Эффективность налоговой системы и принципы ее
формирования
Понятие
налоговой системы является дальнейшим развитием и конкретизацией понятия
«налоги». Если последние рассматриваются как финансовые отношения
налогоплательщиков с бюджетом в ходе формирования централизованных фондов
финансовых ресурсов и их концентрации в госбюджете и во внебюджетных фондах, то
налоговая система развивает и конкретизирует этот процесс, определяя задачи,
формы, методы и принципы.
Н.Н.
Заяц считает, что под налоговой системой следует понимать совокупность налогов,
пошлин и сборов, установленных государством и взимаемых с целью создания
централизованного общегосударственного фонда финансовых ресурсов, а также
совокупность принципов, способов, форм и методов их взимания [1, с.42].
А.Д.
Кишкевич и Т.И. Василевская расширили понятие налоговой системы. По их мнению,
налоговая система – это совокупность предусмотренных законодательством налогов,
сборов и пошлин, принципов и порядка их установления, изменения, отмены,
исчисления и уплаты, а также форм и методов налогового контроля и
ответственности за нарушение налогового законодательства [3, с.36].
Принципы
организации налоговой системы экономическая наука определяет с точки зрения
влияния налогов на социально-экономическое развитие общества и благосостояние
его граждан.
Принято
выделять две группы принципов налогообложения:
-
всеобщие, или классические, принципы, которые определяют базовые характеристики
налоговых отношений и так или иначе используются в налоговых системах всех
стран;
-
функциональные, или современные, на основании которых задаются условия действия
налогообложения применительно к конкретным условиям страны и задачам
государственной экономической политики.
Всеобщие
(классические) принципы: справедливость (равномерность и всеобщность),
определенность, удобство, дешевизна (экономия).
С
развитием экономической системы классические принципы налогообложения
совершенствовались, корректировались и дополнялись. В результате к настоящему
времени оформились современные функциональные принципы налогообложения,
отражающие современные требования к налогообложению со стороны государства и
налогоплательщиков и основные тенденции налоговой политики. Это:
всеобщность
налогообложения;
исключение
двойного налогообложения;
стабильность
налоговой системы в течение достаточно длительного периода;
простота
и ясность системы и процедуры уплаты налогов;
установление
размера налога с учетом возможностей налогоплательщика, то есть уровня его
доходов;
оптимальность
налоговых изъятий, обеспечивающая достаточное финансирование государственных
расходов, с одной стороны, и относительно небольшое и равномерно распределенное
налоговое бремя для налогоплательщиков – с другой;
минимизация
затрат на взимание налогов;
корректировка
распределения доходов для обеспечения социальной стабильности в обществе;
соответствие
налогообложения структурной политике государства;
воздействие
на стабилизацию экономического цикла, уровень занятости, инфляцию и др. [11,
с.53].
Перед
Республикой Беларусь стоит задача разработки эффективной налоговой политики и
построения налоговой системы, обеспечивающей экономический прогресс. Мировой
опыт показывает, что эта задача относится к разряду наиболее сложных, поскольку
требует учета и оптимального сочетания двух противоречивых тенденций;
во-первых, поиска путей увеличения поступлений средств в бюджет государства и,
во-вторых, снижения налогового давления на товаропроизводителя для увеличения
возможностей инвестирования. В ее решении большую роль должна сыграть оценка
действенности отечественных налогов и их соответствия международным стандартам
[2, с.16].
Главными
критериями оценки цивилизованности и эффективности налоговой системы признаны:
Равенство
и справедливость налогов по отношению ко всем налогоплательщикам.
Определенность
и однозначность налогового законодательства, позволяющие одинаково его понимать
и толковать и налогоплательщику и налоговому инспектору. Нарушение этого
принципа приводит к тому, что налогоплательщик отдается во власть сборщика
налогов.
Удобство
для налогоплательщиков, означающее приближение сроков уплаты налогов к моменту
получения доходов, минимум бюрократических процедур, простоту исчисления.
Стабильность,
позволяющая прогнозировать финансовые результаты, в сочетании с гибкостью
реакции на изменение экономической ситуации.
Эффективность,
предполагающая не только обеспечение государственного бюджета стабильными и
равномерными поступлениями доходов, но и стимулирование налогоплательщиков к
развитию бизнеса, совершенствованию техники и технологии производства [4,
c.32-34].
Таким
образом, совокупность взимаемых в государстве налогов, сборов, пошлин, иных
платежей, а также форм и методов их сбора и построения, реализуемых соответствующими
финансовыми и правовыми институтами, образуют налоговую систему или систему
налогообложения.
Список литературы
Для
подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://socrat.info/