Региональные финансы и бюджет
Уткин Э. А. Денисов А. Ф.
Общие положения
Формирование и использование региональных финансов
осуществляются в соответствии с Конституцией Российской Федерации, “Бюджетным кодексом
Российской федерации”, а также другим федеральным и региональным
законодательством.
В процессе управления региональными финансами можно
выделить несколько функций. На первоначальном этапе на основе данных
финансового анализа проводится финансовое планирование. Одновременно в
соответствии с действующим бюджетным процессом осуществляется работа по
формированию бюджета. Также для эффективного управления финансами необходимы
контрольно-ревизионные органы, занимающиеся проверкой расходования бюджетных средств
соответствующими бюджетными органами, а также достоверность и точность данных,
предоставляемых органами финансового планирования.
Финансовое планирование является одной из важнейших
функций управления финансами. Подготовку и согласование финансовых планов
осуществляют исполнительные органы власти на основе приоритетов, установленных
представительным органом власти субъекта Федерации. Приоритеты определяются на
основе анализа текущего состояния и перспектив развития региона. Разработку
финансового плана целесообразно проводить параллельно с бюджетом, так как это
позволяет своевременно учитывать и согласовывать возникающие корректировки.
Непосредственно утверждение бюджета осуществляет законодательный орган субъекта
Федерации, представляющий интересы населения. Финансовый план представительным
органом власти обычно не утверждается, а используется как документ,
обосновывающий предлагаемый проект бюджета.
Финансовое планирование подразделяется на
перспективное и текущее. На стадии перспективного планирования определяются
основные стратегические направления и приоритеты развития. При этом
перспективные планы должны ежегодно корректироваться в соответствии с
произошедшими изменениями.
Важнейшим элементом финансового управления является
бюджет.
Бюджет субъекта Российской Федерации (региональный
бюджет) — форма образования и расходования денежных средств, предназначенных
для обеспечения задач и функций, отнесенных к предметам ведения субъекта
Федерации. Региональный бюджет и свод бюджетов муниципальных образований,
находящихся на его территории, составляют консолидированный бюджет субъекта
Российской Федерации.
Бюджеты субъектов Российской Федерации и бюджеты
территориальных государственных внебюджетных фондов разрабатываются и
утверждаются в форме законов субъектов Российской Федерации.
В области регулирования бюджетных правоотношений к
ведению субъектов Российской Федерации относятся:
— установление порядка составления и рассмотрения
проектов региональных бюджетов, их утверждения и исполнения, осуществления контроля
за их исполнением и утверждения отчетов об исполнении, составление отчета об
исполнении консолидированного бюджета субъекта Федерации;
— составление и рассмотрение проектов региональных
бюджетов и консолидированных бюджетов субъектов Федерации, их утверждение и
исполнение, осуществление контроля за их исполнением и утверждение отчетов об
исполнении региональных бюджетов и бюджетов территориальных государственных
внебюджетных фондов;
— распределение доходов от региональных налогов и
сборов, иных доходов субъектов Федерации между региональным бюджетом и местными
бюджетами;
— определение порядка направления в региональный
бюджет доходов от использования собственности субъекта Федерации, доходов от
налогов, сборов и иных доходов регионального бюджета;
— разграничение полномочий по осуществлению расходов
между региональным и местными бюджетами в соответствии с федеральным
законодательством;
— установление совместно с федеральными органами
власти порядка и условий предоставления финансовой помощи региональным бюджетам;
— определение порядка и условий предоставления
финансовой помощи и бюджетных ссуд из регионального бюджета местным бюджетам;
— предоставление финансовой помощи и бюджетных ссуд из
регионального бюджета местным бюджетам;
— установление порядка и условий предоставления
бюджетных кредитов;
— определение перечня и порядка осуществления
государственных внутренних заимствований субъектов Федерации;
— осуществление государственных внутренних и внешних
заимствований субъекта Федерации и управление государственным долгом субъекта
Федерации.
В течение финансового года органы представительной и
исполнительной власти не вправе принимать решений, приводящих к увеличению
расходов бюджетов либо снижению доходов бюджетов других уровней бюджетной
системы, без внесения изменений и дополнений в соответствующие бюджеты,
компенсирующие увеличение расходов, снижение доходов.
