Общество: его понятие и структура
В
научной и учебной литературе дается много определений и характеристик
человеческого общества, но все они сходятся в одном: общество есть продукт
взаимодействия людей, определенная организация их жизни, внутренне
противоречивый организм, сущность которого заключается в многообразных
(экономических, нравственных, религиозных и др.) связях и отношениях между
людьми, их объединениями и общностями. Это сложная, саморазвивающаяся система
связей людей, объединенных экономическими, семейными, групповыми, этническими,
сословными, классовыми отношениями и интересами. В обществе действуют прежде
всего не биологические, а социальные законы.
Рассмотрение
общества в качестве системы общественных отношений, основу которых составляют
экономические (материальные) отношения, позволяет, во-первых, подходить к нему
конкретно-исторически, выделять различные общественно-экономические формации
(рабовладельческое, феодальное, капиталистическое, социалистическое общество);
во-вторых, выявить специфику главных сфер общественной жизни (экономической,
политической, духовной); в-третьих, четко определить субъектов социального
общения (личность, семья, нация и др.).
Общество
появилось, когда люди выделились из мира животных. Человек — его главная
предпосылка и первичная клетка, ибо, как говорил еще Аристотель, человек есть
существо общественное. Поэтому важнейшая черта общества заключается в том, что
оно представляет собой систему взаимосвязей разумных существ. Взаимодействуя с
обществом, человек развивается сам и развивает свои социальные, сущностные
свойства и силы и тем самым становится личностью и стимулирует прогресс
общества.
В
разные периоды исторического развития общество принимало различные формы,
изменялись степень его зрелости, внутреннее строение, т. е. экономическая,
социально-классовая, политическая структура. Первобытное общество, например,
долгое время было более или менее однородно-коллективистским, не знало
социального и другого расслоения. Постепенно структура общества усложнялась: с
изменениями экономических отношений появились социальные общности, группы,
классы и т. п„ имеющие свои интересы и особенности.
Общество и его социальные и политические институты
Общество
не может обойтись без социальных, а затем и политических институтов, т. е.
устойчивых социальных или политических установлений, учреждений, объединений и
общностей, выполняющих необходимые для общества социальные либо политические
функции.
Как
уже отмечалось, люди — существа общественные, они не могут жить, трудиться, не
объединяясь по потребностям и интересам, целям. Словом, социальные и
политические институты возникают в силу биологических, социальных, политических
и других причин с объективной необходимостью. Исторически первым социальным
институтом были родовые общины. Род представлял собой группу (общность) людей,
объединенных кровным или предполагаемым родством, общей собственностью,
совместным трудом и уравнительным распределением. Данный социальный институт
был весьма устойчивым и жизнеспособным. Он обеспечивал выживание людей, которые
еще во многом зависели от природных сил и могли существовать только на базе
коллективного хозяйственно-социального единства. Роды существовали и
функционировали многие тысячелетия, они объединялись в более крупные социальные
институты — племена. Позднее появились религиозные объединения (ордена и др.),
торгово-купеческие гильдии и иные социальные институты. Исторически первым
политическим институтом, самым важным и крупнейшим, стало государство. По мере
усложнения общества и развития демократии возникают новые
социально-производственные (кооперативы), социально-политические (профсоюзы),
политические (политические партии) и другие институты.
Общество и власть
Вместе
с человеческим обществом возникает социальная власть как его неотъемлемый и
необходимый элемент. Она придает обществу целостность, управляемость, служит
важнейшим фактором организованности и порядка. Иными словами, это
систематизирующий элемент, обеспечивающий обществу жизнеспособность. Под
воздействием власти общественные отношения становятся целенаправленными,
приобретают характер управляемых и контролируемых связей, а совместная жизнь
людей становится организованной. Таким образом, социальная власть есть
организованная сила, обеспечивающая способность той или иной социальной
общности — рода, группы, класса, народа (властвующего субъекта) — подчинять
своей воле людей (подвластных), используя различные методы, в том числе метод
принуждения. Она бывает двух видов — неполитическая и политическая
(государственная).
