Инфраструктура
рыночной экономики
Введение
В преддверии
ХХI в. наша страна начала переход к рыночной экономике, рыночному
хозяйственному механизму. Многие экономические проблемы нам приходиться решать
впервые. Прощаясь с административно-командной системой в экономике и хозяйстве,
мы тем самым лишь создаем предпосылки для рыночного хозяйства, становление
которого не может произойти в одночасье. Известно, что зарождение рыночных
отношений началось еще при разложении первобытнообщинного строя. Но своего
расцвета товарно-денежные отношения достигли при капитализме. Конечно, нам не
надо повторять все этапы и перепитии, которыми богата история рынка. Мы можем
воспользоваться опытом других государств. Но сложность задачи состоит в том,
что до сих пор никто в мире не переводил на рыночные рельсы столь громадный
хозяйственный комплекс, каким является наша экономика. Нет исторических
аналогов этому процессу. Но есть гибко реагирующий на требования времени
рыночный механизм современного западного общества.
Необходимо
подчеркнуть, что не существует инфраструктуры рыночной экономики без слабостей
и недостатков. И централизованно планируемая экономика, и свободная рыночная
экономика неизбежно представляют собой несовершенные институты, которым
одновременно свойственны преимущества и недостатки. Чтобы понять, как
функционирует рыночная экономика, необходимо признать существование пяти
фундаментальных вопросов, на которые каждая экономическая система должна
находить ответы. Вот эти вопросы: а) В каких пределах (сколько) следует
использовать имеющиеся ресурсы? б) Как их производить? г) Среди кого следует
эту продукцию распределить? д) Способна ли система адаптироваться к изменениям
в потребительских вкусах, в структуре имеющихся ресурсов и в технологии
производства? Представляет ли собой инфраструктура рыночной экономики наилучший
способ нахождения ответов на поставленные выше фундаментальные вопросы?
Научного ответа на такой вопрос не существует. Сам по себе факт, что имеется
много альтернативных способов распределения редких ресурсов, то есть много
разных экономических систем, служит ярким свидетельством расхождения в оценках
эффективности инфраструктуры рыночной экономики.
Разные
экономические системы мира различаются между собой по своим идеологиям, а также
по своему подходу к решению проблемы экономики. Коренные различия следующие: а)
между частной и общественной собственностью на ресурсы и б) между
использованием в качестве координационного механизма инфраструктуры рыночной
экономики и централизованного планирования. Необходимо выделить следующие
экономические системы: чистый капитализм, командную экономику, или коммунизм,
авторитарный капитализм, рыночный социализм, традиционную экономику, или
основанную на обычаях.
Основное
экономическое преимущество инфраструктуры рыночной экономики заключается в ее
постоянном стимулировании эффективности производства. Экономика производит то,
что требуют потребители, путем применения самой эффективной технологии. Инфраструктура
рыночной экономики функционирует и корректируется автоматически в результате
индивидуальных, децентрализованных решений, а не централизованных решений
правительства.
Против
инфраструктуры рыночной экономики выдвигается несколько критических аргументов:
а) ее контрольный механизм и конкуренция с течением времени ослабевают, б)
свойственные инфраструктуре рыночной экономики неравенство доходов,
неспособность учитывать коллективные потребности и наличие внешних выгод и
издержек препятствуют производству такого набора товаров и услуг, какой прежде
всего необходим обществу, в) конкурентная инфраструктура рыночной экономики не
гарантирует полной занятости и стабильного уровня цен.
Виды рынков
Возникшие еще в
эпоху классического капитализма различные виды рынков, торговавших своими
особыми товарами, ныне полностью развились в целостную рыночную систему,
которая складывается из рынков потребительских товаров, средств производства,
труда, научных разработок, инвестиций, ценных бумаг, иностранных валют. На сегодняшний
день рынок потребительских товаров в России больше, чем наполовину состоит из
импорта разных стран: будь то страны третьего мира или экономически развитые
капиталистические страны. Это объясняется несколькими причинами: спад
отечественного производства; лучшее качество, дизайн и срок эксплуатации
импортных товаров; широкий ассортимент импортных товаров и др.
социально-экономические причины. В процессе экономической реформы были сделаны
определенные шаги к насыщению рынка потребительских товаров. Предприятия
оборонного комплекса встали "на рельсы" конверсии, правительство
Российской Федерации стимулирует перспективные предприятия, делает
"вливания" в промышленность, предпринимает шаги по ускорению
структуризации рынка потребительских товаров.
Товарная биржа
- центральное звено инфраструктуры товарного рынка; учреждение, в котором
осуществляются оптовые сделки по купле-продаже товаров по образцам и
стандартам, на основе предварительной биржевой экспертизы. Различают
специализированные и универсальные товарные биржи. Членами товарной биржи
обычно являются крупные предприятия и фирмы - поставщики и покупатели
значительных партий товара, банки. В нашей стране организована Российская
товарно-сырьевая биржа.
Рынок
сельскохозяйственных и промышленных товаров.
Этот рынок
имеет дело с промышленными и сельскохозяйственными товарами. Его можно
представить как способ распределения этих товаров. В соответствии с рыночным
пониманием эффективного распределения цель такого рынка - распределить
промышленные и сельскохозяйственные товары в соответствии с финансовыми
возможностями потребителей. В рамках этого рынка определяются цены на отдельные
товары в соответствии со спросом и предложением на них.
Цены на
промышленные и сельскохозяйственные товары складываются на уровнях:
региональном, национальном и международном. Эти цены включают и стоимость
перевозок и хранения. Поэтому стоимость отдельных товаров объективно ниже там,
где они производятся - из-за уменьшения издержек производства за счет снижения
затрат на перевозку и хранение. Исходя из региональных цен устанавливаются
национальные цкны и специализация региона, а исходя из национальных цен
формируется международный рынок промышленных и сельскохозяйственных товаров. По
существу все остальные рынки складываются примерно так же, но в каждом из них
один из уровней имеет свой приоритет.
Рассмотрим
рынок промышленных и сельскохозяйственных товаров, каким он представал перед
нами в недавнем прошлом. Представим рыночную систему как совокупность
разнообразных рынков по признаку взаимоотношений, т.е. в зависимости от вида
товаров и услуг, которые продаются и покупаются.
В сложившихся
формах рынок продовольственных товаров представлен: государственной торговлей,
реализующей продовольствие по государственным ценам; потребительской
кооперацией, реализующей товары по комиссионным ценам; коммерческой торговлей,
реализующей отдельные виды продовольственной продукции по полусвободным и
свободным ценам; колхозными рынками, на которых продовольственные товары
продаются колхозами и индивидуальными производителями по свободным или
незначительно регламентированным ценам.
Эта структура
рынка продовольственных товаров и используемых в нем цен стала во многом
архаичной. Она не обладает единством, целостностью, допускается сосуществование
противоречивых, трудно совместимых форм торговли и ценообразования. В
результате широкий разброс цен на одни и те же товары в зависимости от
применяемых форм торговли. Введение талонов на отдельные виды продовольствия,
системы заказов, продажа некоторых продовольственных товаров только отдельным
группам населения еще более удаляют торговлю ими от нормальных рыночных
отношений и переводят эти отношения из разряда товарно-денежных в класс
распределительных, имеющих к рынку косвенное отношение.
