I. Северо-западный экономический район.
1. Состав района: - Санкт-Петербург, Ленинградская, Новгородская и Псковская области; - 200000 км2; - 8 млн. человек.
2. Общие особенности региона: - удобное транспортное положение (Москва, Европа, Восток); - приморское положение; - крупный научный центр (наукоемкость в 3 раза выше средне российской); - большая роль ВПК (более 70 %).
3. Природные ресурсы: - бокситы; - лесные (45 %); - торф; - водные.
Район беден природными ресурсами.
4. Население и трудовые ресурсы: - очень высока плотность населения (41 чел. на 1 км2); - повышенный показатель урбанизации (87 % жителей – городское население); - сильный отрицательный прирост (10 % за 10 лет); - высокий кадровый уровень.
5. Основные отрасли промышленности:
Концентрируются в Санкт-Петербурге и Ленинградской области.
А) Машиностроение (26 % всей продукции района): - судостроение; - электротехническое машиностроение (турбины); - сельскохозяйственное машиностроение (тракторы).
Б) ВПК – оптика, системы наведения.
В) Химический комплекс: - фармация (положительное развитие – 30-40 % прибыли); - производство удобрений.
Г) Лесная отрасль – мебель, бумага).
Д) Товары народного потребления.
Е) Электроэнергетика (работает на привозном сырье, ЛАЭС).
Ж) Транспорт: - ж/д (более 50 % всех перевозок страны); - речной и морской транспорт; - ввоз преобладает над вывозом (отрицательное сальдо);
З) Наличие рекреационного хозяйства – музеи, памятники и пр.
6. Основные проблемы: - ввоз энергоресурсов; - неудачная конверсия; - недостаток металла; - большая экономическая безработица; - высокий криминальный фон.
II. Северный экономический район.
1. Состав района: - Архангельская, Вологодская, Мурманская области, республики Коми и
Карелия; - 1500 тыс. км2; - 6 млн. чел. (самый малочисленный экономический район).
2. Общие особенности региона: - наличие крупного морского хозяйства; - лесная промышленность (42 % всей бумаги производится здесь); - наличие огромных природных ресурсов (уголь, нефть, газ – Тимано-Печорская нефтегазовая провинция); - экстремальные природно-климатические условия.
3. Природные ресурсы: - нефть, газ - угольные ресурсы (Печорский угольный бассейн); - железные руды (Кольский п-ов, «Северсталь»); - сырье для цветной металлургии: бокситы (Средне-Тиманский рудник); медно-никелевая руда (Кольский п-ов); редкоземельные металлы; алмазы (Архангельск); лес (10 % от всех лесных ресурсов России) – низко технологическое производство; водные ресурсы.
4. Население и трудовые ресурсы:
Самый малочисленный район. - плотность населения 4 чел./км2; - высокий уровень урбанизации (76 % городского населения); - резкий отток кадров.
5. Основные отрасли промышленности:
Резкий спад, падение за последний год на 40 %, общее падение более 50 %.
Причины: распад хозяйственных связей.
Отрасли: - лесная – 21 %; - черная металлургия – 20 %; - электроэнергетика – 13 %; - топливная промышленность – 10 %.
Лесная: одна из главных. - производство бумаги; - мебельное производство (слабо конкурентное).
Металлургическая промышленность:
Череповецкий металлургический комбинат (АО «Северсталь») – 2 место в РФ по
удельному весу; - 4.5 млн. т. стали ежегодно; - 1/6 всего российского проката; - объем прибыли 300 млн. $; - конкурентоспособность на внутреннем и внешнем рынке.
Машиностроение: - судостроение для Арктики.
Химическая промышленность: - фосфатные удобрения из отходов металлургии.
Топливно-энергетический комплекс:
Концентрируется в Ненецком автономном округе.
А) угольная промышленность (Печорский угольный бассейн), 1/10 всего
российского угля; глубокое залегание, дорогая добыча.
Б) нефть (Тимано-Печорская провинция) – 3 место по добыче и объемам нефти в
РФ. Идет рост добычи.
В) электроэнергетика (ТЭЦ на своем угле, Кислогубская приливная
электростанция).
АПК: - сельхозугодья занимают 2 % территории района; - животноводство – 80 % (оленеводство); - рыбная промышленность (треска, селедка), 1/5 часть всей российской рыбы.
Транспорт: - ж/д – 70 % грузооборота; вывоз угля, продукции машиностроения; ввоз продуктов пищевой промышленности, ТНП; - газопровод «Сияние Севера»; - Северный морской путь – лес, металлы, продукты питания.
