ЭКОНОМИКА ИСПАНИИ:СТАБИЛИЗАЦИЯ И РАЗВИТИЕ
В экономическом развитии Испании за 1991-1997 гг. четко просле живаются два различных по тенденциям и результатам периода. Пер вый (1991-1993)
характеризовался циклическим спадом промышленно то производства и последующей глубокой депрессией, охватившей практически все сферы экономики. После
достижения в 1993 г. низшей точки хозяйственного спада экономика Испании с 1994 г. вошла в период стабилизации и развития. Начавшееся оживление к концу 1995 г.
перешло в фазу подъема, продолжавшуюся на протяжении всего 1997 г. Темпы прироста ВВП за 1994-1997 гг. составляли более 37г ежегодно против 2,7% в
среднем по ЕС.
Первоначально главным конъюнктурообразующим фактором являлся экспорт, воздействие которого с
начала 1996 г. уступило место внутреннему потреблению. Темпы роста экспорта превышали за последние три года У/о, что явилось самым высоким показателем по
ОЭСР. В структуре внутреннего потребления наиболее высокой динамикой характеризовались частные инвестиции.
Как и в большинстве других европейских стран, частное потребление и спрос, несмотря
на начавшийся процесс оздоровления экономики. росли относительно более медленно. Сокращение личных доходов почти на 19т обусловлено замораживанием
темпов роста заработной платы и уменьшением социальных расходов в ходе реформирования системы выплат пособий по безработице.
После резкого инвестиционного спада в 1993 г. среднегодовые темпы роста валовых
частных капиталовложений, прежде всего в строительство, офисное оборудование и компьютерную технику, поднялись до 7%. В связи со снижением кредитных ставок, в
том числе и в сфере ипотеки, среднегодовые темпы роста строительства увеличились за последнее семилетие на 31
самым динамичным компонентом кредитных ресурсов стали индивидуальные займы на строительство жилья, которые послужили решающим фактором строительной?
я инвестиционного бума.
Рост капиталовложений сопровождался ростом прибылей частных компаний, чему в значительной мере способствовали рост внутреннего потребления, сокращение
финансовых издержек и издержек на заработную плату.
В 1994-1997 гг. среднегодовые темпы роста экспорта составляли почти 13% против
5,3% за предшествующий четырехлетний период. Это явилось прямым результатом неоднократной девальвации песеты. принятия системы мер по стимулированию
промышленного экспорта. растущего спроса со стороны стран - членов ЕС на повысившие свою конкурентоспособность испанские товары.
В структуре экспорта по-прежнему выделяется группа полуфабрикатов (40% стоимостного объема вывоза), а также группа промышленных товаров, темпы роста
которой начиная с 1994 г. в среднем ежегодно превышали 20%. Увеличение экспорта сопровождалось ростом импорта, динамика и доля которого в ВВП свидетельствует о
высокой зависимости экономики страны от ввоза энергоресурсов и полуфабрикатов. Импорт потребительских товаров рос более медленными темпами.
За истекший семилетний период 68,7% экспорта направлялось и ЕС, 4,9- в США, 1,3 -
в Японию, 16,9%- в развивающиеся страны. Импорт распределялся следующим образом (%): ЕС - 60,9, США - 7,3. Япония - 3,6, развивающиеся страны - 18,8.
Российско-испанская торговля пока занимает скромное место: нс более 1% совокупного объема продаж
этих стран за границу. Свыше 40% всего испанского экспорта в Россию - продукты питания. 3/4 им порта Испании из РФ составляют в основном сырьевые товары и
пол фабрикаты. Подписание Временного соглашения о торговле межд Европейским союзом и Россией (во время председательствования Ис пании в ЕС в 1995 г.). а
также целого ряда других важных документов в том числе Договора о дружбе и сотрудничестве между двумя страна ми (во время визита президента России Б.
Ельцина в Испанию в 1994 г. ) создают надежную правовую основу для дальнейшего развития двусторонних отношений.
Расширяются связи между нашими странами в туризме. За послед ние годы Испанию в среднем
ежегодно посещают свыше 120 тыс. рос сийских туристов. Доходы Испании от туризма составляют около 4^ ВВП. Постоянно увеличивающиеся нетто-доходы от этой
деятельно сти наряду с уменьшением (в' 1,8 раза) торгового дефицита стали рент ющим фактором резкого сокращения отрицательного сальдо баланса по текущим
операциям, которое за последние 3 года ни разу нс превысило 1% ВВП.
Официальные резервы сократились с 44.8 млрд долл. в 1994 г. до 36,8 млрд в 1997 г.
(эквивалент пятимесячного объема импорта). Сокращение резервов было бы еще большим, если бы правительство нс увслцчисло их за счет краткосрочных внешних
займов (на сумму около 3 млрд песет), чтобы профинансировать бюджетный дефицит.
