Н.С.Лесков. "Зверь"
Казалось
бы, вопросы милосердия не слишком интересовали реалиста и сатирика, виртуозного
стилиста Н.С.Лескова. Тем не менее почти в каждом его произведении, как бы на
втором плане, зашифрованно, звучит: люди, будьте добры друг к другу.
Этический
аспект, не отменяя социального обличения, выдвигается на первый план и в
рассказе "Зверь". В этой ситуации опять происходит испытание человека
на человечность. События увидены как бы двойным зрением: впечатления пятилетнего
ребенка,, воспринимающего мир сугубо эмоционально, передаются уж% зрелым
человеком как его детские воспоминания.
В
мире взрослых понятия "зверь" и "человек" далеко разведены.
В детском восприятии медведь Сганарель и крепостной Ферапонт уравниваются
чувством любви и сострадания к ним обоим: "Нам было жаль Сганареля, жаль и
Ферапонта, и мы даже не могли себе решить, кого из них двух мы больше
жалеем". Но человек и зверь в лесковском рассказе уравниваются и
художественно. В нем постоянно звучит мотив подобия медведя и крепостного,
обрисованных почти одними и теми же словами: красавец Ферапонт — "среднего
роста, очень ловкий, сильный и смелый", Сганарель был "большим,
матерым медведем, необыкновенной силы, красоты и ловкости" Это сходство
еще более увеличивает бессознательное подражание медведя человеку. Сганарель
умел ходить на двух лапах, бить в барабан, маршировать с большой палкой,
таскать кули с мукой на мельницу, надевать мужицкую шляпу.
Рациональная
логика как будто оправдывает уничтожение медведя, в котором пробудились
звериные инстинкты. Но против нее восстает нелогичное человеческое чувство,
чувство сострадания к другому живому существу И непосредственное душевное
движение ребенка у Лескова безошибочнее рациональной логики, которая
обнаруживает свою внутреннюю противоречивость. Зверь осуждается на казнь, и его
приговаривают к смерти по закону, придуманному людьми для людей Преданность
зверя человеку заставляет оценить этот приговор как предательство со стороны
людей Недаром возникает неожиданная параллель, выходящий из ямы Сганарель
напоминает короля Лира. А на наивный вопрос ребенка, можно ли помолиться за
Сганареля, старая няня, подумав, отвечает, что "медведь — тоже Божие
создание, и он плавал с Ноем в ковчеге"
Ферапонт
все-таки спасает зверя, но суть рассказа в том, что, избавив от неминуемой
гибели медведя, он тем самым спасает и человека, развращенного безграничной
властью крепостника. Деспотизм, субъективно понимаемый как мужественная сила и
непреклонная твердость духа, уступает мягкосердечию, которое раньше
расценивалось как непростительная слабость. Недаром Ферапонта называют
"укротителем зверя".
Своеобразное
"укрощение зверя" происходит и в рассказе "Старый гений".
Право на такое "странное сближенье" дает реплика повествователя:
должник "маленькой старушки" был "зверь травленый" и потому
не боялся ни намеков, ни угроз своей беззащитной кредиторши Рассказ этот
читается с улыбкой, но в нем есть свой драматизм. Драматичность эта не только в
угрозе бедности и бездомности, нависшей над старушкой, ее больной дочерью и
внучкой. Не менее важно, что должник обманул их доверие и тем самым пошатнул
веру в людей вообще. "Старый гений", восстанавливая попранную
справедливость, возвращает и утраченную было веру в обязательное торжество
добра, и неотвратимость возмездия за зло
Лескову
не жаль для "пассажного гения" столь высокого определения, он не
вкладывает в него никакой иронии "Гений" покарал
"злодейство", и для автора важен не малый
"масштаб"гениальности, а важна ее высокая суть Человеческий талант, в
чем бы он ни проявлялся, всегда вносит в жизнь светлое, жизнеутверждающее
начало, потому что необходимо связан, по Лескову, с духовной красотой и
теплотой человеческого сердца.
Список литературы
Для
подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://www.litra.ru/