6. Основные проблемы: - северный завоз, его ухудшение; - кризис в угольной промышленности; - слабая социально-культурная инфраструктура.
III. Центральный экономический район.
1. Состав района:
- Москва, Московская область
области: - Брянская; Владимирская; Ивановская; Калужская; Костромская; Орловская;
Смоленская; Тверская; Тульская; Ярославская. - 500 т. км2; - 30 млн. чел
2. Общие особенности региона: - столичное значение; - на пересечении важнейших транспортных путей; - мощная промышленность (1 место по ВВП); - высокая степень освоенности; - высококвалифицированные кадры, наукоемкое производство; большое количество учебных заведений.
3. Природные ресурсы:
Бедные природные ресурсы. - строительные материалы (известняк); - железная руда (Тула); - имеется бурый уголь невысокого качества (Подмосковный буроугольный бассейн); - торф.
Недостаток топливных ресурсов определяет ввоз нефти и газа.
4. Население и трудовые ресурсы: - плотность 62 ч./км2 (Москва – 333 ч./км2); - очень урбанизирована (83 %); - очень высококвалифицированные кадры; - наличие существенной безработицы:
ВПК, легкая промышленность, гуманитарии, наукоемкие производства.
5. Основные отрасли промышленности:
Машиностроение (1 место в РФ): - полный производственный цикл всех подотраслей; - сложное и точное машиностроение (радиотехника, электроника, станкостроение); - автомобилестроение (АЗЛК, ЗИЛ); - ж/д машиностроение (тепловозы – Коломна, пассажирские вагоны – Тверь, вагоны метро – Мытищи); - авиапромышленность (Москва) – сложность сбыта; - с/х машиностроение (трактора, комбайны – сложность сбыта); - станко- и приборостроение.
Химическая промышленность: - удобрения (Воскресенск) – 10 % от российского производства; - нефтеперерабатывающий завод (570 млн. $ - объем реализации); - шинное производство.
Проблемы с энергией и водой.
Легкая промышленность: - 1/3 всей российской промышленности;
негатив: - сокращение сбыта; - конкуренция импорта; - сырьевая проблема.
Полиграфическая промышленность: - самая крупная полиграфическая база.
Энергетика: - крупнейшее производство электроэнергии (Мосэнерго на 1 месте в РФ); - мало своих ресурсов, ввоз газа, электроуглей.
Остальные отрасли: - наличие черной металлургии (Новотульский комбинат); - АПК: зерновые (50 % площадей); прокормить себя не может, т.е. завоз. мощная кондитерская промышленность. - транспортная отрасль (1 место по РФ), 11 линий, огромная интенсивность, самые протяженные дороги в РФ; - главный аэромост РФ: Внуково, Шереметьево, Быково, Домодедово; - продукция бытового-культурного назначения: хрусталь, роспись, фарфор, лаковая миниатюра.
6. Основные проблемы: - ввоз продуктов питания; - ввоз энергоресурсов; - кризис машиностроительного производства; - политические проблемы.
IV. Волго-Вятский экономический район.
1. Состав района: - Нижегородская, Кировская области; - республики:
Мордовия;
Чувашия;
Марий-Эл. - 265 т. км2; - 8,5 млн. чел.
2. Общие особенности региона: - лежит в бассейнах рек Волги и Вятки, т.е. обладает дешевым речным транспортом. Хорошие условия для АПК; - яркая специализация на машиностроение (50 % экономики района).
3. Природные ресурсы:
Не очень богат. - фосфориты (50 % всех российских запасов); - строительные материалы (гипс, цементный песок); - водные ресурсы; - лесные ресурсы (40 % - хвойные лесы).
Осуществляется ввоз газа, металлов, нефти.
4. Население и трудовые ресурсы: - плотность выше среднероссийской в 4 раза (31 ч./км2); - высокий уровень урбанизации (70 %); - резкая убыль населения (смертность в 2 раза превышает рождаемость).
5. Основные отрасли промышленности:
Машиностроение: - автомобильное (Н.Новгород, ГАЗ), объем прибыли 300 млн. $; - судостроение («Красное Сормово», Н.Новгород) – пассажирские теплоходы.
Малый спрос; - электротехническое машиностроение: лампы (Саранск).
Работают на привозном металле.
Химическая промышленность: - шинное производство; - лесохимия; - полимеры, пластмассы.
