Реферат по предмету "Разное"


«Здоровая школа»

МИНИСТЕРСТВО ОБЩЕГО И ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ОТДЕЛ ОБРАЗОВАНИЯ БЕЛОКАЛИТВИНСКОГО РАЙОНАМОУ БОГУРАЕВСКАЯ СОШУтверждено:Директор МОУ Богураевской СОШ________ Кащеева И.А.ПРОГРАММАПРОФИЛАКТИКИЗЛОУПОТРЕБЛЕНИЯПСИХОАКТИВНЫМИВЕЩЕСТВАМИ«Здоровая школа»Автор-разработчик:заместитель директора по воспитательной работеХлудеева О.С.2009 г^ 1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКАВ конце хх века злоупотребление алкоголем, наркотиками и другими пси­хоактивными веществами приняло характер эпидемии. По данным Всемирной организации здравоохранения, суммарное количество больных с заболеваниями, вызванными приемом различных психоактивных веществ, за исключением ку­рильщиков табака, составляет более 500 млн. человек. В последнее десятилетие для России употребление несовершеннолетними и молодежью алкоголя, наркотических и других психоактивных веществ пре­вратилось в проблему, представляющую серьезную угрозу здоровью населения, экономике страны, социальной сфере и правопорядку. Сегодня проблема нар­комании затрагивает около 30 млн.чел., т.е. практически каждого пятого жителя страны. Постоянное ухудшение здоровья, распространение вредных привычек, таких как курение, потребление алкогольных напитков и наркотиков достигло критического уровня. Известно, что каждый наркоман за год способен вовлечь от 4 до 17 человек. При таких темпах через 5 лет в стране более чем 1/4 населения попробует наркотики. Происходит неуклонное «омоложение» наркомании. Возраст приобщения к наркотикам снижается до 8-10 лет. Отмечены и случаи употребления нар­котиков детьми 6-7 лет. Подростки злоупотребляют наркотиками в 7,5 раза, а ненаркотическими психоактивными веществами - в 11,4 раза чаще, чем взрослые. К подростковому возрасту свыше 10% школьников уже знакомы с дейст­вием наркотиков, и этот процент растет. К окончанию школы 19,5% мальчи­ков и 13% девочек пробовали наркотики, а регулярно "сидят на игле" 9% мальчи­ков и 5% девочек. Кроме роста числа лиц, злоупотребляющих наркотическими веществами и больных наркоманией, отмечается увеличение объема негативных медико­социальных последствий наркомании. Это возросшая в 7-11 раз смертность, увеличение в десятки раз числа суицидных попыток, а также сопутствую­щих наркомании болезней: в первую очередь СПИДа, инфекционных гепатитов, венерических болезней, туберкулеза и других заболеваний. За последние 10 лет число смертей от наркотиков среди детей увеличилось в 42 раза, причем в 65% случаев причиной смерти является передозировка. С учетом актуальности данной проблемы приказом Министерства обра­зованияРФ от 23.03.99 М 718 вопросы организации работы по предупрежде­нию злоупотребления психоактивными веществами в образовательной среде признаны приоритетными в деятельности органов управления образованием субъектов Российской Федерации. Приказом от 17.12.99 М 1226 утвержден план основных мероприятий Минобразования России по выполнению федераль­ной целевой программы «Комплексные меры противодействия злоупотребле­нию наркотиками и их незаконному обороту на 1999-2001 годы». Работа по первичной профилактике и максимально раннему выявлению наркомании и токсикомании среди учащихся школ будет эффективна, если в ней будут принимать посильное участие те, кто непосредственно отвечает за их воспитание и нравственное развитие: родители, педагоги, классные руководители, воспитатели, практические психологи, врачи, сотрудники органов внутренних дел. Конечно, семья остается главным «щитом». преграждающим дорогу этому злу, но, к сожалению, не всегда может с успехом решить эту проблему. Поэтому нередко единственной и реальной преградой на пути молодого чело­века к зависимости от психоактивных веществ остается учитель. Именно он знает о насущных проблемах ребенка, именно в школе существует реальная возможность осуществления целенаправленного и систематического приви­тия навыков здорового образа жизни в процессе обучения и контроля за их ус­воением; влияния на уровень притязаний и самооценку учащихся; свободный доступ к семье подростка для анализа и контроля ситуации; возможность привлечения специалистов по профилактике. Однако, по данным социологических исследований, лишь немногие препо­даватели представляют себе истинное