Экономика
Пакистана
Исторический
фон
Территории, на
базе которых после раздела Британской Индии в 1947 образовался Пакистан, имели
типично сельскохозяйственный уклад экономики. Пенджаб, свыше 50% площади
которого оказалось в пределах Западного Пакистана, пользовался известностью как
житница колонии. В годы Второй мировой войны Пенджаб оставался крупным
экспортером пшеницы и хлопка, а местные деревни по сравнению с остальными
районами Индии отличались своим материальным благополучием. Восточная Бенгалия,
ставшая провинцией Восточный Пакистан, была ведущим мировым экспортером джута,
используемого для производства мешочной тары и ковровых изделий. Западный
Пакистан располагал разветвленной системой ирригационных каналов и плотин – в
Пенджабе и Синде, а Карачи служил важным портом. В восточной части страны
портовая инфраструктура была крайне слабой, так что внешняя торговля велась
через Калькутту.
Хозяйство
Пакистана серьезно пострадало при разделе 1947 из-за оттока беженцев. Страну
покинули бизнесмены и предприниматели, потерю которых не могли компенсировать
торговцы-мусульмане из Индии (в особенности прибывшие из Бомбея и Калькутты).
Лишь ограниченное число переселенцев располагало опытом работы в промышленности.
Миграционные процессы негативно сказались также на аграрном секторе. Многие из
наиболее искусных земледельцев, главным образом сикхи, жившие в долине Инда,
покинули провинцию Синд и западный Пенджаб.
В первые годы
независимости власти вынуждены были заниматься главным образом проблемами
расселения беженцев и урегулированием отношений с Индией. В дальнейшем
правительство смогло обратиться к решению чисто экономических вопросов, уделив
особое внимание индустриализации. Во время войны в Корее в 1950–1951 резкий
рост мировых цен на сырье позволил Пакистану накопить валютные резервы, которые
были направлены на импорт промышленного оборудования. Этот курс сохранялся и в
последующем. Особенно активно развивались фабричное хлопчатобумажное
производство в Западном Пакистане и джутовое – в Восточном Пакистане, так что
режим Айюб Хана стал в середине 1960-х годов ассоциироваться с «22 семьями»,
которые взяли под свой контроль промышленность страны.
С отделением
Восточной провинции в 1971 Пакистан утратил важнейший рынок сбыта своих
промышленных изделий. Упор пришлось сделать на поиск новых возможностей
экспорта пакистанских товаров, прежде всего хлопка и риса. После прихода к
власти Зульфикара Али Бхутто в 1971 были национализированы крупные предприятия,
компании по страхованию жизни, а позднее судоходные компании и торговля
нефтепродуктами. Бхутто осуществил также урезанную аграрную реформу, в
соответствии с которой 400 тыс. га земель были к 1976 распределены среди 67
тыс. крестьянских хозяйств.
Общая
характеристика экономики
Пакистан –
аграрно-индустриальная страна, в которой большинство самодеятельного населения
занято в сельском хозяйстве. В 1991–1992 в аграрном секторе было сосредоточено
примерно 48% всей рабочей силы, в промышленности – 20% и сфере услуг – 32%.
Хроническими проблемами остаются безработица и неполная занятость. Многим
пакистанцам, от квалифицированных специалистов до простых рабочих, приходится
трудиться за границей, особенно в странах Среднего Востока. В 2002 ВВП
Пакистана составил 295,3 млрд. долл., или 2000 долл. на душу населения. В
сельском хозяйстве создаются 24% ВВП, в промышленности и строительстве 25%, на
торговлю и транспорт приходится 51%. В целом за период независимости был
достигнут несомненный экономический прогресс: с 1947 по 1990 производство
наращивало свои мощности в среднем на 5% в год, но затем темпы замедлились и в
1996–1997 оценивались в 2,8%. В 2001 население на грани бедности составило 35%.
