Роль внутреннего монолога в создании характера героя.
(По одному из произведений русской литературы XIX
века.)
Центральное
место в драме «Гроза» занимает образ Екатерины. Главное, что выделяет ее из
среды русских женщин того времени, это вольнолюбие, та любовь к свободе,
которую никому не удалось задушить. Моральную чистоту, красоту русской женщины
из народа ее ненависть к деспотизму и стремление к свободе, ее способность не
только терпеть, но и отстаивать свои человеческие права воплотил Островский в
образе Катерины.
Катерина
росла под крылом нежно любящей ее матери. «Маменька во мне души не чаяла,
наряжала меня, как куклу… Что хочу, бывало, то и делаю», - рассказывала она Варваре.
С детства знала Катерина нежность, ласку, заботу. Природа наделила ее умом,
горячим сердцем. Окружающие ее условия привили и развили в ней серьезное
отношение к жизни, чувство красоты твердость характера, влечение к свободе.
Живя
в окружении трудового народа, Катерина впитала в себя основные черты народного
характера: честность, правдивость, искренность, прямоту в отношениях с людьми.
Катерину,
вопреки ее воле выдали замуж за бесхарактерного сына купчихи Кабанихи.
Подчинясь родительскому приказу, Катерина искренне думала выполнить долю
любящей жены, хотя любви к Тихону у нее не было. После привычной воли и ласки в
родительском доме она попала в обстановку грубого и грозного окрика, затаенных
слез, рабской покорности и обмана. И из родного дома, где она жила, «точно
птичка на воле», принесла Катерина в это мрачное царство произвола Кабановых,
любовь к свободе.
Катерина
чувствует в себе силу к воле, счастью и часто мечтает о полете.
«Отчего
люди не летают!» - и ей хочется летать. Поэтому Катерине особенно ненавистно
заточение, неволя.
Жизнь
в доме свекрови, которая мучает ее бесконечными придирками, тиранит и
уничтожает, становится тяжелой.
Катерина
поняла, что Тихон жалкий, забитый, трусливый человек, который не сможет
защищать свою жену. Принять покорно порядки «темного царства» она не может, а
молчать, обманывать, прикидываться - это не в ее характере.
В
эту пору в городе появился приехавший из Москвы племянник Дикого - Борис. Он
резко отличается от всех и по развитию, и по внешнему виду, и по манерам. Катерина
полюбила его. В ней проснулось чувство любви, которое помогло ей осознать себя
человеком, имеющим право на любовь, счастье. Катерина тайно встречается с
Борисом. Она тяжело переживает измену мужу, страдает оттого, что ей приходится
идти на обман. «Обманывать - то я не умею, скрыть-то ничего не могу» - говорит
она Варваре. Правдивая, честная и решительная Катерина нашла в себе силы
признаться во всем мужу. После этого жизнь для нее в доме Кабановых становиться
невыносимой. Все в темном царстве» ей противно. Что же ей делать? Уйти от
Кабановых нельзя - все равно вернут. Этот уход не одобрили бы и ее родители -
вернули бы в дом мужа. Остаться жить - значило бы для Катерины смириться с
порядками в доме свекрови, значило подавить свои чувства, проститься навеки со
свободой и стать послушной рабой деспотичной Кабанихи. Она не хотела себя принести
в жертву. Побороть мир самодуров Катерина не могла. И, не смирясь перед
произволом и насилием, а протестуя против него всеми силами, она уходит из
жизни.
Катерина
поняла, что «жить в темном царстве хуже смерти», и предпочла этому смерть. В ее
положение смерть была выражением не слабости, не покорности, а ненависти к
гнетущим порядкам, выражением силы и смелости героини.
Гибель
Катерины - страстный призыв к освобождению от угнетающей действительности,
призыв к борьбе за человеческие права. Своей гибелью она возвещала приход новых
порядков, возникновению в народных массах движения протеста.
Образ
Катерины свидетельствует о том, что внутри «темного царства», то есть в среде
униженных и обездоленных, появляются активные силы, которые не хотят мириться с
несправедливостью. Драма «Гроза» явилась беспомощным приговором крепостнической
России.
Список литературы
Для
подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://www.coolsoch.ru/
http://lib.sportedu.ru