положение вещей. Около половины учителей верят, что регулярных потребителей наркотиков среди их учеников нет, а значит, нет повода для беспокойства. Многие учителя испытывают трудности в планировании и организации профилактической работы. Профилактика потребления наркотиков среди подростков - достаточно непростой в психологическом, правовом и организа­ционном отношении процесс. Вся профилактическая работа с детьми должна быть тщательно продуманной, осторожной, максимально тактичной. Анти­наркотическая профилактическая работа в подростковой среде требует от педагога ответственного, вдумчивого и профессионального подхода, Наличия определенных познаний и их постоянного расширения, чему в определенной степени и призвана помочь данная программа. ^ 2. Теоретические основы педагогической профилактики. Согласно Концепции профилактики злоупотребления психоактивными веществами в образовательной среде, активные профилактические мероприятия должны опираться прежде всего на методологию формирования у детей и мо­лодежи представлений об общечеловеческих ценностях, ЗДОРОВОМ образе жиз­ни, препятствующих вовлечению в наркогенную Ситуацию и формирование у детей и молодежи умений и навыков активной психологической защиты от во­влечения в наркотизацию и антисоциальную деятельность. Как гласит русская народная мудрость, «Учись доброму, так худое и на ум не пойдет». Целями первичной профилактической деятельности в школе является: Изменение ценностного отношения детей и молодежи к наркотикам и формирование личной ответственности за свое поведение, обусловливающие снижение спроса на психоактивные вещества в детско-молодежной популяции; Сдерживание вовлечения детей и молодежи в прием наркотических средств за счет пропаганды здорового образа жизни, формирования антинарко­тических установок и профилактической работы, осуществляемой сотрудниками образовательных учреждений. Таким образом, стратегическим приоритетом первичной профилактики следует рассматривать создание системы позитивной профилактики, которая ориентируется не на патологию, не на проблему и ее последствия, а на защи­щающий от возникновения проблем потенциал здоровья - освоение и раскрытие ресурсов психики и личности, поддержку молодого человека и помощь ему в самореализации собственного жизненного предназначения. Очевидная цель первичной профилактики состоит в воспитании психически здорового, личностно развитого человека, способного самостоятельно справляться с соб­ственными психологическими затруднениями и жизненными проблемами, не нуждающегося в приеме психоактивных веществ. Стратегия первичной профилактики предусматривает активность профилактических мероприятий, направленных на: Формирование личностных ресурсов, обеспечивающих развитие у де­тей и молодежи социально-нормативного жизненного стиля с доминированием ценностей здорового образа жизни, действенной установки на отказ от приема психоактивных веществ; Формирование ресурсов семьи, помогающих воспитанию у детей и подростков законопослушного, успешного и ответственного поведения, а также ресурсов семьи, обеспечивающих поддержку ребенку, начавшему употреблять наркотики, сдерживающих его разрыв с семьей и помогающих ему на стадии социально-медицинской реабилитации при прекращении приема наркотиков; Внедрение в образовательной среде инновационных педагогических и психологических технологий, обеспечивающих развитие ценностей здорового образа жизни и мотивов отказа от «пробы» и приема наркотиков, а также технологий раннего обнаружения случаев употребления наркотиков учащимися; Развитие социально-поддерживающей инфраструктуры.При организации педагогической профилактики должны быть учтены следующие методические принципы: комплексный характер педагогической профилактики, т.е. вопросы предупреждения использования психоактивных веществ должны рассматри­ваться в качестве звеньев единой системы воспитательного процесса; актуальность - содержание педагогической профилактики должно отражать наиболее актуальные для данного возраста проблемы, связанные с различными аспектами наркотизма; содержание мероприятий профилактиче­ской Программы определяется в соответствии с тем, как в разных возрастных группах происходят накопление знаний о наркотиках и алкоголе и формирова­ние отношения к ним; опережающий характер - целевая подготовка детей должна осуществляться заблаговременно, т.