Литературные референции в «Журнале джентльмена» П.
Моттэ и «Афинском вестнике» Дж. Дантона
О.Ю. Поляков
Важным
этапом развития английской литературной критики было освоение периодических
изданий, начавшееся в XVII столетии. Оно было связано с процессами становления
типологических основ газетно-журнальных форм и дифференциации английской
печати. Необходимость жанрового и идейно-содержательного разнообразия
периодики, возросшие духовные запросы общества, динамичное развитие
эстетической мысли в Англии эпохи Реставрации стали факторами, обусловившими
проникновение литературно-критических идей на страницы газет и журналов.
Истоки
английской газетно-журнальной литературной критики следует связывать прежде
всего с предвестниками периодической печати, реляциями (relation) и вестниками
(mercurius, intelligencer), возникшими в 1640-х гг. Своим появлением эти типы
печатных изданий были обязаны потребностям пропаганды - партийной, конфессиональной,
- обострившимся в период гражданской войны в Англии.
Как
отмечает Р. Маккатчен, упоминания о произведениях художественной литературы
появляются в английской периодике в 1650-х гг., когда к власти в Англии
приходит стабильное правительство, и акцент на публицистической полемике
ослабевает (v.: McCutcheon R. The Beginnings of Book-Reviewing in English Periodicals // PMLA,
1922. Vol. 37. P. 702). Однако в этих обращениях обнаруживаются лишь зачатки
дескриптивной критики, так называемая «критика определений» («известная» пьеса,
«уважаемый» автор и др.), преследующая прагматические цели, связанная с
рекламой и в силу этого не претендующая на объективность, хотя нередко в
журнальных публикациях даются высокие оценки тем произведениям, которые
впоследствии были названы литературоведами классическими: «Гондиберт» У.
Давенанта был назван «Полной ежедневной газетой» «первой героической пьесой на
английском языке, книгой, удостоенной похвал ученого мистера Гоббса» (v.:
Perfect Diurnal, № 54, 16 - 23.12.1650). Аннонсировались также избранные
стихотворения «несравненного… Фрэнка Бомонта», «Аркадия» Ф. Сидни, «Письма»
Хоуэлла и др. Сведения о публикуемых пьесах Т. Миддлтона и У. Роули, Р. Брума,
Ф. Мэссинджера печатались, помимо «Пефикт дайэнэл», в газетах «Паблик
интеллидженсер» («Общественный осведомитель») и «Кингдом интеллидженсер»
(«Осведомитель королевства») (1653-1655). В это же время в «Полной ежедневной
газете» появляются и сообщения о переводах на английский язык французских
романов: «Кира Великого» де Скюдери, «самого прекрасного сочинения знаменитого
Рабле, в котором рассказывается о героических деяниях Гаргантюа и его сына
Пантагрюэля», и сборника новелл Маргариты де Валуа «Гептамерон». Первые книжные
обозрения, таким образом, дают представление скорее об истории книгопечатания и
общественных вкусах, нежели о развитии литературно-критической мысли Англии
второй половины XVII века.
Вестники
(или «меркурии») и другие периодические издания, связанные с ними своей
социально-политической направленностью, начали давать развернутые
литературно-критические комментарии только в 1690-х гг., причем литературная
критика периодических изданий конца XVII в. имела случайный, эпизодический
характер, который не был преодолен ни в «Журнале джентльмена» П. Моттэ, ни в «Афинском
вестнике» Дж. Дантона, изданиях, в которых доля литературно-критических
материалов была самой значительной.
Проникновение
литературной критики в периодические издания Англии нередко связывают с
французским влиянием (v.: Graham W. English Literary Periodicals. New-York,
1930. P. 58). В частности, журнал П. Моттэ, французского эмигранта, известного
писателя, переводчика Рабле, был создан как подражание французскому «Галантному
вестнику» («Меркюр Галан»), в котором проблемы литературы освещались постоянно.
Помимо этого, под влиянием этого журнала Моттэ одним из первых в Англии,
предвосхищая «Опыт о древнем и новом знании» У. Темпла, высказал свое мнение в
полемике о достоинствах древних и новых авторов (он был сторонником «древних»).
Совершенно
очевидна классицистическая направленность «Журнала джентльмена», публиковавшего
переводы и подражания Анакреону, Вергилию, Марциалу, Горацию, дававшего высокие
оценки творчеству Драйдена, Мильтона, восхищавшегося «удивительным»
предисловием Т. Раймера к переводу «Размышлений о «Поэтике» Аристотеля» Р.
Рапэна. Прибегая к ставшей затем традиционной в английской периодике форме аллегорического очерка, классицист Моттэ в
номере журнала за январь 1692 г. создает иерархическую систему литературных
жанров.
Литературная
критика в «Журнале джентльмена» представлена аллегорическими очерками, жанром
стихотворного послания, краткими рецензиями на выходящие из печати книги или
последние драматические постановки. Дж. Грей подчеркивает, что журнал Моттэ
находился у истоков английской театральной критики (v.: Gray J. Theatrical
Criticism in London to 1795. New-York, 1964. P. 31). Как правило, журнал не
публикует развернутых аналитических очерков, ограничиваясь краткими
комментариями. В частности, в нем упоминается «Уловка жен» Томаса Саутерна
(январь 1692). Моттэ пишет о том, что пьеса, в отличие от предыдущего
произведения драматурга, комедии «Сэр Энтони Лав», не пользовалась громким
успехом, однако как произведение для чтения она более чем состоялась, и
«некоторые из тех, кто считаются хорошими ценителями, хвалят чистоту ее языка».
