Реферат по предмету "Эргономика"


Философия транснационализации

Философия транснационализации

А.Г. Мовсесян, председатель правления АКБ
"Паритет", профессор кафедры "Мировая экономика и МВКО"

Транснационализация,
как и другие крупные социально-экономические явления, потребовала определенного
философского осмысления и обеспечивающей развитие этого процесса идеологической
платформы. Конечно, нельзя воспринимать формирование той или иной философии и
идеологии примитивно как некоторую заказанную ТНК и выполненную интеллектуалами
работу (хотя и социальный заказ играет немаловажную роль).
Философско-идеологическая платформа транснационализации создается стихийным
эволюционным путем, подобным развитию самой транснационализации. Из
вырабатываемых группами ученых и специалистов философских и идеологических
концепций побеждают и занимают доминирующее место в общественном сознании те,
которые наилучшим образом соответствуют потребностям обеспечения развития
самого объективно обусловленного процесса. Однако здесь имеет место и обратный
эффект, названный известным бизнесменом и теоретиком бизнеса Дж. Соросом
рефлексивностью. Теоретические оценки и концепции могут существенно влиять на
ход самого процесса. Таким образом, устанавливается своеобразная обратная связь
в системе процесс и его теоретическое описание. Они развиваются вместе,
коэволюционно.

Основные
движущие силы, пружины экономического развития вообще и экспансию ТНК, в
частности, хорошо объясняет незаслуженно отброшенная у нас в стране в период
засилья марксизма философия волюнтаризма (лат. voluntas - воля). Это
философское течение, ярким представителем которого является без особого повода
демонизированный нашей старой идеологией великий Фридрих Ницше (1844 - 1900),
предлагает рассматривать основные процессы социально-экономического развития с
позиции реализации частных устремлений, воль отдельных лиц. Ницше видел
объяснение всех коллизий и проистекающего из них развития в борьбе за власть.
"Везде где борются - борются за власть", - говорил философ. Термины "власть"
и "воля" были в дореформенный период изрядно скомпрометированы в
массовом сознании, а производный от воли термин "волюнтаризм"
приобрел даже ругательный смысл. Для понимания движущих сил экономического
развития необходима реабилитация волюнтаризма в общественном сознании на базе
научного истолкования и непредвзятого взгляда на его основные положения.

Власть
в волюнтаристической философской теории - это возможность осуществить свою волю
и свои желания по отношению к чему или кому-либо. Она может быть законной или
незаконной, базироваться на силе, влиянии, традициях (родительская власть и
т.п.) или других неформальных институтах. Воля к власти, то есть к расширению
своих возможностей в различных сферах - одна из основных, заложенных на уровне
безусловных рефлексов мотиваций человеческого поведения.

Воля
к экономической власти, то есть к власти в сфере экономики, отдельных
личностей, особенно ярко выраженная у людей, называемых предпринимателями,
является основным двигателем экономики. В сочетании индивидуальных властных
устремлений и накладываемых обществом формальных и неформальных
институциональных ограничений (правил игры) состоит существо экономической
системы.

Сочетание
этих взаимосвязанных факторов обусловливает определенную меру власти человека
или некоторой группы. При этом в формуле достижения власти все пять факторов
равнозначны, и реальная власть определяется тем фактором, который у данного
лица находится в дефиците. Полноценная власть достигается только при
рациональном сочетании всех пяти элементов, если же какого-то из них не
хватает, то для усиления власти необходимо конвертировать часть имеющихся в
относительном избытке факторов в недостающий фактор.

ТНК,
как и всякая коммерческая организация, стремится к расширению своей
экономической власти. Если внимательно проанализировать шаги развития любой
ТНК, то мы увидим, что каждое ее конкретное действие можно объяснить
стремлением к увеличению одного из пяти вышеназванных факторов власти или
конвертации одного в другой, недостающий в данный момент.

Волюнтаризм
позволяет объяснить концентрацию и централизацию капитала, интенсивно идущие
слияния и поглощения не гегельянски - абстрактными, внутренне присущими
капиталу стремлениями и движениями, а конкретной волей к расширению
экономической власти лиц, стоящих во главе корпораций. Волюнтаризм - не
абстрактное философское течение, а реальная методология анализа сложных
экономических процессов и, конечно, в том числе транснационализации. Он
позволяет увидеть внутренние пружины процесса, всегда связанные с волей к
экономической власти конкретных людей и групп. Волюнтаристский анализ позволяет
не только объяснять происходящие экономические явления, но и проектировать
стратегии экономического поведения ТНК на основе исследования интересов, целей
и властных устремлений различных участников процесса.

