Идея обреченности «темного царства» в драме «Гроза»
Наивысшим художественным достижением А. Н. Островского
в предреформенные годы стала драма “Гроза”. Автор переносит нас в провинциальный
купеческий городок Калинов, жители которого упорно держатся за веками
сложившийся образ жизни. Но уже в начале пьесы становится ясно, что те
общечеловеческие ценности за которые ратует Домострой, давно уже потеряли свои
смысл для невежественных обитателей Калинова. Для них важна не суть
человеческих отношений, а лишь форма, соблюдение приличий. Не зря в одном из
первых действий “матушка Марфа Игнатьевна” — Кабаниха, свекровь Катерины —
получила убийственную характеристику: “Ханжа, сударь. Нищих оделяет, а домашних
поедом ест”. А для Катерины, главной героини драмы, патриархальные ценности
полны глубокого смысла. Она, замужняя женщина, полюбила. И изо всех сил
пытается бороться со своим чувством, искренне считая, что это страшный грех. Но
Катерина видит, что никому в мире и дела нет до подлинной сути тех нравственных
ценностей, за которые она пытается цепляться, как утопающий за соломинку.
Вокруг уже все рушится, мир “темного царства” в муках умирает, и все, на что
она пытается опереться, оказывается пустой оболочкой. Под пером Островского
задуманная драма из быта купечества перерастает в трагедию.
Основная идея произведения — конфликт молодой женщины
с “темным царством”, царством самодуров, деспотов и невежд. Узнать, почему
возник этот конфликт и почему конец драмы такой трагичный, можно, заглянув в
душу Катерины, поняв ее представления о жизни. И это возможно сделать,
благодаря мастерству А. Н. Островского.
За внешним спокойствием жизни кроются мрачные мысли,
темный быт самодуров, не признающих человеческое достоинство. Представителями
“темного царства” являются Дикой и Кабаниха. Первый — законченный тип
купца-самодура, смысл жизни которого заключается в том, чтобы любыми средствами
сколотить капитал. Властная и суровая Кабаниха — еще более зловещая и мрачная
представительница Домостроя. Она строго соблюдает все обычаи и порядки
патриархальной старины, поедом ест домашних, проявляет ханжество, одаряя нищих,
не терпит ни в ком проявления личной воли.
Островский рисует Кабаниху как убежденную защитницу
устоев “темного царства”. Но даже в своей семье, где все безропотно ей
подчиняются, она видит пробуждение чего-то нового, чуждого и ненавистного ей. И
Кабаниха горько сетует, чувствуя, как жизнь разрушает привычные для нее
отношения: “Ничего-то не знают, никакого порядка. Проститься-то путем не умеют.
Так-то вот старина-то и выводится. Что будет, как старики перемрут, как будет
свет стоять, уж и не знаю. Ну, да уж то хорошо, что не увижу ничего”. Под этой
смиренной жалобой Кабанихи — человеконенавистничество, неразлучное с
религиозным ханжеством.
Развитие действия в “Грозе” постепенно обнажает
конфликт драмы. Еще велика власть Кабанихи и Дикого над окружающими. “Но чудное
дело, — пишет Добролюбов в статье “Луч света в темном царстве”, — самодуры
русской жизни начинают, однако же, ощущать какое-то недовольство и страх, сами
не зная перед чем и почему... выросла другая жизнь, с другими началами, и хотя
далеко она, еще и не видна хорошенько, но уже дает себя предчувствовать и
посылает нехорошие видения темному произволу самодуров”. Таково “темное
царство” — воплощение всего строя жизни царской России: бесправие народа,
произвола, угнетения человеческого достоинства.
В этот мир Диких и Кабаних попадает Катерина — натура
поэтическая, мечтательная, свободолюбивая. Мир ее чувств и настроений
сформировался в родительском доме, где она была окружена заботой и лаской
матери. В атмосфере ханжества и назойливости, мелочной опеки конфликт между
“темным царством” и душевным миром Катерины зреет постепенно. Катерина терпит
лишь до поры. “А уж коли мне очень здесь опостылеет, так не удержать меня
никакой силой. В окно выброшусь, в Волгу кинусь, не хочу здесь жить, так не
стану, хоть ты меня режь!” — говорит она.
Не найдя отзвука в сердце недалекого и забитого мужа,
ее чувства обращаются к человеку, непохожему на всех окружающих. Любовь к
Борису вспыхнула с силой, свойственной такой впечатлительной натуре, как
Катерина, она стала смыслом жизни героини. Катерина вступает в конфликт не
только с окружающей федой, но и самой собой. В этом трагизм положения героини.
Если бы сценой покаяния завершалась драма, в ней была
бы показана непобедимость “темного царства”. Но драма завершается нравственной
победой Катерины и над силами, сковывавшими ее свободу, и над тем, что
сковывало ее волю и разум. Катерина решается на самоубийство. Самоубийство
героини — это протест против никчемной жизни, против темных сил царства
Домостроя. Если женщина, самое бесправное существо, да еще в темной, косной
среде купечества, не может больше мириться с гнетом “самодурной силы”, значит,
среди обездоленных, забитых людей зреет возмущение, которое должно побудить
народ к решительной борьбе.
Для своего времени, когда Россия пережила период
громадного общественного подъема перед крестьянской реформой, драма “Гроза”
имела важное значение. Образ Катерины принадлежит к лучшим образам женщин не
только в творчестве Островского, но и во всей русской художественной
литературе.
Список литературы
Для подготовки данной работы были использованы
материалы с сайта http://www.ostrovskiy.org.ru/