Реферат по предмету "Эргономика"


Сущность и особенности формирования экономического поведения

Сущность
и особенности формирования экономического поведения

О.С. Елкина, Омский государственный
университет, кафедра экономики и социологии труда

Экономическое поведение - предмет всех исследований и обобщений
экономической теории. Центральное место во всех трактатах по экономической теории
с незначительными отступлениями занимает одна и та же мысль: все исследования в
области экономики направлены на анализ и предсказание человеческого поведения
[1, c.92]. Приведем несколько типичных определений экономической науки: "Экономическая
наука занимается исследованием нормальной жизнедеятельности человеческого общества;
она изучает ту сферу индивидуальных и общественных действий, которая теснейшим образом
связана с созданием и использованием материальных основ благосостояния" (Маршалл
А.) [2, c.56]; "Экономическая теория - это наука, изучающая человеческое поведение
с точки зрения соотношения между целями и ограниченными средствами, которые могут
иметь различное употребление" (Роббинс Л.) [3, c.18]. Можно привести множество
аналогичных высказываний других авторов, доказывающих, что предмет экономической
науки есть исследование человеческого поведения в экономической сфере.

Но многие формы человеческого поведения могут состовлять
предмет исследования сразу нескольких дисциплин: к примеру, проблема деторождения
образует особый раздел социологии, антропологии, экономической теории, истории и
т.д. Экономическая же теория провозглашает свой, уникальный экономический подход,
который интегрирует множество разнообразных форм человеческого поведения в его особый
вид - экономическое поведение.

Как известно, экономическая наука анализирует такие основные
категории, как производство, распределение, обмен и потребление материальных благ
и услуг, которые необходимы для жизнедеятельности людей. Эти категории в целом описывают
экономическую сферу общества [4, c. 51]. Сам анализ основных категорий осуществляется
на основе использования следующих аналитических категорий: ограниченность ресурсов,
издержки, предпочтения и выбор. Эти понятия структурируются в рамках отдельных взаимосвязанных
процессов оптимизации на уровне индивидуальных решений и равновесия на уровне всего
общества [5, c.41].

Переходя на язык исследователя человеческого поведения,
экономисты интересуются тем, каким образом люди используют свои ограниченные ресурсы
для производства, распределения и обмена товаров и услуг в целях потребления, т.е.
исследуют процесс выбора между альтернативными вариантами использования редких ресурсов,
методы организации ресурсов, способы распределения богатства и вознаграждений за
экономическую деятельность [6, c.51].

Оптимально использовать свои ограниченные ресурсы люди
могут лишь при наличии экономической свободы, когда существуют реальные возможности
для реализации свободного выбора. Это становится возможным лишь при возникновении
и развитии свободной рыночной системы - с возникновением рыночного общества, когда
отсутствует централизованное разделение труда и когда экономическая сфера однозначно
выделяется из всех прочих сторон общественной жизни [5, c,49].

Возникновение общества с рыночной экономикой (именно этот
процесс мы наблюдаем в нашей стране) с неизбежностью предполагает, что каждый человек
должен научиться: а) жить в этом мире; б) подчиняться диктату рынка. Это( неизбежно
приводит к двум крупным изменениям, представление о которых ассоциируется с именами
М.Вебера и К.Маркса:

Во-первых, резко изменяется социальный этос, что проявляется
в различных формах -в становлении этики предпринимательства, распространении
"товаризированного" взгляда на социальные отношения, появляется привычка
сводить потребительскую стоимость к меновой (М.Вебер);

Во-вторых, возникают новые институциональные (рыночные)
условия общественной жизни, в которых на передний план выходят подрядные отношения,
особенно в области трудового найма и значительно возрастает роль основного капитала
(К.Маркс) [5, с. 47-48].

Перемены первого рода приводят к торжеству принципа максимизации,
который постепенно превращается в осознанный принцип нового образа мышления. Этот
принцип порождается новым этосом, который на первое место ставит выгоду и издержки,
порождает рационализм, т. е. рыночное поведение, основанное на оптимизации полезности.
Организующей силой человеческого поведения становится расчет на собственную выгоду:
А.Смит называл это стремлением "улучшить свое положение" и утверждал,
что подобный расчет, как правило, сопровождает нас на протяжении всей жизни, а простейший
путь, который избирает большинство людей, чтобы улучшить свой положение, есть
"увеличение богатства" [7, с. 253].

