Реферат по предмету "Эргономика"


Уроки и проблемы реализации стратегии развития юга России

Уроки и проблемы реализации стратегии развития юга
России

В.Н. Овчинников, доктор экономических наук, засл.
деятель науки РФ, профессор, заведующий кафедрой теории и практики
государственного регулирования экономики, Ростовский государственный
университет

Анализ
приоритетов реализации стратегии экономического развития Юга России выявил ее
ресурсно-транспортную направленность и экспортную ориентацию транзитных потоков
энергоносителей при незначительном удельном весе обрабатывающих отраслей
промышленности. Это в значительной мере определяет инновационно-технический
потенциал реального сектора экономики, что чревато превращением региона в
сырьевую провинцию периферии глобализирующегося мирового хозяйства.

В
ИЗМЕНИВШИХСЯ геоэкономических и геополитических координатах эволюционной
динамики Российского государства исторически новым географическим понятием, все
более отражающим современные процессы регионализации национального хозяйства на
Северном Кавказе и в Нижнем Поволжье, стал Юг России.

В
процессе рыночного реформирования территориально-функциональных формирований
России важным принципом их интеграции в крупномасштабные метарегиональные
структуры является сопредельность границ и общность хозяйственной специализации
в рыночно обновляющейся системе межрегионального разделения труда и
трансформирующейся схеме размещения и развития производительных сил страны.

Поскольку
в новых условиях изменяется место, ролевые функции и рейтинг российских
регионов, постольку важно определиться со стратегией регионализации единого
макроэкономического пространства, уловив тенденции, векторы и ориентиры
развития регионов России, определяющие их будущий экономический и политический
облик.

Действительно,
произошедшие после распада СССР перемены существенно отразились на региональном
статусе и рейтинге Юга России.

Юг
России стал приграничной территорией, приняв на себя миссию важнейшего
регионально-стратегического центра, представляющего и отстаивающего геополитические
позиции страны в евразиатском узле переплетения коренных
национально-государственных

интересов
многих стран, влияющих на ход мировой политики.

Сегодня
— это главный форпост страны перед дугой политической нестабильности, пролегшей
по южным рубежам России, напряжение на которой создается силами международного
терроризма и экстремизма.

Южный
регион — это единственный регион страны, где на фоне многочисленных
специфических проблем, связанных с межнациональными и межконфессиональными
отношениями в полиэтнических сообществах, ведутся военные действия против
террористов и экстремистов за восстановление на освобождаемых территориях Чечни
конституционного строя и порядка.

Это
породило массу новых для региона явлений, процессов и проблем, которые отнюдь
не свелись к обустройству границ, организации деятельности органов таможенного
и паспортного контроля, а, прежде всего, привели к залповым перемещениям масс
беженцев из зон военных действий, национально-этнических конфликтов,
конфессионального противостояния, экологических бедствий.

Такие
потоки, усиленные русскими переселенцами из стран СНГ, предпочитающими Юг
России, а также размещение в регионе воинских частей и подразделений,
выведенных из стран Центральной и Восточной Европы, значительно обострили ситуацию
на рынке труда, жилья и социальных услуг.

Решение
проблем обустройства мигрантов, восстановление народного хозяйства
освобожденных от боевиков территорий Чечни натолкнулись на отсутствие (или
скудность) бюджетных средств, что создало дополнительную социально-политическую
напряженность в регионе.

Эти
изменения в экономической и политической ситуации обусловливают необходимость
оценки геополитических реалий и геоэкономических координат,

в
которых осуществляется эволюционное движение экономики региона.

Поэтому
целесообразно оценивать сегодняшние действия в контексте решения актуальных
задач, стоящих перед ЮФО.

Внешние
задачи геополитической стратегии России на южном направлении в экономической
сфере представляются следующими:


укрепление геоэкономических позиций России по всей южной пограничной дуге
нестабильности;


реализация функций южного форпоста, противостоящего внешним угрозам (терроризму
и националистическому фанатизму);


отстаивание государственных интересов России в сопредельных с Кавказом — этим
«солнечным сплетением Евразии» — регионах мира: в Закавказье, на Среднем и
Ближнем Востоке;


урегулирование режима пользования Прикаспийскими странами рыбными запасами,
транспортными артериями акватории и полезными ископаемыми шельфа Каспия,
объявленного, кстати, зоной стратегических интересов США;


укрепление сотрудничества стран Черноморского бассейна;


оптимизация схем прокладки транзитно-магистральных межнациональных
трубопроводов «Голубой поток», «Каспийский трубопроводный консорциум» и
транспортных коридоров («Норд-Ориент», «Великий шелковый путь»);


нейтрализация религиозно-экстремистского вектора усиливающегося влияния исламского
фактора на южные территории России.

