Специальные
экономические зоны Китая
Свободная
экономическая зона - ограниченная часть национально-государственной территории,
на которой действуют особые льготные экономические условия для иностранных и
национальных предпринимателей (льготы таможенного, арендного, валютного,
визового, трудового режима и т. д.), что создает условия для развития
промышленности и инвестирования иностранного капитала.
(Большой
экономический словарь)
Сейчас в Китае
действуют 5 специальных экономических зон (СЭЗ). Три из них: Шэньчжэнь, Чжухай
и Шаньтоу созданы в провинции Гуандун решением Постоянного Комитета
Всекитайского Собрания Народных Представителей (ПК ВСНП) в августе 1980 г. Чуть
позже, в октябре того же года, в результате подобного решения появилась зона
Сямэнь в провинции Фуцзянь. Пятая зона - провинция Хайнань - возникла по
решению 1 сессии ВСНП 7-го созыва в апреле 1988 года.
Отдельными
решениями Госсовета КНР с 1984 г. по 1993 г. также были созданы 32 зоны
технико-экономического развития, по статусу близкие СЭЗ. После чего было решено
новых зон не создавать. Особый статус имеет также т. н. "новая зона
развития Пудун" (район Шанхая), возникшая по решению Госсовета КНР в
сентябре 1990 года. В дальнейшем речь пойдет о пяти районах, официально
именующихся спецэкономзонами. В других особых зонах могут существовать
незначительные отличия по юридическому статусу, связанные с местной спецификой.
Вклад
спецэкономзон всех типов во внешнеэкономические связи КНР значительно превышает
их "вес" в населении или промышленном производстве. В 1995 г.
суммарный объем внешнеторговых операций этих пяти зон составил $55 млрд., около
20% всего внешнего товарооборота КНР. В них зарегистрировано около 40 тысяч
предприятий с иноинвестициями - 15% от их общего количества в Китае.
Инвестированные в СЭЗ иностранные капиталы составляют около $20 млрд. - около
12% всех привлеченных в КНР прямых зарубежных капиталовложений.
В других особых
экономических зонах создано около 15 тысяч предприятий с иноинвестициями
(только в Пудуне их насчитывается до 4 тыс.). Реально привлечено иноинвестиций
более $11 млрд. (Пудун - свыше $1 млрд.). Суммарный экспорт этих зон превышает
$10 млрд., что составляет 7% общего экспорта КНР, в том числе Пудуна - $3 млрд.
Их валовый объем промышленного производства превышает 250 млрд. юаней ($30
млрд.), в том числе Пудуна - свыше 100 млрд. юаней, то есть почти 3% от всего
промышленного производства КНР.
Основные цели
китайских СЭЗ:
привлечение
иностранного капитала, передовой техники и технологии, овладение опытом
управления, подготовка национальных кадров;
увеличение
экспортной валютной выручки;
стимулирование
реформы, предварительная "обкатка" ее мероприятий;
эффективное
использование природных ресурсов;
стимулирование
развития экономики страны в целом, передача передовой зарубежной технологии и
опыта управления во внутренние районы страны;
создание
"буферов" в связи с возвращением Гонконга (1997 г.) и Макао (1999
г.), а в перспективе и Тайваня;
мобилизация
финансовых возможностей китайской эмиграции;
обеспечение
ускоренного развития тех регионов страны, где находятся спецзоны всех
типов.
На развитие СЭЗ
Китая оказали благоприятное воздействие как объективные факторы: дешевизна и
избыток рабочей силы; благоприятное географическое положение (выход к морю,
наличие портов), близость Гонконга, Макао и Тайваня; на Хайнане - наличие
благоприятных природных ресурсов для развития туризма, металлургии,
тропического земледелия; так и субъективные: курс на реформы и открытость,
взятый с 1978 г.; юридические гарантии для иностранного капитала; экономические
льготы; приток ресурсов со всей страны для развития зон.
Правом принимать местные положения по всем экономическим вопросам
спецзон с последующим утверждением ПК ВСНП и Госсоветом КНР обладают собрания
народных представителей провинций Гуандун, Фуцзянь и Хайнань.
Главными
особенностями китайских СЭЗ являются:
1.
Самостоятельное экономическое развитие на основе принципов рыночного
регулирования.
2. Опора на
иностранные капиталовложения. Этот принцип декларируется, но реализовать его
пока не удалось. Так, за 80-е гг. в Шэньчжэне бюджетные ассигнования составили
10% всех инвестиций, средства центральных и провинциальных ведомств, а также
китайских предприятий - 7%, накопления самой зоны - 37%, внутренние кредиты -
22%, иностранные капиталовложения - 24%.
3. Главный
современный отраслевой приоритет - промышленность (до 1989 г. Китай шел
практически на любые иностранные инвестиции в СЭЗ).
4. Экспортная
ориентация производства, широкое привлечение импортного сырья.
