Введение Россия, как объект изучения экономической географии делится на 12 крупных экономических районов, среди которых Волго-Вятский и Западно-Сибирский занимают сво специфическое место, определнное рядом объективных факторов. Задача данной работы дать сравнительную характеристику территориальной организации хозяйства этих двух экономических районов и показать возможности использования исследования географического положения района, как методологической основы для анализа экономико-территориального состояния какого-
либо района, обоснования его развития в историческом плане, прогнозирования тенденции и динамики социально-экономического развития на различную перспективу, проведения сравнительного анализа экономического состояния районов. Глава 1. Сравнительная характеристика условий развития хозяйства регионов. 1. Экономико-географическое положение. Волго-Вятский экономический район ВВР находится в восточной половине Русской равнины в бассейнах рек
Вятки, Ветлуги и Волги, в среднем е течении. Занимает площадь 263.3 тыс. кв. км, а по протяжнности с северо-востока на юго-запад до 800 км. Волга делит территорию района на две ландшафтные, а следовательно и экономические зоны и является основным судоходным путм, связывающим важные экономические центры, как внутри региона, так и с соседними экономическими районами. Волго-Вятский экономический район включает 3 республики
Марий Эл, Мордовию и Чувашию, а также Нижегородскую и Вятскую области. На севере Волго-Вятский экономический район граничит с Северным , на западе с Центральным, на востоке с Уральским и на юге с Поволжским экономическими районами обладающими не только крупными запасами сырья и топлива, но и являющимися важнейшими индустриальными регионами страны. Таким образом, географическое положение района благоприятствует
развитию его связей с основными сырьевыми и топливными базами страны, а также районами потребления производимой в районе продукции. Западно-Сибирский экономический район ЗСР расположен в северных и умеренных широтах. Южная часть находится в непосредственной близости от центра зарождения Сибирского антициклона. Экономико-геогра-фическое положение ЭГП его менее выгодно, чем у Волго-Вятского района, но вс же лучше, чем у
Восточной Сибири, к тому же, район лучше обеспечен топливными ресурсами, а поставки топлива в другие районы являются важной статьй дохода региона. ЭГП внутри района резко дифференцировано, так как из-за резко различающихся географических условий регион получил неравномерное по зонам развитие транспортной инфраструктуры. Более выгодное положение занимают южные районы, находящиеся на транссибирской железной дороге и обладающие широким комплексом обрабатывающих предприятий, предприятий машиностроительных отраслей,
в том числе высокотехнологичных. В тоже время, северные районы, испытывающие недостаток в транспортных коммуникациях, получили развитие узкоспецилизированных отраслей добывающей промышленности и связанного с ними трубопроводного транспорта. Другие виды транспорта речной, автомобильный носят сезонный характер. ВВР в этом отношении занимает несомненно более выгодное положение, так как расположен на крупных транспортных узлах и в непосредственной близости от Центра. Анализ географического положения того и другого района
позволяет говорить о том, что наряду с проблемами социально-экономического развития, общими для страны в целом, они имеют свои, характерные только для них, проблемы. Например, если ВВР исторически развивающийся как обрабатывающий и машиностроительный центр с высокой концентрацией производства и населения, в сегодняшних условиях испытывает потребность в сырье и избыток трудовых ресурсов. ЗСР, имея узкую специализацию на добывающую промышленность, стоит сегодня перед проблемой
развития обрабатывающих отраслей, чтобы обеспечить рабочими местами людей, отселение которых в настоящее время затруднено по экономическим причинам. Концентрация населения влечт за собой необходимость развития социальнобытовой инфраструктуры. 2. Природные условия и ресурсы. Правобережье Волго-Вятского района по рельефу в основном возвышенная часть, по характеру растительности главным образом лесостепь. В силу благоприятности природно-географических и исторических условий
Правобережье издавна густо заселено. Левобережная же часть района, или Заволжье, главным образом, лесная низменность, менее освоенная и менее заселнная территория. В целом рельеф района спокойный. Восточно-Европейская равнина не имеет здесь резких переходов и колебаний. Долины рек Волги, Ветлуги и Оки в центральной части по абсолютной высоте колеблются от 50 до 100 метров, постепенно повышаясь к северу и югу. Более приподнято
Правобережье, которое большей частью расположено в пределах приволжской равнины имеет максимальную высоту 370 метров. В Заволжье наиболее высокие части это Северный и Вятский увалы с высотами 284 и 293 метра и Верхнекамская возвышенность с максимальной высотой 338 метров. Остальное же пространство Заволжья занято в основном равниной с высотами, не превышающими 150 метров. Территория Волго-Вятского района расположена в континентальной зоне умеренных широт.