Среди
внутренних задач приоритетные:


восстановление экономики Чечни и всей системы институтов жизнеобеспечения
населения данной республики;


преодоление конфликтных ситуаций, возникающих на почве межнациональных,
конфессиональных, межэтнических разногласий на территории ЮФО;


урегулирование проблемы беженцев из зон конфликтов и обустройство их в местах
поселений;


обеспечение безопасности населения подведомственных территорий и транспортных
магистралей Юга России от террористических актов;


предотвращение условий возникновения техногенно-природных катастроф и др.

Изменение
геополитических координат регионального развития оказалось тесно связанным с
социально-экономической ситуацией на Юге России.

Не
менее существенно на позиции и статус региона повлияло изменение
геоэкономической обстановки, вызванное суверенизацией Российского государства.

В
отличие от скромной позиции среди основных производителей зерна в СССР —
Украины, Казахстана, сегодня Юг России стал ее главным хлебным полем. Резко
сузившиеся курортно-оздо-ровительные ресурсы для населения страны оказались в
основном представлены санаторно-бальнеологическим потенциалом здравниц
Кавминвод, Черноморского побережья, Приазовья и Каспийского побережья, т.е. Юга
России.

Здесь
же находится богатый при-родно-ресурсный потенциал для горных видов рекреации,
формируемый уникальным сочетанием естественных условий и соответствующего
инфраструктурного обеспечения (туристско-гости-ничные комплексы Иткола,
Терскола, Че-гета, Азау, Гузерипля, Лаго-Наки, Домбая, Теберды, Архыза,
Долинска, Цея и др.).

Суверенизация
России совпала с периодом рыночной трансформации ее экономики, превращения ее
во все бо-

лее
открытую для включения в систему мирохозяйственных связей.

Последнее
обусловило необходимость создания в зонах портовой активности мощной
инфраструктуры внешнеторговых центров и обустройства системы интермодальных
(многовидовых) транспортно-перевалочных узлов и терминалов, с перспективой
создания на их базе свободных экономических (таможенных, предпринимательских,
торговых) зон, в то время как суверенизация России эти возможности резко сузила.

В
этой ситуации именно Юг России с его незамерзающими портами Черного,
Каспийского и частично Азовского морей стал «шлюзовой камерой» включения ее
экономики в мирохозяйственную систему, а торговые традиции и менталитет
купеческих городов Ростова, Таганрога, Астрахани, Махачкалы и портов
Новороссийска, Туапсе, Ейска, Дербента, Азова способствовали формированию здесь
институтов внешнеторговой инфраструктуры: торгово-промышленных палат, торговых
домов, бирж, таможенных структур, страховых обществ, банковской системы.

Таким
образом, сегодня Юг России — это военно-стратегический и геополитический
форпост и ее житница, нива, и здравница, и южный внешнеторговый центр, и
транспортно-шлюзовый модуль включения через Черное и Средиземное моря в систему
трансконтинентальных транспортных артерий мира.

При
определении стратегии регионального развития следует исходить из соотношения
между макроэкономической системой национального хозяйства и экономиками
российских регионов как между метасистемой, представляющей единство последних,
и ее структурно-функциональными системами. Это значит, что стабильность
макровоспро-изводственного процесса обусловлена нормативно-репродуктивным
режимом функционирования региональных экономик. Вместе с тем регион обладает
оп-

ределенной
степенью свободы выбора стратегии и приоритетов развития в национальной
макроэкономической системе, и его интересы могут иметь вполне самоценный
характер.

Определив
целью «выписать» перспективный экономический облик региона в формирующемся
рыночном пространстве России и исходя из императивов обеспечения
конкурентоспособности его экономики на национальном и международном рынках,
можно воспользоваться принципом реализации абсолютных и сравнительных
преимуществ в торговле.

Это
означает, что приоритеты развития хозяйственного комплекса региона лежат в
сфере тех обеспечивающих ее рыночную конкурентоспособность преимуществ в
геополитическом, геоэкономическом пространстве, при-родно-хозяйственных
условиях развития профильных отраслей общероссийской специализации, которых нет
вообще или есть, но в менее благоприятных сочетаниях, у других регионов России.

Вместе
с тем приоритеты развития экономики региона должны учитывать ориентацию на
завершенность, замкнутость энерго-производственных циклов, на доведение
производственного процесса до замыкающего звена, выпускающего готовый конечный
продукт.

Принцип
продавать не сырье или полуфабрикат, а готовый продукт, с точки зрения ценовой
политики оправдан не только во внешней торговле, но и в межрегиональном обмене.

Это
заставляет ориентироваться в развитии на те отрасли, которые имеют собственную
ресурсную и, в первую очередь, энергосырьевую базу.