Перемены второго рода приводят к совершенно новой институциональной
динамике, которая делает возможным чисто "экономический" способ мобилизации
труда, основанный на принципах спроса и предложения. Стремясь к материальному благосостоянию,
человек сталкивается с экономической проблемой распределения ограниченных ресурсов:
в сутках только двадцать четыре часа, т. е. время для действий ограничено, и внешний
мир не предоставляет возможностей и средств для достижения всех целей человека.
Поэтому человеку необходимо делить свое время и средства между производством реального
дохода и отдыхом. Следовательно, все действия членов общества можно разделить на
действия; ведущие к материальному благосостоянию (например, действия, направленные
на производство хлеба), и на действия, ведущие к нематериальному благосостоянию
(например, действия, направленные на устройство цирковых представлений). Это разделение
является необходимым, потому что:

Во-первых, индивиду нужен и реальный доход, и отдых;

Во-вторых, и того и другого у него не достаточно, чтобы
удовлетворить свои потребности полностью, потому что время и средства, находящиеся
в его распоряжении, ограничены [3, с. 16].

Таким образом, человек вынужден делить свое время между
различными целями, поэтому поведение человека в экономической системе неизбежно
принимает форму выбора. "Выбор -есть действие, предполагающее затрату времени
и редких ресурсов для достижения какой-либо цели, предполагающее тем самым, что
они не будут использованы для достижения другой цели" [8, с, З].

Процесс выбора всегда есть переменная, зависимая от ситуации
и особенностей личности.

Таким образом, экономический подход предполагает, что экономическое
поведение - максимизирующее поведение в более явной форме и в более широком диапазоне,
чем другие виды социального поведения. Кроме того, экономический подход предполагает
существование рынков, с неодинаковой степенью эффективности координирующих действия
разных участников - индивидуумов, фирм и даже целых наций - таким обраэ&м, что
их поведение становится взаимосогласованным. Предполагается также; что предпочтения
не изменяются сколько-нибудь существенно с ходом времени и не слишком разнятся у
бедных и богатых или даже среди людей, принадлежащих к разным обществам и культурам
[б, с. 261]. Цепы и другие инструменты рынка регулируют распределение редких ресурсов
в обществе, ограничивая тем самым желания участников и координируя их действия.

Экономический подход также предполагает стабильность предпочтений.
Эти глубинные предпочтения определяются через отношение людей к фундаментальным
аспектам их жизни, таким, как ценности, нормы, менталитет, здоровье, престиж, чувственные
наслаждения, доброжелательность или зависть, и отнюдь не всегда остаются стабильными,
если иметь в виду рыночные товары и услуги. Предпосылка стабильности предпочтений
обеспечивает надежную основу для предсказаний реакций на те или иные изменения
[9, с, 27].

Максимизирующее поведение и стабильность предпочтений являются
не просто исходными предпосылками для анализа, но могут быть выведены из концепции
естественного отбора пригодных способов поведения в ходе эволюции человека. Экономический
подход к человеческому поведению не предполагает, что все участники на каждом рынке
непременно обладают полной информацией или совершают сделки, не требующие никаких
издержек для их заключения. Неполноту информации не следует, однако, смешивать с
иррациональностью или непоследовательностью поведения. Экономический подход исходит
из теории оптимального или рационального накопления дорогостоящей информации, которая
подразумевает; например, более значительные инвестиции в добывание информации при
Принятии важных решений по сравнению с малозначащими, скажем, приобретение дома
или вступление в брак по сравнению с покупкой хлеба или дивана. Собранная таким
путем информация остается зачастую далеко не полной, потому что ее получение сопряжено
с издержками -факт, использующийся в экономическом подходе для объяснения тех форм
поведения, которые в других подходах понимаются либо как иррациональное или непоследовательное
поведение, либо как традиционное [6, с.56].