Рынок услуг.
Рынок услуг,
как было уже сказано, формируется по общей для всех рынков схеме, рассмотренной
выше. Рынок услуг в той или иной степени призван охватить бытовые,
коммунальные, транспортные, культурные, образовательные, здравоохранительные,
посреднические, информационные и многие другие виды деятельности по оказанию
услуг населению. В качестве самостоятельной части рынка услуг выступают
производственные услуги, т.е. виды деятельности по оказанию услуг в
производстве.
В чисто
рыночной экономике никаких субсидий со стороны государства быть не должно, но
на практике без них не обойтись - как по политическим, социальным, так и по
моральным соображениям. Особенно, если речь идет об образовании.
Рынок жилой
площади.
В условиях
рынка надлежит усвоить, что и жилая площадь представляет типичный объект
рыночных отношений и подлежит купле и продаже по рыночным ценам наравне с
другими товарами. Право строительства и продажи жилья должно принадлежать на
равных началах государственным, коллективным, кооперативным организациям и гражданам.
Жилье представляет такую же собственность, как и иные виды имущества.
Не следует
думать, что подобная система бесчеловечна и лишает беднейшие слои населения
возможности улучшать свои жилищные условия, отдавая все предпочтение богатым.
В то же время
рынок жилья намного упрощает обмен, переезд в другое место жительства, передачу
жилой площади по наследству, улучшает отношение людей к жилому фонду, повышает
заинтересованность всех слоев населения в жилищном строительстве, способствует
реализации избытков жилой площади, устраняет многочисленные махинации с жильем,
его скрытую продажу.
Отметим, что
введение рынка жилья постепенно приведет к уменьшению колоссального
несоответствия между мизерной платой, вносимой за пользование государственной
квартирой, и баснословно высокой платой, за которую снимают ту же квартиру
лица, не имеющие жилой площади.
Рынок
средств производства.
Он
распространяет свое действие на все материально-технические объекты,
непосредственно участвующие в общественном производстве, используемые в
процессе изготовления продукции, выполнения работ, осуществления услуг. Этот
огромный по масштабам объектов и их стоимости рынок состоит из двух
взаимодействующих частей. Во-первых, на рынке средств производства обращаются
орудия труда в виде производственных зданий и сооружений, конструкций, машин,
оборудования, приборов, аппаратуры. Во-вторых, этот рынок представлен
предметами труда в виде сырья, материалов, энергии, полуфабрикатов, из которых
или с использованием которых посредством орудий труда выпускается промежуточный
или конечный продукт производства. В рыночной экономике оба этих определяющих
фактора производства становятся непосредственным объектом рыночных отношений.
Особым образом стоит вопрос о рынке земли и природных ресурсов как средств производства.
Рынок
инвестиций.
В рыночной
экономике происходит изменение как источников финансирования инвестиционных
объектов, так и способов материализации денежного капитала. Дополнительными
источниками инвестирования здесь становятся банковские кредиты, частный
капитал, средства одних предприятий, вкладываемые в развитие других. Это могут
быть либо прямые ссуды, либо приобретение акций, либо вложения средств для
участия в прибылях. Но во всех случаях здесь имеет место значительно большее
расширение инвестиционных возможностей предприятия или организации.
Основной
признак, главное качество рынка инвестиций определяется не только расширением
объемов и источников финансирования капитальных вложений и зон их приложения.
Рынок инвестиций гораздо более широкое понятие. Он часть общего экономического
рынка. Благодаря ему значительно облегчается воплощение капитальных вложений в
денежном выражении в материальные информационные, научно-технические объекты.
Рынок
инвестиций по своему содержанию есть рынок капитала, вкладываемого в
производство, а точнее, в дело. Как только возникает капитал, его владелец,
носитель становится капиталистом.
В рыночной
экономике на законных основаниях наравне с государственным функционирует
банковский, коммерческий капитал, коллективный капитал, вкладываемый в любое
дело по желанию владельцев, и семейный, личный, частный капитал, направляемый
туда, где он сулит принести весомую прибыль.
Рынок денег,
валюты, ценных бумаг.
Как было
сказано выше, рынок инвестиционного капитала сам по себе представляет денежный
рынок особой природы. Он связан с превращением денег в идеи, проекты,
нововведения, строительство объектов, технические и социальные
усовершенствования. Однако в рыночной экономике возникают денежные рынки в
чистом виде, где, образно говоря, деньги продаются и покупаются же за деньги.
Рынок денег в принципе может существовать даже при наличии в стране только
единственной денежной единицы. В этом случае он распространяет свое действие на
кредитование, предоставление денежных средств взаймы, т.е. на операции по
возможному обмену "сегодняшних" денег на "завтрашние"
деньги. Если же вводится параллельная валюта в виде, скажем, золотого рубля или
возникают республиканские валюты, то рыночные отношения обретают гораздо более
широкие возможности в виде покупок и продаж одной валюты за другую.
Рынок валюты,
под которой понимается уже не только национальная, но и иностранная валюта,
означает еще большую возможность купли, продажи, обмена по определенному
валютному курсу (мировому, государственному, плавающему, свободному) денег
одной страны на деньги другой. Естественно, что активность валютного рынка и
диапазон его действия во многом зависят от конвертируемости валюты.
Конечно,
разделение рынка на валютный и денежный до некоторой степени условно. В общем
случае валютный рынок одновременно является денежным, а денежный - валютным.
Валютный рынок
- система экономических отношений, связанных с осуществлением операций
купли-продажи (обмена) с иностранными валютами и платежными документами в
иностранных валютах (чеки, векселя, переводы, акредитивы), включает в себя
значительное число локальных рынков по осуществлению конкретных операций. По
своему режиму валютные рынки подразделяются на свободные (для регионов, где нет
валютных ограничений) и несвободные (где ограничения установлены и валютные
операции разрешаются уполномоченными органами либо по официальному валютному
курсу). Существуют рынки: евровалют, евродепозитов, еврокредитов,
еврооблигаций. Международные валютные рынки служат важным объектом анализа
спроса и предложения. Например: иностранные импортеры являются агентами
предложения своих валют, а российские импортеры выступают агентами спроса на
иностранные валюты. Получающиеся в результате равновесные обменные курсы валют
связывают между собой уровни цен всех стран. При равновесии спроса и
предложения устанавливается единый курс, применяемый для всех сделок банков с
клиентами.
На валютных
биржах традиционно производится официальная фиксация валютных курсов несколько
раз в течение дня, зафиксированные курсы публикуются в официальных биржевых
бюллетенях. Эти курсы используются банками и различными деловыми предприятиями
в качестве справочных при заключении контрактов.
"Правительство
должно усилить валютный контроль. Нужны жесткие санкции против нарушителей,
незаконно укрывающих за границей валютные ресурсы. Одновременно следует
предоставить частным владельцами валютных средств государственные гарантии,
защищающие их от конфискации и блокирования."
