Конкурентоспособность
будущего специалиста высшей квалификации как показатель качества его подготовки
Н.Я. Гарафутдинова, Администрация
Омской области, комитет по делам науки и высшей школы
Система высшего образования развивается в настоящее время
в контексте рыночных преобразований, вследствие чего становится возможным все более
успешно учитывать требования экономических категорий к ее функционированию. К таким
категориям относятся спрос и предложение, конкуренция и конкурентоспособность.
Рассматривая взаимосвязи этих понятий применительно к главному
результату деятельности учебного заведения - выпускнику - будущему специалисту,
необходимо отметить, что динамика спроса на специалистов определенного профиля и
квалификации в современной России на рынке труда вступила в противоречие с традиционно
сложившейся системой их подготовки, номенклатурой специальностей и специализаций,
периодом подготовки определенного специалиста.
Последнее проявляется, в частности, в том, что студенты
хотят получить дополнительные к основным циклы дисциплин, приобрести дополнительные
умения. Их интересы смещаются сейчас в сторону экономики, менеджмента, юриспруденции,
иностранных языков. При этом необходимо отметить, что сложившаяся ситуация несоответствия
спроса и предложения на рынке труда не есть явление уникальное в развитии системы
образования. Периодически наблюдаются колебания спроса на специалистов со стороны
как хозяйствующих субъектов, так и самих абитуриентов и выпускников.
Каждое учебное заведение вступило в систему рыночных отношений
с разным стартовым капиталом и вынуждено как бы заново подтверждать целесообразность
своего существования. Одним из важных критериев деятельности является качество выпускаемого
продукта, товара, выпускника - будущего специалиста.
В борьбе за выживание учебные заведения вынуждены начать
применять маркетинг.
При использовании маркетингового подхода необходимо прежде
всего изучать и прослеживать конъюнктуру - сложившуюся экономическую ситуацию, включающую
соотношение между спросом и предложением, движением цен. Учитывая специфику вуза
как некоммерческой, бесприбыльной организации, при изучении конъюнктуры необходимо
исследовать не только экономические, но и социальные, психологические факторы. В
отношении деятельности по подготовке специалистов мы в большей степени имеем дело
с рынком покупателей (потребителей), характеризуемым превышением предложения над
спросом, особенно для технических специальностей, чем с рынком продавцов. Поэтому
в условиях рынка вузы вынуждены соперничать между собой как за абитуриентов, денежные
средства, так и за материально-технические и информационные ресурсы, научно-педагогических
работников.
Проведенный выше краткий анализ подхода к подготовке специалиста
с точки зрения рыночной экономики дает основание готовить и исследовать комплекс
качеств будущего специалиста, который позволил бы ему с учетом конъюнктуры рынка
труда, собственных возможностей и потребностей эффективно конкурировать и реализовать
свой потенциал.
Для учебного заведения такой маркетинговый подход к организации
собственной деятельности означает необходимость поиска и реализации таких подходов,
которые обеспечивали бы будущему специалисту комфортное существование с точки зрения
личностных и общественных целей развития. Это будет возможно, когда в образовательном
процессе будет сознательно развиваться комплексная личная потребность в соединении
узкого профессионализма и универсализма(льности).
Понятие конкурентоспособности специалиста практически в
настоящее время не разработано. Если рассматривать это определение в отношении любого
другого товара, то его смысл заключается в следующем: конкурентоспособность товара
- это относительная и обобщенная характеристика товара, выражающая его выгодные
отличия от товара - конкурента по степени удовлетворения потребности и по затратам
на ее удовлетворение. Таким образом, комплекс конкурентоспособности любого товара
состоит из трех групп: технических, экономических и социально организационных. Если
рассмотреть эти элементы применительно к будущему специалисту, то мы получим следующие
параметры:
Технические: специальность и специализация, объем освоенной
программы в часах, дисциплинах, уровнях подготовки, соответствие стандарту или повышение
его, получаемый документ.
Экономические - затраты на подготовку специалиста с учетом
всех составляющих расходов.
Социально-организационные - учет социальной структуры потребителей,
в данном случае самих выпускников и работодателей, национальных и региональных особенностей
организации производства.
Конкурентоспособность будущих выпускников во многом определяется
и конкурентоспособностью учебных заведений.
Специфика выпускника как товара состоит в том, что его
конкурентоспособность длительного пользования. Именно поэтому требуется значительное
время для того, чтобы получить статус конкурентоспособного. Если же это случается,
то в течение достаточно долгого времени учебное заведение может пользоваться этим
статусом, как своего рода гарантией. Вместе с тем однажды завоеванная конкурентоспособность
предъявляет повышенные требования к организации учебного процесса вуза.
В отличие от обычного товара оценку работе предприятия
(учебного заведения) дает не только потребитель (студент, выпускник, работодатель),
но и сам производитель (преподавательский и учебный персонал). Именно они определяют,
выгодно ли им при данных условиях создавать товар, то есть готовить и выпускать
специалистов.
