Реферат по предмету "Экономика"


Экономика Пакистана

Экономика
Пакистана
Исторический
фон

Территории, на
базе которых после раздела Британской Индии в 1947 образовался Пакистан, имели
типично сельскохозяйственный уклад экономики. Пенджаб, свыше 50% площади
которого оказалось в пределах Западного Пакистана, пользовался известностью как
житница колонии. В годы Второй мировой войны Пенджаб оставался крупным
экспортером пшеницы и хлопка, а местные деревни по сравнению с остальными
районами Индии отличались своим материальным благополучием. Восточная Бенгалия,
ставшая провинцией Восточный Пакистан, была ведущим мировым экспортером джута,
используемого для производства мешочной тары и ковровых изделий. Западный
Пакистан располагал разветвленной системой ирригационных каналов и плотин – в
Пенджабе и Синде, а Карачи служил важным портом. В восточной части страны
портовая инфраструктура была крайне слабой, так что внешняя торговля велась
через Калькутту.

Хозяйство
Пакистана серьезно пострадало при разделе 1947 из-за оттока беженцев. Страну
покинули бизнесмены и предприниматели, потерю которых не могли компенсировать
торговцы-мусульмане из Индии (в особенности прибывшие из Бомбея и Калькутты).
Лишь ограниченное число переселенцев располагало опытом работы в промышленности.
Миграционные процессы негативно сказались также на аграрном секторе. Многие из
наиболее искусных земледельцев, главным образом сикхи, жившие в долине Инда,
покинули провинцию Синд и западный Пенджаб.

В первые годы
независимости власти вынуждены были заниматься главным образом проблемами
расселения беженцев и урегулированием отношений с Индией. В дальнейшем
правительство смогло обратиться к решению чисто экономических вопросов, уделив
особое внимание индустриализации. Во время войны в Корее в 1950–1951 резкий
рост мировых цен на сырье позволил Пакистану накопить валютные резервы, которые
были направлены на импорт промышленного оборудования. Этот курс сохранялся и в
последующем. Особенно активно развивались фабричное хлопчатобумажное
производство в Западном Пакистане и джутовое – в Восточном Пакистане, так что
режим Айюб Хана стал в середине 1960-х годов ассоциироваться с «22 семьями»,
которые взяли под свой контроль промышленность страны.

С отделением
Восточной провинции в 1971 Пакистан утратил важнейший рынок сбыта своих
промышленных изделий. Упор пришлось сделать на поиск новых возможностей
экспорта пакистанских товаров, прежде всего хлопка и риса. После прихода к
власти Зульфикара Али Бхутто в 1971 были национализированы крупные предприятия,
компании по страхованию жизни, а позднее судоходные компании и торговля
нефтепродуктами. Бхутто осуществил также урезанную аграрную реформу, в
соответствии с которой 400 тыс. га земель были к 1976 распределены среди 67
тыс. крестьянских хозяйств.
Общая
характеристика экономики

Пакистан –
аграрно-индустриальная страна, в которой большинство самодеятельного населения
занято в сельском хозяйстве. В 1991–1992 в аграрном секторе было сосредоточено
примерно 48% всей рабочей силы, в промышленности – 20% и сфере услуг – 32%.
Хроническими проблемами остаются безработица и неполная занятость. Многим
пакистанцам, от квалифицированных специалистов до простых рабочих, приходится
трудиться за границей, особенно в странах Среднего Востока. В 2002 ВВП
Пакистана составил 295,3 млрд. долл., или 2000 долл. на душу населения. В
сельском хозяйстве создаются 24% ВВП, в промышленности и строительстве 25%, на
торговлю и транспорт приходится 51%. В целом за период независимости был
достигнут несомненный экономический прогресс: с 1947 по 1990 производство
наращивало свои мощности в среднем на 5% в год, но затем темпы замедлились и в
1996–1997 оценивались в 2,8%. В 2001 население на грани бедности составило 35%.
Сельское
хозяйство

В снабжении
продовольствием и обеспечении промышленности сырьем страна сильно зависит от
своего аграрного сектора. Главная зерновая культура – пшеница. Правительство
покупает ее у крестьян по фиксированной цене и субсидирует продажу населению
муки. Государственные организации способствуют внедрению новых высокоурожайных
мексикано-пакистанских сортов пшеницы, распространяя семена среди крестьян по
низким ценам, а также оказывают поддержку при закупках ядохимикатов для борьбы
с вредителями и болезнями растений и минеральных удобрений.