Опыт всех стран
с развитой рыночной экономикой выявил следующую закономерность в способах
преодоления препятствий на пути к конкурентному рынку: развитие массового
предпринимательства, создание рыночной инфраструктуры, установление рыночного
равновесия, либерализация цен, обуздание неуправляемой инфляции, обеспечение
единого экономического пространства, создание открытой рыночной экономики. Чем
больше предпринимателей, занятых производством полезных благ, тем больше будет
насыщаться товарами рынок. Но проблема нашей экономики в том, что
"массовое предпринимательство" в основном не занимается производством
товаров и услуг, его усилия направлены на перепродажу импортных товаров,
оказание посреднических услуг. Для того чтобы стимулировать рост производства -
основу инфраструктуры рыночной экономики, правительство намерено оказывать
государственную поддержку (финансирование, льготы) малому предпринимательству,
прежде всего, в приоритетных областях: производство и переработка
сельскохозяйственной продукции, производство продовольственных, промышленных
товаров, товаров народного потребления и др., оказание производственных,
коммунальных и бытовых услуг, строительство объектов жилищного,
производственного назначения, инновационная деятельность. Правительством
Российской Федерации 29 апреля 1994г. N 409 принято постановление "О мерах
по государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации
на 1994-1995 годы", в котором была одобрена Федеральная программа
государственной поддержки малого предпринимательства в Российской Федерации на
1994-1995гг. Главной целью осуществляемых мер по государственной поддержке
малых предприятий является создание на федеральном уровне экономических,
правовых и организационных условий для формирования в России развитой
инфраструктуры малого предпринимательства, обеспечивающей его эффективный рост.
Чтобы наладить
нормальные экономические горизонтальные связи между предпринимателями и
привести в движение всю систему рынков необходимо создать рыночную
инфраструктуру. Развитие рыночной инфраструктуры РФ претерпевает в настоящее время
определенные изменения. Набюдается постепенное сокращение числа бирж. Из 303
бирж, получивший лицензию, к концу 1993 г. действовало около 180. Основная доля
биржевого товарооборота (40%) приходилась на 6 наиболее крупных товарных бирж.
В структуре биржевого оборота сократилась доля продукции
производственно-технического назначения (с 65% до 41 %) и товаров народного
потребления (с 31% до 12%). Расширились операции с денежными ресурсами и
ценными бумагами на фондовых биржах. Объем их продаж в общем биржевом обороте
увеличился с 3% в 1992г. до 46% в 1993г. К концу 1993г. зарегистрировано около
2 тыс. коммерческих и кооперативных банков и около 4 тыс.филиалов.
Коммерческими банками предоставляется 80% от общей суммы кредитных вложений в
народное хозяйство. Но как отметил Президент РФ Б.Н.Ельцин в обращении к
Федеральному Собранию РФ "Об укреплении Российского государства (Основные
направления внутренней и внешней политики), 1994 г.: "...хотя Россия уже
располагает основами инфраструктуры рыночного хозяйства, распределена она
весьма неравномерно. В частности, страна не имеет эффективных институтов,
обеспечивающих функционирование рынков оборудования, земли, жилья и прочей
недвижимости, ценных бумаг, оптовой торговли."
В течении
прошлого года усилия Правительства были сконцентрированы на проведении умеренно
жесткой денежно-кредитной политики, продолжении процесса приватизации, развитии
взаимоотношений с государствами-участниками СНГ, дальнейшей либерализации
внешнеэкономической деятельности.
Однако ряд
важных задач в социально-экономической сфере не был решен: сохранялись
негативные тенденции, проявившиеся в спаде промышленного и
сельскохозяйственного производства, остановке многих предприятий, продолжении
финансового кризиса, заметном снижении инвестиционной активности,
нерациональной структуре народного хозяйства, высоком уровне инфляции.
Подведены итоги
социально-экономического развития России в 1993 году. По всем показателям
очевиден резкий спад производства и соответственно - благосостояния населения
страны.
Валовый
внутренний продукт составил 162,3 триллиона рублей и в сопоставимой оценке
сократился по сравнению с 1992 г. на 12 проц. Это вызвано спадом производства
продуктов и услуг в большинстве секторов экономики, в том числе в
промышленности - на 16,2 проц, в строительстве - на 7 проц., в сельском
хозяйстве - на 4 проц.
Промышленность.
Физический объем производства сократился по сравнению с 1992г. на 16,2 проц., в
декабре - на 16,1 проц. В 1993г. объем производства продукции промышленности
был ниже, чем в 1990 г., на 37 проц., в том числе в добывающих отраслях на 28
проц., в обрабатывающих - на 38 проц.
Из 262 видов
промышленной продукции, учитываемых в срочной отчетности, по 234 (89 проц.)
объем производства сократился, а по 28 - увеличился (11 проц.).
Темпы спада
физического объема промышленного производства в марте 1994г. были максимальными
за квартал и составили по отношению к марту 1993г. 27,4% (в январе и феврале
соответственно 23,1 и 24,1%). В целом в 1 квартале 1994г. производство
сокращалось быстрее, чем в 1993г. Если потери за 1 квартал 1993г. составили
19,3% объема выпуска соответствующего периода предыдущего года, то за 1 квартал
1994г. - почти четверть.
Главной
причиной углубления промышленного кризиса является сокращение платежоспособного
спроса. В результате резко участились длительные остановки предприятий и
отдельных производств. В феврале такие остановки были на 4,3 тыс., а в марте -
на 5 тыс.предприятий.
В
топливно-энергетических отраслях в 1993г., добыча и производство всех видов
первичных энергоресурсов уменьшились по сравнению с 1992 г. на 6 проц.
В черной
металлургии в 1993г. из-за снижения спроса сократилось производство основных
видов продукции: чугуна выплавлено на 12 проц меньше, чем в 1992г., стали - на
13 проц., готового проката - на 9 проц., стальных труб - на 28 проц.
В
машиностроении под воздействием снижения платежеспособного спроса потребителей
существенно уменьшился выпуск многих видов изделий: из 62 важнейших видов
продукции, учитываемых в срочной отчетности, по четверти сокращено производство
на 20-40 проц. и почти по трети - на 50 проц. и более. В меньшей степени
сократился выпуск продукции автомобильной промышленности, пользующейся
относительно устойчивым спросом.
В отраслях
оборонной промышленности сокращение общего объема производства продукции на
конверсируемых предприятиях составило 11 проц. Удельный вес гражданской
продукции в общем объеме выпуска конверсируемых предприятий составляет около
трех четвертей.
Химико-фармацевтическая
промышленность сократила производство по 11 из 16 важнейших
фармако-терапевтических групп препаратов.
В
лесозаготовительной промышленности по сравнению с 1992г. выпуск деловой
древесины уменьшился более чем на четверть.
На предприятиях
легкой промышленности в 1993г. произведено 3,7 млрд. кв.м. тканей (на 27 проц.
меньше уровня 1992г.) 547 млн.пар чулочно-носочный изделий (на 13 проц.), 146
млн.пар обуви (на 34 проц.).
В производстве
товаров культурно-бытового и хозяйственного назначения сложилась неодназначная
ситуация. Производство холодильников и морозильников в 1993г. составило 3,5
млн. штук (на 9 проц. больше, чем в 1992г.), телевизоров - 4 млн. (на 8
проц.больше), стиральных машин - 3,9 млн. (на 10 проц.меньше), швейных машин -
1,4 млн. (на 13 проц.меньше), видеомагнитофонов - 270 тыс. (на 39 проц. меньше,
чем в 1992г.).
