внастоящее времязанимает одноиз ведущих местсреди капиталистическихгосударствв области разработкии производствасовременноговооружения.Ее промышленностьпочти полностьюудовлетворяетпотребностибундесверав основныхвидах оружияи боевой техники, в том числебронетанковой.
Послесоздания всередине 50-хгодов бундесвераего сухопутныевойска оснащалисьглавным образомамериканскимиобразцамибронетанковойтехники, преждевсего танкамиМ47 и М48. Первыев последующембыли замененызападногерманскимитанками «Леопард-1», а вторые послемодернизации(установлены105-мм нарезнаяпушка и дизельныйдвигатель) былипереданытерриториальнымвойскам (650 единиц).
Донедавнеговремени основутанкового паркасухопутныхвойск ФРГ составлялитанки «Леопард-1»различныхмодификаций.Всего их насчитываетсяболее 2430 единиц.Затем их дополнили1800 новых танков«Леопард-2», поставки которыхбыли завершеныв середине 1987года.
О танке«Леопард-2»написано немало.В материалах, опубликованныхв зарубежнойпечати, даютсявысокие оценкибоевых характеристикэтой машины, которая сталапоступать ввойска с 1979 г.
В ходепроизводстваи эксплуатацииосуществляласьнеоднократнаямодернизациятанка «Леопард-2»по улучшениюхарактеристиквооруженияи защиты. Вместес тем, классическаякомпоновочнаясхема этоймашины практическиисчерпала своивозможностии не позволяетс помощью дальнейшеймодернизациирезко повыситьбоевые характеристикии особеннозащиты. Известно, что основнаязащита подобныхбронеобъектовсосредоточенаво фронтальнойчасти башнии корпуса (вугле ±30 от центральнойоси танка). Ноэти фронтальныефрагментызащиты позволяютбороться толькос такими классическимипротивотанковымисредствами, как бронебойныеподкалиберныеснаряды (БПС), ПТУР и другимибоеприпасами, имеющими настильнуютраекторию.Также известно, что крыша, борт, днище танка«Леопард-2» имеюттолщину броневыхлистов равную20… 70 мм. что неявляется серьезнойзащитой отновых образцоввысокоточногооружия, поражающегобоевые машинысверху. К томуже противотанковыемины обладаютвысокой эффективностьюпоражающегодействия снизу.Как следствие— защита танка«Леопард-2»позволяетбороться склассическимибоеприпасамиБПС и ПТУР (старыхмодификаций), но не с новымипротивотанковымисредствами(ПТС) (на тот моментвремени). дляболее точнойоценки поражающегодействия различныхПТС по танку«Леопард 2»необходимопроанализироватьконструктивныеи компоновочныехарактеристикиэтой машиныи некоторыенюансы ее создания.
В 1963 г.ФРГ и США приступилик разработкесовместногопроекта основногобоевого танкаМВТ-70, однакоразличноевидение будущеймашины специалистамидвух стран ипроблемы сменеджментомпрограммыпривели к прекращениюработ в 1970 г. Темне менее, опыт, полученныйпри созданиии испытанияхопытных МВТ70, не был потерян.И в США, и в ФРГприняли решениеразрабатывать«национальные»танки с использованиемтехнологийи конструкций, отработанныхна МВТ-70. В СШАтаким танкомстал М-1 «Абрамс», в ФРГ — «Леопард-2».
В ФРГтакже рассматривалисьвозможностиглубокой модернизациисостоявшихна вооружениибундесвератанков М48A2С илигерманских«Леопард-1». Намодернизацииможно былосэкономитьзначительныесредства, нооценка проектапоказала, чтодоработанныемашины не смогутэффективнобороться сновыми танкамисоветскойконструкции.
Проектированиетанка Kampfpanzer-2, он же«Кейлер», онже «Леопард-2», началось в 1967г. и некотороевремя велосьпараллельнос работами поМВТ-70. Послеаннулированияпрограммыамерикано-западногерманскоготанка, разработка«Леопарда-2»получила наивысшийприоритет средивоенных программбундесвера.Работы по танкувзял под личныйконтроль тогдашнийминистр обороныФРГ ГельмутШмидт. Так жекак и при разработке«Леопарда-1», в созданиивторого послевоенногогерманскогоосновногобоевого танкаучаствовалонесколько фирм.Главным подрядчикомвыступала фирмаКраусс МаффсйАГ; специалистыфирмы Поршеотвечали заобщие вопросыпроектированиявсей конструкциии детальноразрабатывалиходовую часть; фирма Вегманнразрабатывалабашню, а фирмаАЕГ Телефункен— систему управленияогнем.