Среди товарных
технических культур наиболее важен хлопчатник. Его возделывают преимущественно
в мелких хозяйствах, которые поставляют сырье на хлопкоочистительные
предприятия по государственным закупочным ценам. Эти предприятия затем продают
волокно государственной корпорации, которая занимается его продажей на экспорт
или на текстильные фабрики.

В число ведущих
продовольственных культур входят рис, кукуруза, нут, сахарный тростник и просо.
Рис особенно значим как экспортный товар: выращиваемый в стране сорт басмати
дает продолговатое ароматное зерно, которое высоко ценится на Среднем Востоке.

Сельское
хозяйство страны опирается на самую разветвленную ирригационную сеть в мире.
Каналы паводкового наполнения, лишенные головных сооружений, которые
гарантировали бы забор воды в межень, существовали уже в эпоху ранней
цивилизации долины Инда. В 19–20 вв., при английском владычестве, была создана
система каналов постоянного наполнения, которые питаются за счет рек
круглогодично. Многие крестьяне сооружают также скважинные колодцы. В Пакистане
орошается более 80% пахотных земель.

После раздела
1947 некоторые из гидротехнических объектов, обеспечивающих наполнение каналов
на территории Пакистана, оказались в пределах Индии. Спор о правах на речной
сток разрешился, при участии в качестве посредника Всемирного банка,
подписанием в 1960 Договора о водах Инда. Согласно этому договору, Индия
получила право контроля над стоком Рави, Биаса и Сатледжа, а Пакистан – над
стоком Инда, Джелама и Чинаба. В 1960-е годы была сооружена крупная земляная
плотина Мангла на пограничной с Индией реке Джелам, а в 1976–1977 – плотина
Тарбела на р.Инд.
Горнодобывающая
промышленность

Основные залежи
газа были разведаны в Суи (Белуджистан) в 1952, затем последовали открытия в
Пенджабе и Синде. Нефть впервые была обнаружена в пенджабском округе Атток
перед Первой мировой войной. В настоящее время эксплуатируется 7 месторождений,
но удовлетворяют они менее 10% потребностей Пакистана в жидком топливе. Другие
выявленные минеральные ресурсы включают уголь, хромовые руды, мрамор, поваренную
соль, гипс, известняк, урановую руду, фосфориты, барит, серу, флюорит,
драгоценные и полудрагоценные камни. Крупное месторождение медной руды
обнаружено в Белуджистане.
Энергетика

Потребление
энергии в стране невелико и в угольном эквиваленте составляет 254 кг на душу
населения, т.е. примерно такое же, как в Индии. Более половины электроэнергии
вырабатывается на гидростанциях, но важное значение имеют также и тепловые
станции, роль АЭС ограничена.

Обрабатывающая
промышленность. В Пакистане наиболее развиты текстильная промышленность
(изготовление пряжи и тканей из отечественного хлопка) и производство одежды на
экспорт.

С помощью
Советского Союза был построен и в 1980 был введен в эксплуатацию
металлургический комбинат близ Карачи. Наращиваются мощности цементной и
сахарной промышленности, действуют несколько нефтеперерабатывающих заводов.
Природный газ служит сырьевой базой химической промышленности, в частности
производства удобрений, и используется в качестве топлива для
теплоэлектростанций.

Важное место в
экономике Пакистана занимают мелкие производства, например, спортивных товаров
(футбольных и других мячей, хоккейных клюшек) и хирургических инструментов в
Сиялкоте. В неформальном секторе Фейсалабада и других городов действуют
многочисленные малые хлопкоткацкие предприятия. В ряде пенджабских поселений
выросли мастерские по изготовлению сельскохозяйственного инвентаря, насосов и
дизельных двигателей. Быстро развивается ковроделие.
Транспорт

Протяженность
железных дорог (включая узкоколейные) – 8,8 тыс. км. Основная магистраль,
связывающая ряд городов, проходит вдоль Инда. Экспортные грузы доставляют в
порты Карачи и Бин-Касим преимущественно по железным дорогам. Длина шоссейных
дорог более 100 тыс. км, в том числе скоростная автомагистраль в долине Инда,
соединяющая Пешавар и Карачи. Кроме автомобильного транспорта, для передвижения
широко используются повозки, запряженные буйволами, ослами и верблюдами.

