Реферат по предмету "Социология"


Семья и здоровье

Міністерство науки і освіти України
Луганський коледж будівництва, економікита права

Реферат
На тему:«Сім'я та здоров’я»

Виконала:
Безсмертна А.І.
Перевірив викладач
Пустовойтова О.В.
Луганськ, 2010

План
Введение
1. Определение понятия семьи
1.1 Влияние семейных отношений наздоровье человека
2. Этапы формирования личности
2.1 Тактики воспитания в семье
Заключение
 

Введение
 
Семья́ — организованная социальнаягруппа, члены которой могут быть связаны брачными или родственными отношениями(а также отношениями по взятию детей на воспитание), общностью быта, взаимнойморальной ответственностью и социальной необходимостью, которая обусловленапотребностью общества в физическом и духовном воспроизводстве населения.
Семьяпринадлежит к важнейшим общественным ценностям. Каждый член общества, помимо социальногостатуса, этнической принадлежности, имущественного и материального положения, смомента рождения и до конца жизни обладает такой характеристикой, каксемейно-брачное состояние.
Для ребёнкасемья — это среда, в которой складываются условия его физического,психического, эмоционального и интеллектуального развития.
Для взрослогочеловека семья является источником удовлетворения ряда его потребностей и малымколлективом, предъявляющим к нему разнообразные и достаточно сложныетребования. На стадиях жизненного цикла человека последовательно меняются егофункции и статус в семье.
С позицийвоспроизводства населения весьма важным критерием построения демографическойтипологии семей является стадия жизненного цикла семьи. Семейный циклопределяется следующими стадиями родительства:
· предродительство —период от заключения брака и до рождения первенца
· репродуктивноеродительство — период между рождениями первого и последнего детей
· социализационноеродительство — период от рождения первенца до выделения из семьи (чащевсего через вступление в брак) последнего ребёнка (в случае одного ребёнка всемье совпадает с предыдущей стадией)
· прародительство —период от рождения первого внука до смерти одного из прародителей

1. Определение понятиясемьи
Под семьей понимаетсясоюз лиц, основанный на браке или родстве, характеризующийся общностью быта,интересов, взаимной заботой, помощью и моральной ответственностью.
Современная семьявыполняет ряд функций, главными из которых являются:
1. Хозяйственно-бытовая —заключающаяся в удовлетворении материальных потребностей членов семьи (в пище,крове и т. д.), в сохранении их здоровья. В ходе выполнения семьей этой функцииобеспечивается восстановление затраченных в труде физических сил.
2. Сексуально-эротическая— обеспечивающая удовлетворение физиологических потребностей супругов.
3. Репродуктивная —обеспечивающая рождение детей, новых членов общества.
4. Воспитательная — состоящаяв удовлетворении индивидуальных потребностей в отцовстве и материнстве; вконтактах с детьми и их воспитании; в том, что родители могут «реализоваться» вдетях.
5. Эмоциональная —заключающаяся в удовлетворении потребностей в уважении, признании, взаимнойподдержке, психологической защите. Данная функция обеспечивает эмоциональнуюстабилизацию членов общества, содействует сохранению их психического здоровья.
6. Духовного общения —состоящая во взаимном духовном обогащении.
7. Первичного социальногоконтроля — обеспечивающая выполнение социальных норм членами семьи, вособенности теми, кто в силу различных обстоятельств (возраст, заболевание и т.п.) не обладает в достаточной степени способностью самостоятельно строить своеповедение в полном соответствии с социальными нормами.