Применительно к учебным заведениям можно выделить следующие
принципы управления, которые дают преимущества производителям.
Нацеленность всех и каждого работника на действие, на продолжение
начатого дела.
Близость учебного заведения к клиенту.
Создание автономии и творческой атмосферы в учебном заведении.
Рост производительности, благодаря использованию способности
людей и их желанию работать.
Демонстрация важности общих для учебного заведения ценностей.
Простота организации, минимум уровней управления и служебного
персонала.
Умение держать под контролем наиболее важные проблемы и
передавать подчиненным менее важные.
Таким образом, исследуя понятие конкурентоспособности будущего
специалиста, мы подошли к наиболее сложной проблеме - какие же способности, характеристики,
качества, знания и умения обеспечивают конкурентоспособность специалиста.
Современная модель конкурентоспособности должна включать
такие основные свойства:
Ценность целей и ценностных ориентаций.
Трудолюбие.
Творческое отношение к делу.
Способность к риску.
Независимость в принятии решений.
Способность быть лидером.
Способность к непрерывному саморазвитию.
Стремление к профессиональному росту.
Стремление к высокому качеству конечного продукта.
Стрессоустойчивость.
Изучение опыта других стран при определении конкурентоспособности
специалистов позволяет выявить своеобразный подход к подготовке специалистов.
Так, суть японского опыта в формировании у специалистов
трех основных групп навыков: технологических, коммуникативных (?) и концептуальных.
Технологические связаны с освоением конкретной профессии. Коммуникабельные (?) навыки
имеют непосредственное отношение к общению с различного рода людьми и с самим собой.
Концептуальные - это искусство прогнозировать события,
планировать деятельность больших групп людей, принимать ответственные решения на
основе анализа.
Особое внимание в Японской практике подготовки специалистов
уделяется развитию такого качества, как целостность мышления. Предприятиям вменяется
в обязанность нести социальную ответственность за развитие работника, его самосовершенствование.
Анализ такого подхода дает основание предполагать, что система подготовки специалистов
должна ориентироваться на такой заказ общества и обеспечивать развитие подобных
качеств во время учебы. В конечном итоге это и обеспечивает выпускникам конкурентоспособность.
Изучение американского опыта показало, что для определения
ценности, конкурентоспособности работающей команды складывается из нескольких позиций.
Для руководителей предлагается определить эффективность
сотрудников, ответив на такие вопросы: кто редко отсутствует? кто хорошо работает
без давления? кто постоянно выполняет работу высококачественно и в срок? кто не
донимает других своими постоянными советами и руководством? кто работает столь же
хорошо и в отсутствие шефа? кто постоянно стремится совершенствовать свою работу?
кто сглаживает конфликты, способствует сотрудничеству и поддерживает моральное состояние?
Эту вопросную модель используют как базу для подготовки
конкурентоспособной личности и она выполняет функцию определенного материального
заказа.
В нашей отечественной педагогике Н.В. Борисовой тоже сделаны
попытки разработать требования к личным качествам будущего специалиста. Эти требования
распределены на три основные группы: психологические, мыслительные, поведенческие.
Психологические: эмпагия - способность к сопереживанию;
аутенгичность (открытость по отношению к другим людям); терпимость, стрессоустойчивость,
развитость восприятия, развитость интуиции. Мыслительные: аналитичность, быстрота
реакции, наблюдательность, критичность и целостность мышления.
Поведенческие: коммуникабельность, способность идти на
риск, ответственность, способность руководить и подчиняться.
Для подготовки специалиста, способного в дальнейшем конкурировать
на рынке труда, Н.В. Борисовой изучается и первоначальная структура культуры специалиста,
которую она разграничивает на семь основных позиций:
Мышление: способность осуществления мыслительных операций
(стандартных и нестандартных) и умение ими пользоваться.
Эмоционально-волевые проявления - эмоции, волевые акты,
способы их выражения для данной деятельности.
Способы деятельности и поведения - умения, навыки, приемы,
стиль поведения и жизни.
Ценности и ценностные ориентации - принятые, доминирующие
и зарождающиеся по отношению к людям, труду, себе самому.
Знания - факты, закономерности (естественнонаучные и профессиональные),
обеспечивающие принятие оптимальных решений.
Опыт - общечеловеческий, профессиональный, современный,
отечественный, зарубежный.
Традиции, нормы - связанные с историческими способами жизнедеятельности,
нормы семьи.
Все эти позиции, присущие будущему специалисту как индивидууму,
будут играть значительную роль и в его дальнейшей профессиональной работе, и в отношениях
с коллегами и людьми.
Список литературы
Борисова Н.В. Конкурентоспособность будущего специалиста
как показатель качества и гуманистической направленности вузовской подготовки. Набережные
Челны, 1996.
Для подготовки данной работы были использованы материалы
с сайта http://www.omsu.omskreg.ru/