Часть грузовых
и пассажирских перевозок осуществляется по рекам.

Главный морской
порт страны – Карачи, второй по значению – Бин-Касим, открытый в 1980. Морские
судоходные компании были национализированы в 1974. Отечественный торговый флот
невелик и не обеспечивает полностью внешнеторговые перевозки.

Успешно
функционирует государственная авиационная компания Пакистана, на долю которой,
помимо внутренних связей, приходится большинство зарубежных пассажирских
перевозок. С 1992 действуют также несколько частных авиационных фирм.
Внешняя
торговля

Торговые связи
с зарубежными странами имеют важное значение для современной экономики
Пакистана, особенно для обрабатывающей промышленности и товарного
сельскохозяйственного производства.

Пакистан на
протяжении длительного времени испытывает трудности из-за отрицательного сальдо
внешнеторгового баланса. В 1970-е годы экспортные поступления быстро
увеличивались, но импорт оказался еще динамичнее, отчасти вследствие скачка цен
на нефть в 1973–1974. В 1996 экспорт достиг 9,3 млрд., а импорт 11,8 млрд.
долл. Дефицит отчасти покрывался денежными переводами от пакистанцев, выехавших
на заработки в другие государства (более 1,5 млрд. долл.), и иностранной
помощью. Внешний долг Пакистана оценивается примерно в 30 млрд. долл. В 1997
валютные резервы страны составляли 1,8 млрд. долл.

Тысячи граждан
Пакистана с разным уровнем профессиональной подготовки работают за границей,
прежде всего в государствах Персидского залива, а также в Великобритании,
Канаде и США.

Как и в
большинстве стран «третьего мира», в Пакистане большую роль играют зарубежные
средства, поступающие в форме безвозмездных ссуд и кредитов. В 1996 помощь
извне составила почти 1 млрд. долл. Основная часть ресурсов была выделена
консорциумом, созданным Всемирным банком. В качестве основных доноров выступили
США, ФРГ, Канада, Япония и Великобритания.

Денежное
обращение и банковская система. Эмиссией пакистанской рупии занимается
Государственный банк Пакистана, находящийся в Карачи. В стране действуют
несколько крупных коммерческих банков. Финансовое обеспечение проектов развития
входит в компетенцию Банка сельскохозяйственного развития, Федерального
кооперативного и ряда других банков. Пакистанские банки были национализированы
в 1974, но некоторые из них впоследствии были возвращены в частный сектор.
Государственный
бюджет

Главными
источниками наполнения текущего бюджета служат импортные пошлины и акцизы.
Самые крупные затраты предусматриваются на армию. На втором месте стоят расходы
по обслуживанию государственного долга. Бюджет капиталовложений финансируется
преимущественно за счет иностранных ссуд и займов и ориентирован прежде всего
на развитие энергетики, водного хозяйства, транспорта и связи.
Список
литературы

Для подготовки
данной работы были использованы материалы с сайта http://www.krugosvet.ru/


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Технологічні методи виготовлення заготовок деталей машин
Реферат Основні формально-логічні закони і їх використання в діяльності спеціаліста
Реферат Сельское хозяйство Московской области
Реферат Анализ финансового состояния ЗАО "КСМ №1"
Реферат Решение задач коммивояжёра, способов её решения
Реферат Мышцы начало место прикрепления функция
Реферат Современное состояние иеговизма
Реферат Медиаинфляция на телерекламном рынке. Или почему так быстро растут цены на рынке рекламы
Реферат Основные принципы международной политики
Реферат Тестирование жестких дисков
Реферат Особливості окислювального стресу та стан імунної системи у онкологічних хворих в залежності від
Реферат Romeo A Tragic Hero Essay Research Paper
Реферат Разработка усилителя мощности звуковой частоты
Реферат Доверие как предмет социально-психологического исследования
Реферат О мифах и стереотипах о тайнах и парадоксах Восточной Крымской войны 1853-1856 годов