Стихотворение А.Фета «Ель рукавом
мне тропинку завесила...» (Восприятие, истолкование, оценка.)
Афанасий Фет - поэт «вечных
ценностей» и «абсолютной красоты», основатель новых поэтических жанров – песни
и лирической миниатюры - был представителем плеяды поэтов, которые в своём
творчестве отрешались от действительности и воспевали только вечные темы.
Главным предметом изображения
Фета стал мир, в котором «красота природы разлита по всему мирозданию» и своим
покоящимся совершенством противопоставлена «низкому», полному бессмысленной
суеты, бытию. В его художественном мире всё гармонично, мерно, уравновешенно.
Лирический герой в поэзии Фета – это образ того героя, переживания, мысли и
чувства которого отражены в произведении. Его характер зависит от мироощущения
поэта. Мне кажется, что это поэтическое спокойствие компенсировало полную
противоречий реальную жизнь автора. Ещё Тургенев противопоставлял Фету,
«великому поэту», помещика и публициста Шишкина, «закоренелого и остервенелого
крепостника, консерватора и поручика старого закала». Возможно, именно поэтому
с такой чуткостью воспринимаем мы «лирическую дерзость» автора стихотворения
«Ель рукавом мне тропинку завесила». Так в чём же выражалась эта дерзость? Как
и в большинстве других своих произведений, автор рисует перед читателями
неподвижную, на первый взгляд, картину, уловив её сиюминутное состояние. Это
всё то же, переходящее из одного стихотворения в другое, стремление Фета
передать красоту мгновения, запечатлеть его в своих стихах.
Как же создаётся прекрасный
образ? Первые две строки каждой строфы – назывные предложения и предложения с
однородными членами. Это позволяет читателю увидеть нарисованную картину,
полюбоваться её неповторимой красотой. Две последние строчки – эмоциональный
отклик на увиденное. Настроение лирического героя созвучно состоянию природы.
Оттого такую важную роль в стихотворении имеют музыкальные средства воздействия
на читателя: ритм, звукоподражание , построфный рисунок. Ветер – смысловая динамика
в первой части стихотворения, потому оправдана аллитерация (обилие шипящих и
свистящих звуков, передающих движение ветра – Всё гудёт и колышется // Листья
кружатся у ног).А дактиль – этот особенный песенный ритм стиха, необычно
сочетающий длинные и короткие строки и ударение в конце каждой второй строки.
(В лесу одному// Я не пойму; Листья кружатся у ног // Тонко взывающий рог,
Мёртвые что мне листы// Нежно приветствуешь ты!) Настроение, которое вызывает
увиденная картина, точно определить невозможно. Ощущения смутные, отсюда глагол
«не пойму», который часто встречается и в других стихотворениях поэта. Само
состояние противоречиво: «шумно, и жутко, и грустно, и весело». Герой будто
растворяется в мире природы, погружается в её таинственные глубины, старается
понять прекрасную душу природы». Возникающее в шуме ветра смятение развеивается
во второй части стихотворения под звуки людского присутствия «тонко взывающий
рог», «зов глашатая медного». Меняется и настроение лирического героя – два
восклицательных предложения («Сладостен зов мне глашатая медного!» и «Мёртвые
что мне листы!»)свидетельствуют об этом. А инверсия («неожиданно слышится»,
«странника бедного») помогает обратить внимание на слова, которые, по мнению
автора, несут наибольшую смысловую нагрузку.
Метафора «Ель рукавом мне
тропинку завесила» рассказывает о том, что лирический герой очеловечивает
природу, видит её прекрасную душу, и мы понимаем, как ель материнской рукой
затронула струны души автора, и чувство очищения, радости бытия, душевного
трепета и волнения передаётся с книжной страницы. Таким образом, в
стихотворении Фета мир природы и человеческих эмоций сливаются, создавая
неповторимое явление русской поэзии. Автор, изображая своего героя в момент
наибольшего эмоционального напряжения, показывает работу человеческой души на
фоне прекрасного мгновения природы, что заставляет ещё раз задуматься о том,
что человек – песчинка в океане, который называется «Вселенная».
Список литературы
Для подготовки данной работы были
использованы материалы с сайта http://sochinenya.narod.ru