Климат здесь антициклонного типа. Среднегодовая температура воздуха наблюдается от 0.6 на севере до 4 на юге. Лето в южной части жаркое среднемесячная температура июля 17 20, зима довольно холодная, средняя температура января от -11 до -16. Почвы промерзают от 50 до 70 см в лесном Заволжье, до 1 м в Правобережной части, где снеговой покров меньше чем в Заволжье. Суммарное количество осадков превышает испарение. поэтому основная территория района достаточно
увлажнена. Климат лесостепной зоны Правобережья со сравнительно короткой зимой и более тплым и продолжительным летом обеспечивает произростание здесь многих сельскохозяйственных культур, в том числе хмеля, подсолнечника, сахарной свклы и конопли, отсутствующих в Заволжье. В тоже время частая повторяемость засушливых периодов особенно в южных районах заставляет прибегать к мероприятиям, направленным на борьбу с иссуше-нием почв.
Климатические условия грунтовые воды на глубине 2 3 м, многоснежная зима Заволжья способствуют высокопроизводительному росту лесов, поэтому большая часть территории сильно залесена. Самые плодородные почвы Заволжья тмно-серые и лесные. Высоким плодородием также отличаются аллювиальные и перегнойно-глеевые, содержащие соответственно 5 и 7 гумуса. Минерально-сырьевая база Волго-Вятского района не соответствует мощной структуре хозяйственного
комплекса. В основном в недрах района залегают нерудные ископаемые, среди них гипс, известняки, кварцевые пески, глины, доломиты. Район выделяется запасами фосфоритов Вятского и Камско-Кобринского месторождений крупнейших в Европейской части России. Основные ресурсы фосфоритов сосредоточены в Кировской области на одном из крупнейших Вятско-Камском месторождении.
Топливные ресурсы Волго-Вятского района имеют местное значение. Распространн торф, есть незна-чительные залежи горючих сланцев, которые, впрочем, не разработаны, обнаружены нефть и газ. Западная Сибирь один из богатейших при-родными ресурсами регионов страны. Здесь открыта уникальная нефтегазоносная провинция. На терри-тории района сконцентрированы уникальные запасы каменного и бурого угля, железных руд и руд
цветных металлов. В районе имеются крупные запасы торфа, также сконцентрированы большие запасы древесины, преимущественно хвойных пород. По запасам рыбы Западная Сибсрь, как и Волго-Вятский район, относится к богатейшим районам страны. Но в отличие от ВВ района ЗС обладает значительными запасами пушнины. Лесная и лесостепная зоны распологают большими массивами плодородных земель, что создат благоприятные
условия для развития сельского хозяйства. Климатические условия почти всюду, кроме высокогорий, благоприятны для выращивания сельскохозяйственных культур северной и средней полосы. Зимой на большей части территории маловетренная, ясная и сухая погода. ЗС в целом получает достаточное для сельского хозяйства количество атмосферной влаги 400 600 ммгод в тайге, но на юге е обычно недостаточно 300 ммгод.