В процессеразработкенового танкавсе его основныеузлы проходилижесткие испытанияна стендах, ходовых макетахи в климатическихкамерах. Параллельнорассматривалисьдва варианта:«Леопард-2К»с пушечнымвооружениеми «Леопард-2РК»с противотанковымракетным. В1971 г. работы посозданию последнегобыли прекращены.К 1974 году былопостроено 16корпусов и 17башен танка«Леопарл-2К».
Заключительныйэтап испытанийпрототиповнового танкапроводилсяв феврале — мае1975 г. на полигонахШило в Канадеи Юма в США. Выборзаокеанскихполигоновдиктовалсянеобходимостьюобкатать машиныв различныхклиматическихусловиях. ВАмерику былидоставленычетыре танка, два вооруженные120-мм пушкамиRh-120 и два — со 105-ммнарезнымиорудиями L7. Экипажибыли укомплектованывоеннослужащимиУчебного центрабундесвера, расположенногов Мюнстере.
В течениепервых пятинедель испытанийчетыре танка«Леопард»наездили примерно1450 км в снегахполигона Шило.Кроме проверкиходовой частипроводилисьбоевые стрельбы, было выпущено436 снарядов сместа и в движении, причем основнойупор делалсяна проверкувозможностейновейшей 120-ммгладкоствольнойпушки; из обоихтаких орудийбыл произведен401 выстрел, в товремя как из105-мм пушек — всего35. Испытанияпоказали, чтомеханическиехарактеристикиходовой частитанка в условияхнизких температурполностьюудовлетворяюткомандованиебундесвера.Двигателизапускалисьбез предварительногопрогрева притемпературе18° С; при -30° С требовалсяпрогрев, послекоторого дизелизапускалисьбез проблем.Подвижностьтанка по глубокомуснегу такжебыла вполнеудовлетворительной.В то же времяотстрел орудийпоказал ухудшениекучности стрельбы, хотя требованиек сроку службыстволов оговаривало1000 выстрелов.
Заключительныйэтап испытанийпроводилсяс 21 апреля по20 мая на полигонеЮма, штат Аризона.Ходовая частьтанка в условияхжары уже быладостаточноиспытана вучебном центре«41» бундесвера, расположенномв Трире, поэтомуосновной упортеперь делалсяна проверкуфункционированияорудий и системыуправленияогнем. Четыретанка в ходеэтих испытанийпрошли 1750 км ипроизвели 1653выстрела боевымиснарядами, изкоторых 801 выпущениз 105-мм пушеки 852 — из 120-мм. 52 120-ммснаряда быловыпущено с ходупо движущейсяцели на дистанции800-1000 м, 44 поразилицель. Вероятностьпоражениядвижущейсяцели при стрельбес ходу, такимобразом составила85%. Механическаячасть продемонстрироваланеограниченнуювозможностьиспользованиятанков «Леопард-2К»при температуреокружающеговоздуха до +45° С.
Танкспроектированпо классическойсхеме: отделениеуправлениеспереди, боевоеотделение всредней частии МТО — в кормовой.В отделенииуправленияразмещаетсяводитель, основнаячасть боекомплектаи фильтро-вентиляционнаяустановка.Рабочее местоводителя смещенок правому борту; сиденье водителярегулируетсяпо высоте иможет устанавливатьсяв два положения: по боевому —при закрытымлюке и по походному— с открытымлюком. Для наблюденияза местностьюперед люкомустановленытри перископическихсмотровыхприбора.
Главноевнимание приразработкетанка уделялосьогневой мощи, поэтому неслучайно, что вопрос окалибре орудиястал наиболееболезненным.Параллельноотрабатывалисьтанки со 105-ммнарезной пушкой(ими были вооруженыдесять опытныхмашин) и со 120-ммгладкоствольной(семь танков).«Леопард-2» сталпервым западнымтанком, оснащенным120 мм гладкоствольнойпушкой.
Гладкоствольныепушки имеютболее высокоедавление вканале ствола, вследствиечего способныразогнатьснаряд на болеекоротком участке.Иначе говоря, возможно уменьшитьдлину ствола.Так пушка Rh-120короче английскойнарезной 120 ммпушки L11 (длинаствола Rhl20 5520 мм,L11 — 6120 мм), хотяначальнаяскорость снаряда, выпущенногоиз немецкогоорудия выше, чем у выпущенногоиз английскойпушки, 120 мм орудиекороче и 105-ммнарезной пушкитанка «Леопард-I»(на 45 мм), при этомоно имеет большийвнутреннийи наружныйдиаметры, аследовательно— обладаетбольшей изгибнойжесткостью, что уменьшаетошибку вибрационногорассеиванияснарядов пристрельбе сходу. Болеекороткий стволорудия облегчаетего балансировкуи упрощаетстабилизациюпри движениитанка; в результатетакже повышаетсяточность стрельбыс ходу. Гладкийствол менееподверженэрозии пороховыхгазов, а егосрок службыпримерно в двараза выше, чему нарезного.К тому же производствогладкоствольныхпушек обходитсядешевле. В тоже время гладкоствольныеорудия не лишенынедостатков, главные из нихсвязаны сбоеприпасами.Номенклатураснарядов ктаким пушкамболее ограниченная, чем к нарезным.В середине 70-хгодов имелосьвсего два типавыстрелов к120-мм пушке Rh-120.Снаряды гладкоствольныхорудий длястабилизациитраекторииимеют оперение, что на 20% снижаетмассу взрывчатоговещества.