Случаи, когда явно выгодные возможности упускаются, экономический
подход не объясняет это иррациональностью. Напротив, он постулирует существование
издержек, денежных или психологических, возникающих при попытках воспользоваться
этими благоприятными возможностями, - издержек, которые сводят на нет предполагаемые
выгоды и которые не так легко "увидеть" сторонним наблюдателям. Более
того, экономический подход к человеческому поведению не требует, чтобы отдельные
агенты непременно осознавали свое стремление к максимизации или чтобы они были в
состоянии объяснить причины устойчивых стереотипов в своем поведении. Таким образом,
он совпадает в этом с современной психологией и социологией.

Экономический подход исходит из посылки, что преступная
деятельность - такая же профессия, которой люди посвящают полное или неполное рабочее
время. Люди решают стать преступниками по тем же соображениям, по каким другие становятся
столярами или учителями, а именно потому, что они ожидают, что "прибыль"
от решения стать преступником - приведенная ценность всей суммы разностей между
выгодами и издержками, как не денежными, гак и денежными превосходит " прибыль"
от занятия иными профессиями,

Экономический подход предполагает, что субъекты экономической
деятельности часто наталкиваются на препятствия, мешающие осуществлению их устремлений.
Препятствия могут быть разного рода. Они могут быть материальные (финансовые, информационные
и материальные), временные (ограничения по времени), формальные (ограничения, базирующиеся
на писанных и неписаных законах) и неформальные (ограничения, связанные с традициями
и обычаями).

Применение экономического подхода создает своеобразные
рамки, в которых экономическое поведение предстает в полном объеме, но защищенное
от эмпирической сложности мира. Так, если рассматривать поведение человека в общем,
то на это поведение действует большое количество переменных - экономических, политических,
правовых, религиозных, - и если бы перед исследователем стала задача представить
экономическую жизнь во всей ее полноте, многие из этих разнообразных видов переменных
пришлось бы внести и экономические модели. Обычный способ ограничения эмпирической
сложности мира заключается в том, что; хотя внеэкономические неременные и влияют
на поведение, в целях анализа исходят из предположения о неизменности многих переменных,
т. е. эти переменные выступают в качестве "данных".

Одной из важных "данностей" традиционного анализа
является экономическая рациональность: если индивид сталкивается с ситуацией экономического
выбора, он изберет такую линию поведения, чтобы максимизировать свое экономическое
положение.

Одной из важнейших предпосылок экономического поведения
является экономическая культура как совокупность социальных ценностей и норм, являющихся
регуляторами экономического поведения и выполняющих роль социальной памяти экономического
развития: способствующих (или мешающих) трансляции, отбору и обновлению ценностей,
норм и потребностей, функционирующих в сфере экономики и ориентирующих ее субъектов
на те или иные формы экономической активности [4, с. 111-112]. Ценности, связанные
с экономикой - это принятые в обществе и у его отдельных групп устойчивые представления
о том, какие экономические блага (богатство, связи, власть, статус, разные виды
занятости, разные источники и способы приобретения дохода и т.п.) наиболее важны
или совсем не важны для них и их семей, а также представления людей о том, какие
экономические отношения для них предпочтительны. Нормы в ссрсре экономики - это
представления людей, а также их действия в сфере экономики, которые признаются полезными,
правильными, нужными в тех или иных связанных с экономикой ситуациях [10, с.
30]. Экономическая культура отбирает (выбраковывает, сохраняет; накапливает) экономические
ценности и нормы, необходимые для выживания и дальнейшего развития экономики, накапливает
эталоны соответствующего экономического поведения, транслирует из прошлого в современность
ценности и нормы, лежащие в основе труда, потребления, распределительных и других
экономических действий и отношений, обновляет ценности и нормы, регулирующие развитие
экономики, являясь тем резервуаром, откуда черпаются новые образцы поведения
[4, с. 111-112]. Экономическая культура при взаимодействии с менталитетом нации
формирует экономическое мышление индивидов, в результате определяется программа
индивидуального экономического поведения и происходит собственно экономическое действие.