Интенсивность солнечной радиации в южных районах на 20 25 больше чем в Москве, поэтому почвы весной прогреваются быстро, что также способствует росту сельскохозяйственных культур. ЗС имеет как и ВВР обильную гидрографическую сеть в основном Обь-Иртышской системы. Весной реки сильно разливаются и имеют продолжительное половодье, что благопиятствует судоходству и сплаву леса. Но в северных районах судоходство затруднено сравнительно небольшим периодом
навигации. В горах реки очень порожисты, что затрудняет судоходство и сплав лесо, но благопиятствует строительству гидроэлектростанций. Хотя ВВР и имеет более сглаженый рельеф, но гидроэнергетика там развита лучше чем в ЗСР, так как в последнем используется более дешвая тепловая газ электроэнергия. Плодородные почвы ЗС представлены чернозмами и на крайнем юге тмно-каштановыми. 1.3. Историко-экономические условия. Волго-Вятский район является частью старо-промышленного центра
страны, одной из основных баз обрабатывающей промышленности, в особенности машиностроения и металлообработки. Нижний Новгород ещ до строительства железной дороги занимал выгодное экономико-географическое положение. Со строительством в 1861 1862 гг. железной дороги из Москвы, а потом, в 1901 1903 и 1912 гг продлении до Арзамаса и Казани экономика города и области сильно возросла.
Из кустарных промыслов в Нижегородской области XVIII в. возникли первые железоделательные предприятия, из которых впоследствии возникли металлургические заводы. В советское время в районе сложился крупнейший комплекс автомобильной промышленности на долю которого приходилось 45 общесоюзного выпуска грузовых автомобилей, 15 легковых и 14 автобусов. Головным предприятием стал
Горьковский Автомобиль-ный Завод ГАЗ в г. Нижний Новгород. Гипотеза о нефтегазоносности Западно-Сибирской равнины впервые была выдвинута в 1932 году академиком И. М. Губкиным. Долгие годы у сторонников этой идеи было много авторитетных противников. В 1953 г. было открыто первое Берзовское газовое месторождение. В 1960 г. около послка Шаим было открыто первое в
Сибири нефтяное месторож-дение. Поначалу геологоразведочные работы произво-дились только в южных районах Западно-Сибирской равнины, но потом исследования распространились на всю территорию до подзоны средней и южной тайги. В 1961 г. была открыта группа нефтяных месторождений в среднем приобье и газовых месторождений в Берзовском газоносном районе. В 1965 г. открыто Самотлорское месторождение нефти. Этими открытиями было положено начало разработки крупнейшей нефтегазоносной провинции мирового значения.
После сооружения в конце XIX века Сибирской железной дороги началось широкое аграрное заселение края. В годы развития капитализма в России район превратился в крупнейшего поставщика в европейскую часть и на экспорт, пшеницы и животного масла. Имелись в ЗС и центры горнорудной, угольной и пищевой промышленности, но размеры их были очень малы. В 1924 году первый кузнецкий кокс пошл на уральские заводы.
ЗС край образован в результате разделения Сибири в 1930 году. В 1960 г. в состав была включена Тюменская область. В годы войны сюда было эвакуировано 210 предприятий. Волго-Вятский район имеет более глубокую историю чем Западно-Сибирский. Исторически сложилось, что ВВР стал одним из главных промышленных районов, так как
он расположен в непосредственной близости к Центру. История первого заселения юга Западной Сибири относится ко времени первого освоения новых земель. Промышленно же он стал развиваться после того как в других районах напр. ВВР не стало хваиать топлива. В масштабах нашего времени можно сказать, что ЗС повторяет исторический путь ВВР. 1.4. Население.
Численность населения Волго-Вятского района на 1 января 1990 года составляла 8473.8 тыс. человек. Численность городского населения постоянно увели-чивается и составляло на тоже время 59. Населн район неравномерно. Более освоена территория Правобережья. Рост городов в районе в значительной мере определн наличием водных путей, а в последние 40 лет и строительством транзитных магистралей железных дорог.
