Узнать стоимость написания работы
Оставьте заявку, и в течение 5 минут на почту вам станут поступать предложения!
Реферат

Реферат по предмету "Литература и русский язык"


Дихотомия стихи/проза в творчестве Ж. де Лафонтена

Дихотомия стихи/проза в творчестве Ж. де Лафонтена

Г.Н. Ермоленко

В
эстетике классицизма противопоставление стихов и прозы имело принципиальное
значение. Стихотворная форма была прерогативой высоких жанров, проза - низких,
хотя предусматривались исключения: академические и надгробные речи были
выдержаны в высоком стиле, представители легкой поэзии использовали фамильярную
лексику и разговорные синтаксические конструкции.

В
маргинальной области малых жанров названное противопоставление не было строго
обязательным. Начиная с 1640-х гг. становятся модными прозиметрические
композиции, что свидетельствует об отсутствии у их авторов претензий на
принадлежность к высокой литературе (прозиметрическую форму связывают как с
салонной литературой: Pelous J.-M. Amour precieux, amour galant: Essai sur la
representation de l'amour dans la 1itterature et la societe mondaine. Paris,
1980, - так и с бурлескной традицией: Niderst A. La bigаrrurе de prose et de vers
dans les textes classiques // Themes et genres litteraires aux XVII et XVIII s.
Paris, 1992).

Лафонтен
принадлежал к тем писателям XVII в., для которых проблема взаимодействия стихов
и прозы существовала всегда. Его басни и сказки представляют собой, как
правило, стихотворную обработку прозаических источников. Ряд его прозаических
произведений включает сти-хотворные фрагменты («Письма из Лиможа», «Сон в Во»,
«Любовь Психеи и Купидона»).

Во
всех своих произведениях и во всех высказываниях по вопросам поэтики (в
предисловиях к первому и второму сборникам «сказок», к первому выпуску басен, к
повести «Любовь Психеи и Купидона») поэт стремился примирить принцип единства
стиля и идею разнообразия, соединить в одном произведении «галантное»,
«чудесное», «героическое, высокое» и «шутливое». Преодолеть антиномию
«высокого» и «низкого» позволяло, в частности, соединение в одном тексте стихов
и прозы.

В
адресованных жене «Письмах из Лиможа» (1663) стихотворных вставок около
тридцати. Объем их колеблется от 1 до 63 стихов. Чередуются строфические и
астрофические фрагменты, разнообразные размеры (преобладают восьми- и
десятисложник, но встречается и александрийский стих). Прежде всего это
описания (сада мадам К., равнины Трефу, Луары и др.), менее характерны панегирические
характеристики (Людовика XI), инвокации (воззвание к предкам Ришелье),
сентенции на моральные темы (о любви и браке), наконец, повествовательный
фрагмент (легенда о горбунах из Блуа).

В
фантазии «Сон в Во», над которой Лафонтен работал в 1659 г., но опубликовал в
неоконченном виде лишь в 1671 г., присутствуют двадцать три стихотворных
фрагмента, включающие от 10 до 90 стихов (тринадцать из них астрофические).
Строфы содержат от 4 до 10 стихов. Девять фрагментов написаны 12-сложником,
восемь - вольным стихом, остальные - 6-ти и 8-сложником. Большая часть
фрагментов описательна (изображения сна, суда Муз, рассвета), десять
представляют собой изложение речей (Палатианы, Апелланиры, Гортензии, Каллиопы
и др.), фрагмент о тритоне и Нептуне включает речь и описательный текст.

Примечательно
начало первого фрагмента, где одно и то же содержание изложено стихами и
прозой. При этом синтаксическое членение прозаического текста подчеркнуто
ритмично, стихотворный фрагмент развивает темы и мотивы прозаического. Стихи и
проза соперничают, являются зеркальным отражением друг друга.

В
повести «Любовь Психеи и Купидона» стихотворные фрагменты занимают пятую часть
объема текста. Это 28 отрывков, включающие около 800 стихов. Десять из них
написаны александрийским стихом, шесть - короткими размерами (восьми- и
десятисложником) и больше всего - двенадцать - вольным стихом, сочетающим
двенадцати-, десяти-, восьми- и шестисложник.