Федеральный центр во взаимоотношениях с субъектами
Федерации должен придерживаться принципа равенства региональных бюджетов перед
федеральным бюджетом, что предполагает установление единых для всех субъектов
Федерации нормативов отчислений от федеральных налогов и сборов в региональные
бюджеты и единого порядка уплаты федеральных налогов и сборов. Нормативы
финансовых затрат на предоставление государственных услуг, нормативы
минимальной бюджетной обеспеченности, являющиеся основой для расчета финансовой
помощи регионам из федерального бюджета, определяются на основе единой методики
с учетом социально-экономических, географических, климатических и иных
региональных особенностей и согласовываются с регионами до принятия
федерального бюджета на очередной финансовый год.
Соглашения между Российской Федерацией и субъектом
Федерации, содержащие нормы, нарушающие единый порядок взаимоотношений между
федеральным бюджетом и бюджетами субъектов Федерации являются недействительными
и исполнению не подлежат.
В целях повышения эффективности процесса формирования
бюджета целесообразно применять специальные управленческие классификации,
согласно которым бюджетные доходы и расходы группируются по определенным
признакам. Широко распространена классификация, согласно которой в бюджете
выделяются две составляющие: текущий бюджет и бюджет развития. В текущем
бюджете отражаются расходы и доходы, обеспечивающие необходимую, обязательную
деятельность, например, расходы на поддержание нормального функционирования
всех постоянно действующих хозяйственных структур.
Необходимо стремиться к тому, чтобы в бюджете текущих
операций объем поступлений превышал расходы. Образующаяся разница участвует в
формировании инвестиционного бюджета. Показатель того, насколько регион
окажется в состоянии достичь этого умелым ведением бюджета текущих операций для
отчисления в инвестиционный бюджет, является важной характеристикой финансовых
возможностей региона и свидетельствует о долгосрочной платежеспособности при
привлечении займов и кредитов.
К бюджету развития (инвестиционному бюджету) относятся
доходы и расходы, направляемые на совершенствование региональной экономики (в
т.ч. расходы на проведение строительных работ и приобретение материального
имущества) и инвестиционные отчисления третьим лицам, а также отчисления
федерации и субъектов федерации, доходы от продажи имущества, взносы, а также
особые операции по финансированию, напр., получение и погашение кредитов,
отчисления в резервные фонды и изъятия из этих фондов.
Подобная структура, несмотря на определенную степень
условности, позволяет четко определять и корректировать деятельность по
основным направлениям развития. Также представляется целесообразным
использовать группировку бюджетных статей на средства, направляемые на
реализацию собственных полномочий и на средства, направляемые для исполнения
государственных полномочий, которые были делегированы органами власти. Хотя
подобные группировки не всегда могут применяться в чистом виде, их
использование способствует более грамотной организации финансового планирования
и бюджетного процесса.
Бюджет должен составляться на основе прогноза
социально-экономического развития региона. Согласно действующему
законодательству прогноз долгосрочного социально-экономического развития
территории разрабатывается на основе данных социально-экономического развития
территории за последний отчетный период, на основе текущего прогноза
социально-экономического развития территории до конца базового года и на основе
тенденций развития экономики и социальной сферы на планируемый финансовый год и
предшествует составлению проекта бюджета. Изменение прогноза
социально-экономического развития территории в ходе составления и рассмотрения
проекта бюджета должно вызывать соответствующее изменение основных
характеристик проекта бюджета.
Одновременно с проектом бюджета на очередной
финансовый год формируется перспективный финансовый план. План разрабатывается
на основе среднесрочного прогноза социально-экономического развития региона и
содержит данные о прогнозных возможностях бюджета по мобилизации доходов,
привлечению заимствований и финансированию основных расходов бюджета.
Перспективный финансовый план законодательно не
утверждается и составляется в целях:
— информирования представительных органов власти о
предполагаемых среднесрочных тенденциях развития экономики и социальной сферы;
— комплексного прогнозирования финансовых последствий
реализации проектов программ, законов;
— выявления необходимости и возможности осуществления
в перспективе мер в области финансовой политики;
— отслеживания долгосрочных негативных тенденций и
своевременного принятия соответствующих мер.
Перспективный финансовый план разрабатывается на три
года, из которых первый год — это год, на который составляется бюджет, а
следующие два года — плановый период, на протяжении которого прослеживаются
реальные результаты заявленной экономической политики.
Исходной базой для формирования перспективного
финансового плана является бюджет на текущий год. Перспективный финансовый план
ежегодно корректируется с учетом показателей уточненного среднесрочного
прогноза социально-экономического развития, при этом плановый период сдвигается
на один год вперед. Перспективный финансовый план составляется по укрупненным
показателям бюджетной классификации.
Список литературы
Для подготовки данной работы были использованы
материалы с сайта http://www.i-u.ru/