Общее число жителей Западно-Сибирского района составляет 15141.3 тыс. человек. Естественный прирост положителен и составляет 2.7 чел. на 1000 жителей, велика роль миграционного притока населения. Доля городского населения свыше 70. В целом район испытывает недостаток в трудовых ресурсах. В последние 20 лет ВВР отдат трудовые ресурсы, а ЗСР наоборот принимает, постепенно увеличивая плотность. Если допустить развитие в будущем транспорта, то плотность населения
ЗС приблизится к плотности населения ВВР. Глава 2. Структура и территориальная организация хозяйства районов. 2.1. Сравнительная характеристика отраслей структурных районов. Кратко рассмотрим хозяйство каждой области. Вятская область. Ведущие отрасли промыш-ленности здесь машиностроение, электроэнергетика, химическая, лесная и деревообрабатывающая,
кожевенная, обувная, меховая промышленности. Промышленность области использует привозное и отчасти местное сырь, производит высококачествен-ную сталь, прокат чрных и цветных металлов, подъмно-транспортное оборудование, кабель, лесопо-садочные и сельскохозяйственные машины, суда, измерительные приборы, фосфоритную муку на местном сырье, автопокрышки, кожу, обувь, меха, фанеру, мебель, техническую бумагу. Сельское хозяйство специализируется на молочном и мясном животноводстве, производстве зерна, льна,
картофеля. Главная железнодорожная линия широтная транзитная магистраль Москва Вятка Екатеринбург. Кроме Котельнич Нижний Новгород, Вятка Котлас, Яр Лесной. Судоходство по реке Вятке и е притокам. Автодороги с тврдым покрытием Вятка Уржум, Вятка Котельнич Советск и др. Нижегородская область. Здесь преобладает тяжлая индустрия использующая привозное сырь
и топливо. Главной отраслью является машиностроение и металлообработка. Главное предприятие Горьковский Автомобильный Завод ГАЗ. Другие предприятия в основном его смежники их более 1000. Вторую группу производств представляют нефтепереработка и нефтехимия, основная химия и лесохимия. лесная и деревообрабатывающая промыш-ленность производит пиломатериалы, древесно-стружечные плиты
ДСП, мебель. Третье место в России по производству и поставкам бумаги и четвртое по производству картона. В третьей группе лгкая промышленность, выпускающая хромовые, подошвенные и технические ткани, трикотажные изделия. Имеются мукомольная, макарон-ная и молочная фабрики, завод шампанских вин. Электроэнергетика на местном торфе и топочном мазуте. Также электричество поступает по ЛЭП Москва Самара.
Животноводство Молочно-мясного и молочного направлений. Железные дороги Москва Нижний Новгород Вятка, Москва Арзамас Казань и др. Главная автодорога Москва Арзамас Казань проходят нефтепровод и газпроводы. Республика Мордовия. Главные отрасли машино строение и металлообработка.
Далее по значимости лгкая, пищевая, пр. стройматериалов, лесная, деревообрабатывающая и целлюлозо-бумажная. Электроэнергия тепловая. Область производит полупроводники, освети-тельную аппаратуру, автосамосвалы, экскаваторы, кабель, металлообрабатывающий инструмент, хими-ческое и медицинское оборудование. Центры Саранск и Рузаевка. Традиционно деревообработка, лесопиление, производство мебели и бумаги. Лгкая промышленность производит швейную продукцию.
Пищевая промышленность представлена мясным, маслосыродельным, сахарным и консервным производствами. Сельское хозяйство зерновое и животно-водческое. Большие посевы пшеницы и кормовых культур. Крупные поставки товарного картофеля в другие области. Животноводство молочно-мясного направления. Также традиционная отрасль пче-ловодство. Железные дороги Москва Самара, Нижий Новгород Пенза,
Красный Узел Казань. Республика производит поставки в другие районы продукции машиностроения, цемента, шифера, медицинских препаратов, сахара, топлива, металла, лесоматериалов. Республика Марий Эл. Ведущими отраслями являются, как и во всм ЭР, машиностроение и металлообработка. Имеются инструментальный завод, заводы торговых машин, полупроводниковых приборов, экскаваторов. Лесная промышленность на местном лесе и сплаве по волжским притокам.