В 1993г.
замедлилось сокращение производства отдельных продовольственных товаров:
произведено 4,0 млн тонн мяса, 8,2 млн. тонн цельномолочной продукции, 1,1
млн.тонн растительного масла, 3,9 млн.тонн сахара. Обеспечен рост проиозводства
растительного масла, мясных полуфабрикатов, жирных сыров и брынзы, молочных
консервов, майонеза.
Из-за возросших
трудностей с материально-техническим обеспечением, ухудшения финансового
положения и по другим причинам в 1993 г. прекратили свою деятельность 14
тыс.фермерских хозяйств. В 1993г. объем валовой продукции сельского хозяйства
сократился по сравнению с предыдущим годом на 4 проц., при этом в личных
подсобных хозяйствах населения стоимость валовой продукции возросла на 4 проц.
Состояние сельскохозяйственного производства в январе-марте 1994г. оставалось
кризисным. Продолжилось сокращение производства животноводческой продукции. В
хозяйствах всех категорий объемы реализации скота и птицы на убой снизились по
сравнению с 1 кварталом 1993г. на 13%, производство молока - на 9, яиц - на 6%.
В общественном секторе объемы производства мяса и молока сократились на 15-18%,
а в личном - остались на уровне соответствующего периода 1993г.
Однотипным с
ними по природе, но все же самостоятельным стал рынок ценных бумаг. Последние
представляют собой особый вид денежных или имущественных документов, которые
либо обладают определенной, выраженной в денежных единицах стоимостью, либо
предоставляют владельцу имущественное право, которое в конечном счете может быть
сведено к денежному выражению. К наиболее типичным видам ценных бумаг относятся
акции, облигации, чеки, аккредитивы, векселя, сертификаты, бонны.
Рынок
рабочей силы (труда).
Самое яркое,
хотя, возможно, и не самое заметное проявление рыночной экономики - это рынок
рабочей силы. Его можно было бы назвать и рынком труда, но, согласно классикам,
живой труд сам по себе еще не обладает стоимостью.
Ею обладает
рабочая сила, т.е. способность работника к труду. Однако, если не вдаваться в
политэкономические нюансы, термин "рынок труда" вполне приемлем.
Основой
трудовых отношений в условиях рынка рабочей силы является свободный,
добровольно заключаемый контракт между работником и его нанимателем на условиях
взаимного соглашения и в соответствии с действующим законодательством о труде.
Наниматель вправе после окончания контракта или при его нарушении работником
принимать решение о продолжении или прекращении трудовых отношений. С
социальных, морально-этических в этом есть нездоровое начало, но с
экономических позиций это целесообразно. Эффективной экономике более импонирует
наличие избыточной рабочей силы, побуждающей ценить труд, чем наличие
избыточных рабочих мест, подавляющее заинтересованность в продуктивном труде в
связи с легкой возможностью сменить рабочее место. Так что правомерно говорить
и о рынке рабочих мест.
Рынок труда или
рабочей силы находится в прямой связи с проблемой занятости. В условиях
рыночных отношений уровень трудовой занятости прежде всего соотношением спроса
и предложения рабочей силы. Известно, что рыночное равновесие достигается и
поддерживается при некотором избытке предложения по отношению к спросу. Отсюда
имеет место безработица уровень которых изменяется в широких пределах, примерно
от двух до пятнадцати процентов от числа занятых, в зависимости от состояния
экономики и характера государственного регулирования процессов занятости.
Таким образом,
при переходе к свободному рынку рабочей силы вполне возможна и очень вероятна
ситуация, когда почти поголовная трудовая занятость и дефицит рабочей силы в
большинстве отраслей и регионов сменятся повышением уровня трудовой
незанятости, или, проще говоря, безработицей. В борьбе с нею необходимо создать
действенную систему государственного регулирования занятости населения, исходя
не только из экономических, нои из социальных соображений. Такая система уже
начинает функционировать. Зримое место в ней призваны биржи труда (центры
трудоустройства).
Рынок
инноваций.
К инновациям
принято относить технические и социально-экономические новшества, изобретения,
рационализаторские предложения, технологические нововведения, другие достижения
научно-технического и социального прогресса. При рыночной экономике инновации
можно без ограничений покупать и продавать. Они уже не представляют
преимущественно обезличенную собственность. Ценность инноваций полнее
отражается в их стоимости, цене, формирующейся в результате взаимодействия
спроса и предложения.
Рынок инноваций
способен побудить творческое начало к практическому действию, активизировать
научно-технический потенциал, породить здоровый дух предприимчивости в
продвижении прогрессивных новшеств, ускорить цикл "наука - техника -
производство - применение". Изобретатели, рационализаторы могут надеяться,
что они будут избавлены от необходимости "внедрять", "проталкивать"
свой продукт. Как только он станет объектом рыночных отношений, рыночный спрос,
конъюнктура сами начнут либо всасывать, либо отторгать инновационные
предложения, формировать свои представления об их стоимости и цене.
Рынок
духовного, интеллектуального продукта.
Кроме
инновационного продукта есть множество других видов интеллектуальной продукции,
результатов духовного творчества, способных попасть в зону рыночных отношений.
В широком смысле слова следовало бы говорить о рынке информационного продукта
как первичного итога мыслительной деятельности человека. Но под информацией
принято понимать только сведения, сообщения, данные. Духовный продукт гораздо
более широк, он включает идеи, замыслы, творческую информацию, представленную
не только в форме цифр и слов, но и в виде образов, звуков, изображений,
моделей, образцов. Все это интеллектуальная собственность.
Во многих
странах мира широко развит рынок научно-технических разработок. Ведущие позиции
на нем занимают, мелкие и средние фирмы, которые первыми берут на себя риск
освоения новейшей техники и технологии, внедряют НИОКР по заказам других
гигантских компаний и государства. В США такие малые фирмы в среднем внедряют
на доллар затрат в 17 раз больше нововведений по сравнению с крупными
предприятиями. Они создают свыше 90% новых технологий. Перестройка организации
научных исследований привела к тому, что за последние 100 лет время с момента
естественно-научного открытия до его практического использования во многих
отраслях сократилось более чем в 10 раз. В результате сближения сроков
радикальных перемен в естествознании и технике они приняли характер
научно-технической революции (НТР). Научно-техническая революция - коренное
качественное преобразование производительных сил на основе превращения науки в
ведущий фактор производства. На современном этапе НТР приоритетное развитие
получили современное станкостроение, электротехническая промышленность,
микроэлектроника, вычислительная техника и приборостроение. НТР характеризуется
быстрым ростом производства всех видов копмьютеризированного оборудования и
гибких систем Так в нашей стране за 1985-1990гг. объем продукции машиностроения
и металлообработки вырос на 23%, а приборостроение увеличило выпуск продукции
на 47%, в том числе промышленность средств вычислительная техники - на 66%.
Важными направлениями дальнейшего развития НТР являются: совершенствование
технологии проиозводства и обработки новых материалов, биотехнология, где
применяются достижения генной инженерии и клеточной технологии.
