Проблемы развития и
функционирования социально-экономической системы – государственной службы
занятости населения по Владимирской области
Андреева Н.В., Нефедова
А.А., ВлГУ
Проблемы
занятости и безработицы – ключевые социально-экономические проблемы развития
любого государства.
Безработица
– один из главных рисков, сопутствующих человеку в любой стране. Она причиняет
обществу громадный экономический урон и тяжелые социально-психологические,
политические и нравственные потери.
Положение
с занятостью населения в Российской Федерации определяется воздействием двух
групп факторов. С одной стороны, новыми формами проявления экономической
активности населения, в основе которых лежат коренные изменения в формах
собственности и социально-трудовых отношениях. С другой стороны, почти двойное
и тройное снижение основополагающих экономических показателей послужило главной
причиной уменьшения спроса на труд, сокращения численности занятых, появления
безработицы и вынужденной неполной занятости.
Уменьшение
потребности в работниках носит
структурно-регрессивный характер, затрагивая в наибольшей степени специалистов
и рабочих в обрабатывающих и наукоемких производствах, а также
социально-ориентированных слоях.
Профессионально-квалификационная
структура работающего населения в России демонстрирует явную неэффективность
распределения трудовых ресурсов.
Основной
контингент безработных составляют молодежь, женщины, инвалиды, демобилизованные
военнослужащие.
Негативные
процессы 90-х годов отразились на качестве рабочей силы. В настоящее время по
индексу развития человеческого потенциала Россия занимает 60-е место в мире.
Нарастающая
глобализация экономики, предстоящее вступление России в ВТО, рост конкуренции
товаров и услуг обуславливают необходимость принятия опережающих мер по
использованию преимуществ глобализации и предотвращению ее негативных
последствий.
Политика
регулирования занятости должна задействовать весь комплекс факторов,
определяющих успех трудовой деятельности людей: стабильность занятости, размер
заработка, рост профессионального мастерства и продвижение по служебной
лестнице.
Именно
эффективная занятость является наивысшим достижением и важнейшим условием
эффективной экономики.
Экономическая
эффективность представляет собой результативность экономической деятельности,
экономических программ, внедрения высоких технологий и достижений науки и иных
мероприятий.
Управление
занятостью как система есть совокупность общих, основных, специальных и частных
функций, осуществляемых в различных масштабах времени, охватывающих весь
комплекс структурных подразделений и процессов деятельности управляемого
объекта.
Конструирование
системы оценок эффективности систем
управления занятостью населения должно отталкиваться от сравнительных подходов,
во-первых, с поставленными целями, а во-вторых, с затратами ресурсов.
Еще
на этапе разработки или совершенствования системы управления занятостью
населения необходимо ставить задачи поиска таких вариантов и программных мер,
чтобы на единицу затраченных ресурсов обеспечить максимум эффекта – услуг,
оказываемых гражданам.
Во
всем мире проблема эффективной организации работы органов государственной
службы занятости, так же как и в России, связана с вопросами подотчетности и ее
взаимоотношений с заинтересованными сторонами на политическом уровне.
Проблема
отношений управления является важнейшей в теории управления.
Системный
характер управления занятостью требует
системного подхода к исследованию управленческих систем занятости и к
организации их функционирования.
Федеральная
служба по труду и занятости как федеральный орган исполнительной власти
осуществляет правоприменительные функции в сфере труда, занятости и
альтернативной гражданской службы, функции по контролю и надзору за соблюдением
трудового законодательства и иных нормативных правовых актов.
Планирование
и оценка эффективности работы территориальных центров занятости населения на
протяжении всего периода существования государственной службы занятости
населения относились к числу наиболее сложных и болезненных проблем
управленческой деятельности региональных органов службы занятости.
Традиционно
итоги деятельности государственных учреждений центров занятости населения
оцениваются по результатам выполнения заданий по программе содействия занятости
населения на соответствующий период, а также результатам сравнительного анализа
расчетных величин параметров, определенных как наиболее значимые для
соответствующего периода времени.
В
настоящее время во Владимирской области работают 17 государственных учреждений
центров занятости населения городских округов и муниципальных центров.
Уровни
социально-экономического развития городов и районов Владимирской области крайне
неоднородны. Соответственно, в территориальном разрезе ситуация на рынках труда
по-прежнему значительно отличается от ситуации в среднем по области.
Список литературы
Для
подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://journal.vlsu.ru