Установкаболее тяжелого, чем 105-мм пушкаL7, 120-мм орудияфирмы Рейнметаллпотребовалозначительноусилить противооткатныеустройства.Приводы наведенияпушки и поворотабашни — гидравлические; в аварийномрежиме прицеливаниеорудия такжеосуществляетсяс помощьюгидроприводов, для чего у наводчикаустановленыдве ручныепомпы. Пушкастабилизированав двух плоскостях.Система стабилизацииразработанаамериканскойфирмой Кадиллакдля танка МВТ70. но перед установкойна «Леопард»ее значительномодернизировалиспециалистыгерманскихфирм АЭГ-Телефункени ФейнмашинишеВерке Майнц.В середине 70-хсистема стабилизацииорудия танка«Леопард-2К»считаласьлучшей в мире.С пушкой спаренпулемет MG3 калибра7.62 мм.
Основнымприцелом наводчикаявляется EMES-12, разработанныйфирмой Цейсс.В прицел интегрированылазерный истереоскопическийдальномеры.Бинокулярныйстереоскопическийдальномер имеетбазу 1, 72 м и 8- или16 кратное увеличение.Комбинациядвух дальномеров, использующихразличныепринципы дляопределениярасстояниядо цели, позволяетповыситьдостоверностьи точностьизмерения. Вкачествевспомогательногонаводчик используетмонокулярныйперископическийприцел TZF-1A, аналогичныйустановленноена танке «ЛеопардI». У командираустановленпанорамныйперископическийприцел PERI-R-12 состабилизированнойлинией визирования.Командир имеетвозможностьсамостоятельнонаводить пушку, для чего применяетсямеханизмсинхронизацииоптическойоси прицелаи оси стволаорудия.
Длянаблюденияв темное времясуток используютсяактивные ИКприборы ночноговидения инаблюдательныеустройствас электронно-оптическимиусилителями.В отличие оттанка «Леопард-1», ИК прожектор«Леопарда-2К»установленстационарнои прикрыт башеннойброней. Использованиеактивных приборовночного виденияпредусматривалосьтолько в случаеневозможностиработы приборовс электронно-оптическимиусилителями, посколькуизлучениеИК-прожекторасильно демаскируеттанк.
Напрототипахиспытывалисьдве различныхсистемы управленияогнем — фирмЦeйсс/Элтро иАЭГ-Тслефунксн.Обе системыпостроенывокруг ЭВМFLER-H фирмы АЭГТелефункен.Системы управленияогнем вырабатываютданные длястрельбы (углывертикальногои горизонтальногонаведенияпушки) с учетоматмосферныхусловий, типабоеприпаса, пространственногоположениятанка, расстояниядо цели. Дляприцеливаниянаводчикунеобходимотолько выбратьмишень и наложитьна нее маркер.Обнаружитьзамаскированныецели помогаетспециальныйдатчик, реагирующийна их тепловоеизлучение.
Немецкиеконструкторыв течение долгоговремени придерживалисьвзгляда, чтолучшей защитойтанка являетсяего высокаяподвижность.В русле даннойконцепции дляустановки натанк МВТ 70 былспроектированмощный двигатель, который безизмененииустановилина «Леопард2К». Моторносиловая установкаобъединенав единый конструкционныйблок; в полевыхусловиях егоможно заменитьза 15 минут. Двигательв МТО расположенвдоль корпусатанка, а междуМТО и боевымотделениемустановленаогнеупорнаяперегородка.
«Сердцем»блока являетсямноготопливныйV образный 12цилиндровыйчетырехтактныйдизельныйдвигатель MB873 мощностью1500 л. с. при 2600 об/мин.Двигательотносится кдизелям предкамерноготипа, имеетжидкостноеохлаждениеи турбонаддув.Дизель по темвременам чрезвычайнокомпактный, в одном кубическомметре дизеляМВ-873 содержится892 лошадиныесилы, что болеечем вдвое превосходитаналогичныепоказателидвигателейтаких западныхтанков, как«Чифтсн», М-60А1, АМХ-30, Strv-103, Pz. 68. Отношениемассы к мощностиу дизеля МВ-873составляет1, 57 кг/л. с., что на47% больше, чему дизеля МВ-838танка «Леопард-1».