Производит мебель, древесную муку и стружку, детали домов. Марий Эл крупнейший поставщик искус-ственной кожи. Имеется стеклозавод. Сельское хозяйство производит рожь, гречиху, зернобобовые, овс, пшеницу, картофель. Животно-водство молочно-мясного направления мясо, молоко, шерсть, яйцо. Имеются железные дороги. Судоходство по Волге и Ветлуге.
Поставки технической бумаги, электронных приборов, холодильного оборудования, витаминов, металлорежущего инструмента, искусственной кожи. Ввоз топлива, промышленного сырья, изделий лгкой промышленности. Республика Чувашия. Энергетика ТЭЦ в Чебо-ксарах, Новочебоксарске, Алатыре, Конаше, Шумерле. Машиностроение преимущественно трудомкого профиля реле, магнитные станции, низковольтовая аппаратура, Электроизмерительные приборы, кабель, инструмент.
Выпускает также ткацкие станки, специальные автомобили, автофургоны. Химическая промышленность специализируется на производстве ядохимикатов, красителей, лакокра-сочной продукции, полимерных изделий, продукции бытовой химии. Пищевая промышленность перерабатывает в основном местное сырь мясокомбинаты, завод сухого молока, и макаронная фабрика. Лесная и деревообрабатывающая промышленность производит мебель, технологическую
щепу, музтовары. Центр стройиндустрии Новочебоксарск железо-бетон, кирпич. Сельское хозяйство пшеница, рожь, ячмень, гречиха, горох, хмель, махорка, конопля. Большая ориентация на животноводство. Поставки продукции машиностроения, химической индустрии, ткани, одежду, хмель. Ввоз топлива, техники, металлов, оборудования. Новосибирская область. В хозяйстве сочетаются мощное промышленное и крупное сельскохозяй-ственное производство.
Вообще производство представ-лено высокой выработкой электроэнергии, чрной и цветной металлургией, разносторонней машиностро-ительной и металлообрабатывающей промышлен-ностью, химической, лесной и деревообрабатывающей, стройматериалов, пищевой и лгкой промышленностью. На первом месте находится машиностроение и металлообработка, производящие кузнечно-прессовые мшины, в т. ч. тяжлые уникальные станки, электро-техническое оборудование, ткацкие станки, сельско-хозяйственные
машины. Второе место у пищевой промышленности мясная, жировая, мукомольная, кондитерская, спиртовая отрасли. Третье место лгкая швейная, хлопчато-бумажная, обувноая. Электроэнергетика базируется на углях Кузбасса и гироэнергии Оби Новосибирская ГЭС, но часть электричества поступает и Восточной Сибири. Металлы поступают из Кузбасса и Урала.
Сельское хозяйство имеет зерново-животновод-ческое направление. Транспорт Нефтепровод Башкирия Омск Но-восибирск Иркутск, Транссибирская железнодо-рожная магистраль главная, а также Новоси-бирск Барнаул, Новосибирск Кузбасс и др. Судо-ходство по реке Оби. Омская область. Преобладают отрасли обраба-тывающей промышленности, базирующиеся главным образом
на привозном сырье и топливе. Главные отрасли машиностроение и металло-обработка, лгкая и пищевая промышленности. Уголь привозят с Кузнецкого и Экибастузского бассейнов, металл с Урала и Кузбасса. Пищевая, лгкая и деревообрабатывающая промышленности базируются на местном сырье. Через Омскую область проходит транссибирская железнодорожная магистраль и линии от Омска на Тюмень и Екатеринбург. Томская область. Ведущие отрасли машино-строение и металлообработка
элекротехника, при-боростроение, инструментальное и подшипниковое производство, а также производство горно-шахтного оборудования, Лесная промышленность пилома-териалы и деловая древесина для Новосибирской и Кемеровской областей, Пищевая промышленность мясная, маслосыродельная и молочная промышлен-ности, лгкая промышленность на привозном сырье обувная, швейная и текстильная, нефтяная промыш-ленность. Сельское хозяйство мясомолочного направления. Главные виды транспорта водный и автомобильный.