Менталитет - "это глубинный уровень кол-флективного
и индивидуального сознания, включающий и бессознательное, совокупность готовностей,
установок и предрасположений индивида или социальной группы действовать, мыслить,
чувствовать и воспринимать мир определенным образом. Менталитет формируется в зависимости
от традиций, культуры, социальных структур и всей среды обитания и сам, в свою очередь,
их формирует, выступая как порождающее сознание; как трудно определимый исток культурно-исторической
динамики" [11, с. 176]. Формируясь исторически, веками, менталитет определяет
национальную модель экономического и социального поведения - культуру потребления,
производства и соответствующие мотивации.

В основе формирования российского менталитета лежало христианство,
порожденное Западной цивилизацией, и наложенное на дух Востока. В результате сформировался
особенный менталитет, свойства которого можно назвать парадоксом, мировосприятием
"и то, и это "резко контрастирующим с западным менталитетом, для которого
характерен подход с позиции "или - или". Это свойство русского менталитета
свидетельствует об особенностях экономического поведения русской личности, и представляется
важным фактором организации хозяйства в России. Русскому человеку свойственна глубина
внутренней жизни, частичное передоверение личной свободы коллективу, бульшая степень
внеэкономических составляющих хозяйственного успеха [12, с. 44-53].

Экономическое мышление - это процесс познания человеком,
социальной группой, обществом в целом экономической действительности, осознания
своего места в экономических отношениях и выработки на этой основе принципов своей
деятельности [13, c.95]. На основе особенностей российского менталитета складывается
особый тип российского экономического мышления, который формируется как сочетание
свойств Запада и Востока. В основе российского экономического мышления лежит государственное
экономическое мышление, связанное с восточными цивилизациями и несущее такие черты,
как прочная включенность индивидуального сознания в структуру сознания общественного,
иерархичность, зависимость от государства, нетерпимость к отклонениям от принятых
норм экономического поведения, пренебрежение правом и законностью.

Сегодня все большее влияние на поведение людей оказывают
элементы рыночного экономического мышления, имманентные Западу: чувство хозяина,
личная хозяйственная самостоятельность, инициатива, прагматизм, гибкость, адаптивность,
предприимчивость, готовность действовать в условиях конкуренции [13, с. 96]. Экономическое
поведение человека в России отличается от экономического поведения западного человека.
Рационализм экономического поведения и западноевропейском варианте тождественен
стремлению к получению выгоды не в результате случайного акта, а в результате постоянного
сопоставления дохода и издержек, что выступает нормой поведения. В России в силу
социально-исторических особенностей развития рационализм в западноевропейском варианте
возникнуть не мог. Экономическое поведение здесь часто имеет иррациональный характер,
и экономическая выгода иногда упускается из-за влияния субъективного восприятия
окружающих и причастности к коллективному духу. Это отличительная особенность российского
человека вносит моменты неопределенности в ситуации, сопряженные с экономическим
выбором. Иными словами, при моделировании экономического поведения человека в России
необходимо учитывать, может быть, в несколько большей степени субъективную рациональность,
поскольку в основе экономического поведения лежат особенности российского менталитета
и российского экономического мышления.

Таким образом, когда мы рассматриваем экономическое поведение
российского человека, то необходимо исходить из положения об изменении парадигмы
рациональности, о введении субъективизма, который предполагает, что если альтернатива
Х предпочтительнее альтернативы Y, тогда индивид сам осуществляет выбор между ними,
ориентируясь на собственные оценки выгод и затрат. Несмотря на всю важность категории
"экономическое поведение", общепризнанного ее определения не существует.
Исследователи в большинстве случаев определяют его либо как рациональное поведение,
направленное на извлечение прибыли: "Под экономическим поведением мы понимаем
целенаправленное поведение, выбор вариантов действий в котором регулируется критерием
максимизации прибыли" [14, с. 46], либо как поведение, направленное на выбор
наиболее выгодных альтернатив: "Экономическое поведение - действия, направленные
на выбор наиболее выгодных альтернатив. Выбор подразумевает наличие целого ряда
возможностей и зависит от дохода и цен на товары, имеющих разную полезность
[15, с. 98]. Нам ближе всего определение, данное Верховиным В.И.: "Экономическое
поведение - это система социальных действий, которые, во-первых, связаны с использованием
разных по функциям и назначению экономических ценностей (ресурсов) и, во-вторых,
ориентированы на получение прибыли (вознаграждения) от их обращения" [16, с.
120].

