Ислам в ЧечнеПроникновение ислама в 13-15 вв. в чеченские племенаи общины сплотило народ по принципу братьев-мусульман . В качестве официальной религии ислам впервые былпринят в царстве Симсим на юго-востоке Чечни в эпоху Золотой Орды.Это исламское государственное образование на территории нынешнихНожайюртовского и Гудермесского районов имело союзнические отношениях сединоверной Ордой, в то время как жители юго-западных обществ мялхи,мелхистинцы, лам-акки оставались преимущественно
христианами и в правовомотношении придерживались адата - кодекса родовых законов. Ислам принимали жители неподвластной Орде вольницыНашах по мере того, как они переселялись на равнинные земли. К моменту падения Золотой Орды ислам в предгорьях Кавказа уже укрепился довольно прочно.Его постулаты шариат оказались для местного населения даже болеепривлекательными, чем законы общиного права - адата. Тем более, что ряд принципиальных положений адата и шариата совпадали.
О том, что большинствочеченцев еще в 15-16 веках были мусульманами, свидетельствуют захоронения того времени. К 1405 - 1406 годам относится сооружениепервого из дошедших до нас религиозного мусульманского памятника -мавзолея Борга-Каш у селения Плиево Назрановский район . Он был возведен вчесть некоего Бек-Султана, сына Худайнадо.Интенсивному проникновению ислама способствовалиэкономические, культурные и политические связи чеченцев
и ингушей с населениемКабарды, Кумыкии, Крымского ханства с Османской Турцией и шахской Персией. В16-17 веках вайнахи вступили в более тесные экономические, культурные, политические связи с другими северокавказскиминародами, исповедовавшими ислам. В преданиях сохранились имена первыхпроповедников ислама в чеченском обществе Термола, Бата, Берса. Рассказывают,что воспринимали их проповеди не однозначно.
В горные общины ислам проникалдолго и неравномерно. На первых порах новая религия впитывала в себядревние чеченские традиции, стараясь приспособиться к ним. Часто вокругстаринного фамильного склепа появлялись стеллы-чурты над мусульманскимимогилами родственников, отступивших от дедовских норм похоронного ритуала, но непорвавших с сородичами-язычниками. И все же в вайнахских захороненияхпериода распространения мусульманства языческие традициипреобладают.
Их можно проследить в орнаментации надмогильных стелл.Среди чисто мусульманских надгробий на кладбищах часто встречаются стеллы, накоторых изображены вещи, находящиеся по языческому ритуалу в могилеумершего национальная одежда, украшения, пояса, обувь, газыри, кинжалы, сабли,пистолеты. На некоторых стеллах изображены фигуры людей, животных и птиц.Глубокой древностью веет от стелл, скульптурно повторяющихочертания человеческой фигуры.
Истоки такого оформления надмогильниковуходят вглубь веков. Интересным памятником 16-17 вв. является мусульманскаяжилая башня в обществе Макажой на границе с Дагестаном . В этом сооруженииугадывается традиционная башенная архитектура вайнахов, переосмысленная сучетом потребностей новой религии. Та же тенденция просматриваетсяв мечети у селения
Эткала, что неподалеку от Итум-Кале в Аргунскомущелье. Здание величественно и фундаментально, выдержано в традицияхисламской архитектуры. Но минарет построен в виде миниатюрной изящной типичновайнахской боевой башни с пирамидально-ступенчатым перекрытием и узенькимиокнами-бойницами. В течение 16-19 вв. постепенно то сотрудничая, топротивопоставляя себя древним традиционным верованиям и христианству - ислам стал господствующей и единственной религией
у вайнахов. Окончательное утверждение ислама в Чечнесвязано с усилением национально-освободительного движения. Первымкрупным лидером национально-освободительной войны, поднявшим знамя газавата -религиозной войны против неверных, т.е. немусульман - был пастух Ушурмаиз аула Алды на месте которого, позже была возведена крепость Грозный.Ушурма известен в истории под именем шейха
Мансура Победителя .Религиозно-политическая программа Мансура была поддержана духовенством не только Чечни, но и Дагестана и Азербайджана. Речь шла обобъединении северокавказских народов под знаменем ислама в единое государство.Нестабильность в 80-х годах 18 века на Северном Кавказесвязана с именем шейха Мансура. Волна народных выступлений спала в1791 году, после ареста
мятежного шейха.В 1834 году Шамиль реализовал идею шейха Мансура был создан имамат - исламское светско-религиозноегосударство, просуществовавшее 27 лет. Под знаменем религиозной войны снемусульманами газавата Шамиль объединил горцев Северного Кавказа на борьбупротив колонизаторской политики царизма. Ислам в период имамата Шамиля,соединяя светскую и религиозную сферу, был синтезом религии, политики
иправа. С середины 19 века в Чечне началраспространяться ислам суфийского толка. Две этимологии понятия суфий даютпредставление о характере вероучения от греческого sophos мудрец отарабского суфи - носящий грубые шерстяные одежды, аскет. Для суфизмахарактерны сочетание идеалистической метафизики с аскетической практикой,веротерпимость. Учение суфиев среди вайнахов распространял великийпоборник идеи непротивления злу насилием, шейх Кунта-Хаджи Кишиев.
Егодеятельность преследовалась имамом Шамилем прежде всего в связи свыступлениями Кунта-Хаджи против войны.
! |
Как писать рефераты Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов. |
! | План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом. |
! | Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач. |
! | Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты. |
! | Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ. |
→ | Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре. |