Уроки и проблемы реализации стратегии развития юга
России
В.Н. Овчинников, доктор экономических наук, засл.
деятель науки РФ, профессор, заведующий кафедрой теории и практики
государственного регулирования экономики, Ростовский государственный
университет
Анализ
приоритетов реализации стратегии экономического развития Юга России выявил ее
ресурсно-транспортную направленность и экспортную ориентацию транзитных потоков
энергоносителей при незначительном удельном весе обрабатывающих отраслей
промышленности. Это в значительной мере определяет инновационно-технический
потенциал реального сектора экономики, что чревато превращением региона в
сырьевую провинцию периферии глобализирующегося мирового хозяйства.
В
ИЗМЕНИВШИХСЯ геоэкономических и геополитических координатах эволюционной
динамики Российского государства исторически новым географическим понятием, все
более отражающим современные процессы регионализации национального хозяйства на
Северном Кавказе и в Нижнем Поволжье, стал Юг России.
В
процессе рыночного реформирования территориально-функциональных формирований
России важным принципом их интеграции в крупномасштабные метарегиональные
структуры является сопредельность границ и общность хозяйственной специализации
в рыночно обновляющейся системе межрегионального разделения труда и
трансформирующейся схеме размещения и развития производительных сил страны.
Поскольку
в новых условиях изменяется место, ролевые функции и рейтинг российских
регионов, постольку важно определиться со стратегией регионализации единого
макроэкономического пространства, уловив тенденции, векторы и ориентиры
развития регионов России, определяющие их будущий экономический и политический
облик.
Действительно,
произошедшие после распада СССР перемены существенно отразились на региональном
статусе и рейтинге Юга России.
Юг
России стал приграничной территорией, приняв на себя миссию важнейшего
регионально-стратегического центра, представляющего и отстаивающего геополитические
позиции страны в евразиатском узле переплетения коренных
национально-государственных
интересов
многих стран, влияющих на ход мировой политики.
Сегодня
— это главный форпост страны перед дугой политической нестабильности, пролегшей
по южным рубежам России, напряжение на которой создается силами международного
терроризма и экстремизма.
Южный
регион — это единственный регион страны, где на фоне многочисленных
специфических проблем, связанных с межнациональными и межконфессиональными
отношениями в полиэтнических сообществах, ведутся военные действия против
террористов и экстремистов за восстановление на освобождаемых территориях Чечни
конституционного строя и порядка.
Это
породило массу новых для региона явлений, процессов и проблем, которые отнюдь
не свелись к обустройству границ, организации деятельности органов таможенного
и паспортного контроля, а, прежде всего, привели к залповым перемещениям масс
беженцев из зон военных действий, национально-этнических конфликтов,
конфессионального противостояния, экологических бедствий.
Такие
потоки, усиленные русскими переселенцами из стран СНГ, предпочитающими Юг
России, а также размещение в регионе воинских частей и подразделений,
выведенных из стран Центральной и Восточной Европы, значительно обострили ситуацию
на рынке труда, жилья и социальных услуг.
Решение
проблем обустройства мигрантов, восстановление народного хозяйства
освобожденных от боевиков территорий Чечни натолкнулись на отсутствие (или
скудность) бюджетных средств, что создало дополнительную социально-политическую
напряженность в регионе.
Эти
изменения в экономической и политической ситуации обусловливают необходимость
оценки геополитических реалий и геоэкономических координат,
в
которых осуществляется эволюционное движение экономики региона.
Поэтому
целесообразно оценивать сегодняшние действия в контексте решения актуальных
задач, стоящих перед ЮФО.
Внешние
задачи геополитической стратегии России на южном направлении в экономической
сфере представляются следующими:
—
укрепление геоэкономических позиций России по всей южной пограничной дуге
нестабильности;
—
реализация функций южного форпоста, противостоящего внешним угрозам (терроризму
и националистическому фанатизму);
—
отстаивание государственных интересов России в сопредельных с Кавказом — этим
«солнечным сплетением Евразии» — регионах мира: в Закавказье, на Среднем и
Ближнем Востоке;
—
урегулирование режима пользования Прикаспийскими странами рыбными запасами,
транспортными артериями акватории и полезными ископаемыми шельфа Каспия,
объявленного, кстати, зоной стратегических интересов США;
—
укрепление сотрудничества стран Черноморского бассейна;
—
оптимизация схем прокладки транзитно-магистральных межнациональных
трубопроводов «Голубой поток», «Каспийский трубопроводный консорциум» и
транспортных коридоров («Норд-Ориент», «Великий шелковый путь»);
—
нейтрализация религиозно-экстремистского вектора усиливающегося влияния исламского
фактора на южные территории России.