Экономический подъем способствовал увеличению темпов роста занятости населения и сокращению
безработицы с 24,6% в конце
1993 г. до 21,9% в 1997 г., однако этот показатель по-прежнему является самым
высоким в ОЭСР. Быстрее всего росло число занятых в строительстве, медленнее - в сфере услуг, поглощающей почти 60% экономически активного населения.
Незначительный рост занятости промышленности начался с конца 1995 г. В аграрном секторе она продолжала снижаться. Замораживание заработной платы привело к
снижению затрат на одного занятого в реальном исчислении почти на 2,5% за последние 3 года.
Темпы роста инфляции сократились с 11,4% в 1991 г. до 3,9% в 1997 г., хотя цены на
продовольственные товары несколько поднялись Достижению положительных экономических результатов в значительной мере способствовала эффективная
макроэкономическая и структурная политика правительства.
Болевые точки экономики Испании в 90-х годах - несбалансированность государственного
бюджета, инфляция и структурная безработица, показатели которых начали расти с середины 70-х годов. Поэтому в рассматриваемый период основной целью бюджетной
политики испанского правительства являлось сокращение бюджетного дефицита до критериев, установленных Маастрихтскими соглашениями.
Для этого надо бы увеличить доходную часть бюджета без принятия каких-либо специальных экстремальных мер, сократить резко возросшие текущие расходы,
ввести систему мониторинга государственных расходов, проводить адекватную денежно-кредитную политику
Одна из главных заслуг правительства - поэтапное проведение самой глубокой за всю
историю страны налоговой реформы с целью более справедливого распределения налогового бремени, демократизации, модернизации и адаптации системы
налогообложения к требованиям и нормативам ЕС. Реформа, в частности, предусматривала введение налога на собственность и наследство; прогрессивной
шкалы налогообложения с доходов физических лиц; налога на добавленную стоимость вместо множества других видов налогов и поборов; модернизацию системы
социального страхования, а главное создание более эффективной системы сбора налогов, фискального инспектирования. предусматривавшей исключительно жесткие
штрафные санкции к неплательщикам налогов (вплоть до 6-летнего тюремного заключения. Это позволило за сравнительно короткий промежуток времени
обеспечить самый высокий в ЕС прирост налоговых поступлений в казну. В 1991-1997 гг. их доля в ВВП составляла в среднем около 40% против 30% в 1980 г.
В настоящее время основной объем бюджетных поступлений дают налог на прибыль компаний (составляющий 35%), подоходный налог с физических лиц (для резидентов
он составляет от 2 до 25%) и налог на добавленную стоимость (с 1966 г. - 15%), т.е. налоги, финансирующие систему социального страхования. В Испании ставка
этого налога для работающих равна 6%. Дополнительно к этому, как и в большинстве •Других европейских стран, налоги в фонд социального страхования
гОбязаны платить и предприятия. Обычно они исчисляются в размере 22% общей суммы выплаченной заработной платы.
Поскольку уже к началу 90-х годов реформирование налоговой системы привело к значительной
фискальной консолидации, перспективу дальнейшего роста доходной части бюджета правительство связывало не с увеличением ставок налогообложения, а прежде всего
с активным поощрением экономической деятельности с помощью инвестиционных льгот и кредитов экономической деятельности и появлением новых налогоплательщиков
(физических и юридических лиц) вследствие естественного роста населения, создания новых предприятий и фирм, а также доходов от приватизации предприятий
госсектора.
Приоритетное направление бюджетной политики в 1991-1997 гг. -жесткий правительственный
контроль за расходной частью бюджета, а за последние три года - значительное (почти на 1%) сокращение текущих расходов, резко возросших за 1991-1993 гг.
Речь идет прежде всего о сокращении государственного потребления, в том числе
капиталовложений (за счет военных расходов), закупок и услуг при одновременном повышении их стоимости, заработной платы, а также субсидирования
государственного сектора. В 1997 г. общий объем государственных субсидий составил 1,8% ВВП против 2,3% в 1991 г. Основным при выделении бюджетных
средств предприятиям было не покрытие их убытков или финансирование текущих расходов. а строжайшее целевое использование - на реструктуризацию и
модернизацию малорентабельных предприятий.
Вторым направлением стало сокращение расходов на резко возросшие за годы постфранкистских демократических преобразований выплаты заработной платы
работникам бюджетной сферы, второй по объему расходной статьи бюджетных ассигнований. Число занятых и госсекторе составляет 15% экономически активного
населения (5% в 1975 г.). Программа сокращения расходов по этой статье предусматривала ежегодное 1%-е снижение числа занятых в госсекторе (по
принципу: замещать только одного из двух государственных служащих, уходящих на пенсию). Как следствие, объем выплат по статье сокращался на 0,1% ВВП ежегодно.