Надвигателесмонтированыдва турбокомпрессораи два интеркулера, включенныев общую системуохлаждения.Воздух дляпитания двигателяпоступает черездва воздухозаборника, расположенныена крыше МТОи прикрытыесверху кормовойнишей башни, в два воздухоочистителя, закрепленныес двух сторонна двигателеи соединенныекороткимипатрубкамис турбокомпрессорами.Воздухоочистители— двухступенчатые.В качествепервой ступенииспользуетсяциклон, а в качествевторой — сменныекассеты сфильтрующимиэлементами.Пыль, отфильтрованнаяна первой ступениудаляетсяэлектровентиляторами.
Надкартером трансмиссиирасположеныдва кольцевыхрадиаторасистемы охлаждения, в центре которыхустановленыцентробежныевентиляторыс приводом оттрансмиссиичерез гидромуфту.Гидромуфтапозволяетосуществлятьбесступенчатоерегулированиескорости вращениявентиляторовв зависимостиот температурыохлаждающейжидкости. Мощность, затрачиваемаяна приводвентиляторов, достигает 220л. с. Воздух дляохлаждениядвигателяпоступает черезкруглые решеткина крыше МТОи выбрасываетсявместе с выхлопнымигазами черезрешетки накрыше корпуса.
Припреодоленииглубоких водныхпреград охлаждениедвигателяосуществляетсязабортнойводой, поступающейв радиаторы, вентиляторыпри этом отключаются.Встроеннаясистема клапанов, при этом, обеспечиваетперекрытиеотверстийвоздухозаборников.Воздух в МТОпоступает иличерез люк командира, или черезтелескопическуютрубу-лаз.
ТрансмиссияHSWL-354/3 фирмы Ренкгидромеханическаяс блокируемымкомплекснымгидротрансформатором,4- ступенчатойпланетарнойкоробкой передачи дифференциальнымдвухпоточныммеханизмомповорота сгидрообъемнойпередачей.Гидротрансформаторвыключаетсяс помощьюблокировочногофрикциона.
Коробкапередач состоитиз трех планетарныхрядов с дисковымитормозами, обеспечивающимивключение 1, 11и III передач, иблокировочногофрикциона длявключения IVпередачи. Реверсвключаетсяс помощью фрикционныхэлементов; ондает возможностьбыстрого переключенияс переднегона задний ходв момент когдатанк еще продолжаетдвигатьсявперед (со скоростьюне более 8 км/ч).Применениегидрообъемнойпередачи механизмаповорота позволяетпроизводитькинематическоерегулированиерадиуса поворотапо аналогиис автомобилеми уменьшаетдинамическиенагрузки натрансмиссиюи ходовую часть.Гидрообъемнаяпередача состоитиз регулируемогоаксиально-поршневогонасоса и нерегулируемогогидромотора.Качающаясяшайба гидронасосасвязана черезтягу с сервоприводомштурвала управленияповоротомтанка. Поворотштурвала регулируетпроизводительностьнасоса.
В трансмиссииустановленаавтоматическаягидродинамическаямуфта, выполняющаяследующиефункции:
— увеличениекрутящегомомента гидромоторас возрастаниемнагрузки прималых радиусахповорота;
— торможениетанка в сочетаниис двумя механическимиостановочнымитормозами.
Муфтавключаетсяи работает какгидрозамедлительдо 15 град. ходапедали тормоза; в остальномдиапазоне когдаона работаетсовместно состановочнымитормозами. Врезультатеобеспечиваетсяуменьшениеизноса металлокерамическихдисков тормозови высокое замедлениетанка при торможении— до 5, 5 м/с2. Бортовойредуктор —планетарный, передаточноечисло — 4,67.--PAGE_BREAK--
Электрооборудованиевключаетбесконтактныйсинхронныйгенераторпеременноготока и шестьаккумуляторныхбатарей. Мощностьгенератора20 кВт, масса —24,6 кг. Суммарнаяемкость батарей300 А.ч. Пуск двигателяосуществляетсяэлектростартером.Для облегченияпуска в зимнеевремя используютсясвечи накаливания, установленныев предкамерах, а при температурениже -20° С производитсяпредпусковойпрогрев двигателяот обогревателя.
Топливныебаки общейемкостью 500 лнаходятся вМТО, еще двабака емкостью700 л — на надгусеничныхполках. Системауправлениятрансмиссией— механо-электрогидравлическая, обеспечиваетавтоматическоепереключениепередач. Управлениемеханизмомповорота —гидравлическое, от штурвала; привод управленияостановочнымитормозами —механический.Система управлениядвигателеми трансмиссиейпозволяетуправлятьтанком, в случаенеобходимости, командиру.
