Почему большинство международных сделок заканчивается
плачевно.
Количество
транснациональных слияний и поглощений с 1990 по 2000 г. увеличилось в пять раз
и после временного затишья вновь продолжило расти. Результаты многочисленных
исследований показывают, что международные слияния и поглощения, как правило,
бывают неудачными. Но даже объективные данные не могут умерить аппетиты
гендиректоров, стремящихся выйти на международные рынки.
По
данным исследовательской компании Dealogic, в I квартале 2005 г. объем
международных сделок составил $75 млрд, что в три раза больше по сравнению с прошлым
годом. Среди заметных сделок — предложение о покупке за $13 млрд компанией
Pernod Ricard конкурирующей фирмы — производителя напитков Allied Domecq и продажа
IBM за $1,75 млрд своего подразделения по производству персональных компьютеров
компании Lenovo крупнейшему китайскому производителю ПК.
Теоретически
существует три разумные причины покупки иностранных компаний. Во-первых, с помощью
подобных сделок можно быстрее и легче попасть на зарубежный рынок. Покупается
не только бизнес, но и брэнд, знакомый потребителям данной страны. А если
существуют торговые ограничения, поглощение может быть единственным способом их
преодолеть.
Во-вторых,
международная диверсификация может стабилизировать поток денежных средств и поглощающая
компания станет казаться менее рискованной для финансовых рынков. В результате
теоретически стоимость капитала может снизиться. Случится ли это на практике —
весьма спорный вопрос. В-третьих, освоение зарубежного рынка увеличивает
масштаб, в котором компании могут эксплуатировать нематериальные активы и технологии.
Это та самая «синергия» — увеличение эффективности компании, образовавшейся в результате
слияния. Именно этим эффектом акционеры оправдывают большинство крупных сделок.
Как
обнаружил Джо Данболт, преподаватель финансов в Университете Глазго, акционеры
британских компаний получают значительно больше, если их компанию приобретает
иностранный покупатель. К тому же иностранные покупатели гораздо чаще платят
наличными.
Однако,
результаты многочисленных исследований доказывают, что большинство
транснациональных слияний и поглощений заканчиваются весьма плачевно. Сара
Мюллер из Школы бизнеса Кокса Южного Методистского университета и Фредерик
Шлингеманн из Школы бизнеса Катца Университета Питсбурга изучили 4430 сделок по
поглощению компаниями США в период с 1985 по 1995 г. Они рассматривали
первоначальную реакцию фондовой биржи на сделки и долгосрочные операционные
показатели поглощающих компаний. Их заключение было определенно: «В случае
международных сделок американские поглощающие компании имеют значительно более
низкие рыночные и операционные показатели, чем в случае внутренних».
К
подобным выводам пришли также Эрвин Блэк из Университета Бригама Янга и Томас
Карнс и Томас Джандик из Университета Арканзаса. В результате исследования
долгосрочного поведения курсов акций 361 американской компании, заключившей
международные сделки, они пришли к выводу: «В большинстве случаев расширение
американских компаний за счет приобретений ведет к снижению их рыночной
стоимости».
Выходит,
что приобретение зарубежных компаний выгодно только на бумаге. В реальности
покупатели или испытывают трудности с правильной оценкой покупаемых компаний,
или не могут добиться положительного эффекта от слияния, на который так рассчитывали.
Помешать покупателю могут и различия в стандартах ведения бухгалтерского учета.
Даже лучшие финансовые аналитики ошибутся, если им не дать правильно
составленного баланса или отчета о движении денежных средств. «Различия в системах
бухгалтерского учета часто затрудняют проведение точного финансового анализа», —
доказывают Блэк, Карнс и Джандик.
Даже
если потенциал сделки оценен верно, покупателю нужно суметь его реализовать.
Это может быть сложно в странах, где институты власти и законодательство
ограничивают деятельность руководства компаний. И действительно, Мюллер и Шлингеманн
обнаружили, что американские компании-покупатели чувствуют себя хуже, если
приобретенные ими компании находятся в странах с ограниченным рынком капитала.
Даже если институты власти не оказывают давления на бизнес, руководителям
приходится сталкиваться с различиями в национальных и корпоративных культурах.
Только когда они почувствуют себя комфортно в новой обстановке — а на это могут
уйти годы, — компания-покупатель может надеяться достичь желаемого эффекта. Тем
временем очередные пострадавшие в результате подобных сделок могут утешиться
тем, что они далеко не первые и, скорее всего, далеко не последние. (FT,
29.05.2005, Ирина Окунькова)
Список литературы
Для
подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://adme.ru/