В-третьих, тенденцию к сокращению продемонстрировали и государственные социальные расходы,
составляющие 16% ВВП. Последние шаги правительства по реформированию системы трудовых отношений и социального страхования обеспечили экономию по линии
государственных выплат пособий по безработице (доля государства в финансировании этой статьи упала с 82,7% в 1993 г. до 68% в 1997 г.). а также
государственных пособий по временной потере трудоспособности, основное бремя выплат которых также легло на плечи частных компаний. По мнению
правительственных экспертов, не исчерпаны еще резервы по урезанию социальных расходов государства в случае эффективного реформирования национальной системы
здравоохранения и пенсионного обеспечения. При этом основной объем сэкономленных средств предполагается использовать на дофинансирование
социального обеспечения быстро стареющего населения страны, а также системы здравоохранения.
Наконец, в-четвертых, активные поиски способов экономии бюджетных расходов велись и на
пути рационализации системы обслуживания государственного долга. Это позволило сократить бюджетные выплаты по государственным займам до 1,57с ВВП.
В июне 1994 г. была принята Программа экономической и финансовой конвергенции,
предусматривающая достижение к 1997 г. целей Маастрихтского договора, а также широкомасштабную структурную перестройку экономики с целью повышения ее
конкурентоспособности. Программа включала 14 взаимосвязанных мероприятии по перестройке системы управления и ее либерализации в сферах нефтяного бизнеса,
телекоммуникаций, землепользования, финансов. Предусматривалось также дерегулирование сферы оказания профессиональных услуг, реформирование системы
фискальных льгот при индивидуальном жилищном строительстве.
Кроме того, чтобы повысить эффективность управления государственным сектором,
правительство взяло курс на организационную перестройку предприятий государственного сектора с одновременным пересмотром системы их субсидирования.
В июле 1995 г. гос дарственная холдинговая группа Института насиональ де индустрия (ИНИ'. в которую выходит основная масса государственных предприятии,
была подвергнута второй за последние годы реорганизации. Ее основная задача - перевести часть малорентабельных государственных предприятий под крышу и под
финансовое обеспечение рентабельных компаний ИНИ, в первую очередь действующих в нефтяной, нефтеперерабатывающей и газовой отраслях.
Реструктуризация государственных предприятий позволила сократить бюджетные трансферы госсектору
с 519 млрд песет в 1993 г. до 366 млрд в 1996-1997 гг. Одновременно продолжался и процесс приватизации целого ряда государственных компаний, в первую очередь
ведущей нефтяной компании "Репсол" и компании "Аргентария" (финансово-кредитная сфера).
Для демонополизации деятельности телефонно-телеграфнои компании "Телефоника"
правительство выдало лицензию на оказание услуг мобильно-телефонной связи другой компании. В 1998 г. ожидается проведение серьезных мероприятий по
приватизации "Телефоники ' и дальнейшей либерализации услуг телефонно-телеграфнои связи страны. Об эффективности первого этапа приватизация
этой компании свидетельствует тот факт, что продажа только 2'~с ее акций увеличила бюджетные поступления на 165 млрд песет (0,4'~с ВВП).
Денежно-кредитная политика является важнейшей составной частью программы конвергенции. Ее цель -
обеспечить финансовую координацию экономической политики правительства в строгом соответствии с задачами и приоритетными направлениями структурных
преобразований, способствовать достижению ценовой и валютно-финансо-вой стабильности страны путем сокращения инфляции (до менее З^г”. измеряемой
индексом потребительских цен. В качестве одной из предпосылок снижения темпов инфляции предполагалось достижение стабильности валютного курса песеты,
слабость которой привела в нача-
ле 90-х годов к значительной нестабильности финансового, особенно валютного, рынка
Испании.
В июне 1994 г. кортесы приняли закон о предоставлении автономия Банку Испании (со
значительным опрежением ранее предусмотренного графика), на который была возложена задача разработки и проведения жесткой денежно-кредитной политики,
усиления ее интервенционистского характера и информационного обеспечения, глубокого мониторинга колебаний курса песеты по отношению к другим валютам.
В 1992-1994 гг. проводились важные реформы в социальной сфере и сфере трудовых
отношений. Это прежде всего повсеместное разноуровневое (местное, региональное, отраслевое) применение принципа "социального партнерства" при решении
вопросов заработной платы, условии труда, социальных выплат отдельным категориям граждан. Особое значение имело введение и расширение контрактной системы найма,
за сче-которой правительству удалось увеличить занятость населения почти н^ 30%, главным образом путем вовлечения в сферу экономической деятельности
низкооплачиваемой рабочей силы. С 1994 г. основная масс„ рабочих мест создавалась на условиях временных контактов.
Социальные реформы правительства предусматривали введение б лее жесткого контроля за
системой социальных выплат, перераспределение и перенос части этого бремени на частный сектор. Ожидается, чт данные реформы станут лишь первым этапом в
дальнейшем реформиг. -вании национальной социальной системы. По мнению экспертов ОЭСР ее эффективное проведение позволит Испании увеличить темпы прир.
:-та ВВП в будущем пятилетии по меньшей мере на 2-3% ежегодно.
Список литературы
Для подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://stroy.nm.ru