Железные дороги Тайга Томск Асино Белый Яр. Тюменская область. Основа экономики нефте-добывающая промышленность основные месторож-дения Самотлорское, Уренгойское и Медвежье. Нефтепроводы Усть-Балык Омск, Шаим Тюмень, Самотлор Анжеро-Судженск, Нижневартовск Сама-ра. Сургутская ГРЭС работает на попутном газе.
Развиты машиностроение и металлообработка, судостроение, а также производство станков, прибо-ров, автотракторов, строительных машин, электро-оборудования, медицинского и кузнечно-прессового оборудования, аккумуляторов. Имеются судоремонтные предприятия. Развивается лесная промышленность, лесопиле-ние, производство домов, фанеры, мебели, ДСП. Область занимает видное место по запасам и улову рыбы и морского зверя. Важна промышленность стройматери-алов. Лгкая промышленность предста-влена камвольно-суконным комбинатом,
овчинно-меховой, прядильно-сетевязальной, обувной и ков-ровой фабриками. Сельское хозяйство животноводческо-зернового направления животноводство 60. В южной части проходит Транссибирская же-лезнодорожная магистраль. В связи с освоением нефтяных месторождений построена железные дороги Тюмень Тобольск Сургут Нижневартовск и Сур-гут Уренгой.
Для разработки лесных массивов также построены железные дороги. Судоходство по Оби, Иртышу и Тоболу. В обскую губу заходят морские суда. Важное значение играет воздушный транспорт. Алтайский край. Главные отрасли промышлен-ности машиностроение и металлообработка и пи-щевая. Также получила развитие лгкая промыш-ленность. Машиностроение главным образом в
Барнауле, Рубцовске, Новоалтайске производит тракторы, электрооборудование, сельскохозяйственные машины, двигатели, моторы, котлы, вагоны, электропечи, кузнечно-прессовое и геологоразведочное оборудова-ние. Ведтся добыча нерудных стройматериалов, повареной соли, а также золота, ртути, цветных металлов. Сельское хозяйство молочно-мясного и мясо-шерстного направления. Выращивают пшеницу, овс, кормовые. Имеется пчеловодство.
Основные линии железных дорог Новоси-бирск Барнаул Павлодар, Алтайское Камень-на-Оби Карбышево. Судоходство по Оби и е притокам. Из автодорог главными являются Чуйский тракт и Новосибирск Барнаул. На основе рассмотрения отдельных областей можно сравнить оба района в целом. Сходство районов выражается, в основном, в производстве продукции деревообрабатывающей промышленности.
Также в обеих районах выпускаются сельскохозяйственные и строительные машины. Лгкая промышленность имеет внутреннее значение. Сельское хозяйство преимущественно молочно-мясного типа. Оба района поставляют на российский рынок картофель. При всех этих сходствах нужно отметить, что обрабатывающая промышленность Волго-Вятского района более развита по отношении к
Западно-Сибирской, так как основной упор экономики ЗС делается на добывающую промышленность. Районы также различаются по выпуску станков ЗСР, химической продукции ВВР, а также по разнообразным отрослям машиностроения и металлообрабатывающей промышленности лгкой и химической промышленностей, сельского хозяйства. 2.2. Внутрирайонные и межрайонные связи. В топливном баллансе
ВВР на первом месте стоит уголь, на втором газ. Всвязи с невысокой обеспеченностью топливом, оно закупается в других районах. Несмотря на относительно низкую долю торфа в топливном баллансе, район занимает первое место в России по его добыче. Значительную роль играет мазут с нефтеперерабатывающих заводов в Нижнем Новгороде и Кстово. Нефть на эти заводы поступает из других районов, в частности из Западной Сибири, где в качестве топлива используется в основном газ.