Сельское
хозяйство
В снабжении
продовольствием и обеспечении промышленности сырьем страна сильно зависит от
своего аграрного сектора. Главная зерновая культура – пшеница. Правительство
покупает ее у крестьян по фиксированной цене и субсидирует продажу населению
муки. Государственные организации способствуют внедрению новых высокоурожайных
мексикано-пакистанских сортов пшеницы, распространяя семена среди крестьян по
низким ценам, а также оказывают поддержку при закупках ядохимикатов для борьбы
с вредителями и болезнями растений и минеральных удобрений.
Среди товарных
технических культур наиболее важен хлопчатник. Его возделывают преимущественно
в мелких хозяйствах, которые поставляют сырье на хлопкоочистительные
предприятия по государственным закупочным ценам. Эти предприятия затем продают
волокно государственной корпорации, которая занимается его продажей на экспорт
или на текстильные фабрики.
В число ведущих
продовольственных культур входят рис, кукуруза, нут, сахарный тростник и просо.
Рис особенно значим как экспортный товар: выращиваемый в стране сорт басмати
дает продолговатое ароматное зерно, которое высоко ценится на Среднем Востоке.
Сельское
хозяйство страны опирается на самую разветвленную ирригационную сеть в мире.
Каналы паводкового наполнения, лишенные головных сооружений, которые
гарантировали бы забор воды в межень, существовали уже в эпоху ранней
цивилизации долины Инда. В 19–20 вв., при английском владычестве, была создана
система каналов постоянного наполнения, которые питаются за счет рек
круглогодично. Многие крестьяне сооружают также скважинные колодцы. В Пакистане
орошается более 80% пахотных земель.
После раздела
1947 некоторые из гидротехнических объектов, обеспечивающих наполнение каналов
на территории Пакистана, оказались в пределах Индии. Спор о правах на речной
сток разрешился, при участии в качестве посредника Всемирного банка,
подписанием в 1960 Договора о водах Инда. Согласно этому договору, Индия
получила право контроля над стоком Рави, Биаса и Сатледжа, а Пакистан – над
стоком Инда, Джелама и Чинаба. В 1960-е годы была сооружена крупная земляная
плотина Мангла на пограничной с Индией реке Джелам, а в 1976–1977 – плотина
Тарбела на р.Инд.
Горнодобывающая
промышленность
Основные залежи
газа были разведаны в Суи (Белуджистан) в 1952, затем последовали открытия в
Пенджабе и Синде. Нефть впервые была обнаружена в пенджабском округе Атток
перед Первой мировой войной. В настоящее время эксплуатируется 7 месторождений,
но удовлетворяют они менее 10% потребностей Пакистана в жидком топливе. Другие
выявленные минеральные ресурсы включают уголь, хромовые руды, мрамор, поваренную
соль, гипс, известняк, урановую руду, фосфориты, барит, серу, флюорит,
драгоценные и полудрагоценные камни. Крупное месторождение медной руды
обнаружено в Белуджистане.
Энергетика
Потребление
энергии в стране невелико и в угольном эквиваленте составляет 254 кг на душу
населения, т.е. примерно такое же, как в Индии. Более половины электроэнергии
вырабатывается на гидростанциях, но важное значение имеют также и тепловые
станции, роль АЭС ограничена.
Обрабатывающая
промышленность. В Пакистане наиболее развиты текстильная промышленность
(изготовление пряжи и тканей из отечественного хлопка) и производство одежды на
экспорт.
С помощью
Советского Союза был построен и в 1980 был введен в эксплуатацию
металлургический комбинат близ Карачи. Наращиваются мощности цементной и
сахарной промышленности, действуют несколько нефтеперерабатывающих заводов.
Природный газ служит сырьевой базой химической промышленности, в частности
производства удобрений, и используется в качестве топлива для
теплоэлектростанций.