Ходоваячасть танкавыполнена посемиопорнойсхеме с заднимрасположениемведущих колес.Индивидуальнаяторсионнаяподвеска былавыбрана специалистамифирмы Поршепосле длительногоанализа различныхвариантов, которые моглибы обеспечитьхорошую подвижность; решающим факторомв пользу торсионовстали финансовыеограничения.Гидропневматическаяподвеска сулилалучшие характеристики, но ее отработкатребовалазначительныхкапиталовложений, тем не менеедва прототипаимели такуюподвеску потипу подвескитанка МВТ-70.Основное жевнимание былососредоточенона торсионнойподвеске.Моноторсионыдиаметром 62мм, длиной 2100 ммимеют повышеннуюпрочность имонтируютсяна всю ширинукорпуса. Наподвесках трехпередних и двухзадних опорныхкатков каждогоборта установленыфрикционныеамортизаторыдвухстороннегодействия, а наограничителяхкатков этихподвесок —гидроупоры.Конструкторыпошли на определенныйриск, применивподобныеамортизаторы, так как ихэффективностьсильно зависитот температурывоздуха, степениизноса, а реальныйкоэффициентфрикции установленногона танке амортизаторас трудом поддаетсяпроверке. Темне менее, разработчикиприняли решениео разработкеамортизаторовновой конструкцииспециальнодля танка«Леопард-2».Динамическийход опорногокатка — 320 мм, полный ходкатка 526 мм.
Опорныекатки двускатныес резиновымишинами и съемнымидисками изалюминиевогосплава, ступицы— стальные.Диаметр катков, по сравнениюс танком «Леопард-1», увеличен с 660мм до 700 мм. Поддерживающиекатки односкатные, обрезиненные, установленыв шахматномпорядке, почетыре на борт.Направляющиеколеса по конструкциианалогичныопорным каткам, однако их диаметрменьше 600 мм.Ведущие колесаимеют стальныесъемные зубчатыевенцы.
Гусеницыс резинометаллическимишарнирами иобрезиненнойбеговой дорожкой, шаг гусеницы184 мм. Для уменьшениядавления нагрунт фирмаДиль разработалановые тракишириной 635 мм; в пазах тракакрепятся пружиннымизащелками подве асфальтоходныеподушки. Дляувеличениясцепления придвижении поснегу, льду илискользкомугрунту частьподушек (до 10на гусеницу)может заменятьсясъемными стальнымигрунтозацепамиХ-образнойформы. В приливахпо краям траковимеются по дваконическихотверстия, вкоторые дляпреодолениякоротких участковтяжелых грунтовзабиваютсязаостренныестержни-шпоры.Кроме того, дляснижения среднегоудельногодавления нагрунт при движениипо рыхломугрунту на каждый8-й или 9-й тракмогут устанавливатьсяуширители.
Требованияк бронезащитетанка, сформулированныеминистерствомобороны ФРГ, были оченьвысокими ивыполнить ихпутем простогоувеличениятолщины брони, не превысивоговореннуюмассу танкав 50 т, не представлялосьвозможным.Повышениеуровня защитыэкипажа отпротивотанковыхсредств достигнутоза счет применениясварных конструкцийкорпуса и башнис использованиеммногослойнойброни и комплексаконструктивно-компоновочныхмероприятий.Увеличенадифференциациятолщины бронипо периметрутанка; за счетослаблениябронированияна второстепенныхучастках (толщинаброни бортови крыши корпусаи башни — 20-70 мм)резко увеличенатолщина бронилобовых фрагментов.
Верхнийлобовой листкорпуса имеетбольшой уголнаклона (81°), аформа башнив плане выполненаклинообразной.Ряд элементовконструкциииспользуютсяв качестведополнительнойзащиты, так, расположенныев переднейчасти надгусеничныхполок топливныебаки уменьшаютвероятностьпораженияводителя приобстреле сбортов. На бортахкорпуса установленырезиновыеэкраны, армированныеброневымипластинами.С целью повышенияпротивоминнойстойкостиусилено днищекорпуса и егосоединениес бортами. Наиболееважные оптическиеприборы могутзакрыватьсябронированнымистворками. Вцелом, по уровнюбронезащитытанк «Леопард-2К»превосходитсвоего предшественникапримерно в 1, 4раза.