В 70-х годах
НТР стала перерастать в технологическую революцию. "Высокие
технологии": обеспечивают резкий подъем эффективности производства,
позволяет более полно использовать сырьевые ресурсы (безотходное производство),
являются экологически чистыми. "Высокие технологии" широко
используются в странах западной Европы, Японии, Южной Корее, Тайване, Сингапуре
и Гонконге.
В нашей стране
рынок "высоких технологий" развивался очень медленно. В настоящий
период необходимо оказывать государственную помощь в развитии фундаментальных и
прикладных наук, экономически стимулировать их широкое освоение и применение. В
самом сложном положении находится наукоемкое машиностроение. Некоторые заводы
выживают лишь за счет перехода на выпуск технологически отсталого оборудования,
скатываясь на уровень 60-х годов.
В послании ФС
Президент отметил: "Необходимо остановить технологический откат российской
промышленности, не допустить, чтобы этот процесс стал необратимым, прежде всего
в отраслях, высококонкурентных на мировом рынке, - авиакосмической, лазерной,
атомной промышленности, судостроении, космических услугах, разработке
программного обеспечения."
Рынок
инвестиций входит в рынок ссудных капиталов, в качестве предмета купли-продажи
на нем выступает особый товар - капитал. Его особенность состоит в том, что
деньги приобретают дополнительную полезность - способность возрастать по
стоимости и приносить прибыль. Инвестиция - это долгосрочное вложение капитала
в промышленность и иные отрасли хозяйства ради получения прибыли. При этом
финансовые инвестиции идут на закупку акций, облигаций и ценных бумаг,
выпущенных корпорациями или государством. Реальные инвестиции - это вложения
денег в проиозводственный основной капитал (здания, сооружения, оборудование),
жилищное строительство, товарно-материальные запасы.
В настоящий
период общей нестабильной ситуации в экономике российские предприниматели и
иностранные инвесторы не стремятся делать вложения в развитие России.
Существующая инфляция - препятствие к инвестированию средств в промышленность с
помощью рыночных механизмов, рыночными методами. Но она же благодаря этому
важнейший фактор, обуславливающий необходимость бюджетных инвестиций и
административных методов контроля над экономикой и административных структур,
распоряжающихся ею
В условиях
реализации антикризисной программы и перехода к рыночной экономике
инвестиционная политика в России должна быть нацелена на улучшение соотношения
между капиталовложениями в ресурсодобывающие, перерабатывающие и потребляющие
отрасли; необходимо перераспределение инвестиций в пользу отраслей,
обеспечивающих научно-технический прогресс, повышение доли вложений на развитие
непроизводственной сферы, отраслей социальной инфраструктуры. В настоящее время
крайне тяжелая ситуация с капиталовложениями: "основа инвестиционного кризиса
- высокая инфляция, вследствие чего деньги идут не в производство, а в
посредничество. Бюджетных вложений уже почти нет, фондового рынка еще нет -
такова неизбежная комбинация переходного периода, негативные последствия
которой для инвестиций совершенно очевидны. Из-за инфляции кредит стал не
только дорогим, но и преимущественно краткосрочным", более того,
"Федеральному Собранию и Правительству предстоит немало сделать для того,
чтобы вложения в российскую экономику стали более привлекательными для иностранных
фирм. При этом ясно, что последние будут воздерживаться от серьезных инвестиций
до тех пор, пока не наступит стабилизация, пока в российскую экономику не
начнут вкладывать капиталы отечественные предприниматели". Б.Н.Ельцин в
своем послании Федеральному Собранию Российской Федерации предложил в 1994 году
сформировать особые институты - финансово-промышленные группы: "Такие
институты способны поддержать достаточную инвестиционную активность и
технологические нововведения, обеспечивать концентрацию ресурсов в точках роста
и необходимую конкурентоспособность как на внутрироссийском, так и на мировом
рынках".
Потребительский
рынок. По сравнению с 1992 г. насыщенность розничной торговой сети товарами
увеличилась. Если в 1992 г. коэффициент уровня наличия продовольственных
товаров в розничной торговле составлял примерно 50 проц., непродовольственных -
70 проц. то в 1993г. он был равен 60-70 проц. и 80-90 проц.
Доля частного
сектора торговли в объеме розничного товарооборота составила 71 проц. (в 1992
г.- 62 проц.), государственного - 25 проц. (37 проц.), других негосударственных
форм собственности - 4 проц.(1 проц.).
Ситуация с
неплатежами (1993-1994гг.) характеризуется следующими тенденциями. Нарастают
объемы просроченной задолженности поставщикам и покупателей продукции,
задолженность предприятий по оплате труда, не решена проблема с оплатой
продукции, произведенной по заказам государства, нарастают объемы неплатежей по
ссудам банков, имеет место задолженность государства по своим обязательствам,
продолжает расти задолженность предприятий по оплате труда своим работникам.
Вместе с тем в условиях высокой инфляции динамика неплатежей в текущих ценах
дает искаженную картину. Просроченная задолженность скорректированная на индекс
инфляции и измеренная в постоянных ценах (к декабрю 1992г.) сократилась: на 1
января 1993г. просроченная задолженность поставщикам в промышленности
составляла 1139.3 млрд.рубл., а на 1 февраля 1994г. в текущих ценах 10992.5
млрд.руб., т.е. возросла в 9.6 раза, а в сопоставимых ценах - 952.4 млрд. руб.,
т.е. сократились на 16.4%; на 1 января 1993г. задолженность покупателей
составляла 1797.9 млрд.руб., а к 1.02.94г. в текущих ценах возросла до 15194.2
млрд.руб. (в 8,5 раза), а в сопоставимых ценах составила 1316.4 млрд.рублей
(сократилась на 26.8%). Вместе с тем в IV квартале 1993г. четко наметилась
тенденция возрастания задолженности, исчисленной в неизменных к декабрю 1992г.
ценах. Сохраняющиеся неплатежи способствуют нарастанию кредиторской
задолженности, сокращению платежеспособного спроса и замедлению роста цен.
Кредиторская задолженность обследуемых ГКС предприятий с 1 февраля по 1 марта
возросла на 17% (с 54 до 63 трл.руб.), а просроченная задолженность в ней с 37
до 40%. При этом финансовое состояние предприятий было таково, что имеющиеся у
них денежные средства покрывали просроченную задолженность поставщикам в
среднем на 41%.
Спад
производства по отраслям происходит крайне неравномерно. В наиболее тяжелом
положении окалазись отрасли машиностроения и легкой промышленности, потери
которых за 1 квартал 1994г. составили половину их квартального выпуска прошлого
года (и сохранившие примерно треть объемов среднемесячного производства
дореформенного 1991г.). От четверти до 35% объема промышленного производства
потеряли в 1 квартале 1994г. химическая промышленность и черная металлургия, на
10-20% уменьшилось производство основных продовольственных товаров, 9-15% -
нефти и угля, и лишь добыча газа осталась на уровне первых трех месяцев 1993г.
