Уроки истории (о творчестве
В.Чивилихина)
Изучая предков, узнаем самих
себя, без знания истории мы должны признать себя случайностями, не знающими,
как и зачем пришли в мир, как и для чего живем, как и к чему должны стремиться.
В. Ключевский
Хотим мы этого или нет, наше
настоящее неотделимо от прошедшего, которое постоянно напоминает о себе. “Весь в деда пошел”, — говорят окружающие о
младенце, которому без году неделя. Старые псковские фрески, буквы,
выцарапанные на новгородской бересте, звуки пастушьего рожка, предания “давно
минувших дней”, очертания храмов — все это всколыхнувшееся прошлое заставляет
думать о том, что былое не ушло.
История — грозное оружие! Разве не
очевидно, что “империя зла” начала разваливаться под мощными ударами писателей,
обратившихся к нашему прошлому! Среди них В. Чивилихин, А. Солженицын, Ч.
Айтматов, В. Шаламов. Литература 80-х годов обратила сознание народа к его
историческому прошлому, рассказала ему, что он вовсе не ровесник Октября, что
корни его уходят вглубь веков.
Роман-эссе Владимира Чивилихина
“Память” был опубликован в 1982 году. Писатель пытается “объять необъятное” и вспомнить все наше историческое
прошлое. “...Память — это ничем не заменимый хлеб насущный, сегодняшний, без
которого дети вырастут слабыми незнайками, неспособными достойно, мужественно
встретить будущее”.
Нет возможности даже вкратце
пересказать “Память”. В центре
произведения — русское героическое средневековье, когда было оказано сопротивление
иноземным нашествиям с Востока и Запада. Это бессмертный урок-истории, забывать
о котором недопустимо.
Писатель приглашает нас
прикоснуться к вещам, помнящим взгляды и руки тех, кто давно исчез. Рассматривая грубый каменный крест,
напоминающий человека с раскинутыми руками, Чивилихин рассказывает о том, как
грабительское войско степняков пришло к городу лесной Северской земли: “Не
перед камнем стою, а перед глубокой многовековой тайной! Победоносное степное
войско было сковано железной цепью организации и послушания, умело применяло
осадную технику, обладало огромным опытом штурма самых неприступных твердынь
того времени. Во главе его стояли поседевшие в жестоких боях главнокомандующие.
Сорок девять дней степное войско штурмовало деревянный лесной городок, семь
недель не могло взять Козельск! По справедливости, Козельск должен .был войти в
анналы истории наравне с такими гигантами, как Троя и Верден, Смоленск и
Севастополь, Брест и Сталин-град”.
Вслед за повествованием о
героическом древнем Козельске — новелла о партизанской газете, отпечатанной в
августе 1943 года на бересте: “Каждая буковка вдавилась, как в древних
новгородских, смоленских и витебских берестяных грамотах, и заполнилась навеки
типографской краской...”
Причудливы, непредсказуемы
повороты повествования этого необычного романа. А сколько новых имен открыл Владимир Чивилихин
любознательному читателю: декабрист Николай Мозгалевский, стихийный философ
Павел Дунцев-Выгодский, поэт Владимир Соколовский, мыслитель-тираноборец Михаил
Лунин, узник камеры-одиночки Николай Морозов.
Гимн писателя талантливости
нашего народа никого не может оставить равнодушным. Чивилихин знакомит нас с великим, но малоизвестным
ученым — Александром Леонидовичем Чижевским, основателем Новой науки
гелиобиологии. Автор перечисляет труды ученого с мировым именем. И снова
читателя обжигает мысль: “... как же расточительны бываем мы, как беспамятны,
как ленивы и нелюбопытны...”
Неожиданно перед нами начинает
разворачиваться история сложных отношений гения русской литературы Гоголя и
бывшей фрейлины .императрицы Александры Смирновой-Россет, красавицы и умницы,
воспетой Вяземским, Жуковским, Пушкиным. Или вдруг мы оказываемся вместе с автором в древнем
Чернигове, городе, где сохранился архитектурный шедевр мирового значения —
церковь Параскевы Пятницы.
Особую сторону книги “Память”
составляют разнообразные споры, которые ведутся по ходу повествования. Так,
например, ставится вопрос, почему степняки избирали именно такой путь, а не
иной? Вопрос не праздный, ибо за ним — ключевые проблемы отечественной истории,
проливающие свет на законность владения теми или иными землями. “Ответ на этот вопрос помог бы рассеять
множество исторических недоразумений, увидеть пу-таницу5 разнотолки и ошибки в
бесчисленных описаниях давнего лихолетья, расстаться с некоторыми наивными
представлениями, застрявшими в нашей памяти с младых, как говорится, ногтей”.
Писатель воздает должное и тем,
кто внес свою лепту в постижение родной истории. Так по ходу повествования воссоздан трогательный и
прекрасный портрет Петра Дмитриевича Барановского, знаменитого московского
архитектора-реставратора, делами и жизнью которого столица должна гордиться.
Октябрьская революция 1917 года
задала моду вольно обращаться с историей, в социалистическом обществе ей была отведена
не объективная, а субъективная и подчиненная государству роль.
Однако еще Пушкин заметил, что
“неуважение к истории и к предкам есть первый признак дикости и
безнравственности”. А великий
историк Н.М. Карамзин в “Истории государства Российского” писал: “История...
расширяет пределы собственного бытия; ее творческою силою мы живем с людьми
всех времен, видим и слышим их, любим и ненавидим...”.
Список литературы
Для подготовки данной работы были
использованы материалы с сайта http://www.coolsoch.ru