Власть
— явление надстроечное, ее природа, свойства, функции определяются
экономическими отношениями, базисом общества. Однако она не может
функционировать помимо воли и сознания людей. Воля есть важнейший элемент любой
социальной власти, без учета которого невозможно понять ее природу и суть
отношений властвования. Сказанное обусловлено тем, что власть означает, с одной
стороны, передачу (навязывание) властвующим своей воли подвластным, ас другой—
подчинение подвластных этой воле. Воля прочно соединяет власть с ее субъектом:
власть принадлежит той социальной общности, воля которой в ней воплощена.
Бессубъектной, т. е никому не принадлежащей, власти нет и быть не может. Вот
почему в учении о власти важное место занимает понятие «властвующий субъект» —
первоисточник, первоноситель власти.
Власть
невозможна и без объектов своего воздействия — индивидов, их объединений,
классов, общества в целом. Иногда субъект и объект власти совпадают, но чаще
всего властвующие и подвластные отчетливо различаются и занимают различное
положение в обществе.
Подчеркивая
значение воли как одного из определяющих элементов власти, не следует умалять и
других ее структурных элементов, в частности такого, как сила. Власть может
быть слабой, но лишенная силы, она перестает быть реальной властью, так как не
способна претворять властную волю в жизнь. Власть бывает сильна поддержкой,
доверием народных- масс, т. е. опирается на силу авторитета. Властвующий
субъект для навязывания своей воли подвластным часто использует силу
идеологического воздействия, в том числе и обман, и популистские обещания. Но
власть, особенно государственная, имеет предметно-материальные источники силы —
органы насилия, принуждения, вооруженные организации людей.
Власть
непрерывно воздействует на общественные процессы и сама выражается, проявляется
в особом виде отношений — властеотиошениях, суть которых заключается, как уже
отмечалось, в единстве двух проявлений: передачи (навязывания) воли
властвующего субъекта подвластным и подчинения последних этой воле.
Влас-теотношения отличаются ярко выраженной целенаправленностью. Определяющая
черта власти — способность властвующих навязывать окружающим свою волю,
господствовать над подвластными. Отсюда негативная сторона власти, выражающаяся
в возможности злоупотребления ею и произвольного ее использования. Она нередко
становится предметом острой борьбы и столкновений людей, политических партий,
слоев и классов.
Общество, социальное регулирование, порядок и
беспорядок
Веками
люди мечтали об идеальном, гармоничном обществе добра и справедливости. Однако
в действительности социум — это более или менее устойчивый баланс сил,
конфликтов и соглашений, соперничества и сотрудничества. В нем действуют две
закономерные, но противоположные тенденции — стремление к порядку и стремление
к беспорядку.
Порядок
в обществе — необходимое условие его нормальной жизнедеятельности. Это
урегулированность, стабильность, слаженность, согласованность общественных
отношений, определенная гармония в поведении людей. Порядок отражает
достигнутый уровень организации общественной жизни, свидетельствует о таких
качественных показателях, как планомерность, ритмичность, соразмерность и
слаженность различных явлений и процессов в сфере материального производства,
общественно-политической жизни, быта.
Кроме
того, от уровня общественного порядка зависят и состояние общественного и
личного спокойствия и безопасности, и степень удовлетворения людей условиями,
необходимыми для реализации общественно значимых и личных интересов и потребностей.
Словом, порядок — это великое благо для общества и личности. По мысли К.
Маркса, урегулированность и порядок представляют собой форму упрочения всякого
способа производства, а потому — его относительной эмансипации от просто случая
и просто произвола. Создатели солидаристской теории права (О. Конт, JI. Дюги)
считали, что людям извечно присущи два инстинкта — солидарности и
агрессивности. Солидарность как добро вытекает из общественной природы человека
и проявляется в гармонии между людьми, в их общих, согласованных между собой
разумных интересах, в устойчивом общественном порядке. Агрессивность вредит
людям, разрушает порядок.
Общественный
порядок не возникает сам по себе, он есть следствие урегулированности,
упорядоченности социальных отношении. Регулировать (в социальной жизни) —
значит направлять поведение людей и их социальных общностей, деятельность
органов и организаций, вводить их в определенные рамки, целенаправленно их
упорядочивать. Существование и развитие социального регулирования, его место и
значение в обществе характеризуются рядом закономерностей.