В
первую группу из 10 отрывков, написанных героическим стихом, входят описания
произведений декоративного искусства (фонтанов, скульптур, гобеленов и т.п.) и
важных моментов в развитии действия (выезд Венеры, описание сказочных заданий и
др.).

Еще
одна группа - монологи героев (обращение Аканта к деревьям оранжереи, жалоба
Венеры, обращение Психеи к дракону, ее речь к Плутону и Прозерпине). Здесь
равно употребляются и двенадцатисложник (для торжественной речи), и вольный
стих, передающий разговорные интонации.

Наконец,
последняя группа стихотворных вставок - это лирические фрагменты, к которым относятся
авторские отступления (описание Верса-ля, обращение повествователя к богу
любви), любовная песня, которую слышит Психеи в чертогах Амура, стихи Психеи из
первой (сонет) и второй (стансы) частей и финальная «Ода Наслаждению», в
концентрированном виде выражающая идею повести о примирении платонической и
эпикурейской концепций любви.

В
последней группе Лафонтен вводит разнообразные размеры, использует готовые
литературные жанры, но вносит в них новые элементы. В сонет и стансы включены
элегические мотивы, в лирических отступлениях от автора преобладают разговорные
интонации шутливой непринужденной беседы, в «Оду Наслаждению» вводятся интимные
признания, исповедь поэта.

Суждения
относительно сравнительных достоинств стихов и прозы поэт высказал лишь однажды.
Выпустив в 1685 г. свои последние поэмы, он приложил к ним два варианта
перевода (стихотворный и прозаический) эпитафии из сборника «Римские древности»
Буассара, сопроводив своими комментариями. Сравнение стихотворного и
прозаического перевода, по словам автора, должно было выявить их достоинства и
недостатки. Оба перевода принадлежат к одному и тому же стилевому уровню. В том
и другом встречаются как книжная, так и нейтральная лексика. Только в отдельных
случаях нейтральная лексика прозаического перевода в стихотворном тексте
заменяется метафорами, перифразами, книжной лексикой («дни» вместо «жизнь»,
«мгновения» вместо «годы», «моя душа» вместо «я» и т.п.). Эксперимент доказал,
что выразительные возможности стихов и прозы равны.

Если
сравнение стихотворного и прозаического текстов Лафонтен провел лишь однажды,
то равноправие стихов и прозы он утверждал на протяжении всей своей творческой
жизни, угадав тем самым формирующиеся литературные тенденции. С середины 1670-х
гг. начинают появляться высказывания о достоинствах прозы, способной
соперничать с поэзией. Ле Боссю в «Трактате об эпической поэзии» (1675)
высказал мнение, что может существовать «поэзия в прозе». В 1690-е годы Фенелон
выдвинул понятие «поэмы в прозе» - так современники называли его роман
«Приключения Телемака» (1699). В начале XVIII в. спор о сравнительных
достоинствах поэзии и прозы привел к утверждению идеи их равноправия.

Эксперименты
Лафонтена в области прозиметрической композиции показывают, что для него
раньше, чем для других писателей XVII столетия, стало ясно, что прозаическая и
стихотворная форма обладают равными художественными возможностями. Как и в
других областях, в вопросе сравнительного изучения художественного потенциала
стихов и прозы Лафонтен шел впереди времени, прокладывая дорогу в будущее.
Список литературы

Для
подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://filosof.historic.ru


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Исскуствоведческий текст как средство формирования культуроведческой кооперации на уроках русского
Реферат Понятие вектора валового выпуска продукции трех отраслей и ее распределение по потребляющим отра
Реферат Усіновление как форма устройства детей оставшихся без попечения родителей
Реферат Возникновение государства Египет
Реферат Величины, понятие, методика преподавания
Реферат Организация валютного контроля над экспортной выручкой
Реферат 9-й класс Население России
Реферат Я – гражданин мира
Реферат Roman Art Essay Research Paper Romans were
Реферат Некоторые возможные способы утилизации отходов бурения и нефтедобычи
Реферат Обзор Подготовка IT-специалистов в России
Реферат Аравия в раннее средневековье. Политическая ситуация
Реферат Феогония, или О происхождении богов (Theogonia)
Реферат Эмоциональное развитие дошкольников в учебно-воспитательном процессе как психолого-педагогическая
Реферат Работа маршрутизаторов в компьютерной сети