Важное место в
экономике Пакистана занимают мелкие производства, например, спортивных товаров
(футбольных и других мячей, хоккейных клюшек) и хирургических инструментов в
Сиялкоте. В неформальном секторе Фейсалабада и других городов действуют
многочисленные малые хлопкоткацкие предприятия. В ряде пенджабских поселений
выросли мастерские по изготовлению сельскохозяйственного инвентаря, насосов и
дизельных двигателей. Быстро развивается ковроделие.
Транспорт
Протяженность
железных дорог (включая узкоколейные) – 8,8 тыс. км. Основная магистраль,
связывающая ряд городов, проходит вдоль Инда. Экспортные грузы доставляют в
порты Карачи и Бин-Касим преимущественно по железным дорогам. Длина шоссейных
дорог более 100 тыс. км, в том числе скоростная автомагистраль в долине Инда,
соединяющая Пешавар и Карачи. Кроме автомобильного транспорта, для передвижения
широко используются повозки, запряженные буйволами, ослами и верблюдами.
Часть грузовых
и пассажирских перевозок осуществляется по рекам.
Главный морской
порт страны – Карачи, второй по значению – Бин-Касим, открытый в 1980. Морские
судоходные компании были национализированы в 1974. Отечественный торговый флот
невелик и не обеспечивает полностью внешнеторговые перевозки.
Успешно
функционирует государственная авиационная компания Пакистана, на долю которой,
помимо внутренних связей, приходится большинство зарубежных пассажирских
перевозок. С 1992 действуют также несколько частных авиационных фирм.
Внешняя
торговля
Торговые связи
с зарубежными странами имеют важное значение для современной экономики
Пакистана, особенно для обрабатывающей промышленности и товарного
сельскохозяйственного производства.
Пакистан на
протяжении длительного времени испытывает трудности из-за отрицательного сальдо
внешнеторгового баланса. В 1970-е годы экспортные поступления быстро
увеличивались, но импорт оказался еще динамичнее, отчасти вследствие скачка цен
на нефть в 1973–1974. В 1996 экспорт достиг 9,3 млрд., а импорт 11,8 млрд.
долл. Дефицит отчасти покрывался денежными переводами от пакистанцев, выехавших
на заработки в другие государства (более 1,5 млрд. долл.), и иностранной
помощью. Внешний долг Пакистана оценивается примерно в 30 млрд. долл. В 1997
валютные резервы страны составляли 1,8 млрд. долл.
Тысячи граждан
Пакистана с разным уровнем профессиональной подготовки работают за границей,
прежде всего в государствах Персидского залива, а также в Великобритании,
Канаде и США.
Как и в
большинстве стран «третьего мира», в Пакистане большую роль играют зарубежные
средства, поступающие в форме безвозмездных ссуд и кредитов. В 1996 помощь
извне составила почти 1 млрд. долл. Основная часть ресурсов была выделена
консорциумом, созданным Всемирным банком. В качестве основных доноров выступили
США, ФРГ, Канада, Япония и Великобритания.
Денежное
обращение и банковская система. Эмиссией пакистанской рупии занимается
Государственный банк Пакистана, находящийся в Карачи. В стране действуют
несколько крупных коммерческих банков. Финансовое обеспечение проектов развития
входит в компетенцию Банка сельскохозяйственного развития, Федерального
кооперативного и ряда других банков. Пакистанские банки были национализированы
в 1974, но некоторые из них впоследствии были возвращены в частный сектор.
Государственный
бюджет
Главными
источниками наполнения текущего бюджета служат импортные пошлины и акцизы.
Самые крупные затраты предусматриваются на армию. На втором месте стоят расходы
по обслуживанию государственного долга. Бюджет капиталовложений финансируется
преимущественно за счет иностранных ссуд и займов и ориентирован прежде всего
на развитие энергетики, водного хозяйства, транспорта и связи.
Список
литературы
Для подготовки
данной работы были использованы материалы с сайта http://www.krugosvet.ru/