1.1 Влияние семейныхотношений на здоровье человека
С течением временипроисходят изменения в функциях семьи: одни утрачиваются, другие появляются всоответствии с новыми социальными условиями. Качественно изменилась функция первичногосоциального контроля: она заключается больше не во власти отца семейства наднижестоящими членами семьи, а в той мотивации к труду и достижениям, которуюпорождает семья. Повысился уровень терпимости к нарушениям норм поведения всфере брачно-семейных отношений (рождение внебрачных детей, супружеские изменыи т. п.). Развод перестал рассматриваться как наказание за недостойноеповедение в семье.
Семейные отношения имеютбольшое значение для здоровья людей. Благоприятный морально-психологический климатсемьи положительно сказывается на здоровье ее членов. Статистикасвидетельствует, что в таких семьях люди меньше болеют и дольше живут. Понекоторым источникам, у членов таких семей в несколько раз ниже заболеваемостьтуберкулезом, циррозом печени и диабетом, чем в неблагополучных семьях и средиодиноких.
В то же время в семье,где кто-то из ее членов подвержен наркомании и алкоголизму, создаются тяжелыеусловия жизни, особенно для детей. Обстановка в семье тяжело ранит их психику ичасто вызывает различные расстройства.
Человекстановится личностью в обществе других людей. Формируясь как личность, человекпроходит через процесс социализации, который позволяет усвоить идеологию имораль, нравственные ценности и нормы поведения в обществе, в котором он живет.Процесс социализации продолжается практически всю жизнь, но особенно онинтенсивен у детей, подростков и юношей. Основными институтами социализацииявляются семья и школа, а конкретными носителями усваиваемых норм и правилвыступают родственники, воспитатели, педагоги, сверстники, окружающие взрослые.Последующая профессиональная деятельность также оказывает социализирующеевоздействие на человека, из чего следует, что процесс формирования личностиникогда не останавливается.
 