Юридические
основы создания и функционирования СЭЗ
Курс на
привлечение иностранных инвестиций закреплен в Конституции КНР 1982 года.
Статус первых
четырех из них регулируется решениями ВСНП об их создании, Хайнаня -
специальным решением Госсовета КНР. Статус каждой из зон технико-экономического
развития был определен решением Госсовета КНР о ее создании, а района Пудун -
пакетом из 9 документов, утвержденных Госсоветом и правительством Шанхая.
Единого закона
по СЭЗ не существует, но в общей сложности по ним принято более 30
законодательных и нормативных актов.
Правом
принимать местные положения по всем экономическим вопросам спецзон с
последующим утверждением ПК ВСНП и Госсоветом КНР обладают собрания народных
представителей провинций Гуандун, Фуцзянь и Хайнань. Все пять зон имеют права
провинциальных правительств в области экономического регулирования и издания
регулирующих нормативных актов.
Административно-организационные
вопросы
Высшим органом
административного управления зонами является Канцелярия Госсовета КНР по делам
СЭЗ. Она разрабатывает основные политические установки и контролирует их
выполнение, осуществляет общее руководство другими ведомствами в той части их
деятельности, которая относится к СЭЗ.
В провинции
Гуандун под руководством Канцелярии действует Комитет по управлению СЭЗ,
осуществляющий текущее руководство зонами, включая разработку планов развития,
рассмотрение и утверждение инвестиционных проектов, их регистрацию, регулирование
вопросов труда и заработной платы, образования, культуры, здравоохранения,
поддержания общественного порядка.
Шэньчжэнь
находится под непосредственным хозяйственным руководством Комитета, функции
текущего управления предоставлены муниципалитету. В других зонах при
муниципалитетах созданы Комитеты по управлению СЭЗ. На Хайнане действует
соответствующий орган в народном правительстве провинции. Зонами
технико-экономического развития руководят Комитеты по управлению, действующие
на правах органов местных правительств (как правило, их возглавляют вице-мэры
городов, где находятся зоны).
Зоны обладают
спецификой в основном в хозяйственной области, в политическом же плане их
статус схож со статусом внутренних районов. В них действуют местные Собрания народных
представителей, народные правительства, партийные и профсоюзные организации.
Охрана
общественного порядка подчинена общему законодательству. На территории зон
расположены воинские части.
За въездом и
выездом на границах зон осуществляется административный контроль. Жесткость его
не везде одинакова. Так, территория Шэньчжэна окружена оградой с рядом КПП.
Основанием для
проживания и работы в зоне является вид на жительство, выдаваемый муниципальным
отделом внутренних дел.
Организационными
центрами хозяйственной деятельности каждой из зон стали т. н. "компании
развития", на которые возложено общее руководство капитальным
строительством, координация переговоров между китайским и иностранными
партнерами. Они действуют в контакте с провинциальными и городскими властями.
Имеют, главным образом в Гонконге и Макао, зарубежные представительства,
занимающиеся работой по привлечению инвесторов.
Крупные СЭЗ
могут иметь различные внутренние структурные подразделения, которые
концентрируют усилия по решению определенных задач. Так, промышленный район
Шэкоу является наиболее передовой частью СЭЗ Шэньчжэнь, где сосредоточены
высокотехнологичные предприятия. Им руководит совет управляющих района,
состоящий из работников местных органов управления.
В СЭЗ
формируются также таможенные зоны (зоны свободной торговли), находящиеся вне
таможенной границы КНР (всего в КНР 13 таких зон). В них могут создаваться
предприятия для экспортной переработки, склады и т. п. Ввоз товаров из этих зон
внутрь Китая допускается лишь с особого разрешения.
Процедура
создания СП
Переговоры о
заключении контракта и получение разрешения на создание совместных предприятий
(СП) обычно проходят по следующей схеме. Сначала подается заявление о намерении
открыть дело. К нему прилагаются данные по оценке планируемых капиталовложений,
о размере необходимого земельного участка, требования к "инфраструктурному
обеспечению", описание предполагаемых каналов сбыта. Затем проводятся
переговоры, подписывается контракт (зарубежный предприниматель может подыскать
себе партнера самостоятельно или при посредничестве местных компаний развития
или т. н. компаний по трастовым операциям и инвестициям). Следующий этап -
получение визы городского народного правительства, лицензии таможни и
составление списка необходимого импорта. Иностранному инвестору необходимо
разрешение на открытие дела от муниципального бюро торгово-промышленной
администрации (органа Госуправления торгово-промышленной администрации). И
наконец, нужно получить санкцию на отвод земельного участка и заключить договор
на долгосрочную аренду земли.
Описанная
процедура не универсальна, в каждой из зон есть особенности, диктуемые местной
спецификой. Благодаря немалой административной автономии местных властей и
комплексному характеру органов управления СЭЗ, ликвидирующему межведомственные
барьеры, она проще и эффективнее, чем в других регионах КНР.