Наметился
сезоннный подъем инвестиционной активности. В марте освоено более 40% всех
капитальных вложений 1 квартала 1994г. Неплатежи и продолжение жесткой
кредитной политики определили снижение уровня инвестиций в первые три месяца
1994г. по сравнению с соответствующим периодом 1993г. 975-80%). Приоритетом капитальных
вложений остается жилищное строительство. В марте предприятиями и организациями
всех форм собственности было введено в эксплуатацию жилье общей площадью 3,2
млн.кв.м. (76% общего ввода в первом квартале текущего года). В целом жилищное
строительство в январе-марте 1994г. находилось на уровне соответствующего
периода прошлого года. Производственное строительство в квартале текущего года
сократилось по сравнению с тем же периодом 1993г. на 25-30%, а государственная
инвестиционная программа на 1994г. была принята лишь в конце марта.
Внешнеторговый
оборот России со странами дальнего зарубежья в 1 квартале 1994г. составил 1267
млрд.дол., что на 8,4% меньше, чем в первом квартале прошлого года (в текущих
ценах). При этом сохраняется тенденция роста экспорта, который равнялся 8,9
млрд.дол. (на 2,9% больше), и сокращения импорта, который снизился по сравнению
с 1 кварталом 1993г. на 27% и составил всего 3,8 млрд.дол., т.е. около 30%
всего внешнеторгового оборота.
За
январь-ноябрь осуществлена приватизаци 39 тыс. предприятий, а всего с начала
приватизации в Росии - 36 тыс.предприятий, из них перешло в частную
собственность путем акционирования - 31%, путем продажи - 69%. Общая стоимость
приватизированных в январе - октябре предприятий (по остаточной стоимости в
ценах до переоценки основных фондов в 1992г.) составила более 753 млрд.рублей.
Число
безработных к концу 1994г. составит 1,5 млн. человек, это объясняется
сокращением производств и притока на рынок труда выпускников. Но существует и
оборотная сторона проблемы безработицы. Это так называемая проблема
"безбилетника"- человека получающего блага, но не дающего взамен
обществу равноценную отдачу. Об этом пишет П.Хейне ("Экономический образ
мышления"): "Когда люди могут получить благо независимо от того, заплатили
они за него или нет, у них меньше стимулов платать. У них есть соблазн стать
безбилетниками: людьми, которые пользуются выгодами, не оплачивая свою долю
издержек, связанных с обеспечением этих выгод. Но если ни у кого нет стимула
оплачивать издержки, ни у кого не будет стимула обеспечивать эти выгоды. В
результате блага не будут производиться, несмотря на то, что каждый оценивает
их выше, чем издержки, связанные с их производством... каждый ничего не будет
делать во имя общих интересов, если это не совпадает с его собственным
интересом." Это одна из главнейших проблем нашего государства - слишком
много у нас людей не желающих работать, живущих "за чужой счет", тех,
которые живут спекуляцией, хитроумными аферами, перепродажей, незаконной
экономической деятельностью.".....определенная искренная забота о
благосостоянии других людей необходима для совместной деятельности в обществе,
ни рынки, ни государство не могли бы существовать, если бы люди не обладами
способностью хотя бы отчасти сопереживать проникаться сочувствием к тому, что
испытывают другие".
Актуальные
проблемы инфраструктуры рыночной экономики в России
Экономические
реформы, начатые в России с первых дней 1992г., дали позитивные результаты,
сдвинули с места мертвящую махину огосударствленной экономики, появились
обнадеживающие симптомы экономического оздоровления. "Освобождение
цен", жесткая финансовая и кредитная политика ("монетаристские
меры", "шоковая терапия") повлияли на всю атмосферу
экономической жизни, повернули людей к реальному экономическому делу, бизнесу,
собственности, положили начало укреплению рубля, финансовой стабилизации,
преодолению товарного дефицита на потребительском рынке.
Вместе с тем
действие экономических реформ оказалось противоречивым, их позитивное влияние
ограниченным. Ведь нарастающая инфляция, путем которой при освобождении цен
"съедается" излишняя денежная масса, не обеспеченная товарами,
больнее всего ударила по малообеспеченным обездоленным слоям людей, особенно
старшего поколения. В начале второго полугодия 1993г. темпы инфляции вновь
возросли. В июле темп роста потребительских цен составил 122%, в августе -
126%, осенью темпы роста цен замедлились и составили в сентябре 123%, октябре -
120%, ноябре - 116%, декабре - 113%. К концу 1993г. 40 млн. человек (27% от общей
численности населения) имели среднедушевые денежные доходы ниже величины
прожиточного минимума. Отсюда - растущее напряжение в обществе, разочарование в
реформах, потеря веры в перспективу улучшения жизни, что заметно повлияло на
результаты выборов в Федеральное Собрание в декабре 1993 года.
Великая миссия
монетаристских мер - устранение диктаторской роли государства в
"регулировании" цен, зарплат, сбыто-снабженческих операций. Но они
лишь подготавливают условия для перехода к эффективной рыночной экономике, но
сами по себе они не способны превратить, и негде в мире не превратили,
монопольно-бюрократическую, планово-распределительную экономику в свободную,
конкурентную, рыночную. В обстановке "дефицита денег", особенно в
условиях огосударствленного хозяйства "ничейной" собственности,
всевластия коррумпированного чиновничества, да тем более - фискальной налоговой
политики, они толкают к жажде "быстрой наживы" - главным образом
путем госимуществ, паразитирования на них, экспорта сырья, валютных операций, перепродаж.
Поскольку сами
по себе монетаристские меры не обеспечивают функционирования и тем более
реформирования всей экономики и ее сердцевины - производства, возникает соблазн
(а порой и острая необходимость) все же использовать государственные рычаги для
решения экономических задач. Теперь уже - путем предоставления тем или иным
хозяйствующим субъектам денежных ресурсов из государственного бюджета, льготных
кредитов. Государственная власть в таких условиях из "распределителя
материалов и сырья" превращается в "распределителя денег и
кредитов". И бюрократическая мощь государства сохраняется в полной мере, а
в чем-то становится более изощренной, утонченной и, понятно, не менее склонной
к авторитаризму и коррупции.
Нигде на
"Западе", да вообще нигде в мире, рыночная экономика не формировалась
в условиях, когда в ней доминирует государственная, казенная собственность.
Опыт совершенно иной: казенные предприятия ряда западно-европейских и азиатских
стран порой включаются в экономические отношения, но - наравне с предприятиями
- частными собственниками, притом в условиях, когда рыночная экономика уже
сложилась и безотказно функционирует, а казенные предприятия заведомо
котируются как убыточные, бременем лежащие на налогоплательщиках. Прямое же
вмешательство власти в экономику, хотя и может дать известный, подчас
впечатляющий эффект (в особенности если формируется значительная
государственная собственность), неизбежно нарушает естественные связи в самой
основе товарно-рыночных отношений, сопряжено с усилением бюрократии, ее мощи.
Следует обратить внимание на следующие моменты: во-первых, бюрократическая
государственная собственность, сложившаяся в советском обществе, неотделима от
тоталитарного режима; во-вторых, "корректировка" реформ, направленная
на усиление государственных начал в экономике, неизбежно ведет к их разрушению,
а в историческом измерении - к утрате перспективы перехода к развитой рыночной
экономике.
