Реферат по предмету "Право"


К вопросу о роли идеологии в современном государстве

К вопросу о роли идеологии в современном государстве

В.А. Рыбаков, Омский государственный университет,
кафедра теории и истории государства и права

Cоветская
теория государства рассматривала идеологическую деятельность государства как
его важнейшую функцию, посвящая ей большие разделы в учебной и научной
литературе. К концу 80-х годов отношение к государственной идеологической
деятельности и, соответственно, к слову "идеология" изменилось.
Идеология стала пониматься как нечто злобное, насильственно навязанное
сознанию. Объем учебного и научного материала резко сократился. Появилось много
негативных публикаций, перечеркивающих как советскую идеологию, так и идеологию
вообще. Количество их возросло после принятия Конституции Российской Федерации,
закрепившей деидеологизацию общества. Идеологическая деятельность государства
была сведена к нулю. Представляется, решение это ошибочное, проистекающее из
непонимания роли идеологии в жизни общества. Попытаемся доказать данный тезис.

Что
такое идеология? Теория государства не дает развернутого определения. В
зарубежной научной литературе она, по существу, идентифицируется с понятием
"социально-политическая доктрина". Наиболее распространенное понятие
идеологии в нашей стране - это система социальных идей, оценок, требований
конкретного класса, cоциально значимых групп, опирающихся на определенные
теоретические установки, выражающие общественное положение интересы и
программные цели данного класса, социальной группы, играющие практическую роль
в функционировании политической системы [1].

Является
ли идеология неотъемлемой частью общественной структуры и обязательным
элементом функционирования государства? Несомненно. Мировой опыт показывает, что
от идеологической работы не отказывалось ни одно государство, потому что для
созидания, осуществления преобразований в стране всегда нужны люди,
приверженные выдвигаемой концепции, идеалу, воззрению.

В
чем ценностный смысл государственной идеологии? Во-первых, она дает
представление населению о направлении движения общества и государства, о смысле
государства, так как предполагает формирование общих принципов существования
государства, его политики, разделяемым большинством данного общества. Для населения
это может звучать как ответы на вопросы: кто мы? зачем мы? куда держим путь?
Только имея ответы, может быть сформулирован конкретный образ ближайшего и
отдаленного будущего - не только желаемого, но и, коль скоро это реалистический
идеал, практически осуществимого. Таким образом, идеология становится движущей
силой общественного развития, выступает как инструмент политической мобилизации
общества. В этом ее ключевой прикладной аспект. Примеров, когда те или иные
ценности на достаточно длительный период становились и мобилизационным, и
интегрирующим началом национальной жизни много. Скажем, такие части идеологии,
как свобода и равенство в революционной Франции, идея национального единства в
Германии XIX в., идея коммунизма при жизни нашего поколения. Насколько они
разделялись всей нацией - вопрос другой. Но их мобилизующая сила доказана
исторически.

Во-вторых,
государственная идеология связана с легальностью власти. Идеи, находящие
поддержку у населения повышают ее легитимность и легитимацию, усиливают государственную
власть и, соответственно, увеличивают эффективность общественных и
государственных преобразований. Поэтому государство не было бы государством,
если бы не владело той или иной пропагандистской машиной, тем или иным орудием
воздействия на массы и массовое сознание для укрепления выбранной им идеологии.
Идеология - это мощное объединяющее средство, без которого любое государство
разваливается, теряет свою монолитность, поэтому никакое государство не может
быть неидеологическим длительный период.

В-третьих,
идеология нужна не только государству, но и населению. Идеология не просто
совокупность определенных идей. Это система воззрений на мир, общество и
человека, государство и человека, система, определяющая ту или иную ценностную
ориентацию (это - хорошо, это - плохо) и линию поведения. Ее отсутствие ведет к
утрате координат, позволяющих человеку ориентироваться в обществе, и, как
следствие, социальная реальность для некоторых оказывается лишенной смысла, а
будущее выглядит неопределенно.