"Потолок"
капиталовложений в объекты производственного назначения, самостоятельно
утверждаемых СЭЗ - $30 млн. На сумму свыше этой требуется согласие Госсовета КНР.
(Для сравнения: властям провинциального уровня в КНР предоставлено право
утверждать объекты иноинвестиций с общими капиталовложениями до $30 млн. Иными
словами, при создании крупного предприятия вне СЭЗ инвестор должен пройти
цепочку городских, а затем провинциальных органов, в СЭЗ же вопрос решается
городскими властями.)
Контракт о
создании СП
Удельный вес
инвестиций иностранного участника согласно законам должен составлять не менее
25% уставного капитала, в противном случае предприятие не может иметь статуса
СП. Верхний предел участия не устанавливается. Разрешено создание предприятий,
полностью принадлежащих иностранному капиталу.
Срок
деятельности предприятия может не ограничиваться. Государство дает предприятиям
гарантию от национализации. Главный орган совместного предприятия - правление -
решает все основные вопросы его деятельности. Состав правления назначается
сторонами на 3 - 5 лет. Председателем может быть как гражданин КНР, так и
иностранец. Он не обладает правом принятия единоличных решений, а по спорным
вопросам проводятся консультации. Председатель является представителем
предприятия как юридического лица. За повседневную деятельность отвечает
главный управляющий, назначаемый правлением.
СП является
формально самостоятельным хозяйственным субъектом, но на практике ведомство,
руководимое китайским участником, контролирует хозяйственную и финансовую
деятельность, планы развития СП. Координация государственного плана с планом СП
может осуществляться путем долгосрочных и краткосрочных контрактов.
Наибольшей
самостоятельностью обладают предприятия, контролируемые иностранным участником,
особенно полностью принадлежащие последнему. Однако и они вынуждены действовать
в рамках установленных законами и обычаями КНР ограничений (например на найм и
увольнение рабочей силы). (Известен случай, когда иностранному инвестору, чтобы
уволить китайского менеджера, пришлось закрывать все предприятие и заново
проходить процедуру его создания. Во многих случаях иностранный инвестор
вынужден менять зарубежных менеджеров, стиль руководства и жесткие требования
которых не воспринимаются китайским персоналом.)
В КНР не
разрешается создание смешанных предприятий, нарушающих суверенитет и законы
страны, противоречащих требованиям экономического развития Китая, загрязняющих
окружающую среду, а также таких, в контрактах которых имеется очевидное
неравенство сторон. Ограничены капиталовложения в СП, связанные: с обороной,
производством на внутренний рынок, специализированными коммуникациями,
средствами массовой информации, а также с рядом отраслей (автоперевозками,
обработкой фотоматериалов, производством сигарет, продуктов питания,
алкогольных напитков, сборкой бытовых электроприборов, часов, автомобилей и т.
п.).
На СП
существуют профсоюзы, которые входят в местный отраслевой союз. Профсоюз имеет
право подписывать трудовые соглашения с руководством от имени рабочих,
контролировать их выполнение. Его представитель входит с совещательным голосом
в Совет директоров, дает согласие на увольнение.
На многих СП
действуют парторганизации. На СП, созданных в СЭЗ, растет количество
забастовок, вызванных плохими условиями труда, низкой зарплатой, незаконными
штрафами и другими нарушениями прав работников.
Планирование
В СЭЗ
преобладает рыночное регулирование. Центр устанавливает лишь несколько основных
директивных показателей: годовой финансовый доход, объем производства и
снабжения по важнейшим видам промышленной продукции, получаемой или
поставляемой по централизованным каналам, стабильные в течение нескольких лет
нормативы отчислений в центральный бюджет, лимиты кредитной и денежной эмиссии.
Правительства
зон самостоятельны в вопросах заимствования средств на мировом и внутреннем
кредитном рынке, размещения за рубежом облигаций в рамках лимитов центра при
условии, что сами отвечают за свои обязательства.
Снабжение и
сбыт
СП в СЭЗ могут
закупать сырье и полуфабрикаты, топливо, запчасти и оборудование как внутри
страны, так и на внешнем рынке. Для улучшения их снабжения создаются
специальные снабженческие компании. Однако на практике оно в основном
осуществляется по рыночным каналам. Поставки некоторых важных ресурсов,
например электроэнергии, отстают от потребностей.
Администрация
СЭЗ и СП может самостоятельно принимать решения об условиях экспорта готовой
продукции. Широко распространен прием, когда экспорт продукции ложится на
иностранного партнера СП (экспортные цены занижаются с целью перевода прибылей
без уплаты налогов), что создает для китайской стороны определенные проблемы
(китайская сторона лишена возможности изучать мировую коммерческую практику).