Среди
внутренних задач приоритетные:
—
восстановление экономики Чечни и всей системы институтов жизнеобеспечения
населения данной республики;
—
преодоление конфликтных ситуаций, возникающих на почве межнациональных,
конфессиональных, межэтнических разногласий на территории ЮФО;
—
урегулирование проблемы беженцев из зон конфликтов и обустройство их в местах
поселений;
—
обеспечение безопасности населения подведомственных территорий и транспортных
магистралей Юга России от террористических актов;
—
предотвращение условий возникновения техногенно-природных катастроф и др.
Изменение
геополитических координат регионального развития оказалось тесно связанным с
социально-экономической ситуацией на Юге России.
Не
менее существенно на позиции и статус региона повлияло изменение
геоэкономической обстановки, вызванное суверенизацией Российского государства.
В
отличие от скромной позиции среди основных производителей зерна в СССР —
Украины, Казахстана, сегодня Юг России стал ее главным хлебным полем. Резко
сузившиеся курортно-оздо-ровительные ресурсы для населения страны оказались в
основном представлены санаторно-бальнеологическим потенциалом здравниц
Кавминвод, Черноморского побережья, Приазовья и Каспийского побережья, т.е. Юга
России.
Здесь
же находится богатый при-родно-ресурсный потенциал для горных видов рекреации,
формируемый уникальным сочетанием естественных условий и соответствующего
инфраструктурного обеспечения (туристско-гости-ничные комплексы Иткола,
Терскола, Че-гета, Азау, Гузерипля, Лаго-Наки, Домбая, Теберды, Архыза,
Долинска, Цея и др.).
Суверенизация
России совпала с периодом рыночной трансформации ее экономики, превращения ее
во все бо-
лее
открытую для включения в систему мирохозяйственных связей.
Последнее
обусловило необходимость создания в зонах портовой активности мощной
инфраструктуры внешнеторговых центров и обустройства системы интермодальных
(многовидовых) транспортно-перевалочных узлов и терминалов, с перспективой
создания на их базе свободных экономических (таможенных, предпринимательских,
торговых) зон, в то время как суверенизация России эти возможности резко сузила.
В
этой ситуации именно Юг России с его незамерзающими портами Черного,
Каспийского и частично Азовского морей стал «шлюзовой камерой» включения ее
экономики в мирохозяйственную систему, а торговые традиции и менталитет
купеческих городов Ростова, Таганрога, Астрахани, Махачкалы и портов
Новороссийска, Туапсе, Ейска, Дербента, Азова способствовали формированию здесь
институтов внешнеторговой инфраструктуры: торгово-промышленных палат, торговых
домов, бирж, таможенных структур, страховых обществ, банковской системы.
Таким
образом, сегодня Юг России — это военно-стратегический и геополитический
форпост и ее житница, нива, и здравница, и южный внешнеторговый центр, и
транспортно-шлюзовый модуль включения через Черное и Средиземное моря в систему
трансконтинентальных транспортных артерий мира.
При
определении стратегии регионального развития следует исходить из соотношения
между макроэкономической системой национального хозяйства и экономиками
российских регионов как между метасистемой, представляющей единство последних,
и ее структурно-функциональными системами. Это значит, что стабильность
макровоспро-изводственного процесса обусловлена нормативно-репродуктивным
режимом функционирования региональных экономик. Вместе с тем регион обладает
оп-
ределенной
степенью свободы выбора стратегии и приоритетов развития в национальной
макроэкономической системе, и его интересы могут иметь вполне самоценный
характер.
Определив
целью «выписать» перспективный экономический облик региона в формирующемся
рыночном пространстве России и исходя из императивов обеспечения
конкурентоспособности его экономики на национальном и международном рынках,
можно воспользоваться принципом реализации абсолютных и сравнительных
преимуществ в торговле.
Это
означает, что приоритеты развития хозяйственного комплекса региона лежат в
сфере тех обеспечивающих ее рыночную конкурентоспособность преимуществ в
геополитическом, геоэкономическом пространстве, при-родно-хозяйственных
условиях развития профильных отраслей общероссийской специализации, которых нет
вообще или есть, но в менее благоприятных сочетаниях, у других регионов России.
Вместе
с тем приоритеты развития экономики региона должны учитывать ориентацию на
завершенность, замкнутость энерго-производственных циклов, на доведение
производственного процесса до замыкающего звена, выпускающего готовый конечный
продукт.
Принцип
продавать не сырье или полуфабрикат, а готовый продукт, с точки зрения ценовой
политики оправдан не только во внешней торговле, но и в межрегиональном обмене.
Это
заставляет ориентироваться в развитии на те отрасли, которые имеют собственную
ресурсную и, в первую очередь, энергосырьевую базу.