Транснационализация,
в значительной мере базирующаяся на ценностях западного мира и
англо-американской цивилизации, испытывает заметное влияние наиболее
распространенной в деловых кругах США философии прагматизма (греч. pragma -
дело, действие). Практичные американцы оказались абсолютно равнодушны к
сложностям европейских философских систем. Прагматизм видит наиболее яркое
выражение человеческой сущности в действии и ценность или отсутствие ценности
мышления ставит в зависимость от того, служит ли оно действию, жизненной
практике. Отец-основатель прагматизма Уильям Джеймс (1842-1910) нарисовал
картину многообразного мира, в котором люди способны познавать только частичные
и ограниченные истины - истины, которые приносят им практическую пользу. В этом
мире никто не может обрести монополию на истину в последней инстанции. У.
Джеймс выступал против преклонения перед какой-то единой системой
взаимосвязанных догм.

Центральное
место в этой философии деловых людей занимает основной принцип прагматизма,
определяющий значимость знания его практическими последствиями. В работах
Джеймса он формулируется как метод разрешения философских споров путем
сравнения "практических последствий", вытекающих из той или иной
теории. Основной критерий истины прагматизма - истина есть то, "что лучше
работает на нас, что лучше всего подходит к каждой части жизни и соединимо со
всей совокупностью нашего опыта". Идеи становятся для приверженцев
прагматизма "инструментом действия" (Джон Дьюи). Таких взглядов
придерживаются сейчас многие ведущие представители западного бизнеса, и знание
основ этой философии позволяет лучше понять экономическое поведение
руководителей транснациональных корпораций.

Итак,
идеология для бизнесмена-прагматика служит инструментом действия, а его целью
является в соответствии с волюнтаризмом расширение экономической власти.

Остается
найти третье философское звено - такую философию и идеологию, которая была бы
действенной опорой в достижении поставленных целей. Такой философско-идеологической
концепцией стал для ТНК либерализм (лат. liberalis - касающийся свободы,
свободный).

Сутью
либерализма является идея индивидуальной свободы, автономности и
самодостаточности личности. Индивидуальная свобода экономически базируется на
институте частной собственности как неотъемлемом атрибуте самого человека.
Либералы выступают за свободу мысли, слова, творчества, за гражданские свободы
вообще, за свободу вероисповедания и т.д. Они считают, что неприкосновенность
прав и свобод имеет столь фундаментальное значение, что никакие соображения
пользы, экономического процветания и государственного могущества не могут
служить основанием для их нарушения. Отсюда следует, что государство не может
навязывать выбранную систему ценностей своим гражданам. Плюрализм мнений и
воззрений обязателен для либерализма. Он повсеместно стремится выйти за рамки
местных традиций, догм и устоев.

Мы
видим, что либерализм внешне очень привлекательная философия, ставящая во главу
угла свободу личности в самом широком понимании. Парадоксально, но именно эта
философия как нельзя лучше соответствует целям ТНК и вот по каким причинам.

Любые
протекционистские меры государства, защищающие свой собственный внутренний
рынок, объективно ведут к недостаточному использованию возможностей мирового
разделения труда и повышению внутренних цен. Значит, идет ущемление интересов
потребителя и либерализм выступает за открытые товарные рынки. Это именно то,
что нужно ТНК.

Любой
человек, по мнению либералов, свободен в распоряжении собственным капиталом.
Значит, любые запреты на перемещение капитала по миру антилиберальны и с ними
нужно бороться. Разумеется, это точно ложится в русло ведущих стратегий ТНК.

Либеральная
идеология приветствует освобождение человека от религиозных догм и национальных
обычаев. Она открывает возможность свободного перемещения людей по планете,
миграции рабочей силы и, в частности, "утечки мозгов" из
развивающихся стран. Объективно это совпадает с целями ТНК.

Либерализм
становится философией новой цивилизационной общности "транснациональных
космополитов", считающих себя гражданами мира, хотя, возможно, и хранящих
некоторые культурные национальные ценности. Эта новая общность наилучшим
образом соответствует целям транснационализации и глобализации.

ТНК
сумели создать на базе либерализма действенную наступательную философию,
позволяющую им открывать рынки принимающих стран для своих товаров и капиталов.
Они прагматически используют либеральные идеи для осуществления своих
экономических целей.

Достаточно
полное воплощение доктрина экономического либерализма получила в
"Вашингтонском консенсусе". Это - экономическая доктрина, в
соответствии с которой государство должно ограничить свои функции поддержанием
сбалансированных бюджетов и борьбой с инфляцией, а остальное предоставить эффективным
и свободным рынкам. Очевидно, эта доктрина объективно выражает интересы ТНК и
идеологически обосновывает необходимость и полезность транснационализации для
всего мирового сообщества.

Разумеется,
в мире есть и другие интересы, базирующиеся, естественно, на других философских
и идеологических основах. Столкновение интересов и частных устремлений
обусловливает экономическую эволюцию и в конечном счете развитие мировой
экономики.
Список литературы

Для
подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://www.vestnik.fa.ru/


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.