Но,
как и в любом явлении, в идеологии наряду с положительными имеются и
отрицательные моменты. Идеология, какой бы социальный и нравственный заряд она
изначально ни несла, став государственной, развивается по законам
государственной идеологии - она должна обслуживать интересы данного
государства. Но интересы государства и общества, как правило, не совпадают.
Далее, государственная идеология, стремясь к самосохранению, имеет тенденцию к
закостенению, но, останавливаясь в развитии, она, в конечном итоге, готовит почву
для застоя всего общества.

Освещенная
авторитетом нации и государства, идеология раньше или позднее превращается в
автономную силу, автоматически мобилизующую на свою защиту все находящиеся в
распоряжении государственной машины средства - вплоть до репрессивных.
Невольными пленниками ее становятся не только "низы",
"массы", но и "верхи", включая самих творцов идеологии.
Так, по некоторым данным, за период с 1918 г. по 1941 г. в нашей стране погибло
37 миллионов человек. Думается, что решающую роль здесь сыграли не какие-то
особые свойства нашего народа, а программные черты доктрины, ставка на насилие,
на классовый подход, оправдание любых жертв ради скорого наступления
мифического рая на Земле.

Формируется
идеология различными способами, которые определяются политическим режимом. В
нормальных, демократических режимах каждая общественная сила вырабатывает свою
систему взглядов и идей, которые конкурируют между собой и доказывают свою
правоту на политической арене. Сама по себе идеология - лишь часть общественной
жизни, основную массу которой составляют социальные, экономические,
политические и иные воззрения общественных групп, классов, сословий. Та сила,
которая в ходе политической борьбы доказала свою перспективность,
прогрессивность на данном этапе развития данного общества, приходит к власти, а
ее идеология также на данный момент делается официальной идеологией и
ориентирует государственную деятельность. Это означает, что экономические и
социальные программы в обществе принимаются и реализуются исходя из ее
постулатов.

Обычно
в обществе функционируют и борются различные партии и, прийдя к власти, они
формируют правительство. Неудача правительства означает, что идеологические
постулаты не соответствуют обстановке, их надо корректировать, совершенствовать,
приводить идеологию в соответствие с обстановкой. Если этого недостаточно или
это невозможно, вопрос решается кардинально - к власти приходят общественные
деятели, олицетворяющие другую идеологию, представляющие интересы другой части
общества. Поэтому появление единой всеобъемлющей, претендующей на
исключительность идеологии естественным эволюционным путем практически
невозможно. Не исключены попытки каких-либо общественных сил навязать свою
идеологию обществу, но это уже будет повторением худшего в нашей истории.

Нужна
ли современной России новая государственная идеология? Дискуссия об этом
ведется на протяжении нескольких последних лет. В ней принимают активное
участие политики, ученые, журналисты, государственные деятели. Мнения
участников этой дискуссии разделились. Одни полагают, что в обществе,
основанном на принципах политического и идейного плюрализма, никакой идеологии,
претендующей на роль государственной, не должно быть. Напротив, приверженцы
создания государственной идеологии усматривают в ней важный инструмент
консолидации российского общества, способ обретения нового качества.

Сторонники
первой позиции ссылаются на Конституцию Российской Федерации, которая запрещает
государственную идеологию. Однако закрепление "деидеологизации" в
обществе на уровне Основного Закона страны преследовало, как представляется,
скрытую цель смены идеологии. Но никто в государственном аппарате: ни
правительственные органы, ни региональные на местах, ни органы образования
должной ясности в содержание такой смены не внесли. Широко разрекламированная и
активно внедряемая идея "деидеологизации" и "деполитизации"
привела к отрицательным последствиям, в частности выяснилось, что фундамент
новой государственности очень не прочен. Хотя еще чаще политологи говорят о
складывании своеобразной двухпартийной системы ("партии власти" и
"партии оппозиции"), на деле мы погружаемся в идейный вакуум.
Нечувствительны к идеологиям всех типов и профессиональные политики, и простые
граждане. Но для нас единая, приемлемая для общества в целом идеология является
жизненно важной сегодня. Без нее общество расслаивается, теряет единство. И ни
о каком прогрессе, в том числе и на демократическом пути развития, в такой
ситуации не может быть и речи.