е. до наступления того возрастного этапа, когда приобщение к тому или иному виду одурманивания для ребенка становится ре­альным; приоритетным в ее структуре является направление, связанное с пре­дотвращением первичного обращения ребенка к одурманиванию; конструктивно-позитивный характер, предполагающий не только запрещение тех или иных поведенческих форм, связанных с одурманиванием, но и, главным образом, развитие индивидуальных механизмов, обеспечи­вающих ребенку успешную социальную адаптацию - важно не только сформи­ровать у ребенка представление о недопустимости одурманивания, но и пока­зать ему, как без помощи одурманивающих веществ можно сделать свою жизнь интересной и счастливой; при организации педагогической профилактики должен соблюдаться принцип запретной информации - полностью исключается использование све­дений, способных провоцировать интерес детей к наркотизации, облегчающих возможность приобщения к одурманивающим веществам (информация о спе­цифических свойствах различных одурманивающих веществ, способах их при­менения). Общая логика построения целевой программы требует, прежде всего, формирования в педагогическом коллективе ценностно-смыслового единства по отношению к проблеме наркотиков. Результатом этой работы и должно стать приня­тие целевой программы, выделение специальных групп, актив­но действующих в ее рамках, координирующих ее и оцениваю­щих ее эффективность. ЦЕЛЬ ПРОГРАММЫ - создание в школьной среде усло­вий, препятствующих распространению наркотиков, становле­ние активно отрицающей позиции по отношению к наркотикам у большинства учащихся. Помимо блока целеполагания и организации в программу вошли следующие группы структурных компонентов: действия, направленные на школьную среду в целом; действия, направленные на детей группы риска; действия, направленные на помощь детям, замеченным в употреблении наркотиков. ^ 3. ФОРМУЛА ПРОГРАММЫможет быть представлена следую­щими понятиями: Образование и информация= Тренинги активного отрицанияЧувствительность к сигналам опасностиУбежденность в доступности помощиЦелевая работа с группой рискаАдресная помощь попавшим в беду^ 1. ОБРАЗОВАНИЕ И ИНФОРМАЦИЯ Распространение информации о причинах, формах и послед­ствиях злоупотребления наркотическими средствами. Форми­рование у учащихся негативного отношения к возможности употребления наркотиков. Развитие навыков критического анали­за и оценки информации, получаемой о наркотиках. Тренинг общения. Тренинг умения «Сказать наркотику нет». Изучение основ профилактики наркомании в молодежной среде; первичная помощь человеку, оказавшемуся жертвой наркотиков. Кто проводит работу: специально приглашенные специалисты, сотрудники служб психолого-педагогического медико­-социального (ППМС) сопровождения, классные руководители, наиболее подготовленные учителя-предметники. На кого направлена деятельность: на учащихся всех возрастов, родителей, коллег-педагогов. Программа для взрос­лых обязательно должна быть дополнена анализом факторов риска распространения наркомании и изучением путей помощи подростку, поддавшемуся влиянию наркотиков.Формы: урочные и внеурочные беседы, анализ специальной литературы, встречи за круглым столом», диспуты, тренинги. ^ 2. ОБЩЕЕ ПРИЗНАНИЕ ПРАВИЛ И НОРМ НЕПРИЯТИЯ НАРКОТИКОВ Очень важно, чтобы дети поняли и приняли школьную политику в отношении наркотиков. Необходимо ясно и четко договориться, что в школе обязательно будет пресекаться распространение идеи о возможности и допустимости наркоти­ков, их легализации и облегчения доступа к ним. Важно, чтобы координацию про граммы борьбы с наркотиками вели педагоги, обладающие авторитетом и в детской и во взрослой среде. Дети гораздо охотнее будут помогать педагогу, которому они доверяют, пристрастия и увлечения которого разделяют, образу жизни которого готовы следовать^ 3. ЧУВСТВИТЕЛЬНОСТЬ К СИГНАЛАМ ОПАСНОСТИ В школе должна быть разработана специальная система повышения чувствительности к опасности распространения наркотиков. Родителей и педагогов целесообразно ознакомить с основами диагностики употребления детьми наркотиков. Обя­зательно нужно довести до всех заинтересованных лиц, к кому конкретно можно обратиться в случае, если возникнет предпо­ложение