Леопард-2АV 
Программаединогоамерикано-западногерманскогоосновногобоевого танкапотерпелафиаско, однаковоенные обеихстран не хотелиотказыватьсяхотя бы от частичнойстандартизациибоевых машин.В 1974 г. между ФРГи США было заключеносоглашениео стандартизацииотдельныхкомпонентов(основное вооружение, боеприпасы, система управленияогнем, двигатель, трансмиссия, гусеницы)перспективныхтанков — американскогоХМ-1 и немецкого«Леопард-2».Согласно соглашениюконструкторыфирмы Поршеразработалимодификациютанка «Леопард-2К», получившуюобозначение«Леопард-2АV»(АV — Austere Version). Даннаямодификацияпослужилабазовой машинойдля серийныхтанков «Леопрад-2А».Отдельныеоптимисты пообе стороныокеана не исключалипринятия навооружениеармий США и ФРГили ХМ-1, или«Леопарда-2АV», а в случае успеханемецкой конструкции— возможностипроизводства«Леопарда»в США.
Опытныйобразец «Леопарда-2АV»был готов в1975 г. Основноеего отличиеот танка «Леопард-2К»заключалосьв установкебашни новойконструкциис усиленныммногослойнымбронированием.Топливные бакии боеприпасыбыли размещеныв специальныхвзрывобезопасныхконтейнерах.По-прежнемутак и не былрешен вопросо типе орудия.К 1976 г. испытанияпроходили танкс башней Т-20, вооруженный120-мм гладкоствольнойпушкой Rh-120, и танкс башней Т-19, вооруженный105-мм нарезнойL-7. Надо сказать, что сами немцык 1976 г. склонялиськ установки120-мм пушки, однакоих заокеанскиеколлеги не былиуверены вправильноститакого решения.Опытные танкиотличалисьне только пушками; в башне Т- 20 (башня20-го прототипатанка «Леопард-2»)была установленасистема управленияогнем германскойфирмы АЕГ-Телефункен, а в башне Т-19 (башня19-го прототипатанка «Леопард-2»)— американскойфирмы Хьюз.Таким образом, немцы делалиставку на 120-мморудие, американцы— на 105-мм. Будущеепоказало правотузападногерманскихконструкторов.
В 1976 г.танки былидоставленыв США на Абердинскийполигон дляпроведенияиспытаний(испытанияпроходили ссентября 1976 г.по январь 1977 г.), которые проводилиисключительноамериканцы.Германскуюсторону наиспытанияхпредставлялатолько команданаблюдателей.Условия испытанийбыли максимальноприближенык условиям, вкоторых проверялсятанк ХМ-1. ПрототипЖ 19, вооруженный105-мм пушкойпредназначалсядля баллистическихиспытаний. В120-мм пушку американцыне верили и с20 -го прототипабашня быладемонтированаеще в ФРГ. Вместобашни былаустановленацилиндрическаяболванка смассой, аналогичноймассе башниТ-20. Этот танкпредназначалсядля ходовыхиспытаний.Программаиспытаний быласогласованапредставителямиСША и ФРГ. Единственнымпунктом, вызвавшимнеудовольствиенемцев сталотказ американскихвоенных установитьсистему юстировкиствола, котораяявлялась составнойчастью системыуправленияогнем танка«Леопард-2АV».Результатыстрельб былиединственнымпоказателем, по которому«Леопард-2»уступил ХМ-1.
Испытаниявключали проверкуразгонных итормозныххарактеристик, преодолениеподъемов испусков, движениепо наклоннойповерхности, марш протяженностью3000 миль (4820 км) пошоссе и пересеченнойместности.«Леопард»перекрыл всеамериканскиенормативы длятанков ХМ 1. Нормативдля американскоготанка предусматривалдостижениескорости 32 км/ч(20 миль/ч) притрогании сместа за 9 с; немецкие танкиразогналисьодин за 7, 0 с, другойза 7, 7 с. 20-й прототиппреодолел 3000миль без серьезныхполомок за 17дней, в то времякак прототипХМ-1 фирмы ДженералМоторс за 21 день, а опытный ХМ-1фирмы Крайслерза 24 дня. За времямарша у танка«Леопард-2»нареканиявызвали толькоподдерживающиегусеницу катки, без измененийперенесенныена него с танка«Леопард-1». Вбудущем ихтребовалосьусилить. Надежностьходовой частитанка и егосиловой установкиоказаласьсюрпризом дажедля разработчиков«Леопарда».Были отмеченылишь поломкимикропереключателейв системе управленияи разрыв сварногошва в теплообменнике.В целом обапрототипанаездили в СШАпорядка 6000 км, при этом ниразу не потребовалосьменять двигателиили трансмиссии.Прекраснозарекомендоваласебя системаохлаждения, несмотря нато, что во времяиспытанийтемпературавоздуха было+30-35° С.
