План.
I. Судьбы главных героинь в пьесах «Гроза» и «Бесприданница».
II. Трагедия женской души в произведениях А. Н. Островского.
1. Субъективный трагизм Катерины Измайловой:
а) описание характера Катерины;
б) любовь Катерины;
в) суть трагедии Катерины;
г) неизбежность трагедии в судьбе Катерины.
2. Субъективный трагизм Ларисы Огудаловой.
3. Объективный трагизм Катерины и Ларисы.
III. Значение образов главных героинь в творчестве А. Н. Островского.
Лейтмотивом многих произведений А.Н. Островского является тема трагедии женской души, но «Бесприданница» и «Гроза» - произведения особенные. В них участвуют героини с трагической судьбой, причем их судьба необычна для того времени. Они своеобразные «жертвы времени». В целом, мы можем сказать, что они погибли от косных предрассудков общества, но это не отражало бы и десятой части того, что Островский пытался передать нам через описания главных героинь в этих литературных шедеврах. Особое внимание стоит обратить на образ Катерины. Он стал для меня воплощением противоречивости.
В первое и второе действие «Грозы» Островский включает диалог Катерины и Варвары. В основном, именно с их помощью у читателя складывается представление о характере Катерины. В первом диалоге мы отмечаем ее простое, почти детское отношение к жизни: «… Знаешь, мне иногда кажется, что я птица. Когда стоишь на горе, так тебя и тянет лететь. Вот так бы разбежалась и полетела…»; ее религиозное воспитание, а так же панический страх перед будущим: «… И такой на меня страх, такой-то на меня страх! Точно стою я над пропастью, и меня кто-то туда толкает…» Во втором гораздо ярче проявляется порыв: «… Такая я уж зародилась горячая … дело было к вечеру, уж темно; я выбежала на Волгу, села в лодку, да и отпихнула ее от берега. На другое утро уж нашли, верст за десять!..»
В обоих этих диалогах Катерина описывает чувство, которое она не в силах ни понять, ни сдержать. Все ее попытки сопротивляться оканчивались ничем уже в разговоре, не говоря о ее душевном состоянии. Катерина не просто любит своего избранника, жизнь с ним кажется ей идеалом счастья и благополучия: «… каталась бы я теперь по Волге, на лодке, с песнями, либо на тройке на хорошей, обнявшись…» Силу своего чувства она подчеркивает словами: «Если я с ним хоть раз увижусь, я убегу из дому, я уж не пойду домой ни за что на свете». В этом высказывании проявляется не только любовь к Борису, но и ненависть к домашним порядкам. Они держат Катерину и семью Кабановой в состоянии неопределенности и страха.
В моем понятии, суть трагедии Катерины открывается в последнем явлении второго действия. Здесь в ней борется религиозное воспитание и романтическая натура. Ключ, который ей дала Варвара, стал олицетворением страстной любви Катерины. Она сознает, что ключ – «погибель» и что надо «бросить его, бросить далеко, в реку кинуть», но поделать с собой ничего не может и оставляет его себе.
Романтизм натуры Катерины стал, на мой взгляд, для нее роковым. Она обречена постоянно искать свое счастье. Катерина сама говорит, что пытается полюбить Тихона, но у нее ничего не получается. Встретив Бориса, она рисует в воображении тот идеал, который давно пыталась найти. И даже если бы обстоятельства сложились иначе и не было бы никакого Бориса, она бы продолжала искать свой идеал и, в конечном итоге, нашла бы его в ком-нибудь другом, что привело бы, на мой взгляд, к не менее трагичному финалу.
Иная ситуация, по-моему, у Ларисы Огудаловой. Она была непонята своим окружением, а главное, Карандышевым, который пытался использовать ее для укрепления своего положения в обществе. Их представления о семейном счастье просто не сошлись, и, если бы ей попался другой человек, все могло кончиться совершенно иначе. Ее судьба могла бы, по-моему, совпасть с судьбой Вышневской из «Доходного места», если бы жених был похож на Вышневского, или же все могло завершиться счастливым финалом, если бы их взгляды совпали.
Кроме трагизма отдельно взятого персонажа, Островский поднимает проблему трагизма женской души в общем. В этих произведениях она заключается в несоответствии общественных устоев нормальным человеческим отношениям. Здесь очень ярко проявляется слишком серьезное отношение к институту брака. Фактически, если бы женщина замужем и незамужняя были уравнены в правах, то удалось бы избежать бессмысленных браков, показанных в пьесах, а, следовательно, и обеих трагедий. Еще одной проблемой является отношение окружающих к женщине как к вещи. В принципе, в «Бесприданнице» Ларису каждый считает только вещью, и это, в конечном итоге, приводит ее к смерти.
Смерть главных героинь в пьесах символична. Умирая, они уходят из своего мира, причем уходят без страха, как будто покидают что-то давно надоевшее. Такие неординарные образы обогатили литературное пространство произведений Островского, сделали его более ярким и насыщенным.