Другими
базовыми принципами стратегии регионального развития являются:
—
относительная воспроизводственная целостность экономики региона;
—
сбалансированность целей экономического развития и социальных интересов его
населения;
—
учет экологических императивов в производственном природопользовании;
—
достижение соответствия долгосрочных стратегических целей, среднесрочных тактических
задач и краткосрочных оперативных вопросов и адекватность методов, инструментов
и мер их решения или достижения;
—
консенсус интересов региона и центра как выражение требований принципа «экономического
централизма»;
—
экономическая безопасность региона, предполагающая на уровне порогового решения
проблемы обеспечение его относительной производственной и финансовой
самодостаточ ности;
—
ориентация на изменение природы экономического пространства страны в направлении
усиления ее рыночных начал;
—
учет тенденций изменения экономических основ формирования новой системы общественного
разделения труда, отвечающей рыночным критериям хозяйственной специализации
регионов;
—
базирующаяся на рыночных началах новая парадигма размещения и развития производительных
сил региона.
В
рамках проблемного подхода к формированию важнейших направлений региональной
экономической политики и разработке средств их реализации важно обозначить
изменения системного характера, вызванные трансформа-ционно-рыночными
преобразованиями экономики России и ее регионов.
Основной
среднесрочной целью экономической политики в регионе должно быть создание
условий для развития реального сектора экономики, стимулирование роста
производства и платежеспособного спроса, ускоренный переход к модернизации и
реструк-
туризации
экономики, ориентированной на потребности общества.
Говоря
об интеграционном потенциале региональной экономики, следует подчеркнуть
масштабность решения стратегических задач, требующих объединения общих усилий.
Это:
—
формирование общего цивилизованного регионального рынка, конкурентоспособного
не только в рамках трансрегионального обмена, но и в международных
экономических связях на мировом рынке;
—
обеспечение экономической (и не только экономической) безопасности региона, ибо
угрозы существуют не только в сфере экономики, но и по отношению к самому
этносу нашего региона;
—
создание опорной сети связывающих территориально-хозяйственные комплексы
субъектов федерации в целостную экономику региона узловых
производственно-хозяйственных структур, представляющих собой крупномасштабные модульные
конструкции ее «несущего» каркаса в схеме размещения и развития
производительных сил Юга России;
—
развитие производственной инфраструктуры регионального хозяйственного комплекса
(транспортных коридоров, интермодальных терминалов, информационно-компьютерных
сетей, систем телекоммуникаций и др.).
Таковы
задачи и возможности экономической интеграции на Юге России.
Исходя
из учета рыночных императивов, направленности структурных сдвигов важно оценить
вектор и динамические характеристики процесса рыночной трансформации экономики
Юга России.
На
наш взгляд, существует ряд позитивных явлений эволюционной динами-
ки:
посткризисное оживление экономики, активное развитие инфраструктурной
подсистемы региона — транспортно-ло-гистических сетей (коридоров, терминалов,
интермодальных транспортно-пере-валочных узлов, трубопроводов, энергомостов,
телекоммуникационных систем мобильной связи и др.); наращивание активов,
производственных мощностей экспортно-ориентированных отраслей добывающей
промышленности энергосырьевого комплекса, рост на этой основе финансовой базы
бюджетообра-зования и т.д.
Однако
есть и тревожные симптомы: низкий удельный вес промышленности в экономике
региона (17,5 %) и значительная доля в ней добывающих отраслей энергосырьевого
комплекса, при 60-процентном износе оборудования, свидетельствуют о явном
недоиспользовании инновационно-технологического, научно-производственного,
профессионально-квалификационного потенциала инженерно-технических кадров
обрабатывающей промышленности Юга России.
Развитие
вышеуказанных тенденций чревато ориентацией экономики региона на функции
энергосырьевой экспортно-ресурсной провинции, оснащенной развитой системой
транспортировки ресурсов сырья и энергоносителей за рубеж через порты Черного
моря и трансграничные трубопроводы и вытесняемой на геоэкономическую периферию
глобализирующегося мирового хозяйства.
Вызывает
тревогу и социальный аспект ситуации в регионе, стабильно подтверждаемый
официальной статистикой за ряд последних лет.
Богатый
природно-климатическим потенциалом Юг России остается дотационным регионом с
высоким уровнем безработицы и низким жизненным уровнем населения. Реализуемая
стратегия экономического развития, к сожалению, не способствует преодолению
вышеуказан-
ных
симптомов маргинализации регионального социума.
Повышенную
опасность представляют для региона участившиеся и все более масштабные
экологические катастрофы, природа которых имеет техногенные корни
увеличивающейся хозяйственной нагрузки на экосистему. Внесезонные паводки,
оползни, сели, сходы ледников и снежных лавин, грозовые многодневние
ливни,
смерчи, град, связанные с этим аварии на производстве и транспорте не только
наносят значительный материальный ущерб хозяйству региона, но и вызывают гибель
людей.
Видимо,
эти тревожные явления, процессы, тенденции, факты обусловливают необходимость
коррекции концепции и хода реализации Федеральной программы развития Юга
России.
Список литературы
Для
подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://ie.boom.ru/