Реферат по предмету "Литература и русский язык"


Рецензия на пьесу А. В. Вампилова «Прощание в июне»

Рецензия на пьесу А. В. Вампилова «Прощание в июне»

Дар драматического писателя — из самых редких в
литературном ремесле. Форма драмы ставит немало стеснительных условий. Надобны
особый драматический слух, подобный музыкальному, и чутье, чтобы не просто
переводить литературную речь в диалоги, но чтобы она лилась сверкающим,
напористым потоком. Да еще необходимо уметь привести на сцену героя, столкнуть
его с другими и вовремя увести, чтобы актер не переминался праздно на
подмостках, — иначе заскучает зрительный зал. И мало ли еще что надо! Но
главное, чтобы пьеса дышала жизнью — подлинной, узнаваемой.

Всеми этими дарами “милостью Божьей” был награжден
замечательный драматург А. Вампилов.

Уже в первой большой пьесе “Прощание в июне”
собственная тема Вампилова слышна как предвестие. Она еще не набрала силы,
только прорезывается сквозь сюжет “студенческой комедии”, то слишком
замысловатой, то чересчур простенькой, в стиле факультетского капустника. Тут
еще много эффектных положений, они набросаны щедро и неразборчиво.
Расстроившаяся свадьба, несостоявшаяся дуэль, герой, отбывающий пятнадцать
суток на принудительных работах...

Автор еще не вполне верит, что может удержать наше
внимание очерком характера. А характер уже представлен, своя тема заявлена
судьбой молодого Колесова.

Талантливый студент — любимец курса, дерзкий и
находчивый с девушками, бесшабашный озорник, д'Артаньян, сорвиголова... Не
лезет в карман за словом, очаровывает на ходу случайную незнакомку на автобусной
остановке, является на свадьбу друзей через окно и не теряется, когда его гонят
из института: пристраивается садовником на даче у гражданина Золотуева.

Этот Золотуев будто бы совсем вводное комическое лицо,
 но в замысле пьесы важнейшее. Нарушая
все законы жанра, он произносит монолог на три страницы, не перебиваемый хотя
бы ради сценического правдоподобия репликами собеседника вроде: “Ну адальше?”,
“Вот так история!”, “Ну и ну!” Монолог этот — о беде старого взяточника,
нарвавшегося на честного человека. Он все никак поверить не может, чтобы тот
взяток не брал, — все берут, важно не промахнуться в предложенной цене.
Золотуев обижается, негодует на его показную честность и, даже отсидев
положенный срок, уверен, что сидел понапрасну: значит, мало давал.

Но при чем тут пенсионер Золотуев, когда нас
интересует залихватски смелый, честный и обаятельный парень Колосов? В Колесове
кипение сил молодых, неопасное озорство, но вообще-то он отличный малый и,
когда его вышибают из института, большинство ребят на его стороне.

Беда приходит к молодому герою с другого бока: когда
надо делать первый нешуточный жизненный выбор. Тут уж не кровушка по жилкам
переливается, дело серьезное: институт или любовь?

Так случилось, что герой Вампилова покорил сердце
Тани, дочери ректора института, а это совсем не по душе ее отцу. Вот когда
мораль Золотуева, с презрением и насмешкой отвергнутая, оказывается все же
проблемой. А что, ведь и правда, с жизнью не поспоришь. Это в книжках хорошо
читать и в кино видеть. А тут сам реши, и для каждого этот однажды возникший
перед ним выбор во сто крат труднее, чем кажется в теории и издали. Посмеявшись
над Золотуевым, Колесов сам не замечает, как переходит в его веру: все
продается и покупается, важна цена и цель. Бросить любимую девушку, как требует
ее отец, и тяжело и подловато. Но если диплом горит? Если судьба на кону?
Колесову было присуще все, что свойственно хорошему, честному юноше: рядом с
восторженностью и поперек ей — скептическая поза, рядом с романтикой души
недоверие к фразе, воспитательному нажиму, нравственным прописям, которыми
вечно надоедают старшие. Отсюда, наверное, озорство, молодечество. Отсюда и
демонстративная практичность, показной рационализм, немного смешной и еще
безвинный в юном возрасте, но незаметно, как у Колесова, оправдывающий первые
сделки с совестью.

Для любого из нас настает момент, когда из тихой
гавани семьи, дома, школы ты выплываешь в открытое море жизни и где-то
встречает тебя неизбежно первое испытание совести, первый рубеж, перейдя
который ты, случается, уже другой человек. Эта минута, этот критический миг и
интересует более всего Вампилова.

Проблемы же, поднятые драматургом в пьесе, и сейчас,
более чем через двадцать лет, к сожалению, актуальны.
Список литературы

Для подготовки данной работы были использованы
материалы с сайта http://www.vampilov.net.ru


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Firestone 550 2010
Реферат Развитие высшего профессионального образования в России
Реферат Испанское рыцарство («Песнь о Сиде»)
Реферат Прибыль предприятия. Её планирование и распределение
Реферат Импорт и экспорт изображений и текста в Adobe
Реферат Вульф Виталий Яковлевич
Реферат Основные особенности внимания дошкольников
Реферат Принципы, выражающие специфические закономерности построения физического воспитания
Реферат Тесты по предмету "Финансы предприятий" ч.1
Реферат Проектирование систем электроснабжения предприятий железнодорожного транспорта
Реферат Философ П. А. Флоренский
Реферат 1. Фінансові ресурси
Реферат Жанровое и идейное своеобразие романа Н. Г. Чернышевского «Что делать?»
Реферат Церковь и государство в Древней Руси взаимодействие и противостояние
Реферат Избирательная система США