При реализации
продукции на внутреннем рынке СП может действовать самостоятельно или на
комиссионных началах через посреднические государственные компании (исключение
составляет продукция, подлежащая плановому распределению). При этом покупатель
обязан уплатить импортную таможенную пошлину. На внутреннем рынке, как правило,
разрешается реализация высокотехнологичной или импортозамещающей продукции.
Право СП на поставки своей продукции на внутрикитайский рынок и доля таких
поставок в общем объеме производства оговариваются в контракте о создании СП.
С 1996 г. в
провинции Гуандун отменен разрешительный порядок реализации продукции СП на
внутреннем рынке. Единственным ограничением остается неконвертируемость юаня по
капитальным счетам (для репатриации прибылей и капитала СП должно иметь
собственные валютные поступления или получить разрешение на конвертацию).
Ценообразование
На подавляющее
большинство товаров и услуг СЭЗ действуют рыночные цены. Единые государственные
цены сохраняются на железнодорожные, морские, авиационные перевозки,
почтово-телеграфные услуги, жилье, воду, электроэнергию (в Шэкоу на
электроэнергию, получаемую из Гонконга, действует гонконгский тариф, цена на
воду также приближается к гонконгской), медицинское обслуживание, городской
транспорт, централизованно распределяемые материальные ресурсы.
СП,
устанавливая цены на свою продукцию, реализуемую на внутреннем рынке, обязано
учитывать рекомендации организаций, контролирующих цены. Цены на продукцию СП
на мировом рынке должны в основном соответствовать ценам на аналогичные товары
государственных предприятий (в настоящее время создаются отраслевые ассоциации
экспортеров, включающие как китайские, так и иностранные предприятия, которые
наделены правом контроля за экспортными ценами).
Инвестиционный
механизм
СЭЗ и зоны
технико-экономического развития создавались по принципу отказа от
государственных централизованных капиталовложений (в СЭЗ Шэньчжэнь, например,
за счет центрального бюджета было профинансировано только строительство здания
таможни на границе с Гонконгом, а также забора, отделяющего СЭЗ от внутренней
части Китая). Единственным исключением стал Пудун, на развитие которого
выделяются значительные средства из центрального бюджета.
Развитие СЭЗ
финансируется сформировавшимся в них своеобразным механизмом. В ряде случаев
компании за счет банковского кредита (из расчета 0,5 - 1 млрд. юаней на 1 кв.
км территории) создают на небольшом участке необходимую инфраструктуру, иногда
строят фабричные постройки, а затем сдают земельные участки и сооружения в
аренду китайским и иностранным инвесторам. Арендные платежи идут в счет
погашения кредита.
Наиболее
последовательно этот механизм внедряется в Шэкоу, где работает гонконгская
компания "Чжуншан" (принадлежащая правительству КНР). Она не только
предоставляет землю и постройки, но и обеспечивает предприятия водой,
электроэнергией, транспортными услугами. После освоения начального участка (в 3
- 5 кв. км) средства начинают вкладываться в его расширение, что обеспечивает
дальнейшее его развитие на базе относительно небольших первоначальных затрат.
Другая модель,
финансирующая развитие, отрабатывается на Хайнане. Эта зона начала развиваться
позднее других, в условиях "инвестиционного голода" в стране, а
площадь ее в десятки раз больше других СЭЗ. Поэтому внутренние инвестиции не
могут быть основой ее быстрого подъема. Там практикуется выделение крупных
участков земли для освоения зарубежными фирмами, которые сами создают всю
необходимую инфраструктуру и используют землю и постройки по своему усмотрению
(подробнее см. в разделе "Земельные отношения").
Налоговая
система
СП в СЭЗ
выплачивают следующие виды налогов:
подоходный;
налог на
добавленную стоимость (НДС);
налог на
транспортные средства;
налог на
операции с недвижимостью;
акцизы;
таможенные
пошлины.
Служащие
совместных предприятий (как китайские, так и иностранные) уплачивают личный
подоходный налог.
С китайских
предприятий в СЭЗ взимается такой же подоходный налог, как с СП. Иностранному
партнеру, реинвестирующему в Китае прибыль на срок не менее 5 лет, возвращается
40% от уплаченного подоходного налога в соответствии с реинвестируемой долей.
СП, действующие в низкорентабельных отраслях (например в сельском хозяйстве), и
СП, созданные в отдаленных, отсталых районах, могут получить 15 - 30%-ную
скидку с подоходного налога на 10 лет после 5-летнего полного или частичного
освобождения от его уплаты.
Юридическое
лицо, инвестировавшее свыше $5 млн., или предоставившее передовую технологию,
или действующее на предприятии с медленным оборотом капитала, может обратиться
с просьбой о частичном или полном освобождении от налога.