о наличии опасности. По сути, речь идет о создании в школе специальной «группы доверия», члены которой обла­дают достаточными знаниями и облечены полномочиями действовать в соответствии с создавшейся ситуацией. Лучше всего, если в роли такой группы выступает школь­ный ППМС-центр. Если такового в школе нет, то его роль может исполнять инициативная группа педагогов, принявшая на себя ответственность за реализацию программы. Для успеха программы очень важно, чтобы и сами дети приняли участие в такой работе, преодолев извечную убеж­денность, что «доносить на товарища нельзя». На этапе «общественного договора» необходимо попытаться объяснить учащимся, что «табу недоносительства» в данном случае не действует, поскольку сокрытие такой важной информации может нанести непоправимый вред здоровью их товарища. Очевидно, что в этом случае дети должны полностью доверять тем взрослым, с которыми они намерены поделиться информацией. Важное примечание: никакое наказание за «отсутствие информации не может быть признано целесообразным, по­скольку гарантированно разрушает доверие к взрослым (как, впрочем, и любые другие репрессивные меры массового характера). Страх может быть ограничителем поведения только в очень малых интервалах времени. ^ 4. ТРЕНИНГИ АКТИВНОГО ОТРИЦАНИЯ В последнее время появилось множество описаний тренингов: «Навыки жизни», «Основы коммуникации», «Нар­конон» , «Программа моей независимости» и т. д. Все они направлены на формирование личностной устойчивости к нега­тивным влияниям. Общая логика их построения связана с повышением личностного самоуважения, поиском средств самореализации и межличностного общения, умением критически оценивать информацию и действовать в соответствии со своими убеждениями. Методы реализации прoгpaммы могут быть различны. Наиболее целесообразны деловые игры, анализ проблемных ситуаций, проигрывание ролей, создание сообществ противодействия наркотикам. При этом важно помнить: наркотики всегда заполняют вакуум занятости. Школа, в которой не думают о свободном времени и свободном самоопределении ребенка, - это школа, толкающая его на путь наркозависимости. ^ 5. УБЕЖДЕННОСТЬ В ДОСТУПНОСТИ ПОМОЩИ Одним из самых страшных заблуждений может стать уверенность, что беда наркомании непреодолима. Важно, чтобы были специалисты, которые обладают всей полнотой информации о соответствующих наркологических службах и центрах помощи наркоманам. Дети, педагоги и родители должны знать и верить, что своевременная диагностика про­блемы поможет ее разрешению, что даже на стадии развитой болезни еще не все потеряно. В этом отношении очень полез­ными могут оказаться беседы с теми, кто смог избавиться от наркотической зависимости сам или помог справиться с недугом своим близким. При этом школьным специалистам не стоит переоценивать свои силы и браться за решение проблемы в тех случаях, когда они профессионально некомпетентны. ^ 6. ЦЕЛЕВАЯ РАБОТА С «ГРУППОЙ РИСКА» Когда говорим о «группе риска, то прежде всего имеем в виду риск для ребенка оказаться жертвой наркотиков. Содержание работы с этой группой состоит в ее выявлении и создании индивидуальной программы помощи в преодолении проблем, ведущих к появлению склонности к наркотикам. Коррекционная работа с детьми группы направлена на коррекцию к ниве­лирование личностных деструктивных качеств, способных обусловливать приобщение к одурманивающим веществам. Она предполагает помощь несо­вершеннолетним, испытывающим трудности социальной адаптации - разви­тие у них коммуникативных навыков, приемов противостояния негативному социальному давлению, внутриличностных регуляционных механизмов, а также организацию условий для их успешной адаптации в детском коллективе. Это направление реализуется за счет работы школьной социопсихологической службы «Группа риска» (угрожаемая в плане возможного наркогенного заражения) или «группа риска наркотизации» включает следующие категории учащихся: имеющие вредные привычки; состоящие на учете в наркодиспансере; состоящие на учете в КДН; имеющие приводы в милицию; проживающие в асоциальных семьях; часто пропускающие занятия; неуспевающие по многим предметам. Если педагог примет решение, что он способен и хочет работать с детьми «группы риска», то ему полезно помнить несколько правил: Знайте, в этой работе