2. Этапыформирования личности
В детском иподростковом возрасте закладываются основы здорового образа жизни, гармоничнойсистемы отношений с окружающим миром. Многие наши проблемы, трудности и болезнисвязаны с особенностями воспитания и развития человека. Поэтому профилактическиепсихогигиенические рекомендации и мероприятия наиболее продуктивны, если ониреализуются с раннего детства, а не в зрелом возрасте, как это часто бывает.
Существуютследующие возрастные этапы формирования личности: ранний детский возраст (до 3лет), дошкольный (3—6 лет), младший школьный (6—11), средний школьный (11—15),старший школьный возраст (15— 17 лет).
В раннемдетском возрасте развитие личности протекает в семье. На этом этапе ребенокусваивает простейшие навыки и умения, овладевает языком как средством общения,выделяет свое «я» из окружающего мира и противопоставляет себя окружающим,учится управлять своим поведением, считаться с окружающими, подчинятьсятребованиям взрослых. Важность этого периода развития ребенка состоит в том,что он усваивает тип отношений, сложившихся в семье, претворяя их в черты своейформирующейся личности. В течение первых лет жизни формируется эмоциональноеотношение ребенка к окружающему миру, которое проявляется в том, как много и поповоду чего ребенок улыбается или плачет, чего боится, чему радуется и т. д.Следует помнить, что дефицит общения ребенка с матерью нарушает егоэмоциональное развитие, поэтому рекомендуется избегать даже кратковременныхразлук (поездки в отпуск, командировки и т. д.) с ребенком по крайней мере додостижения им 2—3 лет.
Дошкольный возрастхарактеризуется включением ребенка в группу ровесников (чаще всего в условияхдетского сада). На этом этапе ребенок усваивает нормы и способы одобряемогородителями и другими взрослыми (воспитателями) поведения в условияхвзаимодействия с другими детьми, стремится найти в себе что-то, выделяющее егосреди других детей: либо позитивно, в различных видах самодеятельности, либо вшалостях и капризах, при этом ориентируясь на оценку не столько детей, сколько взрослых.Вместе с тем многие дети болезненно реагируют на помещение их в ясли.
Специалистыдоказали, что в возрасте до шести месяцев малыши адаптируются к яслямбезболезненно, однако в последующем может выявиться отставание ребенка вразвитии, прежде всего эмоциональной сферы: снижается эмоциональнаячувствительность, ослабевает способность к сопереживанию и отзывчивости, что вбудущем вызовет проблемы в межличностном общении, может привести к формированиюнегативных изменений в эмоциональной сфере, к возникновению невротическихрасстройств, трудностям создания своей семьи и т. д.
Определениемалыша в ясли, начиная с семимесячного возраста, является для негопсихотравмирующим фактором: происходит болезненное для ребенка отторжение отматери. После 2 лет привязанность к матери, как правило, уже не носит стользависимого характера, что облегчает ребенку адаптацию к условиям детского сада.Решая вопрос о помещении ребенка в садик, следует помнить, что беспокойство приразлуке с матерью у девочек сохраняется до 2,5 лет, у мальчиков — до 3,5 лет.
В раннемдетстве ребенок переживает первый кризис! кризис 3 лет. Проявляется он преждевсего в негативизме по отношению к требованиям родителей, причем ребенок бываетнегативистичен и к тем требованиям, которые совпадают с его желаниями.
За кризисом 3лет начинается дошкольный период, где доминирует игровая деятельность. В игремоделируются человеческие отношения, ребенок усваивает ролевые формы поведения.Игра является той деятельностью, в которой перед ребенком открывается весьвнешний мир.
В младшемшкольном возрасте ребенок входит в группы одноклассников, учится строить новыеотношения, усваивает более сложные нормы и поведенческие правила, В этомвозрасте формируется отношение к себе, окружающим людям. Особое влияние оказываетна развитие ребенка учительница, которая, выставляя ему отметки, оценивая егоучебную деятельность, влияет на взаимоотношения ребенка с его родителями исверстниками, формирует их отношение к нему и самооценку ребенка. К концупребывания в младших классах отношение к себе все чаще определяетсявзаимоотношениями в классе, со сверстниками, групповые оценки становятся важнеемнения взрослых. Ведущей деятельностью в этом возрасте является не игра, аучение.
По данным американскихпсихологов, 35—40 % взрослых людей страдают от застенчивости и испытываюттрудности в общении. Специалисты считают, что источником чрезмернойзастенчивости являются, как правило, те формы воспитания, когда родителипостоянно сдерживают детей или делают им замечания по поводу того, что оничто-то делают либо говорят не так.
Специфическойособенностью подросткового периода является то, что развитие подросткапротекает параллельно в различных группах сверстников, конкурентных для него посвоей значимости (школа, двор, спортивная секция и т. д.). Общение сосверстниками становится наряду с учением ведущей деятельностью. В этом возрастеотчетливо выражена потребность «быть личностью», самоутвердиться. При этомсуществуют достаточно выраженные противоречия между оценками и требованиямисверстников и родителей, вообще взрослых.
С началомполового созревания подросток становится более импульсивным, появляютсянемотивированные колебания настроения, конфликтность. Родителям надо учитыватьэти изменения. Чрезмерная опека с их стороны приводит к развитиюнесамостоятельности и агрессивности, а чрезмерная свобода может обусловитьэгоистические и асоциальные тенденции. Необходима доверительность в отношенияхс родителями, что благотворно влияет и на эмоциональную сферу подростка, и настиль общения с людьми. В эти годы подросток переживает кризис переходноговозраста. Жан-Жак Руссо говорил, что человек рождается дважды, что периодполового созревания и является вторым рождением. Подростковый кризис — один изсамых сложных. В это время происходит понижение ценности общения в семье иповышение значимости общения со сверстниками. Родители должны знать этупсихологическую закономерность и вместе с тем помнить, что снижение авторитетавзрослых носит временный характер.
Главнаяособенность юношеского возраста — осознание собственной индивидуальности,неповторимости и непохожести на других. В юности завершается формированиеличности, происходит профессиональное самоопределение.
Опыт медикови педагогов свидетельствует, что порой вся жизнь человека определяется егодетством. Многие черты характера взрослого человека, интересы, поведениенаходятся в прямой зависимости от условий и содержания воспитания.Ребенок—увеличительная линза зла: малейшее зло, которое есть вокруг него, онмногократно преломляет и увеличивает, и это не может пройти для ребенкабесследно.
 