Баллистическиеиспытанийпроводилисьтолько дляпрототипа Ж19 танка «Леопард-2».Стрельба веласьс трех различныхтипов траковна дистанцииот 1500 до 2500 м, всегобыло произведенопорядка 3000 выстрелов.Конструкторамфирмы Краусс-Маффейбыла хорошоизвестна особенностьанглийскойпушки L7, установленнойна танке «Леопард-1», быстро нагреватьсяв процессестрельбы и, вследствиеэтого, стволпрогибался, что приводилок повышенномурассеиваниюснарядов. Поэтомуна «Леопарде-2»они ввели минутнуюостановкустрельбы послекаждого десятоговыстрела, совмещеннуюс юстировкой, которая производиласьоптическимприцелом наводчикаи коллиматором, установленномна дульномсрезе. Американцытакже использовалитакие орудияна танках М-60, но им удалосьдобиться большейскорострельностибез ухудшениякучности стрельбы, и их не устраивалоснижение темпастрельбы согласнонемецкой методике.В целом результатыбаллистическихиспытаний«Леопарда-2»оказалисьнесколько хуже, чем у обоихпрототиповХМ-1. Немцы пыталисьоспорить полученныеиспытания, мотивируя вчастностинетипичнымидля Германииусловий, в которыхвелась стрельба; характерно, что «нетипичностьусловий» ходовыхиспытанийзападногерманскиенаблюдателине оспаривали.Все же результатыбаллистическихиспытаний былидля «Леопарда»совсем не плачевными.Система управленияогнем в концестрельб функционировалатак же надежно, как и в начале.Возможностькомандира танкаприцеливатьорудие и производитьвыстрел независимоот наводчикарезко уменьшалавремя реакциина угрозу ипроизвелабольшое впечатлениена американцев.
Каки в случае сМВТ-70, каждаястрана пошласвоим путем, и даже намеченнаяпрограммастандартизацииотдельныхконструкционныхузлов основныхбоевых танковбыла сильноурезана. Последняяпопытка былапредпринятав 1977 г., когда наодин из опытных«Леопардов»был установленгазотурбинныйдвигательAGT1500 танка ХМ-1. Вноябре тогоже года этоттанк испытывалсяна западногерманскихполигонах.Результатыиспытанийвпечатленияна консервативныхнемцев не произвели— они осталисьверны «старому, доброму» дизелю.
Леопард-2А 
Посколькупрограмма«единого» танкав очереднойраз с трескомпровалилось, министерствуобороны ФРГв 1977 г. ничего неоставалось, как разместитьзаказ на производство1800 танков «Леопард-2»только длябундесвера.Установочнаяпартия из 30 машинвыпускаласьс октября 1979 г.на заводе фирмыКраусс-Маффейв Мюнхене; с1980 г. танки началиизготавливатьна заводе фирмыМаК (Крупп МаКМашиненбау)в Киле. Первыйсерийный танк«Леопард-2» былпередан бундесверу25 октября 1979 г. Кконцу 1981 г. темпвыпуска танковдостиг 20 машинв месяц, а максимальныйтемп выпускадля обоих заводовсоставил 25 танковв месяц (длясравнения: одинУралвагонзаводв Нижнем Тагилев 80-е годы выпускалпо 40-50 танковежемесячно).В середине 1987г. программасерийногопроизводстватанков для нуждбундесверабыла завершена;990 машин былисобраны в Мюнхене,810 — в Киле. В 1988-1990гг. было дополнительнопостроено 250танков «Леопард-2»для бундесвера.
В изготовлениитанков «Леопард-2»принималоучастие более1500 фирм; генеральнымподрядчикомявлялась фирмаКраусс-Маффей, отвечавшаяза поставкутанков, запасныхчастей, документации, тренажеров, техническоеобслуживаниеи ремонт. Двигателиизготавливалисьна заводе фирмыMTU в Фридрихсгафене, трансмиссия— на заводефирмы Ренк вАугсбурге ит.д.
Хотяпервый «Леопард-2»официальнобыл переданбундесверу25 октября 1979 г., повседневнаяэксплуатацияэтих машинстроевымиподразделенияминачалась в 1982г.
Танки«Леопард-2» длябундесверавыпускалисьвосьмью партиямив четырехмодификациях«Леопард-2»,«Леопард-2А1/АЗ/А4».Танки первойпартии «Леопард-2»строились соктября 1979 г. помарт 1982 г. (поставлено380 танков). Перваяпартия танков«Леопард-2А1»— 450 машин, строилисьс марта 1982 г. поноябрь 1983 г., вторая— 300 танков — сноября 1983 г. поноябрь 1984 г. 300 танков«Леопард-2АЗ»было построенос ноября 1984 г. помарт 1987 г. 370 танков«Леопард-2А4»было построенос декабря 1985 г.по март 1987 г., в1988 г. было изготовленоеще 108 машин этоймодификации,108 — в 1989 г. и 34 такихтанка в 1990 г. и еще55 — до 1992 г. В дополнениек первоначальномузаказу на 1800танков, бундесверзаказал еще325 машин, частьиз которыхпредназначаласьдля восполнениятанков «Леопард-1», снятых свооруженияи проданныхв Турцию.