Во-первых,
каждое исторически конкретное общество объективно требует своей меры
социального регулирования. Если объем и интенсивность регулирования меньше
требуемой меры, то неизбежны стихийность, неорганизованность, подрывающие
общественный порядок. Наоборот, излишняя, т. е. сверх меры, регламентация ведет
к заорганизованности, к ограничению инициативы и саморегулирования. Эта мера
зависит от уровня зрелости общества, наличия и остроты в нем противоречий, от
степени развития общественного сознания и культуры, прочности сложившихся
традиций и т. д.
Во-вторых,
по мере развития социума в общественном регулировании изменяется соотношение
социального и психобиологического факторов человеческого поведения. Роль
социального фактора постепенно возрастает. Давно сказано, что человек рождается
не добрым и не злым, не преступником и не добродетельным,— таковым делает его
окружающая социальная среда. Кроме того, с развитием социальной свободы человек
в любое время может «сбросить» свою преступную автобиографию. Вместе с тем
удельный вес психологического компонента, влияющего на индивидуальное поведение
человека (в том числе на его агрессивность и эгоизм), хотя и сокращается, но
полностью не исчезает.
В-третьих,
с усложнением социальной жизни ее регулятивные механизмы количественно и
качественно изменяются, появляется целая система регулятивных норм.
В
научной литературе различают два основных вида социального регулирования индивидуальное и нормативное.
Индивидуальное
регулирование — это упорядочение поведения людей при помощи разовых
персональных регулирующих акций, решений, относящихся к отдельным случаям, к
конкретным лицам. Это простейший вид социального регулирования, осуществляемый
путем выполнения различных оперативных решений, заданий, команд руководителей
трудового процесса, родителей и т. д. Оно имеет неоспоримые достоинства, ибо
позволяет решать те или иные жизненные проблемы с учетом персональных качеств
исполнителей. Однако очевидны и его существенные недостатки: каждый раз
проблему нужно решать заново; отсутствует единый порядок, а также налицо
широкие возможности для личного усмотрения и субъективизма.
Нормативное
регулирование — упорядочение поведения людей, деятельности органов, организаций
при помощи общих правил, т. е. стандартов, образцов, эталонов, моделей
поведения, которые распространяются на все случаи данного рода и которым должны
подчиняться все, кто окажется в сфере действия таких правил.
Появление
нормативного регулирования — поворотный пункт в становлении социального
регулирования, качественный скачок в его развитии. Посредством общих правил
достигается единый, непрерывно действующий порядок в обществе. При нормативном
регулировании значительно снижаются возможности для проявлений субъективизма,
господства случая и произвола. Правда, и оно в силу своей абстрактности не
лишено недостатков. Поэтому обычно нормативное регулирование осуществляется в
сочетании с индивидуальным.
Для
обеспечения стабильного общественного порядка кроме постоянной работы
регулятивных механизмов требуются немалые и активные усилия социальных и
политических институтов.
Беспорядок
в обществе — это противоположность общественному порядку, стихийность,
неорганизованность, хаос. Он может быть вызван умышленными действиями в целях
дестабилизации общества, но может возникнуть и стихийно, вследствие ослабления
порядка, и способен привести общество к распаду. Значит, порядок и беспорядок
есть диалектическое единство противоположностей. Иными словами, в любом
обществе в различном сочетании противоборствуют социальные (стабилизирующие) и
антисоциальные (разрушающие) силы. Регулятивные механизмы и обеспечивающие их
действие властные органы и институты сдерживают разрушительные силы
(преступные, экстремистские, анархические и др.), которые готовы при наличии
подходящих для этого условий вырваться на авансцену общественной жизни.
Великие
блага организованности, дисциплины, стабильного общественного порядка осознаны
и признаны народами многих стран. Высокой организованностью и приверженностью к
четкости и порядку отличается, например, японский народ. Это, несомненно, одна
из важных причин успешного и устойчивого развития японского общества в сфере
материального производства, научно-технического прогресса, культуры.
К
сожалению, народам России пока еще далеко до уважительного и ревностного
отношения к общественному порядку. А в кризисные периоды в обществе создаются
благоприятные условия для активизации антисоциальных сил. Вместе с тем именно
наше общество больше других нуждается в преемственности, стабильности,
организованности и порядке.
Список литературы
Для
подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://student.rostov.ru