Политико-правовой
идеал М.А. Бакунина и П.А. Кропоткина
С именем
Михаила Александровича Бакунина (1814--187б) связано зарождение и
распространение идей так называемого коллективистского анархизма -- одного из
распространенных в прошлом и нынешнем столетии движений ультрареволюционного
социализма. Формирование политических взглядов русского революционера происходило в общественной
атмосфере напряженных размышлений и
исканий в период после неудачного восстания декабристов. Уже в первых его
самостоятельных работах сквозь контуры гегелевского диалектического метода и
философии истории проступало оригинальное и политически ориентированное
концептуальное мышление.
Бакунинская
политическая программа вырабатывалась в период
начальных этапов организованного рабочего движения и работы
Интернационала, первых опытов легальной деятельности рабочих партий.
В наиболее
упорядоченном виде его взгляды представлены в работах “Федерализм, социализм и
антитеологизм” (1868), “Кнуте-германская
империя” (1871) и “Государственность и анархия” ( 1873). Последняя
оказала заметное влияние в России, где ряд высказанных в ней идей был
использован при формулировании
программных целей бунтарского направления в русском народничестве.
Воззрения Бакунина нашли приверженцев во многих западноевропейских странах,
особенно в Италии, Испании, Швейцарии и
Франции. Литература о нем значительна по объему и разнообразна в жанровом
отношении. В воссоздании облика революционного активиста и мыслителя наряду с
историками и социальными философами
приняли участие литераторы: И. С.
Тургенев (роман “Накануне”), Ф. М. Достоевский (“Бесы”), А. А. Блок и др.
В истолковании
социальных и политических проблем своего времени Бакунин чаще всего использовал
естественно-правовую традицию в
трактовке прав личности или обязанностей должностных лиц государства, а не
формальный догматический анализ существующих государственных законов или иных
установлений. Отрицательное отношение к законам и законодательному регулированию у него сложилось под
воздействием характерного для анархизма негативистского восприятия любых форм государственной и политической власти и
присущих им путей и средств социального регулирования.
Все юридические
законы, в отличие от законов природы и заурядного правила общежития, являются,
по Бакунину, внешне навязанными, а
потому и деспотическими. Политическое законодательство ( т. е.
законодательство, которое создается “политическим государством”) неизменно враждебно свободе и противоречит
естественным для природы человека законам. Игнорирование этих естественных
законов ведет к подчинению неестественному, “юридическому”, искусственно
создаваемому праву и тем самым способствует возникновению и распространению олигархии. Всякое законодательство, таким
образом, порабощает человека и одновременно развращает самих законодателей.
Свобода
человека должна соизмеряться не с той свободой, которая пожалована и отмерена
законами государства, а с той свободой, которая есть отражение “человечности” и
“человеческого права” в сознании всех
свободных людей, относящихся друг к другу как братья и как равные. В
противопоставлении человеческого права
и государственных законов Бакунин опирался на авторитет и традиции
естественно-правовых идей.
Важнейшей
гарантией обеспечения дела свободы Бакунин не без основания считал контроль над
государственной властью. Такие гарантии возникают, по его мнению, в каждой
стране по мере “эмансипации общества” от государства. Во всех странах, где
установилось представительное правление, свобода может быть действительной лишь
в том случае, когда имеется действенный
контроль и надзор за носителями власти, поскольку власть в состоянии
испортить самых лучших людей.
Совершить
социальную революцию -- значит разрушить все учреждения неравенства и насилия,
и в первую очередь государство.
Социальная революция в отличие от политической совершается не с помощью
одной только революционной власти (в том числе нового революционного государства),
а более всего с помощью народной силы, причем эта сила сама должна быть
организована на выступления путем возбуждения революционных страстей. Движущие силы революции предстают
у Бакунина не в технико-организационном,
а скорее в абстрактно- доктринальном их восприятии и отображении. Народная
сила, революционные страсти, философские принципы с вытекающими из них практическими действиями -- все это
из словаря утопического социализма, безусловно критического по отношению к существующему строю, но в то же время
весьма примитивного и нереалистичного в
указании путей и средств его действительного радикального преобразования.
Петр Алексеевич
Кропоткин (1842—1921) — последний из плеяды всемирно известных русских
пропагандистов анархизма (наряду с Бакуниным и Л. Н. Толстым) — принадлежал к
старинному княжескому роду. Вначале он приобрел известность как многообещающий
географ и геолог (изучал Сибирь, Финляндию и Швецию), как глубокий
исследователь одного из направлений эволюционной теории в биологии, автор
монографических работ в области истории и теории этики, а затем и как создатель
серии трудов по теории и истории анархизма. Он написал интересную книгу о
Великой французской революции. Библиография его трудов насчитывает свыше двух
тысяч названий, им было подготовлено около 200 статей для Британской
энциклопедии.
Кропоткин
стремился соединить учение анархии с результатами современной ему науки о
природе и обществе и в особенности социально-философским учением о взаимной
помощи в животном мире и в человеческих сообществах.
Историческое
развитие государства он связывал с возникновением поземельной собственности и
стремлением сохранить ее в руках одного класса, который вследствие этого стал
бы господствующим. Социально заинтересованными в такой организации стали,
помимо землевладельцев, также жрецы, судьи, профессиональные и прославившиеся
воины. Все они были настроены на захват власти. «Государство, в совокупности,
есть общество взаимного страхования, заключенного между землевладельцем,
воином, судьей и священником, чтобы обеспечить каждому из них власть над
народом к эксплуатацию бедноты. Таково было происхождение государства, такова
была его история, и таково его существо еще в наше время» («Современная наука и
анархия»).
Государственная
организация властвования находится в тесной взаимосвязи с правосудием и правом.
Судебную власть Кропоткин относил к разряду важного основания для самых
различных вариантов организации властвования в обществе, однако в отношении
суда, назначаемого государством, он полагал, что суд и государство в таком
случае становятся «необходимым последствием» друг друга (узаконенная месть,
именуемая правосудием).
Главная
особенность государственно-властной организации — это «правительственная
централизация», или «пирамидальная организация». Это не просто организация в
целях налаживания гармонии и солидарности в обществе, как разъясняется в
университетских учебниках. Историческая миссия государства свелась на практике
к «поддержке эксплуатации и порабощения человека человеком». Государственная
организация власти вырабатывалась и усовершенствовалась на протяжении столетий,
однако все это делалось ради того, чтобы «поддерживать права, приобретенные
известными классами, и пользоваться трудом рабочих масс, чтобы расширить эти
права и создать новые, которые ведут к новому закрепощению обездоленных
граждан».
Анархическая
критика государственной организации властвования своим острием была направлена
против государства как формы приобщения к власти определенных социальных групп,
как сверхбюрократизированного средоточия управления местной жизнью из одного
центра, как формы «присвоения многих отправлений общественной жизни в руках
немногих».
Список
литературы
Для подготовки
данной работы были использованы материалы с сайта http://www.zakroma.narod.ru/