Внутреннийобъем танка«Леопард-2»составляет19, 4 м3, из них 2, 3 м3приходитсяна отделениеуправления,10, 1 м3 на боевоеотделение и6, 9 м3 на МТО. Ходоваячасть, отделенияуправленияи моторно-трансмиссионное, а также силовойблок танка«Леопард-2» безсущественныхизмененийпозаимствованыу танков «Леопард-2»и «Леопард-2АV».За счет установкидвух дополнительныхаккумуляторов(восемь вместошести на предыдущихмоделях) до 500А. ч. возросласуммарнаяемкость батареи.Для защитыбортов корпусаустановленыновые экраны, передняя частькоторых (прикрывающаяотделениеуправления)изготовленаиз разнесенноймногослойнойброни. Передниесекции экрановимеют толщину110-120 мм и для уменьшенияширины корпусапри перевозкахтанка, а такжедля осмотраи техническогообслуживанияходовой части, могут откидыватьсявверх на специальныхкронштейнах.Несколькоизменилосьрасположениесмотровыхприборовмеханика-водителя, два неподвижныхприбора установилив крышке люка, один — в корпусеперед люком.Центральныйприбор, имеющийувеличенноеполе зрения, может заменятьсяподсветочнымприбором ночноговидения PERI D53 (подсветкаосуществляетсяот фар, установленныхна верхнемлобовом листекорпуса). Суммарноеполе зрениятрех наблюдательныхприборов 140°.Сам люк имеетизмененнуюпо сравнениюс люком водителятанка «Леопард-2К»форму.
Накорпусе танкаустановленатрехместнаясварная башня.Конструкциябашни аналогичнабашне прототипаЖ 20. В башне установлена120-мм гладкоствольнаяпушка Rh-120. Соединениествола пушкис казенникомвыполненобыстроразъемнымс помощью секторнойрезьбы. Затвор— вертикальный, клиновой. Монтажи демонтажпушки осуществляетсячерез амбразуру, без снятиябашни с танка.Центр тяжестикачающейсячасти орудиянаходится врайоне осицапф. На пушкесмонтированодва симметричнорасположенныхтормоза отката.С целью исключениязначительныхнагрузок привыстреле наконструкциюбашни и, в особенности, на элементысистемы управленияогнем, максимальнаясила сопротивленияоткату оставленана уровне танка«Леопард-1» ине превышает69 тс, в то времякак длина откатаувеличена с300 до 340 мм. Благодарязначительноймассе орудиявместе с бронемаской(4290 кг) и отсутствиюдинамическогоплеча, влияниевыстрела наухудшениеточности стрельбысведено к минимуму.Ствол пушкиимеет выполненныйиз стеклопластикатеплозащитныйкожух; ближек казеннойчасти стволаустановленэжектор дляудаления пороховыхгазов, эксцентричнаяустановкаэжектора неуменьшает угласнижения пушки.Внутренняяповерхностьствола хромированная, живучестьствола рассчитанана 500 выстрелов.
Дляпушки Rh-120 разработанодва типа унитарныхвыстрелов сосгорающейгильзой иметаллическимподдоном: бронебойныйподкалиберныйснаряд ДМ23 (масса18, 6 кг, сердечникиз вольфрамовогосплава) икумулятивно-осколочныйДМ 12 (масса 23, 2 кг).В 1987 г. на вооружениебыл принятбронебойныйподкалиберныйснаряд ДМЗЗ.После выстрелаэкстрактируемыеподдоны гильзпопадают взакрепленныйна пушке гильзосборник.Для удаленияподдонов изагрузки боекомплектаиспользуетсялюк в левомборту башни.Заряжение пушкипроизводитсявручную. Боекомплектсоставляет42 выстрела. Частьбоекомплекта(15 выстрелов)размещена вудобной длядоступа укладкев левой частикормовой нишибашни за бронированнойперегородкой.Время на циклзаряжения изэтой укладкисоставляетшесть секунд.Остальная частьбоекомплекта(27 выстрелов)находится вукладке, размещеннойв отделенииуправления, слева от меставодителя.
Высотабашни от вращающегосяполика до крышисоставляет1650 мм — величина, минимальнодопустимаядля обеспечениянормальныхусловиях работызаряжающегостоя. Местонаводчикарасположеновпереди справаот пушки, местокомандира —сзади и нескольковыше, заряжающийнаходится слеваот орудия.
Системауправленияогнем разработанафирмой «КруппАтлас — Электроник»на базе аналогичнойсистемы фирмыХьюз, созданнойдля танка ХМ-1.СУО позволяетэкипажу обнаруживать


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.