ваша роль меняется. На таких встречах ваша задача не в том, чтобы дать знания, а в том, чтобы занять значимое место в мире под­ростка. Одно из необходимых условий для этого состоит в том, что подрос­ток тоже занимает значимое место в вашем мире. Учитель - не Бог и не всезнайка. Он может чего-то не знать, не уметь, оши­баться. Это возможно, особенно, если в группе, с которой вы работаете, у подростков уже есть опыт употребления наркотиков. Признавайте свои ошибки, прислушивайтесь к мнениям участников. Стремитесь к получению обратной связи от подростков. Спрашивайте, что им понравилось, что не понравилось, что было интересно, что бы они хотели обсудить в следующий раз. Не бойтесь поддерживать или, наоборот, не поддерживать учащихся. Самое главное - не поддавайтесь соблазну поиграть в их игры. Например, проверяя искренность вашего положительного отношения, Подросток может при­знаться, что пробовал наркотик, но просит вас не сообщать об этом родителям. Соглашаясь с ним, вы сразу становитесь «своим в доску» и теряете все возможности позитивного влияния на подростка. Отказавшись от вступления в коалицию, вы, тем не менее, можете, сохранить доверительные отношения, если объяснение отказа будет аргументированным и основанным на вашей личной позиции. Определив правила работы на своих занятиях, помните, что вы должны придерживаться их так же, как и рядовой участник. Будучи в положении «на равных», вы помогаете подростку увидеть модель эффективного общения с взрослым, а это одна их ваших задач. ^ 7. АДРЕСНАЯ ПОМОЩЬ ПОПАВШИМ ВБЕДУ Очевидно, рано или поздно педагогам придется столкнуться и с более тяжелыми проблемами: с самим заболеванием, со случаями распространения наркотиков, с социально опасными группировками. Еще раз подчеркнем: это сфера действия про­фессионально компетентных лиц. В каждом городе, в каждом районе имеются государственные и общественные структуры, ответственные за осуществление такой работы. Информацию о них можно получить в соответствующих министерствах и комитетах образования, здравоохранения, внутренних дел, по делам молодежи. Педагогическая позиция может быть связана с помощью в обращении. Если сам наркоман не в состоянии осуществить необходимые шаги, то за него это могут и должны сделать родители, в крайнем случае - педагоги или друзья. ^ 4. Обзор основных профилактических подходов. Подход Цель Методы Подход распространенияинформации увеличение знаний о ПАВ и последствиях их при­менения; содействие формированию антинарко­тической позиции методические инструкции, дискуссии, аудио/ви­део презентации, показ ПАВ, плакаты, брошюры, программы школьных собраний с приглашенны­ми специалистами Подход аффективного обучения Повышение самооценки, формирование способности принимать ответственные решения, совершенствование в межличностном общении; в основном включают мало информации о наркотиках или вообще не содержат такой информации методические инструкции, дискуссии, экспериментирование, разрешение проблем в группах Подход предоставления альтернатив повышение самооценки и уверенности в себе; предоставление различных альтернатив употреблению ПАВ; снижение скуки и чувства отчужденности организация молодежных центров, досуговой деятельности; участие в общественной дея­тельности, тренинг профессионального ориентирования Подход, основанный на обучении навыкам противостояния социального давления улучшение осведомленности о социальном влия­нии на приобщение к курению, употреблению ал­коголя и наркотиков; развитее навыков противостояния наркогенному давлению; расширение знаний о негативных последствиях употребления ПАВ; формирование антинаркотических норм дискуссии в классе; тренинг навыков проти­востояния социальному давлению; репетиция поведения; практика за пределами класса, ор­ганизуемая с помощью «поведенческого» домашнего задания; привлечение лидеров. Подход, основанный на развитии личностных и социальных навыков развитие навыков принятия решений, изменения индивидуального поведения, сниже­ния тревожности, коммуникативных и социальных навыков; формирование универсальных навыков для противостояния наркогенному влиянию дискуссии в классе; тренинг когнитивно- поведенческих навыков (инструкция, демонстрация, практика, обратная связь, подкрепление). ^ 5. Содержание профилактической деятельности учителя:основные направления и формы работы.