Однако на основе рассмотренного экономического подхода
хотелось бы дополнить вышеприведенное определение тем, что экономическое поведение
- это поведение, связанное с макси-мизационным распределением редких ресурсов между
производством реального дохода и отдыхом (направленное на "улучшение своего
положения") и включающее в себя специфическое экономическое мышление, основанное
на национальных особенностях и особенностях хозяйственных традиций.

Кроме того, хотелось бы поставить приоритет в определении
не на получении прибыли, а на получении вознаграждения (выгоды) в качестве результата
деятельности, причем это вознаграждение (выгода) всегда оценивается исходя из собственных
оценок доходов и затрат. Оценка их будет определяться исходя из количества и качества
экономических ресурсов, которые имеются в распоряжении; из институциональных и соци-окультурных
рамок; в которых находятся субъекты; на оценку выгод будут оказывать влияние принятые
в обществе традиции и стереотипы модусов поведения; приемлемые в данной экономической
среде конкретные процедуры и технологии достижения оптимального результата.

Экономическое поведение человека - это поведение, направленное
на субъективную оптимизацию вследствие сопоставления имеющихся ресурсов с возможными
выгодами от их использования. При этом выгоды могут быть экономическими, т. е. материально
ощутимыми (деньги, товары и т.д.) и внеэкономическими (психологическими, социальными
и т.д.). Такое определение позволяет объединить все ниды поведения человека в экономической
сфере.

Таким образом, экономическое поведение не является самостоятельным
фактором развития экономикой жизни, оно зависит от ряда более глубоких факторов:
условий формирования экономической культуры и экономического мышления, особенностей
сложившихся систем экономических и социальных отношений.Список литературы

Список
литературы

Hirchleifer J. The
Expanded Domain of Economics. - American Economic Review, December. 1985, V.75.


Маршалл А. Принципы политической экономии:! Пер. с англ.
М.: Прогресс, 1983. T.I.

Роббинс Л. Предмет экономической науки // 1 THESIS,
1993. Зима. T.I. Вып.1.

Заславская Т.Н., Рывкина Р.В. Социология экономической
жизни. Новосибирск, 1991. С.51.

Хайлбронер Р. Экономическая теория как универсальная наука
// THESIS, 1993. Зима. T.I. Вып.1. С.41.

Смельсер Н.Дж. Социология экономической жизни. Перевод
ГПНТБ №11304. Новосибирск, 1985. С.51.

Смит А. Исследование о природе и причине богатства народов.
М.: Соцэгиз, 1.962.

Schonfeld L.
Grenznutzen und Wirtschaftsrech-nung. В.,1982. РЗ.

Беккер Гэри С. Экономический анализ и человеческое поведение
// THESIS, Начала-пресс, Зима 1993. Т. 1. Вып. 1. С. 26.

Рывкина Р.В. Между социализмом и рынком: судьба экономической
культуры в России. М.: Наука, 1994. С.30.

Словарь современной западной филосо4:>ии. М., 1991.
С.176.

Горичева Л. Экономические проблемы и национальное самосознание
// Вопросы экономики. 1993. №8. С.44-53.

Архипов А. Утверждение нового экономического мышления и
задачи теории, образования и воспитания // Российский экономический журнал.
1997. С.95.

Тамбовцев В.Л. Опыт эмпирического исследования экономического
поведения // Вестник Московского университета. Серия 6. Экономика. 1994. №3. С.46.

Эрроу К. Информация и экономическое поведение // Вопросы
экономики. 1995. №5. С.98.

Верховин В.И. Экономическое поведение как предмет социологического
анализа // Социс. 1994. №10. С. 120.

Для подготовки данной работы были использованы материалы
с сайта http://www.omsu.omskreg.ru/


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.