На Хайнане
налогообложение отличается следующими особенностями:
СП в
инфраструктуре и сельском хозяйстве в течение 15 и более лет могут освобождаться
от подоходного налога в первые 5 прибыльных лет и уплачивать 50% его с 6-го по
10-й годы.
Возвращаемая
часть подоходного налога, уплаченного с реинвестируемой суммы, может составлять
17% (для ряда товаров - 13%), ставки акцизов колеблются от 3 - 5% до 45% (на
сигареты). Предприятия сферы услуг платят налог с операций 3 - 5% или до 20% (в
сфере увеселений). Для операций с недвижимостью установлен особый прогрессивный
налог с чистого дохода, полученного от ее продажи в 30 - 60%. При экспорте
продукции НДС и акцизы не взимаются.
Также НДС не
взимается:
с
производственного оборудования, ввозимого иностранным участником в счет своей
доли инвестиций;
с сырья,
полуфабрикатов, деталей, запчастей, компонентов и упаковочных материалов,
импортируемых для производства продукции на экспорт;
с любого
производства экспортных товаров, кроме нефти, нефтепродуктов и другой
продукции, относительно которой установлены особые правила.
СП выплачивают
налоги в юанях. При этом предприятия, получающие доход и в юанях, и в инвалюте,
налоги в полном объеме платят в юанях. СП, полностью получающие доходы в
инвалюте, обязаны конвертировать налоговую сумму в юани.
В таможенных
зонах разрешен ввоз любой продукции без уплаты торгово-промышленного налога и
таможенных пошлин. При вывозе этих товаров во внутренние районы налог и пошлина
взимаются в полном размере.
В различных
зонах местные власти могут предоставлять совместным предприятиям дополнительные
налоговые льготы при условии, что они касаются налогов, поступающих в местные
бюджеты (подоходный налог, налог на транспортные средства) или местный бюджет
возмещает центральному средства, недополученные из-за льгот по НДС.
Земельные
отношения
Предоставление
СП права пользования землей находится в компетенции местных народных
правительств. Процедура выделения участка ложится на китайского партнера, а
денежная оценка земли входит в его пай.
В СЭЗ
существуют различные льготы при исчислении платы за пользование землей. Так, в
Шэньчжэне предприятия с высокой технологией освобождаются от нее в первые 5
лет, а в последующие 5 платят только 50%. В Чжухае СП, использующие высокую
технологию, либо малоприбыльные предприятия от нее освобождаются. В Сямэни
плата за землю сокращена вдвое на сметный период строительства, а для
зарубежных китайцев - на весь его срок.
Иностранным
инвесторам на Хайнане предоставляются скидки в следующих случаях:
при аренде
горных и неосвоенных участков (5 - 10%);
при
осуществлении высокотехнологичных проектов (5 - 10%);
при
строительстве транспортной инфраструктуры, угольных шахт, электростанций,
водохранилищ, учреждений образования и культуры (10 - 15%);
на
осуществление сельскохозяйственных проектов при аренде горных и неосвоенных
участков (10 - 15%).
Инвесторам из
Гонконга, Макао и Тайваня предоставляются дополнительные льготы.
Помимо
предоставления земельных участков для создания СП, в последние годы начала
практиковаться сдача земли иностранным инвесторам в аренду (подряд) для
комплексного освоения.
Определены
максимальные сроки аренды:
для строительства
жилья - до 70 лет;
для
промышленного использования - до 50 лет;
для
строительства объектов науки, здравоохранения, образования, культуры, спорта -
до 50 лет;
для объектов
торговли, туризма, развлечений - до 40 лет;
для
комплексного использования - до 50 лет.
По истечении
срока контракт может быть продлен. Земельные участки могут сдаваться в аренду
как на основе двустороннего соглашения, так и с аукциона. Ставки аренды
колеблются в зависимости от местоположения участка и его назначения от 20 - 30
до 4000 - 5000 юаней за 1 кв. м. Как правило, ставки за землю, выделяемую под
промышленные предприятия, в 8 - 10 раз ниже, чем под предприятия торговли и
строительство коммерческого жилья.
Доходы от
аренды земли поступают в госбюджет и зачисляются в особый фонд городского
строительства и развития. Порядок сдачи земельных участков в аренду
регулируется "Временными положениями о комплексном подряде на освоение и
использование земельных участков иностранными инвесторами" (принятыми
Госсоветом в 1990 г.). Под "освоением" в этом документе понимается
выравнивание участка, возведение на нем коммуникаций (водопровода, электро- и
теплоснабжения), сооружений транспорта и связи, промышленных построек и т. д. с
последующей передачей права на использование его или сдачей в аренду
производственных помещений. При комплексном подряде заранее четко оговариваются
цели использования земли.
Порядок
выдачи подряда
Местное
народное правительство готовит предложение (или первоначальный вариант ТЭО).