Традиционно педагогическая профилактика сводилась к воспитанию, по­нимаемому в узком, специальном значении как процессу "педагогического воз­действия", предъявления ребенку определенных нормативов и образцов пове­дения. Между тем реальная устойчивость к наркогенному давлению среды мо­жет быть сформирована лишь в том случае, если у ребенка развиты общие ме­ханизмы эффективной социальной адаптации, альтернативные наркотизации (ребенок может реализовывать свои социальные потребности, не прибегая к наркотизации). Все это возможно лишь при включении ребенка во взаимодействие с широким кругом лиц и явлений, в процессе его обшей социализации. Многие факторы риска в развитии наркогенного заражения несовершеннолетних носят внутриличностный характер. Внешние обстоятельства выступают как "запускающий" их механизм. Воспитание у ребенка готовности избежать приобщения к одурманиванию невозможно без осознания им личностной ценности здоровья, важности и не­обходимости соблюдения законов здорового образа жизни, овладения приема­ми и навыками сохранения и укрепления своего организма. Для этого, в свою очередь, у детей должно быть сформировано представление о том, ради чего следует прилагать усилия, направленные на поддержание в порядке собственного организма. Осознание необходимости осмысленного существования человека способствует формированию у воспитанника пози­тивной оценки форм самосозидающей деятельности, пробуждения желания са­мосовершенствования, направленности на возможно полную самореализацию. Освоение приемов эффективного построения социальных связей обеспечивает ребенку возможность находить способы реализации своих потребностей без обращения к одурманивающим веществам. Современное «антинаркотическое» обучение происходит строго с учетом вышеуказанных этапов и факторов формирования аддиктивного поведения. Основано оно на создании установок, которые дети вырабатывают сами в про­цессе обучения. одним из главных требованием выступает макси­мальное исключение возможности обратного эффекта - «повышенного интереса», т. е. сообщаемая детям информация не должна вызывать «поисковой активности» ребенка, желания на собственном опыте проверить достоверность приводимых фактов. Кроме того, отрицательная информация о воздействии тех или иных наркотических веществ, лекарственных препаратов не должна затрагивать возможности смертельного исхода, так как в случае возникновения мыс­лей о самоубийстве она может провоцировать ребенка на реальное действие. Логика построения профилактических программ основана на формировании у ребенка прежде всего: навыков самосохранения (нечаянно не выпить неизвестное лекарство, не быть пассивным курильщиком, избежать опасности соприкосновения с наркоманом, алкоголиком); эмоционального неприятия «наркотических» форм поведения в качестве положительной ролевой модели (наркотизм в любой форме это болезнь, больных жалко, а походить на «жалких» не престижно); осознания возможности очень быстрого и незаметного для себя вовлечения в состояние зависимости (некоторым достаточно одной пробы, чтобы стать зависимым, но никто заранее не может гарантировать, что ты не отно­сишься к таким людям); собственной жизненной позиции, позволяющей формировать круг интересов, выстраивать позитивные отношения с Людьми, не прибегая к «сур­рогатам» общения в виде сигареты, рюмки; умения отстаивать свою точку зрения в любой ситуации. В целом, профилактическая деятельность учителей должна быть направле­на на воспитание негативного отношения к психоактивным веществам на уро­ках и внеклассных мероприятиях. Такое направление деятельности предполага­ет индивидуальные и групповые формы коррекционной работы с детьми, имеющими проблемы психофизического и социального характера. Профилактика наркомании эффективна, если: применяются как традиционные, так и современные подходы в профи­лактической работе; профилактическая работа проводится с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей; детям и ВЗРОСЛЫМ представляется объективная информация о психоак­тивных веществах, их воздействии на человека и последствиях применения; в процессе профилактической работы происходит формирование устой­чиво-негативного личностного отношения к наркотическим и другим психоак­тивным веществам, адекватной самооценки, навыков общения и саморегуляции; ^ Если учитель начинаете поводить профилактическую работу, то: как можно лучше изучите специфику проблем, связанных с наркотиками (социальных, медицинских, психологических, юридических); предварительно продумайте наиболее рациональную форму обсуждения вопросов (т.