Проводимые в
России с 1992 года экономические реформы объявлены радикальными. Но никакого
"радикализма" в самих реформах, призванных сформировать и
"запустить" современное рыночное хозяйство, не состоялось, его
попросту не было. Ибо вместо государственных рычагов, ранее управлявших
хозяйством, ничего не было "дано" взамен. Образовался вакуум,
пустота, где во всю развернулась вакханалия номенклатурного захвата госимуществ
партхозноменклатурой, рыночная стихия хищнического раннекапиталистического
первоначального накопления, устремившаяся в сбыт за рубеж природного сырья и
дефицитных материалов, в хитроумные валютные операции, в спекулятивные
перепродажи. Что же должно было заменить государственный диктат в экономике,
запустить современное рыночное хозяйство? Здесь есть только одна созидательная
сила. Это частная собственность, охватывающая в условиях свободной конкуренции,
свободного рынка сердцевину экономики - производство.
Можно было
ожидать что вместе с порядком "свободных" цен и даже опережая его
будет создана обстановка свободной конкуренции, проведена радикальная
приватизация - устранен чудовищный монстр монопольной государственной
собственности и вступит в действие частная собственность, охватывающая на
конкурентной основе свободного рынка все сферы экономики, прежде всего -
производство. Но шанс в относительно короткие сроки сформировать и "запустить"
эффективную товарно-рыночную экономику оказался упущенным. Официально
проводимая приватизация, основой которой стал принцип ваучерного дележа
государственных имуществ "на равных" между всеми согражданами, в
действительности вылилась в тотальный захват госимущества партхозноменклатурой
и не привела к сколько-нибудь существенным преобразованиям собственности в
России.
Одна из
глобальных проблем российской инфраструктуры рыночной экономики - теневая
экономика, которая существовала и существует всегда и во всех государствах. У
нас в России она приобрела особый характер и проявляется в таких значительных
размерах благодаря тому, что в течение многих десятилетий действовал принцип
"все запрещено". После 1986-89 годов наша традиционная теневая
экономика раздвоилась: частично, меньшей своей частью она стала заниматься
наркобизнесом, торговлей оружием, игорным бизнесом. Но большая часть теневой
экономики как бы перешла в легальную сферу. Сегодня не существует чистой,
легальной, "белой" экономики. Произошла тотальная криминализация всей
экономики. В сфере бизнеса невозможно работать не нарушая закон: долги
приходится "выбивать"; взятки давать по любым случаям - всегда при
получении в аренду помещения, при получении разрешения на эксплуатацию этих
помещений, а также - таможенной службе, для получения льготного кредита в банке
и т.д. Другой вид преступной деятельности, без которой не обойтись - это
сокрытие доходов. При сегодняшних налоговых ставках до 80-85 %, а иногда и
выше, ни одно предприятие, ни один бизнесмен не может работать, не укрывая
налоги. Причем эта уголовно наказуемая деятельность обязательно сочетается с
дачей взяток налоговой инспекции, потому что налоговая инспекция прекрасно
знает об укрывательстве доходов, а предприниматели знают, что налоговая инспекция
об этом знает.
Но это еще не
все. Сегодня практически все коммерческие и большинство государственных
структур в сфере бизнеса, торговли, производства и т.д. находятся "под
крышей" преступных организаций мафиозного типа. Многие предприниматели
говорили о том, что находиться под такой опекой гораздо надежнее, чем под
защитой правоохранительных органов.
Сегодняшний
рэкет тоже представлен как минимум на двух уровнях. Во-первых, это обычный
"черный рэкет", который собирает дань с мелких торговцев. Но
существуют более сложные формы рэкета в отношении солидных предпринимателей,
когда с мафиозными структурами заключаются договоры на обслуживание, на охрану,
на оказание маркетинговых услуг, на совместную деятельность. Здесь
представители "крыши" официально вводятся в руководящие органы
коммерческих структур, включая банковскую систему.
На сегодняшний
день все процессы приватизации "схвачены" преступными организациями.
Сегодня можно говорить о тотальной криминализации всей экономики в нашей
стране.
Наконец, наша
"пестрая" экономика основана на фальсификации всего и вся. На
фальсификации товаров, услуг, фальсификации денег и ценных бумаг. Это
начинается с продажи фальсифицированной водки, или французского
"Наполеона", который производится в Польше, или прекрасной пшеничной
водки, которая в Петербурге производится на свиноферме.
Большинство
субъектов экономики частично, на различном уровне охвачены очагами
организованной преступности. Фактически сейчас постоянно действует около 150
крупных мафиозных группировок (эти данные открытые) во всех регионах страны.
Во-первых, это - "лжепредприниматели", то есть предприятия, созданные
для отмывания преступно нажитых денег, предприятия, служащие "крышей"
для различных бандитских структур, созданные для перекачки государственных средств,
ресурсов, сырья госпредприятий для продажи в основном за рубеж. Следующая
структура - классические госворы, или расхитители, в основном связанные с
директорским корпусом, которые являются фактически владельцами, распорядителями
огромных фондов, сырья, денежных ресурсов и с помощью структур
лжепредпринимателей перекачивают их для своего обогащения. Еще одна группа -
гангстерские структуры, бандформирования, вымогатели, структуры, контролирующие
наркобизнес, игорный бизнес. Доход мафиозных структур России от махинаций в
сфере наркобизнеса, включающих как производство, так и транзит через территорию
страны, в совокупности составляет также около одного триллиона рублей.
Перекачано валютных средств за счет легальной и нелегальной продажи сырья - а
легальная продажа все равно основана на системе коррупции, - по данным
Международного валютного фонда, эти данные совпадают с оценками специалистов
МВД РФ, порядка 40 миллиардов долларов, которые находятся на депозитах
зарубежных банков.
Несовершенное
законодательство - это камень преткновения для успешного развития нашей
экономики. При проведении экономических реформ необходимо обновить всю
законодательную базу, которая полностью соответствовала бы сложившимся
экономическим отношениям в нашей стране.
В постановлении
от 9.03.94 нр. 192 от 9 марта 1994г. "О положении российской экономики и
перспективах ее развития на 1994 год" Правительство Российской Федерации
отметило, что в 1994 году необходимо продолжить реализацию выработанного курса
экономических преобразований; был утвержден План первоочередных мер
Правительства подлежащих реализации в соответствии с Посланием Президента РФ
Федеральному Собранию "Об укреплении Российского государства (Основные
направления внутренней и внешней политики)". В 1994 году, Правительство
намерено обеспечить выполнение программы Совета Министров - Правительства РФ на
1993-1995 годы "Развитие реформ и стабилизация российской экономики"
осуществить разработку и реализацию мер, направленных на: повышение уровня
жизни населения, усиление социальной политики; своевременную выплату заработной
платы; снижение темпов инфляции; решение проблемы неплатежей; стабилизацию и
рост промышленного и сельскохозяйственного производства; повышение
эффективности внешнеэкономической деятельности и укрепление СНГ; стимулирование
инвестиционной активности и привлечения иностранных инвестиций; развитие
конкурентной среды; ускорение институциональных преобразований,
совершенствование структуры народного хозяйства и системы государственного
управления; проведение разумной, умеренно-жесткой финансовой политики;
существенные изменения в политике приватизации с тем, чтобы нацелить ее не
просто на распределение государственной собственности, а на повышение
эффективности производства.