Моттэ как литературный критик делал акцент не на недостатках, а на достоинствах
рассматриваемых произведений; его сильным местом, по словам Д.Фостер, была
«щедрая заинтересованность в достижениях других» (Foster D. The Earliest
Precursor of our Present-Day Monthly Miscellanies // PMLA, 1917. Vol. 32, № 1.
P. 44).
В
журнале Моттэ очевидна тенденция позитивного восприятия национального
художественного опыта, в особенности творчества Дж. Драйдена как драматурга и
переводчика. Он назван «Вергилием нашего века, благородного пера которого ждут
лучшие из латинских поэтов». Особого внимания критика удостаиваются
драматические опыты Драйдена; в частности, его героической пьесе «Клеомен»
посвящено пространное «Послание мистеру Драйдену» (05.1692), в котором Моттэ
рассуждает о миметических функциях драмы как литературного рода и дает
подробную характеристику персонажам пьесы, сопоставляя их с историческими
прототипами. Акцент на исторической достоверности характеров, безусловно,
свидетельствует об авторитете Аристотеля в литературной критике той поры.
Наряду
с литературными формами, традиционно составляющими классицистическую систему
жанров, Моттэ делает эпизодические замечания, касающиеся романа. Он одним из
первых в английской литературной критике проводит грань между «novel» и
«romance» (в номерах журнала за июнь и ноябрь 1693 г.), делая упор на большей
реалистичности первого, предваряя прозаические публикации в журнале
предупреждениями о том, что все в них происходящее действительно имело место.
Моттэ выступал также против идеализации романных героев, рассматривая ее как
черту «romance». Таким образом, в его теории в какой-то мере подготавливались
предпосылки реалистического просветительского романа.
Вторым
журналом, с которым связано зарождение литературной критики периодических
изданий в Англии, был «Афинский вестник» Дж. Дантона (1691-1697). Адресованный,
в отличие от «Журнала джентльмена», самым широким кругам читателей, он,
безусловно, не мог претендовать на исчерпывающее освещение литературных проблем
и выполнял скорее просветительскую функцию. Его публикации свидетельствуют о
литературных вкусах эпохи, об авторитете классицистических ценностей в
литературе и литературной критике. «Афинский вестник» издавался в форме ответов
на вопросы читателей. Большой интерес с точки зрения литературных референций представляет № 14
этого журнала (11.07.1691), в котором приводится каталог самых гениальных
поэтов с краткими характеристиками их достоинств. Примечательно, что автор
заметки не делает акцента на античной литературе, упоминая только Плавта,
Теренция и Сенеку, а обращается к национальному художественному наследию:
Чосер, по его словам, был «человеком большого остроумия, здравомыслия и
честности» произведения «отца Бена» (т.е. Б. Джонсона) он ценит за «отличный
юмор» «Шекспир заслуживает эпитета, который дал ему Мильтон», - «the sweetest»;
Спенсер был «благородным поэтом», его «Королева фей» - прекрасное произведение
о морали, политике, истории; Давенант обладал большим гением; «Потерянный рай»
Мильтона и некоторые другие его стихотворные опыты, по мнению Дантона, никто и
никогда не сумеет превзойти. Два года спустя (в номере за 24 октября 1693 г.)
этот список дополнится именами писателей, рекомендованных «Вестником» для
чтения молодежи: поэтов-метафизиков Донна, Герберта, Крэшо, а также Бомонта и
Флетчера, Уоллера и Драйдена и др.
«Афинский
вестник» внес определенный вклад в развитие жанровой теории английской
литературной критики конца XVII века. Одна из его больших публикаций (26 января
1695 г.) посвящена жанру эпической поэмы, поэтика которой рассматривается
автором с позиций известного сочинения Ле Боссю: особый акцент делается на
дидактических задачах жанра, связанных с реализацией аллегорического
содержания. Вслед за Ле Боссю «Вестник» требует, чтобы фабула эпической поэмы
строилась вокруг четко обозначенной назидательной идеи, с которой, собственно,
и должен начинаться процесс творчества. События эпической поэмы должны быть
взаимосвязаны, вытекать одно из другого, утверждает обозреватель журнала,
выступавший, как и Деннис, Гилдон, Блэкмор, за единство действия.
Журналы
Дантона и Моттэ не только отражали литературные вкусы своей эпохи, но и
стремились их формировать, прививали читающей публике восприимчивость к эстетическим
проблемам. В их публикациях обнаруживалось, с одной стороны, следование
классицистическим принципам литературного анализа, с другой - утверждалась идея
значимости национального художественного опыта. Таким образом, они отражали
умеренный характер английского классицизма, который впоследствии был
подтвержден в литературно-критической эссеистике периодических изданий Англии
первой трети XVIII в., в литературных журналах Аддисона и Стила.
Список литературы
Для
подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://filosof.historic.ru