Другими
базовыми принципами стратегии регионального развития являются:


относительная воспроизводственная целостность экономики региона;


сбалансированность целей экономического развития и социальных интересов его
населения;


учет экологических императивов в производственном природопользовании;


достижение соответствия долгосрочных стратегических целей, среднесрочных тактических
задач и краткосрочных оперативных вопросов и адекватность методов, инструментов
и мер их решения или достижения;


консенсус интересов региона и центра как выражение требований принципа «экономического
централизма»;


экономическая безопасность региона, предполагающая на уровне порогового решения
проблемы обеспечение его относительной производственной и финансовой
самодостаточ ности;


ориентация на изменение природы экономического пространства страны в направлении
усиления ее рыночных начал;


учет тенденций изменения экономических основ формирования новой системы общественного
разделения труда, отвечающей рыночным критериям хозяйственной специализации
регионов;


базирующаяся на рыночных началах новая парадигма размещения и развития производительных
сил региона.

В
рамках проблемного подхода к формированию важнейших направлений региональной
экономической политики и разработке средств их реализации важно обозначить
изменения системного характера, вызванные трансформа-ционно-рыночными
преобразованиями экономики России и ее регионов.

Основной
среднесрочной целью экономической политики в регионе должно быть создание
условий для развития реального сектора экономики, стимулирование роста
производства и платежеспособного спроса, ускоренный переход к модернизации и
реструк-

туризации
экономики, ориентированной на потребности общества.

Говоря
об интеграционном потенциале региональной экономики, следует подчеркнуть
масштабность решения стратегических задач, требующих объединения общих усилий.

Это:


формирование общего цивилизованного регионального рынка, конкурентоспособного
не только в рамках трансрегионального обмена, но и в международных
экономических связях на мировом рынке;


обеспечение экономической (и не только экономической) безопасности региона, ибо
угрозы существуют не только в сфере экономики, но и по отношению к самому
этносу нашего региона;


создание опорной сети связывающих территориально-хозяйственные комплексы
субъектов федерации в целостную экономику региона узловых
производственно-хозяйственных структур, представляющих собой крупномасштабные модульные
конструкции ее «несущего» каркаса в схеме размещения и развития
производительных сил Юга России;


развитие производственной инфраструктуры регионального хозяйственного комплекса
(транспортных коридоров, интермодальных терминалов, информационно-компьютерных
сетей, систем телекоммуникаций и др.).

Таковы
задачи и возможности экономической интеграции на Юге России.

Исходя
из учета рыночных императивов, направленности структурных сдвигов важно оценить
вектор и динамические характеристики процесса рыночной трансформации экономики
Юга России.

На
наш взгляд, существует ряд позитивных явлений эволюционной динами-

ки:
посткризисное оживление экономики, активное развитие инфраструктурной
подсистемы региона — транспортно-ло-гистических сетей (коридоров, терминалов,
интермодальных транспортно-пере-валочных узлов, трубопроводов, энергомостов,
телекоммуникационных систем мобильной связи и др.); наращивание активов,
производственных мощностей экспортно-ориентированных отраслей добывающей
промышленности энергосырьевого комплекса, рост на этой основе финансовой базы
бюджетообра-зования и т.д.

Однако
есть и тревожные симптомы: низкий удельный вес промышленности в экономике
региона (17,5 %) и значительная доля в ней добывающих отраслей энергосырьевого
комплекса, при 60-процентном износе оборудования, свидетельствуют о явном
недоиспользовании инновационно-технологического, научно-производственного,
профессионально-квалификационного потенциала инженерно-технических кадров
обрабатывающей промышленности Юга России.

Развитие
вышеуказанных тенденций чревато ориентацией экономики региона на функции
энергосырьевой экспортно-ресурсной провинции, оснащенной развитой системой
транспортировки ресурсов сырья и энергоносителей за рубеж через порты Черного
моря и трансграничные трубопроводы и вытесняемой на геоэкономическую периферию
глобализирующегося мирового хозяйства.

Вызывает
тревогу и социальный аспект ситуации в регионе, стабильно подтверждаемый
официальной статистикой за ряд последних лет.

Богатый
природно-климатическим потенциалом Юг России остается дотационным регионом с
высоким уровнем безработицы и низким жизненным уровнем населения. Реализуемая
стратегия экономического развития, к сожалению, не способствует преодолению
вышеуказан-

ных
симптомов маргинализации регионального социума.

Повышенную
опасность представляют для региона участившиеся и все более масштабные
экологические катастрофы, природа которых имеет техногенные корни
увеличивающейся хозяйственной нагрузки на экосистему. Внесезонные паводки,
оползни, сели, сходы ледников и снежных лавин, грозовые многодневние

ливни,
смерчи, град, связанные с этим аварии на производстве и транспорте не только
наносят значительный материальный ущерб хозяйству региона, но и вызывают гибель
людей.

Видимо,
эти тревожные явления, процессы, тенденции, факты обусловливают необходимость
коррекции концепции и хода реализации Федеральной программы развития Юга
России.
Список литературы

Для
подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://ie.boom.ru/


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.