При размере участка до 66 га пашни или до 132 га иных земель предложение
рассматривается народным правительством уровня СЭЗ. Если участок больше или в
случае, когда сметные расходы на освоение превышают полномочия правительства
провинции, оно входит с предложением в Госплан, а тот - в Госсовет КНР. Для
освоения участка может создаваться компания с участием иностранного капитала.
Она не обладает административной властью на участке.
После получения
разрешения народное правительство подписывает контракт на освоение участка, где
оговариваются площадь, цели использования, срок контракта, размер платы и т. д.
Затем составляется подробный план освоения участка и ТЭО, утверждаемые
соответствующими органами провинциального уровня.
Участки,
находящиеся в ведении администрации СЭЗ, могут передаваться за плату другим
владельцам с регистрацией в местном земельном управлении и внесением
регистрационного сбора (6%).
Деятельность
банков
Международными
операциями занимаются преимущественно два учреждения - Банк Китая и СИТИК
(Китайская международная трастово-инвестиционная компания). Однако право
ведения валютных расчетов предоставлено и другим, как чисто китайским, так и
иностранным и смешанным банкам.
Банк Китая -
внешнеторговый банк. Он осуществляет основную массу расчетов по внешней
торговле, ведет счета в валюте, предоставляет кредиты в юанях и инвалюте (в т.
ч. льготные для экспортного производства), обслуживает СП, выпускает кредитные
карточки, привлекает экспортные и другие кредиты из-за границы.
СИТИК
напоминает инвестиционный банк: основная ее задача - привлечение иностранных
капиталов в Китай и капиталовложения. СИТИК получила права Министерства и часто
действует по прямым указаниям Госсовета КНР, вместе с Банком Китая осуществляет
валютные операции. В состав компании входит собственное банковское учреждение -
Промышленный банк (CITIC Industrial Bank).
Все
расположенные на территории СЭЗ банки имеют право осуществлять операции с
депозитами, акциями и другими ценными бумагами в инвалюте, могут создавать
рынки инвалюты. Им разрешается занимать или давать в долг инвалюту другим СЭЗ
КНР.
Свои
особенности в статусе имеют отделения специализированных банков КНР
(Торгово-промышленного, Сельскохозяйственного, Строительного и др.) в СЭЗ.
Иначе
осуществляется и планирование их деятельности. Если в отделения в других
районах страны план поступает по вертикали - от их вышестоящих контор, то в СЭЗ
- по горизонтали - от местного отделения Народного банка Китая (НБК), до
Центрального банка страны. От местного отделения НБК они также могут получать
кредиты. (В кредитном плане НБК СЭЗ выделены вместе с Шанхаем отдельными
строками вслед за спецбанками.)
В СЭЗ, где
степень универсальности функций спецбанков выше, раньше, чем в других районах,
началась конкуренция между ними. Отделения спецбанков в СЭЗ имеют право
привлекать депозиты только находящихся там предприятий и организаций (среди
которых немало филиалов иногородних госпредприятий), а кредиты могут получать
со всего Китая. Они платят центральным отделениям более низкие налоги.
Недостающую сумму в бюджет за них вносят головные отделения. В КНР созданы
также 9 акционерных коммерческих банков, два из которых находятся в Шэньчжэне.
Иностранным
банкам разрешено, помимо представительств, открывать отделения СЭЗ. Наиболее
широко представлены гонконгский "Hongkong and Shanghai Bank",
английский "Standard Chartered Bank", японский "Bank of
Tokyo". Иностранные банки ориентированы на международный бизнес,
обслуживают иностранные и совместные предприятия. Круг разрешенных им операций
относительно узок, хотя в последние годы приняты меры по его расширению. Как
правило, инобанкам запрещены операции в китайских юанях (за исключением
открытия трансфертных счетов при осуществлении купли-продажи СКВ по поручению
клиентов). С 1997 г. банкам с иностранным капиталом, зарегистрированным в
Пудуне, разрешен ограниченный круг операций с китайскими юанями.
Отделения
иностранных банков могут заниматься:
финансированием
внешней торговли и отдельных проектов;
кредитованием в
валюте и приемом депозитов от СП;
валютными
конверсионными операциями.
Иностранным
банкам позволено, хотя и с ограничениями, обслуживать китайские предприятия и
организации. Общий надзор осуществляется Народным банком Китая (за валютными
операциями - Госуправлением валютного контроля, также подчиняющимся НБК).
Тарифы и условия по большинству операций иностранных банков, включая
аккредитивы, учет векселей, гарантии, переводы за границу, устанавливаются
Банком Китая.
Иностранные
граждане, въезжающие в Китай из Гонконга и Макао, освобождаются от прохождения
таможни на основании въездной визы, выданной китайскими учреждениями на
посещение соответствующей СЭЗ. Лицам, регулярно посещающим СЭЗ (инвесторам и т.
п.), предоставляется многократная виза на 1 год.