е. такую форму, которая наиболее подходит для конкретной аудитории - восприятия и активного вовлечения всех присутствующих в обсу­ждение); с учетом Возрастных особенностей учащихся четко определяйте темы, круг и рамки вопросов, подлежащих обсуждению; желательно наличие наглядных пособий, несущих дополнительную информацию (фильмы, слайды, плакаты и т.д.). В своей работе учитель может использовать следующие формы: Если решили провести беседу, то необходимо помнить, что: Беседу следует начинать с азов обсуждаемой тематики, учитывая особенности аудитории; Следует избегать «голых» утверждений Не скрывайте своего отношения к наркомании, используйте доводы, объясняющие вашу позицию Предоставьте возможность присутствующим активно участвовать в обсуждении Постарайтесь, чтобы ваши высказывания были оригинальными и уместными Если вы не можете ответить на задаваемые вопросы, не стесняйтесь признаться в этом Используйте факты из личной практики или связанные с жизнью вашего города, района.При проведении конференции дети от имени специалистов рассказывают о вреде курения, употребления алкоголя, наркотиков. Тексты выступлений пишутся на основании книг, журналов и газетных публикаций, а также данных опросов, проводимых в школе. Материал конференции должен быть организован так, что научные факты чередуются с описанием житейских ситуаций или историческими сведениями, что позволяет легче усвоить информацию. Написание изложений возможно после проведения какого либо мероприятия, акции, после выступления специалистов, после показа тематического фильма, телепередачи , акции, посвященной этой проблеме.Написание сочинений может быть проведено в потоке старшеклассников (8-11 кл.). Сочинение, как средство профилактики наркотизма, должно носить сво­бодный характер, вплоть до возможности отказаться писать такое сочинение. Сочинения анонимны, для этого привлекаются независимые эксперты, поэтому эта акция не может проводиться в отдельном классе. ^ Примерные темы сочинений: «Как люди становятся алкоголиками и нар­команами?», «Наркотики и семья», «Почему люди курят, принимают алкоголь и наркотики?», «В чем вред наркотиков, алкоголя и табака?», «Как снизить рас­пространенность курения, пьянства и наркомании?», «Встречались ли ВЫ С рекламой наркотиков?», «Наркотики - война без взрывов», «Хороший человек - может ли он стать наркоманом?», «Мой друг - наркоман. Что делать?», «Роль наркотизма в процессе развития государства», «Роль наркотизма в меж­дународных отношениях». ^ Учитель дает исходные тезисы: Из исповеди наркомана: «Если бы я знал, что меня ожидает - я никогда не встал бы на этот путь»; «Я ничего не знал о наркотиках, об их разрушающем действии на мой организм, я ничего не знал о той бесконечной физической и душевной боли, кото­рая ждет наркомана - поэтому не побоялся сделать первый укол ... »; «Я помню, как моя мама сказала врачу: я больше жизни люблю моего сына и не могу видеть, как он страдает. Пожалуйста, сделайте ему укол, чтобы он больше не проснулся, а потом сделайте и мне такой же ... После этого я сказал себе: пройду через любые муки, но не буду больше принимать наркотики ... И мы с мамой победили, было очень трудно ... » Из разных источников: «Наркотики убивают нацию. Официальная статистика об этом умалчивает, таким образом, государственные органы пытаются скрыть свою беспомощность против наркотической гражданской войны ... » «Наркотики издавна использовались для одурманивания и легкого пора­бощения другой нации ..» «Наркоманы в страшных муках гибнут от передозировки наркотика, от от­равления разбавителями, от СПИДА, гепатита, от заражения крови, от несчаст­ных случаев, от убийств и самоубийств ... » «Наркоман убивает медленной, мучительной смертью не только себя, но своих родных и близких, загоняет свою семью в беду и боль, в горе и смерть ... » «Наркоман - это потенциальный преступник, убийца, смертник, который попал в беду - как в капкан, расставленный алчными, беспринципными