Лесная промышленность: - Балахнинский ЦБК.
ТЭК: - существенный энергодефицит, ввоз энергии; - ввоз угля, газа, нефти.
АПК: - достаточно сильно развит; - полностью обеспечивает внутренние потребности; - главная отрасль – растениеводство, зерновые культуры; - технические культуры: лен, конопля; - переработка АПК – консервирование.
Сильный износ основных фондов, 2/3 из них еще довоенные.
Транспортное хозяйство: - ж/д – 2/3 всех грузоперевозок; - речной транспорт – 1 место по грузообороту; - трубопроводы (Алметьевск – Н.Новгород (нефть)),
Отрицательное сальдо торгового баланса.
6. Основные проблемы: - дефицит топливно-энергетических ресурсов; - недостаток металла для машиностроения; - технологическая отсталость АПК.
V. Центрально-Черноземный экономический район.
Состав района:
Области: - Белгородская; - Воронежская; - Курская; - Липецкая; - Тамбовская. - 170 т. км2; - 8 млн. чел.
Общие особенности региона: - самая большая железно-рудная база страны (КМА); - АПК хорошо развит – продуктовая база страны.
Природные ресурсы: - железные руды (КМА) на триллионы тонн, длина аномалии – 600 км., очень богатые руды; - медно-никелевые руды (3 место в РФ после Норильского никеля и Кольского п- ова); - почвы (чернозем).
Население и трудовые ресурсы: - 47 ч./км2; - средний уровень урбанизации (61 %); - естественная убыль населения.
Основные отрасли промышленности:
Черная металлургия ( с 17 века) на базе КМА: - крупнейшие ГОКи: Лебединский, Михайловский, Стойлинский. - дешевое сырье.
Машиностроение:
многообразный характер: - сложное и точное машиностроение; - авиационная продукция и радиоэлектроника; - металлоемкое производство (50 % в Воронежской области): горнорудные и сельхозмашины.
Пищевая промышленность: - сахар; - мясо; - плодоконсервирование;
Значительный износ основных фондов до 70 %.
Электроэнергетика: - 80 % энергии от АЭС (Курская, Ново-Воронежская); - нехватка нефти, газа, угля, т.е. завоз.
АПК: - снабжает Центральные и Северные районы, 30 % от объемов по РФ; - свекла; - подсолнечник; - зерно;
Транспорт: - выгодное положение на пересечении ж/д путей; - мощный транспортный комплекс; - большой грузопоток.
Вывоз: зерно, сахар, ж/руда;
Ввоз: уголь, удобрения, нефтепродукты.
Основные проблемы: - спад в АПК; - падение сбыта руды и металлов.
VI. Северо-Кавказский экономический район.
1. Состав района:
Ростовская область;
Краснодарский край;
Ставропольский край;
Республики: - Адыгея; - Дагестан; - Кабардино-Балкария; - Карачаево-Черкессия; - Северная Осетия; - Ингушетия; - Чечня; - 18 млн. чел.
2. Общие особенности региона: - между Каспийским, Черным и Азовским морями; - наличие морского транспорта и курортных зон; - наличие крупного АПК; - нефтехимическая промышленность; - национальная и политическая нестабильность.
3. Природные ресурсы: - высоко плодородные почвы (50 % чернозема); - газ (Дагестан); - нефть глубокого залегания (Чечня); - вольфрам (Карачаево-Черкессия); - цинк (Северная Осетия); - медь (Дагестан); - мало леса (1/200 часть запасов РФ).
4. Население и трудовые ресурсы: - самый многонациональный район; - по численности на 3 месте в России; - 64 % сельского населения; - большая миграция (беженцы, вынужденные переселенцы).
5. Основные отрасли промышленности:
АПК (1/6 часть объемов РФ): - Поставка зерна (Краснодар); - 1/3 всех плодоовощных культур РФ; - почти все виноградники; - единственный поставщик субтропических продуктов.
Сельхозмашиностроение (Ростсельмаш);
Курортные комплексы (Кавминводы);
Угольная промышленность (восточное крыло Донбасса);
Цветная металлургия (вольфрам, молибден – Тырныауз, цинк - Владикавказ).
Транспорт: - ж/д; - автомобильный транспорт; - трубопроводы (Грозный-Туапсе).