Процентные
ставки и тарифы за услуги определяются Ассоциацией банкиров или в соответствии
с положением на мировом кредитном рынке и утверждаются НБК.
Валютное
регулирование
Ведущий орган
валютной системы страны - Государственное управление валютного контроля (ГУВК),
действующее в системе НБК. Действует единый межбанковский валютный рынок.
Уполномоченным банкам (этот статус имеют практически все зарегистрированные в
КНР банки) дано право покупать и продавать на нем инвалюту.
Предприятия
обязаны продавать уполномоченным банкам валютную выручку и покупать у них
валюту для оплаты расходов по рыночному курсу.
В свою очередь
НБК устанавливает для уполномоченных банков (за исключением инобанков) лимит
открытой валютной позиции, при превышении которого они обязаны продать избыток
СКВ Центробанку.
Исключение
сделано лишь для предприятий, имеющих регулярные затраты в СКВ, а также для СП.
Этим категориям предприятий может быть предоставлено право иметь текущий
валютный счет. Лимит открытой валютной позиции устанавливается для них ГУВК с
учетом специфики хозяйственной деятельности каждого предприятия.
Система
валютного регулирования КНР находится на переходном этапе. С середины 1996 г.
СП получили право купли-продажи СКВ в уполномоченных банках наравне с
китайскими предприятиями. Вместе с тем те СП, которые не хотят воспользоваться
им, или не прошли аудиторскую проверку по валютным операциям (условием ее
прохождения является наличие положительного сальдо валютных расчетов) могут,
как и прежде, осуществлять куплю-продажу СКВ в специально созданных центрах
валютного арбитража (к операциям в них допускаются только СП и уполномоченные
банки). В этом случае СП освобождаются от обязательной продажи валютной
выручки.
Чтобы открыть
инвалютный счет в зарубежном банке, СП должно получить разрешение ГУВК или его
отделения, информировать его о своих инвалютных поступлениях и расходах,
представлять банковские счета.
Филиал СП,
созданный за границей, может открыть счет в ближайшем местном отделении Банка
Китая. Он обязан ежегодно информировать ГУВК через СП о состоянии своих активов
и пассивов.
Социальные
вопросы
В каждой СЭЗ
действуют государственные бюро по трудоустройству и хозрасчетные компании
трудовых услуг. Администрация СП сообщает им о своих потребностях в кадрах либо
самостоятельно осуществляет их подбор в любом районе Китая, либо приглашает
работников из-за рубежа. Любое китайское учреждение и предприятие обязано
перевести на работу в СП необходимых последнему специалистов, но на практике
это часто не соблюдается.
При найме на
работу в СП работник проходит квалификационный экзамен и заключает контракт,
сначала "испытательный" на полгода, затем, при согласии сторон,
официальный - на 3 - 4 года. Предприятие имеет право уволить работника, не
соответствующего требованиям контракта, однако на это необходимо разрешение
местных органов труда. При увольнении работника СП выплачивает ему компенсацию
в соответствии с отработанным сроком.
Заработная
плата
В системе
заработной платы действует принцип: "ниже, чем в Гонконге, выше, чем во
внутренних районах страны". Доход рабочих и служащих складывается из
сравнительно низкой основной зарплаты и многочисленных надбавок, в сумме ее
превышающих. В рамках реформы зарплаты в СЭЗ надбавки и дотации включаются в
заработную плату. На большинстве предприятий, в т. ч. и в СП, зарплата состоит
из следующих элементов:
основная
(зарплата по разрядам) - около 31% общей суммы;
по занимаемой
должности - около 37%;
"плавающая",
зависящая от итогов хозяйственной деятельности предприятия и трудового вклада
работника, - около 22%;
надбавки за
работу в СП в пограничных районах, антиинфляционные дотации - около 10%.
Применяются и
различные формы сдельной оплаты труда. СП имеют право определять не только
нормативы и формы зарплаты и окладов, но и систему вознаграждений и денежных
пособий.
Въезд и
выезд
В СЭЗ действует
упрощенный режим въезда и выезда иностранцев. Китайцы из Гонконга, Макао и
Тайваня пользуются правом безвизового въезда по предъявлению приглашения или
его копии. Зарубежные китайцы въезжают и выезжают по своим паспортам и
специальным документам под названием "Свидетельство на возвращение на
Родину" (аналог "зеленой карты" для лиц китайской
национальности) при оформлении соответствующих формальностей в визовой секции
Комитета по управлению СЭЗ.
Иностранные
граждане, въезжающие в Китай из Гонконга и Макао, освобождаются от прохождения
таможни на основании въездной визы, выданной китайскими учреждениями на
посещение соответствующей СЭЗ. Лицам, регулярно посещающим СЭЗ (инвесторам и т.
п.), предоставляется многократная виза на 1 год.