ВВР имеет недостаток электроэнергии, когда ЗСР полностью обеспечивает себя тепловой электроэнергией. Чрная металлургия лишь на 10 обеспечивает ВВР прокатом, но машиностроение, в отличие от ЗСР, имеет общероссийское значение. Эти факты указывают на то, что ЗСР вынужден закупать продукцию машиностроения, лгкой и иногда пищевой промышленности, отдавая взамен сравнительно дешвое топливо, а ВВР вынужден закупать практически все виды топлива и электроэнергию,
но продавать продукцию трудомких производств различных отраслей. Внутрирайонные связи ВВР значительно крепче и слаженней, чем у ЗСР. Это наглядно показывает организация производства на заводе ГАЗ, который является головным предприятием для 1000 других заводов. Внутрирайонные связи ЗСР в основном просма-триваются в области сельскохозяйственных отноше-ний, так
как из-за различий разных областей в климате и природных ресурсах одни специали-зируются на добыче нефти и газа, а также пищевой промышленности, другие на добыче угля и производстве сельхозпродукции. Заключение. Место Волго-ВятскогоВВР и Западно-Сибирского ЗСР районов в экономике Российской Федерации. Уровень развития хозяйства можно измерить с помощью трх показателей индекса общепромыш-ленной специализации удельный вес производи-тельности промышленности
района к аналогичному показателю по стране, индексу развития обраба-тывающей промышленности и индекса развития внутренних и внеших перевозок. У ВВР эти индексы значительно выше 1. У ЗСР они примерно равны 1.0, поэтому ВВР относят к районам высшего, а ЗСР к районам среднего типа. Доля ВВР в промышленном производстве страны составляет 8. На душу населения здесь производится значительно больше промышленной продукции, чем по стране в целом.
Эти показатели у ЗСР гораздо ниже, но он занимает первые места по добыче нефти 70, газа 60, угля 50. В России также выделяется производством чрных металлов, животного масла, зерна и картофеля. В силу своего исторического развития ВВР стал центром подготовки кадров и научного обслуживания. Валовой сбор культур ВВР и ЗСР на 1991 г. Культура ВВР ЗСР тыс. т тыс. т Зерно 3133 5.76 10293 11.5 Сах. свекла 314 1.29 650 2.68
Подсолнечник 1 0.03 82 2.83 Льноволокно 11.3 11.9 5.1 5.5 Картофель 3523 10.26 4089 11.91 Овощи 677 6.49 876 8.4 даны от общего сбора по России. Таким образом, сравнение имеющихся данных о территориальной организации хозяйств ВВР и ЗСР, объективных и субъективнех особенностей и условий их развития показывает как более выгодное географическое положение ВВР обеспечило более высокий уровень экономического развития района, наложило
отпечаток на специализацию хозяйства, его территориальное распределение. Вместе с тем, более раннее развитие ведт и к более раннему старению хозяйственного организма района ВВР. Это позволяет предположить, что ЗСР является более перспективным, как в плане развртывания индустриальных производств на современных техно-логиях, в плане более лучшего финансирования развития всей инфраструктуры региона, так и, учитывая, что этот район более благополучный в экологическом плане.
Анализ данных, приведнных в работе и характеризующих направленность существующей на сегодня экономической деятельности, структуры хозяйства экономических районов и тенденций их развития, в том числе в историческом плане, показывает, что среди объективных факторов, влияющих на весь комплекс жизнидеятельности районов, и связанные с этим географические понятия из различных отраслей системы географических наук климат, ландшафт, положение, гидрография, социально-территориальные комплексы и т. п. занима-ют доминирующее,
а зачастую определяющее место. Иными словами, географическое положение и его системный анализ можно использовать как алгоритм при исследовании регионов по различным аспектам, составляющим предмет изучения всей совокупности географических наук.
! |
Как писать рефераты Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов. |
! | План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом. |
! | Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач. |
! | Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты. |
! | Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ. |
→ | Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре. |