6. Основные проблемы: - политическая, этническая нестабильность; - высокая миграция населения, безработица; - Северо-Кавказская железная дорога не справляется с грузопотоком
(двухколейная); - спад с/х производства; - сокращение спроса на агропромышленную продукции (Ростсельмаш не может реализовать свои комбайны); - большой разрыв в уровне развития территорий (отличие степных от горных).
VII. Поволжский экономический район.
1. Состав района:
Республики: - Татарстан; - Калмыкия;
Области: - Саратовская; - Самарская; - Волгоградская; - Ульяновская; - Пензенская. - 530 т. км2; - 17 млн. чел.
2. Общие особенности региона:
Расположен вдоль обоих берегов Волги;
Запасы нефти в Татарстане;
Высоко развито автомобилестроение;
АПК находится в благоприятных условиях, высоко развит (1 место в РФ по
зерну).
3. Природные ресурсы: - нефть (Ромашкинское, Альметьевское месторождения); - газ (Астраханское месторождение); - соль (Баскунчак).
4. Население и трудовые ресурсы: - пестрота национального состава; - квалифицированные рабочие кадры.
5. Основные отрасли промышленности:
Машиностроение (автомобильное): - КАМАЗ; - ВАЗ; - Елабужский автозавод; - Ульяновский АЗ.
Судостроение.
Нефтехимическая промышленность: - Нижнекамский нефтеперерабатывающий комбинат (Татнефть);
Электроэнергетика: - ГЭС (донор Центрального и Уральского районов).
АПК (ведущее место в России): - пшеница; - подсолнечник; - мясо; - молоко; - шерсть; - рыбная промышленность (Астрахань).
Транспорт: - ж/д (много магистралей); - речной транспорт; - газопроводы, нефтепроводы.
Вывоз: газ, нефть, нефтепродукты, автомобили, зерно.
Ввоз: машины, лес, ТНП.
Разделен на зоны: - Приволжье (Ульяновск, Пенза); - Средняя Волга (Татарстан); - Нижнее Поволжье (Астрахань, Волгоград, Саратов, Калмыкия).
6. Основные проблемы: - относительно благополучный, без проблемный район; - спад в машиностроении, в ТЭК.
VIII. Уральский экономический район.
1. Состав района:
Республики: - Башкортостан; - Удмуртия;
Области: - Свердловская; Челябинская; Оренбургская; Пермская; Курганская; - 820 т. км2; - 20 млн. чел. (2 место после Центрального района).
2. Общие особенности региона: - ВПК; - мощный промышленный потенциал (1/3 металлорежущих станков; 35 % чугуна;
1/5 бумаги); - выгодное географическое положение в центральной части России, на пересечении путей на запад и восток; - мощные природные ресурсы (ж/руда, Качканарский ГОК); - старо промышленный район с устоявшимися связями, с большим износом основных фондов (70-75 %).
3. Природные ресурсы: - нефть (Башкортостан, Оренбург, Пермь); - газ (Оренбург); - уголь (Южно-Уральский угольный бассейн, Копейск – истощенные запасы, среднего качества); - ж/руда (2 место после КМА) – нет крупных и удобных к разработке месторождений; - бокситы (СУБР – 80 % всего сырья, убыточная добыча); - медные руды (Красноуральск, Кировград); - никель (Реж, Уфалей); - цинк (Челябинский электролитно-цинковый завод); - золото, драгоценные минералы (упадок золотодобывающей промышленности); - не рудные полезные ископаемые: асбест (90 % по РФ); лес (40 % территории района)
4. Население и трудовые ресурсы:
75 % городского населения;
высокий уровень образования, подготовки кадров;
рост скрытой безработицы.
5. Основные отрасли промышленности:
ТЭК: - недостаточная обеспеченность ресурсами; - нефть, газ; - электроэнергетика – Белоярская АЭС;
Черная металлургия: - свое сырье, плюс ввозимое из Казахстана, Кольского п-ова, КМА; - свое месторождение хромитов и ввозимые из Казахстана; - нет коксующихся углей, целиком ввозятся; - комбинаты: Магнитогорский, НТМК, Челябинский, Орско-Халиловский.
Цветная металлургия:
Медная промышленность: - полный цикл переработки (Ревда, Кировград, УЭМЗ, Кыштым, Карабаш); - алюминиевая промышленность (Богословский АЗ, УАЗ – К-Уральский); - титан – ВСМПО.
Машиностроение: - весь спектр машиностроения, около 150 предприятий (буровое, горное, станкостроительное, производство турбин);
Химическая промышленность: - минеральные удобрения, калий, азот (Пермь); - на отходах металлургии; - производство шин; - смолы, пластмассы.
