В эпоху холодной войны Николай Носов написал замечательную детскую книжку - "Незнайка на Луне". Она поражает вдумчивого читателя размахом затронутых проблем, скрытых под маской детской сказки.
Мне кажется, что на эту книгу надо обратить особое внимание. Трудно назвать какое-нибудь детское литературное произведение, где так рельефно было бы показано непримиримое идеологическое противоборство капитализма и социализма (бесспорно, оценка Носовым этого противостояния однозначна - иного и не могло быть в советской литературе того периода). Любимый всеми детьми герой Незнайка попадает на Луну - мир товарно-денежных отношений, общества, где святыми являются институты частной собственности и свободы предпринимательства, где мерилом достоинств и качеств человека является его капитал. Здесь действуют иные законы, совсем не похожие на порядки незнайкиной страны идеального коммунизма.
Книга чрезвычайно идеологизирована. Писатель яркими красками расцвечивает ужасы буржуазного мира: нищету, безработицу, безнравственность. Социалистический реализм, приверженцем которого был и Носов, проводил обработку сознания человека с раннего детства, внедряя в мировоззрение читателя понятие о "плохих" капиталистах, с которыми нужно беспощадно бороться, создавая "образ врага". Необходимо было дать подрастающему поколению коммунистическую идеологию, подчеркнуть все преимущества социалистической системы над "загнивающим капитализмом".
Это Носову удалось просто блестяще. В его книге доводятся до гротеска все недостатки институтов системы бизнеса. Так, фондовая биржа предстает перед читателем как Давилонская баржа, монополистические объединения - в виде больших бредламов. Карикатурно изображается полиция, которая, по Носову, совершенно не следит за соблюдением юридических норм в правовом государстве. Сатирически показана деятельность субъектов гражданского общества. На фоне всего этого резким контрастом выступает общественное устройство земных коротышек, напоминающее порядки в "Городе Солнца" Кампанеллы или на острове Утопия из книги Томаса Мора. Юный читатель не может устоять перед силой носовских аргументов. Он твердо становится на сторону земных коротышек - предвестников коммунизма "светлого будущего".
В то же время, несмотря на всю идеологизированность произведения, нельзя назвать писателя необъективным. Коротышки в социалистическом мире Цветочного и Солнечного городов лишены важнейших стимулов к труду, предпринимательству, активной производственной деятельности. Из-за этого процветают тунеядцы: Пончик, Незнайка, Гунька. В капиталистическом мире Луны эти стимулы активно работают, поскольку в действие вступают механизмы товарно-денежных отношений, свободы предпринимательства и частной собственности. Носов рассказывает о системе маркетинга, созданной лунными коротышками для удовлетворения своих нужд и потребностей. Он говорит о возможности акционерных обществ аккумулировать средства населения для проведения научно-технических исследований, ведущих к прогрессу.
Объективность автора проявляется и в характеристике персонажей. Можно обратить внимание и на жесткую, подчас авторитарную, власть Знайки - лидера системы социализма земных коротышек. Чего, например, стоят его слова: "Прекратить сейчас же всяческие разговоры! Дисциплина прежде всего. Попрошу всех построиться в одну шеренгу. Ну-ка, быстренько! Быстренько! И ты, Пилюлькин, становись тоже... Так! Все на месте? А теперь шагом марш в ракету для принятия пищи!" Отлет на Луну Незнайки и Пончика можно рассматривать как бунт двух неординарных личностей, не вписывающихся в установленные рамки, против социалистических отношений и системы управления ими, сковывающих инициативу и предприимчивость, ограничивающих рамки свободы.
Даже окончательная победа социализма над капитализмом осуществляется не в результате борьбы народа с его поработителями-капиталистами и "вселунной" революции (что соответствовало бы догмам учебников марксизма-ленинизма), а совершенно фантастическим образом. Коротышкам удается разрешить проблему редкости экономических благ (по крайней мере, бесконечно раздвинуть границы области производственных возможностей) за счет резкого увеличения КПД всех отраслей промышленности в результате использования невесомости и внедрения в агротехнику гигантских земных растений. Решение неразрешимой, с точки зрения современной экономической теории, проблемы редкости автоматически приводит к смене формаций. Носов понимает, что система капиталистических отношений далеко не изжила себя и обладает возможностями воспроизводства и самосовершенствования.
Огромным достоинством книги является ее информативность. Автор знакомит юного читателя с основными этапами развития рыночного хозяйства: промышленным переворотом, разорившем мелких производителей (вроде солеразработчика Пончика), государственно-монополистическим капитализмом , вызвавшим к жизни объединения капиталистических магнатов (вроде объединений Спрутса, Жадинга и им подобных в бредламы). Писатель говорит об акционерных обществах, банках, фондовых биржах и условиях их функционирования. Он рассказывает о маркетинговых исследованиях, проводимых предприимчивыми лунными коротышками, о механизме взаимодействия спроса и предложения. А ведь советские ребятишки практически ничего не знали об этом!
Необходимо обратить внимание и на еще один аспект. Те пороки капиталистической системы, о которых аллегорически рассказывал Николай Носов в своем произведении, бурно расцвели в современном российском обществе.Агрессивные рекламные кампании, проводимые нечистоплотными бизнесменами, заведомая дезинформация потребителей, грабежи и убийства, фатальная неспособность государства решить проблему преступности - разве не встретили мы все это в России после вступления ее на путь реформ? Разве паника на Давилонской барже не напоминает "черный вторник" на ММВБ, а крах Акционерного общества гигантских растений - рухнувшую пирамиду АО "МММ"? Носов как бы предупреждает об опасностях, подстерегающих нас на каждом шагу в далеко не однозначной системе рынка.
Я не могу назвать роман Носова детской сказкой. Мне кажется, что его книга - "сказка" для взрослых, раскрывающая перед читателем весь спектр проблем, стоявших и стоящих перед современным обществом.