Разрешение на
въезд в СЭЗ из-за рубежа может быть получено на КПП:
на Хайнане -
всеми въезжающими иностранцами сроком до 15 суток;
других СЭЗ -
только иностранцами, прибывшими по письму или телеграмме администрации
зоны;
Шэньчжэне и
Чжухае упрощенный порядок получения визы распространяется соответственно на
жителей Гонконга и Макао.
В зону
свободной торговли Пудуна иностранные предприниматели из-за рубежа имеют право
въезжать свободно, предъявив паспорт и документ о коммерческой деятельности.
С территории
КНР иностранцы могут въезжать в СЭЗ без ограничений.
Передвижение
граждан КНР между зонами и внутренними районами ограничивается (например, въезд
в Шэньчжэнь возможен лишь по пропускам).
Режим
проживания на территории СЭЗ
Личная свобода
иностранных граждан не может быть нарушена без санкции или разрешения народного
суда. Приехавшим на срок 6 и более месяцев, необходимо получить временное
удостоверение на пребывание в СЭЗ (хуацяо и соотечественникам из Гонконга,
Тайваня, Макао - временный вид на жительство). Если срок пребывания превышает 1
год, иностранцы получают постоянное удостоверение, а хуацяо - постоянный вид на
жительство.
Основные
проблемы СЭЗ
Подавляющее
большинство вкладов (около 80% иностранных инвестиций) в СЭЗ вложено лицами
китайского происхождения, прежде всего из Гонконга. Инвестиции
транснациональных корпораций, способных на создание крупномасштабных,
технически современных предприятий пока направляются главным образом в другие
районы Китая. С этим связан меньший в сравнении со средним по Китаю размер
инвестиций в одно предприятие.
Невысокий
уровень внедряемой зарубежной технологии, низкая квалификация китайской рабочей
силы и недостаток специалистов.
Рост издержек
на аренду земли и рабочей силы, что влияет на темпы привлечения иностранного капитала.
(Создание и содержание СП в СЭЗ обходится в среднем в 5 раз дороже, чем во
внутренних районах КНР.)
Бюрократические
препоны при создании и функционировании СП.
Дефицит сырья и
энергии.
Отсутствие
единого закона по СЭЗ.
Злоупотребления
со стороны инвесторов: китайские организации занижают стоимость госимущества,
передаваемого вновь создаваемым СП, иностранные предприниматели до 90% средств
вкладывают в виде оборудования (часто устаревшего или низкокачественного) по
завышенным ценам; процветает сверхэксплуатация работников СП; более 60%
предприятий уклоняются от уплаты налогов.
В последние два
года наметился отток капиталов из СЭЗ в другие районы КНР. Власти СЭЗ надеются
остановить этот процесс, создавая более благоприятную инвестиционную среду
путем расширения рамок рыночного регулирования, развития инфраструктуры и т. п.
Перспективы
развития СЭЗ
Специфический
статус СЭЗ КНР позволил им добиться значительных успехов на фоне внутренних
районов Китая. В зонах гораздо быстрее, чем в среднем по стране, растет
занятость населения, уровень жизни и квалификация рабочих и служащих. Зоны
явились уникальной по масштабам школой современного управления экономикой.
В 80-е годы СЭЗ
позволили КНР, не отказываясь от основ плановой экономики по всей стране,
приобрести опыт взаимодействия с мировым рынком, стимулировали перестройку
организации внешнеэкономической деятельности страны и реформу экономической
системы. В настоящее время, по мнению части хозяйственных руководителей и
ученых-экономистов КНР, они в значительной мере утратили свою авангардную роль,
а практика и методы их работы нуждаются в существенном обновлении.
Будущее СЭЗ
стало предметом дискуссий. КНР вступила во Всемирную торговую организацию,
одним из условий членства в которой является равенство условий торговли по всей
территории страны, в связи с чем потребуется определенная юридическая
корректировка статуса СЭЗ.
В последнее
время китайское руководство ставит вопрос о переходе при предоставлении льгот
иностранным инвесторам с территориального на отраслевой принцип. Ряд здешних
экспертов критикуют сам принцип предоставления особого экономического, а
частично и политического, режима тем или иным территориям, рассматривая его как
основу регионального лоббизма и угрозу для целостности внутреннего рынка.
Внутренние районы Китая также критикуют особый статус СЭЗ, требуя для себя
сравнимых с приморскими провинциями льгот, что неприемлемо для центра.
В этих условиях
руководство КНР, подтверждая неизменность основных положений политики в
отношении СЭЗ, вынуждено идти на определенные коррективы, устраняющие некоторые
льготы (пока не затрагивающие иноинвесторов). Однако вопрос о совместимости
существования многочисленных, значительных по территории спецэкономзон с
базовыми принципами рыночной экономики остается в повестке дня.
Михаил Баранов.
Список
литературы
Для подготовки
данной работы были использованы материалы с сайта http://asiapacific.narod.ru/