Лесная промышленность: - бумага; - мебель.
АПК: - зона рискованного земледелия; - на юге района – 60 % зерна, картофель. Все для собственных нужд.
Транспорт: - ж/д; - трубопроводы (из Западной Сибири в Европейскую часть) – нефть и газ.
6. Основные проблемы: - ввоз топливных и энергетических ресурсов; - спад в машиностроении и ВПК; - экологические проблемы; - износ основных фондов.
IX. Западно-Сибирский экономический регион.
1. Состав района:
Республика Алтай;
Области: - Тюменская (Ханты-Мансийский, Ненецкий округа); - Кемеровская: - Новосибирская; - Томская; - Омская. - 2,5 млн. км2; - 15 млн. чел.
2. Общие особенности региона:
Сильно развита топливно-энергетическая база (уголь Кузбасса, нефть Тюмени).
3. Природные ресурсы: - наличие нефти, газа площадь (нефтяной провинции – 1,7 млн. км2); - среднее Приобъе – Нижневартовск (1/20 всей нефти Сибири); - Приполярный район – Уренгой; - Заполярье – Ямбург; - п-ов Ямал; - район дает ѕ нефти и 9/10 газа от всей добычи по РФ.
Уголь: Кузбасс (600 млрд. тонн – высококачественный, пласты мощные,
близко к поверхности);
Руды: - ж/руда (Западно-Сибирский железно-рудный бассейн) – Новокузнецкий и
Западно-Сибирский комбинаты; - марганец (Кемерово); - ртуть; - лес (12 % от всей РФ, 75 млн. га).
4. Население и трудовые ресурсы:
15 млн. чел. - 72 % городского населения; - национальный состав: 9/10 русские; ханты, манси, др.
5. Основные отрасли промышленности:
Нефтегазовый комплекс: - нефтедобыча (Сургут, Нижневартовск, Нефтеюганск); - газ (Надым, Уренгой, Новоуренгой, Ямбург); - нефтепроводы (Сургут-Курган-Самара; Нижневартовск-Красноярск); - газопроводы (Игрим-Серов-Екатеринбург; Уренгой-Челябинск; Медвежье-Казань-
Н.Новгород-Москва; Уренгой-Минск-Западная граница).
Угольно-металлургический комплекс: - Кузбасс – высококачественные коксующиеся угли; - Кузнецкий и Западно-Сибирский металлургические комбинаты, полный цикл переработки.
Машиностроение: - нефтегазовое и угольно-добывающее; - энергетическое (турбины, котлы);
Лес: - на базе огромных запасов; - вдоль ж/д магистрали; - большое производство фанеры.
АПК: - собственные потребности удовлетворяются частично картофелем, овощами, зерновыми; - полный ввоз теплолюбивых растений.
Подрайоны: - Кузнецко-Алтайский район (Кемерово, Новосибирск, Алтай); - Западно-Сибирский район (Тюмень, Омск, Томск).
6. Основные проблемы: - не адекватность специализации машиностроения нуждам региона; - не достаточное обеспечение продовольствием, ТНП, низкий уровень АПК; - есть проблемы во взаимоотношениях с автономными округами.
X. Восточно-Сибирский район.
1. Состав района:
Республики: Тува; Хакасия; Бурятия.
Области: Иркутская; Читинская; Красноярский край. - 4,1 млн. км2; - 9 млн. чел.
2. Общие особенности региона: - огромная территория (тундра, вечная мерзлота); - много природных ресурсов, но слабо освоенных.
3. Природные ресурсы:
Уголь: 3,7 трлн. т. (1/2 всей России); - Канско-Ачинский бассейн (вдоль Транссиба) открытый способ; - Минусинский бассейн (вверх по Енисею) шахты; - Иркутское месторождение; - Тунгусский бассейн (между Леной и Енисеем) – очень слабо освоен.
Нефть: Иркутская область, Эвенкия – добыча не ведется;
Энергетические ресурсы: мощные ГЭС (Енисей, Ангара и др.);
Ж/руда: богатые магнетиты (по Ангаре);
Руды цветных металлов: свинцово-цинковые (Красноярский край); медные руды;
никель (Норильска); бокситы; молибден и олово; золото.
Лес (1 место в РФ): Ѕ объема заготовок леса по РФ, 50 % территории района,
93,6 % леса – хвойные;
Водные ресурсы – озеро Байкал, Енисей, Ангара и пр.