Что
должно лечь в основу российской государственной идеологии? Важный в перестройке
(так назывался период реформирования 1985-1989 гг.) блок
"общечеловеческих" ценностей под условным названием "Возвращение
в цивилизацию" исчерпал себя и не упоминается даже приверженцами западного
направления общественного развития. Сейчас обсуждаются в разных вариациях
четыре блока ценностей и интересов, которые могут быть положены в основу
объединяющей идеологии. Условно их можно обозначить как
"православие", "национализм", "капитализм" и
"социализм".

Идея
религии, "православия" как основа возрождения духовности в
постперестроечный период привлекает внимание многих. В ее пользу говорит
увеличивающийся интерес к церкви. Ее стали посещать не только простые граждане,
но и высокопоставленные представители государственного аппарата. Но брать
религию за основу государственной идеологии нельзя. И не только, и не столько в
связи с закреплением отделения церкви от государства, сколько с тем, что в
многонациональной России слишком много конфессий, чтобы сделать одну религию,
например, православие, основой духовной жизни. "Социализм" и
"капитализм" также не смогут стать идеологией, объединяющей общество.
Первая - в связи с негативным прошлым опытом, тоталитарным режимом, вторая - в
связи с бедствиями, которые принесли рыночные отношения в настоящем.

В
ряду названных четырех блоков ценностей наиболее перспективной является
национальная идея. Она популярна и обладает большим потенциалом. Данное понятие
нередко толкуется расширительно: как следование национальному духу или даже как
синоним патриотизма. Но это неверно, патриотизм не сводится к национализму, он
даже перекрывается им в малой степени. Патриотизм - необходимый элемент, часть
любой государственной идеологии, но сам по себе несущей опорой не служит. Он
должен быть сцеплен идеями, устремленными в будущее и
"гарантирующими" реализацию патриотических ценностей.

Употребление
термина "национализм" более правильным считается в его стандартном
европейском смысле - как возведенный в ранг государственной политики эгоизм
титульной нации. Конечно, в таком виде национализм отпугивает многих в стране.
Есть еще один момент, который препятствует ему стать идеологией. Национальная
идея может быть очень актуальной, мобилизующей, если речь пойдет о нации,
порабощенной другим государством. Например, она понятна чеченцам. А для России
в чем национальная идея? Если речь идет о возрождении России, о выходе ее из
кризиса, о решении всех проблем, которые его порождают, то они хорошо известны
и лежат на поверхности. Чтобы их обозначить нет необходимости в некой
"сверхидее", как бы ее не называть.

Российская
национальная идея должна быть денационализированной. Это должна быть идея нации
- государства, а не нации - этноса. Но наполнить национальную идею конкретным
содержанием, а тем более, изложить ее в простой и доступной формуле для
большинства россиян - дело исключительной сложности.

Более
приемлемой идеологией будущего российского общества представляется идеология
гуманизма. Гуманистическим видится и предстоящий век. Для реализации указанной
идеологии необходимо повысить образовательный уровень населения. В период
президентской избирательной кампании прозвучала идея, высказанная одним из
претендентов - Мартином Шаккумом, о том, что главным направлением
государственной заботы должны стать образование и наука. Но в острой
политической конкуренции предложение не было оценено. И зря. Идея
перспективная. Мы должны не только сохранить, но и многократно усилить наш
интеллектуальный потенциал. Именно с интеллектом мы должны выходить на мировую
сцену, а не с попытки производить у себя текстиль или электронику ушедшего
поколения, как это делают многие страны "третьего мира".
Целесообразнее работать на опережение, концентрируя внимание на наиболее
перспективных направлениях деятельности.
Список литературы

Политологический
словарь / Под ред. В.Ф. Холипова. М., 1995. С. 58

Для
подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://www.omsu.omskreg.ru/


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.