2.1 Тактикивоспитания в семье
Психологивыделили четыре основные тактики воспитания в семье и отвечающие им четыре типасемейных взаимоотношений: диктат, опека, «невмешательство» и сотрудничество (А.В. Петровский).
Диктат всемье проявляется в систематическом подавлении одними членами семьи инициативыи чувства собственного достоинства у других его членов. Родители,предпочитающие всем видам воздействия приказ и натиск, неизбежно сталкиваются ссопротивлением ребенка, который может отвечать на принуждение лицемерием,обманом, грубостью. Если сопротивление ребенка сломлено, вместе с нимоказываются сломленными такие ценные качества личности, как самостоятельность,чувство собственного достоинства, вера в себя, инициативность.
Опека — этотакая система отношений в семье, при которой родители обеспечивают своим трудомудовлетворение всех потребностей ребенка, ограждают его от каких-либо забот,усилий и трудностей, принимая их на себя.
По сути,диктат и опека — явления одного порядка, различия в форме, а не в существе.Однако результат во многом совпадает: у детей отсутствуют самостоятельность иинициатива. Эти дети дают большое число срывов в подростковом возрасте,восставая против чрезмерной опеки.
«Невмешательство»основано обычно на признании целесообразности независимого сосуществованиявзрослых и детей. При этой форме отношений наблюдается обособленность детей ивзрослых в семье, в основе которого лежит пассивность родителей каквоспитателей, которые не вмешиваются в жизнь ребенка, а предпочитают комфортноесосуществование с ним. Это путь формирования индивидуалиста.
Сотрудничество— тип воспитания, предполагающий опосредованность межличностных отношений всемье общими целями и задачами совместной жизни. Психологи определяют такой типсемейных отношений как оптимальный. В ситуации сотрудничества преодолеваетсяиндивидуализм ребенка, он становится прямым соучастником жизни семьи,разрешения общих проблем и трудностей.
 