4. Население и трудовые ресурсы: - 9 млн. чел.; - плотность – 2 ч./км2; - 72 % городского населения; - высокий уровень безработицы; - многонациональный состав.
5. Основные отрасли промышленности:
Специализация – заготовка сырья, первичная обработка.
ТЭК: - уголь (Канско-Ачинский бассейн);
Электроэнергетика: - крупнейшая ГРЭС; - крупнейшие ГЭС: Саяно-Шушенская, Красноярская, Братская, Усть-Илимская.
Характерно: большая часть энергии вывозится; основа для работы алюминиевых предприятий в этом районе.
Горно-металлургический комплекс: - медь и никель (Норильский никель – 1 место в мире по никелю, 2 место в РФ
– по черновой меди); - алюминий – самая большая алюминиевая база страны (Красноярский АЗ,
Братский АЗ, Саянский АЗ, Шелеховский АЗ).
Особенности: дешевая электроэнергия, заводы-сверхгиганты, частично используется свое сырье. Ачинский глиноземный завод.
Лесная промышленность: - много сырья; низкая себестоимость (на 20 % ниже, чем по РФ); расположение вдоль Транссиба (близко к транспорту, но и много не освоенных территорий).
Машиностроение: - машиностроительные и ремонтные заводы; - производство грузовых вагонов (Абакан);
Химическая промышленность: - на запасах леса - бумага (Братский ЦБК); - синтетический каучук; производство шин; азотные удобрения.
АПК: - большие площади под пашнями, низкие урожаи; - пшеница, рожь, ячмень.
Транспорт: - ж/д (Дальний Восток и Центральная Россия) – Транссиб; - речной транспорт, выход к Севморпути по Енисею; - автомобильный (слабо развит).
Вывоз: лес, руда.
Ввоз: машины, продовольствие, ТНП
6. Основные проблемы: - не достаточно развита инфраструктура социального, бытового обеспечения, дорожного хозяйства; - отставание машиностроения и несоответствие внутренним потребностям региона; - низкая технологичность лесной промышленности; - завоз продовольствия; - институциональные проблемы в алюминиевой отрасли (передел собственности); - задолженности по оплате региону за электроэнергию (является энергетическим донором); - толлинг.
XI. Дальне-Восточный экономический район.
1. Состав района:
Республика Саха (Якутия);
Приморский край;
Хабаровский край (с Еврейской АО);
Области: - Амурская; - Камчатская (с Корякским АО); - Магаданская (с Чукотским АО); - Сахалинская - 6,2 млн. км2; - 7,5 млн. чел.
2. Общие особенности региона: - удаленность района от центра; - огромная слабо освоенная территория; - отраслевая специализация цветной металлургии; - добыча алмазов; - рыбная промышленность.
3. Природные ресурсы: - ж/руда – Саха; - золото (Колыма, Амур – руда и россыпи); - алмазы (Саха); - уголь; - нефть, газ – добываются не в полной мере, много ввозят.
4. Население и трудовые ресурсы: - 7,5 млн. чел. - плотность 1,2 ч./км2 (в Саха – 0,2-0,8 ч./км2); - разнообразный национальный состав с преимуществом русского населения.
5. Основные отрасли промышленности:
Цветная металлургия (ведущая): - олово (Депутатское); - свой ГОК; - свинцово-цинковые руды (Приморье); - вольфрам.
Алмазодобыча («Алмазы России»);
Рыбная промышленность (1 место в РФ);
Лесная и деревообрабатывающая промышленность (Хабаровск, Приморье, Амурская
область);
Машиностроение: - судоремонтные заводы, для собственных нужд; - энергетическое.
АПК (преимущественное развитие на юге): - зерно, яровые пшеницы, озимая рожь, овес; - пушное звероводство.
Транспорт: - ж/д (80 %) – БАМ, Транссиб; - речной (р. Лена – связь между Северным ледовитым океаном и БАМ); - автомобильный – плохо развит; - авиатранспорт – огромное значение из-за удаленности района от большой земли.
Ввоз: отрицательное сальдо – ТНП, продукцию машиностроения, продовольствие,
энергетические ресурсы;
Вывоз: лес, цветные металлы.
6. Основные проблемы: - напряженность топливно-энергетического баланса; - неразвитость собственных запасов сырья; - территориальная удаленность, разрыв хозяйственных связей; - высокие транспортные тарифы; - энергодефицит; - недостаточно развито машиностроение; - диверсификация развития территорий.