пре­ступниками против жизни человека и человечества» «Наркомания - это тихая, беззвучная, но страшная, губительная война ... » Для повышения эффективности профилактической работы педагог должен: Понимать Знать Уметь Наиболее эффективный с точки зрения профилактики специалист – учитель;Школа имеет наибольшие возможности в профилактике наркомании;Наркоманами становятся дети разных родителей; Если в семье есть наркоман, то это тщательно скрывается. Влияние личного примера и личные отношения с учениками имеют огромное значение;Факторы риска наркозависимости;Факторы защиты от наркозависимости;К кому, куда можно обратиться родителям в случае подозрений. Обосновывать свое отношение к наркотикам и людям их употребляющим;Эффективно общаться;Обсуждать с детьми моральные ценности;Выбрать тактику общения с ребенком, вызывающим беспокойство.Завоевать доверие пострадавших;Корректно сообщать о своих наблюдениях; ^ 6. Дополнительный справочный материал для педагогови мед. работников о ПАВК ПАВ (психоактивные вещества) относят алкоголь, табак, наркотики, препараты бы­товой химии - ингалянты, некоторые медикаменты и лекарственные средства с психо­активным действием. Необходимо помнить, что, употребляя внутривенно ПАВ, вероят­ность ВИЧ-инфицирования, заражения гепатитом (желтуха) и другими инфекциями, передающимися через кровь, очень велика. Не стоит забывать и о половом пути переда­чи выше указанных инфекций. АЛКОГОЛЬ: Этот наркотик принимают даже дети. ^ Покупка и потребление: Чаще пьют дома, так как легче достать Эффект: После небольших доз наступает расслабление и раскрепощенность. При увеличении дозы спиртного че­ловек становится болтливым, нарушается координация движений, артикуляция. Может появиться немотивиро­ванная агрессивность, склонность к дракам. Тяжесть опья­нения зависит не только от дозы принятого алкоголя, но и от того, был Тема: КАК ЧЕРНЫЕ БРАТЬЯ РЕШИЛИ МИР ЗАВОЕВАТЬ ЧТО ПРИГОТОВИТЬ УЧИТЕЛЮ: Иллюстрации к сказке о черных братьях (см. текст ниже). ЧТО ПРИГОТОВИТЬ УЧЕНИКАМ: тетрадь, цветные карандаши. ^ ЧТО НУЖНО ЗНАТЬ УЧИТЕЛЮ Как показывают исследования, представления детей 7-8 лет об алкоголе и нико­тине весьма противоречивы. С одной стороны, дети знают, что они опасны, вредны, их нельзя употреблять. С другой стороны, они постоянно наблюдают за тем, как эти вещества используют окружающие их люди - родители, знакомые взрослые, подро­стки и т. д. Для многих детей алкоголь и никотин становятся символом взрослости, самостоятельности. Это, в свою очередь, пробуждает интерес и желание самому по­знакомиться с одурманивающим веществом. Не случайно первый опыт применения алкогольных напитков и курения приходится именно на младший школьный возраст. Раннее приобщение к алкоголю и курению чрезвычайно опасно по многим при­чинам. Во-первых, даже единичные пробы этих веществ наносят существенный вред здоровью ребенка. Во-вторых, установлено, что чем раньше ребенок познакомился с ними, тем с большей вероятностью он и дальше будет продолжать использовать их. В-третьих, в дальнейшем такой опыт может в значительной степени облегчить при­общение ребенка к наркотическим и токсикоманическим веществам. Так, 80% несо­вершеннолетних наркоманов и токсикоманов начинали свою наркогенную карьеру в младшем школьном возрасте с использования алкоголя и курения. В связи с этим чрезвычайно важно сформировать у детей представление об абсо­лютной опасности алкоголя и курения. Дети должны четко знать, что применение та­ких веществ для них недопустимо, и уметь отказываться от возможного предложения попробовать одурманивающее вещество. ^ ЧТО НУЖНО РАССКАЗАТЬ УЧЕНИКАМ С давних пор злые чародеи Алкоголь и Никотин пытаются завоевать людей, что­бы сделать их своими рабами. А началось это давным-давно. Как-то раз в стране Нездоровье, в главном его городе, собрались все злые волшебники и феи. Уселись они в тронном зале, который пажи украсили паутиной, сплетенной специально для этого случая самыми жирными пауками королевства, и гирляндами из когтей летучих мышей. Играл оркестр из трех слепых сов и пяти раздувающихся от натуги жаб. На трон уселась фея Болезнь. Она взмахнула рукой и заговорила. Звуки ее прон­зительного голоса гулко отдавались в коридорах дворца: - Мы


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.