Государственная
Дума Федерального Собрания РФ постановлением от 16 марта 1994 г нр 70-1 ГД
"О примерной программе законопроектной работы комитетов ГД ФС РФ на
текущую сессию" наметила к рассмотрению на I сессии следующие
законопроекты: о платежах и системе расчетов, о валютном регулировании и валютном
контроле, об основах ценовой политики, о малых предприятиях, о поддержке малого
предпринимательства, об акционерных обществах, о государственном (казенном)
предприятии, об ипотеке, об основных направлениях экономической реформы,
земельный кодекс, о государственной программе приватизации государственных и
муниципальных предприятий в РФ; о внесении изменений и дополнений в налоговую
систему РФ, о внешнеэкономической деятельности; а также внесении изменений и
дополнений в законы РСФСР "О предприятиях и предпринимательской
деятельности", "Об иностранных инвестициях в РСФСР", "Об
акцизах". Среди законопроектов, которые намерен внести в качестве
законодательной инициативы в Государственную Думу Президент РФ, он ставит на
первое место новый Гражданский кодекс, первую часть которого юристы называют
кодексом рыночной экономики. Новый свод законов специалисты гражданского права
ставят по значению на второе место после Конституции РФ, ибо "он призван
заложить правовые основы цивилизованных рыночных отношений в стране,
переживающей реформу во всех областях жизни". Он должен заменить
фактически утративший свое значение Гражданский кодекс РСФСР 1964 года. Группа
юристов Центра частного права, Минюста, ряда институтов, Высшего арбитражного
суда как авторы проекта "исходят из конституционных положений о
гражданском законодательстве как предмете ведения Российской Федерации, о
единстве экономического пространства на всей ее территории, о свободном
перемещении товаров, услуг и финансов". Признание и защита равным образом
частной, государственной и муниципальной собственности, свобода экономической
деятельности - важнейшее положение документа. Принятие Гражданского кодекса
"обеспечит стабильность гражданского законодательства, без которой не
может нормально развиваться экономика." Принятие нового ГК и федеральных
законов, регулирующих экономические отношения в обществе - одна из основных
задач представительных органов власти на период становления инфраструктуры
рыночной экономики в России.
Наряду с
отсутствием приемлемой правовой базы существуют и иные объективные причины
тормозящие эффективное развитие отечественной экономики.
Существует
множество альтернативных правительственной программ по реформированию нашей
экономики. Вот позиция С.Алексеева, члена корреспондента РАН.
Альтернативой
осуществляемой с 1992 г. политике реформ должна быть не их
"корректировка" , а придание реформам действительно радикального
характера, а в этой связи изменение самой идеологии производимого в России
реформаторского курса.
Во-первых, это
- придание реального и действенного характера приватизации, с таким расчетом,
чтобы в народном хозяйстве в максимально короткие сроки доминирующее значение
приобрели действующие на конкурентной основе под защитой единого гражданского
права частные собственники-производители;
во-вторых, это
распространение приватизации непосредственно на производство; именно в сфере
производства, в которой частная собственность призвана выполнить свою основную
созидательную миссию стать импульсом, побуждающим к ответственности за дело, к
инвестициям, к "вложениям" доходов в развитие, структурную
перестройку и модернизацию производства;
в-третьих, это
- принятие жестких мер для того, чтобы положить конец вакханалии произвольного
хищнического захвата госимуществ;
в-четвертых,
это вовлечение в отношения собственности непосредственно производителей,
осуществление "приватизации рабочих мест". Приватизация способна
обеспечить быстрое включение рыночных механизмов связанных с мотивацией труда,
повышением его производительности, ростом товарной массы; обеспечить синхронный
рост доходов и уровень жизни людей;
в-пятых,
это-приведение в действие позитивных российских традиций - вольный крестьянский
труд, который может стать личностно-социальной предпосылкой для развития
экономических отношений.
Много данных
свидетельствуют в пользу того, что приобщение самих производителей к отношениям
собственности, способное основательно повлиять на мотивацию труда, резко
изменило бы ситуацию в народном хозяйстве, быть может, стало поворотным пунктом
в затянувшемся процессе реформирования российского общества.
Необходимо
видеть правду и прекратить лгать. О том, что будто бы российское общество идет
не к "капитализму", а к некоему "просто цивилизованному
обществу", к "рынку". Что этот рынок будто бы уже создан. Что
приватизация в России одержала решительные победы.
Если наше
Отечество встает на путь формирования здоровой естественной основы
функционирования и развития общества, источником силы которого является
человек, его интересы, частная собственность, то надо твердо знать, что
капитализм - стадия неизбежная, единственно способная при всех противоречиях и
сложностях дать простор естественным силам людей, направить их на напряженный
труд, на инвестиции, раскрыть потенциал частной собственности, со всеми плюсами
и - увы - минусами с этим связанными.
Нужно твердо
знать, что капитализм многолик и наше общество - разрушенное, уничтоженное
поражением в мировом состязании - очень легко может соскользнуть к жутким и
тупиковым ответвлениям капитализма - к коррумпированному госкапитализму, или -
к элитарному, выросшему на распродаже сырья авторитарному капитализму
латиноамериканского типа, или - к капитализму слаборазвитых стран - сырьевых
придатков немногих богатых капиталистических держав.
Как показывает
практика передовых демократических стран, идущих к правовому гражданскому
обществу, сердцевину экономики этих стран образует модернизированный
постиндустриальный капитализм, для которого характерно широкое распространение
мелкого и среднего бизнеса, свободная конкуренция и экономическая
состязательность, все большее включение в отношения собственности самих
работников. На данной стадии и сами - то капиталистические отношения все более
теряют самодовлеющее значение, втягиваются во всю систему
либерально-демократических социальных, духовных, нравственных отношений
целостно гражданского общества, где право, основанное на неотъемлемых правах и
свободах человека, и независимое правосудие приобретают безусловное
верховенство в обществе.
Правовое
гражданское общество и согласуется в полной мере с интересами, ожиданиями и
надеждами граждан России, выстраданными ее сложной драматической Историей.
Список
литературы
1. С.Л.Брю,
К.Р.Макконелл, учебник "Экономикс" т.1
2. П.Хейне
"Экономический образ мышления", 1991г.
3. Российская
газета от 18.03.94г. ст."Зачем лукавить - мы идем к капитализму",
С.Алексеев, член-корр. РАН
4. Российская
газета от 08.02.94г. - "Итоги социально-экономического развития России
1993г.
5. Известия от
12.05.94г. N 88, Финансовые известия N 21 (82), "Финансово-экономические
показатели".
6. Газета
"Третье сословие" - N 12 : В.Кривошеев "Порочный круг
бедности"; В.Овчинский (МВД РФ) - "Открытые данные о скрытом
мире"; Я.Глинский (институт социалогии РАН) - "От общего Гулага к
общей "малине".
7. Е.Ф.Борисов,
Экономическая теория
8. Послание
Президента РФ к Федеральному Собранию РФ "Об укреплении Российского
государства (Основные направления внутренней и внешней политики), от 24.02.94г.
9. Российская
газета, 12.04.94 "Уважая частное право. Каким будет Гражданский кодекс?"
Л.Ермакова.