Заключение
Родительскиеустановки появляются задолго до рождения ребенка. Воспитание детей — этоогромный труд, огромное счастье, огромная любовь, постоянный поиск и сомнения.
Какимикачествами должны обладать хорошие родители? Прежде всего, у ребенка должнабыла уверенность в том, что родители его любят и заботятся о нем. Родительскаялюбовь — источник и гарантия эмоционального благополучия человека, поддержаниятелесного и духовного здоровья. К сожалению, родители не всегда умеют выразитьсвою любовь к ребенку. Все отклонения в эмоциональной сфере и поведении ребенкачаще всего обусловлены дефицитом родительской любви. Не надо бояться испортитьребенка проявлениями любви, наоборот, надо постоянно внушать ребенкууверенность в ее постоянстве, а для этого нужен постоянный психологический контактс ним. Контакт строится в результате взаимодействия, диалога с ребенком,стимулирующего его активность в процессе воспитания. Родители должны пробудитьв ребенке потребность в собственных достижениях и самосовершенствовании.
Другим важнымправилом общения родителей и детей является принятие ребенка таким, каким онесть — признание права ребенка на индивидуальность, непохожесть, 6 том числе ина родителей. Это предполагает отказ от пусть зачастую справедливых, нонегативных оценок личности ребенка. Любить ребенка надо не потому, что онхороший, а потому, что он есть, любить такого, какой есть. Психологамидоказано, что успешность воспитания прямо связана с уровнем личности родителей,богатством и гармонией внутреннего мира взрослого. Поэтому процесс воспитания —это всегда и процесс самовоспитания.
В научнойлитературе синонимами понятия «психологический климат семьи» являются«психологическая атмосфера семьи», «эмоциональный климат семьи»,«социально-психологический климат семьи». Следует отметить, что строгогоопределения этих понятий нет. Например, О. А. Добрынина подсоциально-психологическим климатом семьи понимает её обобщённую, интегративнуюхарактеристику, которая отражает степень удовлетворённости супругов основнымиаспектами жизнедеятельности семьи, общим тоном и стилем общения.
Психологическийклимат в семье определяет устойчивость внутрисемейных отношений, оказываетрешительное влияние на развитие, как детей, так и взрослых. Он не являетсячем-то неизменным, данным раз и навсегда. Его создают члены каждой семьи и отих усилий зависит, каким он будет, благоприятным или неблагоприятным и какдолго продлится брак. Так для благоприятного психологического климатахарактерны следующие признаки: сплочённость, возможность всестороннего развитияличности каждого её члена, высокая доброжелательная требовательность членовсемьи друг к другу, чувство защищённости и эмоциональной удовлетворённости,гордость за принадлежность к своей семье, ответственность. В семье сблагоприятным психологическим климатом каждый её член относится к остальным с любовью,уважением и доверием, к родителям — ещё и с почитанием, к болееслабому — с готовностью помочь в любую минуту. Важными показателямиблагоприятного психологического климата семьи являются стремление её членовпроводить свободное время в домашнем кругу, беседовать на интересующие всехтемы, вместе выполнять домашнюю работу, подчёркивать достоинства и добрые делакаждого. Такой климат способствует гармонии, снижению остроты возникающихконфликтов, снятию стрессовых состояний, повышению оценки собственнойсоциальной значимости и реализации личностного потенциала каждого члена семьи.Исходной основой благоприятного климата семьи являются супружеские отношения.Совместная жизнь требует от супругов готовности к компромиссу, умения считатьсяс потребностями партнёра, уступать друг другу, развивать в себе такие качества,как взаимное уважение, доверие, взаимопонимание.
Когда членысемьи испытывают тревожность, эмоциональный дискомфорт, отчуждение, в этомслучае говорят о неблагоприятном психологическом климате в семье. Всё этопрепятствует выполнению семьёй одной из главных своих функций —психотерапевтической, снятия стресса и усталости, а также ведёт к депрессиям,ссорам, психической напряжённости, дефициту в положительных эмоциях. Если членысемьи не стремятся изменить такое положение к лучшему, то само существованиесемьи становится проблематичным.
Психологическийклимат можноопределить как характерный для той или иной семьи более или менее устойчивыйэмоциональный настрой, который является следствием семейной коммуникации, тоесть возникает в результате совокупности настроения членов семьи, их душевныхпереживаний и волнений, отношения друг к другу, к другим людям, к работе, кокружающим событиям. Стоит отметить, что эмоциональная атмосфера семьи являетсяважным фактором эффективности функций жизнедеятельности семьи, состояния еёздоровья в целом, она обуславливает стабильность брака.
Многиезападные исследователи считают, что в современном обществе семья утрачиваетсвои традиционные функции, становясь институтом эмоционального контакта,своеобразным «психологическим убежищем». Отечественные учёные такжеподчёркивают возрастание роли эмоциональных факторов в функционировании семьи.
В.С. Торохтий говорит о психологическом здоровье семьи и о том, что этот«интегральный показатель динамики жизненно важных для неё функций, выражающийкачественную сторону протекающих в ней социально-психологических процессов и, вчастности, способность семьи противостоять нежелательным воздействиямсоциальной среды», не тождествен понятию «социально-психологический климат»,которое в большей степени применимо для групп (в том числе малых) разнородногосостава, чаще объединяющих своих членов на основе профессиональной деятельностии наличия у них широких возможностей выхода из группы и т. д. Длямалой группы, имеющей родственные связи, обеспечивающие устойчивую и длительнуюпсихологическую взаимозависимость, где сохраняется близость межличностныхинтимных переживаний, где особо значимо сходство ценностных ориентации, гдеодновременно выделяется не одна, а ряд общесемейных целей, и сохраняетсягибкость их приоритетности, адресности, где главным условием её существованияявляется целостность — более приемлем термин «психологическое здоровье семьи».
Психологическоездоровье — этосостояние душевного психологического благополучия семьи, обеспечивающееадекватную их жизненным условиям регуляцию поведения и деятельности всех членовсемьи. К основным критериям психологического здоровья семьи B.C. Торохтийотносит сходство семейных ценностей, функционально-ролевую согласованность,социально-ролевую адекватность в семье, эмоциональную удовлетворённость,адаптивность в микросоциальных отношениях, устремлённость на семейноедолголетие. Эти критерии психологического здоровья семьи создают общийпсихологический портрет современной семьи и прежде всего характеризуют степеньеё благополучия.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.