Художественная летопись коллективизации (по роману
«Поднятая целина»)
В
романе “Поднятая целина” Михаил Александрович Шолохов рассказывает историю
коллективизации — одного из драматичнейших эпизодов русской истории. Первая
книга “Поднятой целины” вышла из печати в 1932 году, она писалась под
непосредственным впечатлением разворачивающихся вокруг событий. Во время
Великой Отечественной войны погибли все архивы писателя, поэтому пришлось
начинать работу почти заново, и вторая книга вышла лишь в 1959 году.
Этот
роман — самое глубокое и правдивое художественное произведение “о великом
переломе деревни”. Эта книга о жизни народа, об изменении его психологии,
преодолении вековых предрассудков, поворота простых тружеников к новым формам
жизни. Этот процесс сложный и сопровождается тяжелой борьбой.
Интересно
сравнить поведение народа в массовых сценах: “бабьего бунта” и в отказе бригады
работать в выходной день. В первый раз Давыдов едва не лишился жизни, когда
толпа разъяренных женщин, отстаивая свое кровное, готова убить любого, кто
встанет на пути. Их ярость подогревается разговорами Банника и Якова Лукича. На
увещевания Давыдова женщины отвечают:
—
Семь бед — один ответ! Что нам, не сеямши, к осени с голоду пухнуть, что зараз
отвечать,— все едино!
Во
второй же раз председателю удалось довольно легко и быстро уговорить ехавших в
церковь женщин повернуть обратно. “Давыдов уговаривал своих колхозниц, не жалея
ласковых слов, и те замялись...” Это уже не буйная толпа, а организованные
труженики, чувствующие ответственность за свои действия. Давыдов с радостью
констатирует: “Народ стал значительно сознательнее по сравнению с первыми
месяцами коллективизации, факт!”
Шолохов
писал “Поднятую целину” на богатом материале окружающей его действительной
жизни и правдиво изобразил, что поворот в народном сознании произошел
постепенно, сложно. Если в начале коллективизации гремяченцы готовы были
бессмысленно резать скот только потому, что “теперь оно не наше”, то через
несколько месяцев у них уже появляется чувство ответственности за колхозную
собственность. Устин Рыкалин с возмущением рассказывает Давыдову, как он дрался
с соседями с хутора Губянского, укравшими гремяченское сено. Давыдов с
восторгом отмечает: “Это же просто красота, что ты, мой милый Устин, за
колхозное сено в драку полез, а не за свое личное, собственное. Это же просто
трогательный факт!”
Правильная
политика партии — основа успехов социалистического преобразования сельского
хозяйства. Вопросам партийного руководства в романе уделено большое внимание.
Руководитель должен уметь заглянуть в сердце каждого человека, найти то
особенное, что отличает его от других. В этом трудном искусстве Давыдову
помогают простые труженики Ипполит Шалый да Иван Аржанов.
Сила
партии — в ее тесной связи с народом, успех политики объяснялся тем, что она
защищала интересы народа. Коллективизация отвечала коренным интересам трудового
крестьянства. Двадцатипятитысячники, из числа которых был Давыдов, свято в это
верили. Они смогли повернуть деревню на социалистический путь. Можно по-разному
относиться к этому роману Шолохова: от восторга до резкого неприятия. Но это
наша история, от нее нельзя отмахнуться, все охаивая в прошлом. А что мы можем
противопоставить взамен? Развал и нищету? Надо сначала создать что-то новое, а
потом отказываться от старого, а не ругать бездумно все подряд.
Список литературы
Для
подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://www.litra.ru/