Курсовая работа по административному праву
«Милиция в России», 2001
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ.. 3
1. Общие положения.. 4
2. Организация
милиции в Российской Федерации.. 7
3. Криминальная
милиция.. 9
3.1. Деятельность
криминальной милиции.. 10
4. Милиция общественной
безопасности.. 15
4.1.
Деятельность милиции общественной безопасности. 17
5. Служба в милиции.. 25
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.. 27
Список используемой
литературы... 28
Приложение
Очень часто мы, граждане России,
сталкиваемся в том или ином случае с сотрудниками ГИБДД, патрульно-постовой
службы, паспортно-визовых подразделений, подразделений уголовного розыска,
участковыми инспекторами и т.д.
Данные должностные лица являются
работниками органов внутренних дел,
а точнее милиции.
В соответствии с Законом РФ «О
милиции» она, являясь системой государственных органов исполнительной власти,
входит в систему Министерства внутренних дел Российской Федерации
Роль милиции является наиболее
значительной в сфере внутренних дел. Как мы знаем из повседневной жизни, она
обеспечивает соблюдение общественного порядка и общественной безопасности с
целью охраны прав и свобод граждан, законных интересов юридических лиц и
общественных объединений, охраны собственности и борьбы с преступностью.
Кодексом об административных правонарушениях Российской Федерации
к компетенции органов внутренних дел (милиции) в связи с их существенной ролью
в общественных отношениях как правоохранительных органов, обеспечивающих
общественный порядок и общественную безопасность, отнесены многие дела об
административных правонарушениях.
Предлагаемая работа раскрывает
вопросы, связанные с милицией и ее деятельностью вообще и в административной
сфере в частности. Как было сказано
выше актуальность данной темы не вызывает сомнений в связи с важными функциями,
выполняемыми органами милиции.
Итак, для раскрытия выбранной темы «Милиция в России» необходимо
раскрыть следующие вопросы:
Понятие и задачи милиции, правовая
основа ее деятельности
Виды деятельности милиции
Организационная структура и виды
милиции
Служба в милиции и властные
полномочия работников милиции.
Для названной темы использовалось
законодательство Российской Федерации, в частности, Кодекс Российской Федерации об административных
правонарушениях от 30 декабря 2001 г., Закон РФ от 18 апреля 1991 г. "О
милиции" с изменениями и дополнениями, прочие нормативные акты Российской Федерации.
Милиция осуществляет
важные функции в сфере внутренних дел.
Милиция в Российской
Федерации - система государственных органов исполнительной власти, призванных
защищать жизнь, здоровье, права и свободы граждан, собственность, интересы
общества и государства от преступных и иных противоправных посягательств и
наделенных правом применения мер принуждения в пределах, установленных
законодательством РФ[1].
Милиция входит в систему Министерства внутренних дел Российской
Федерации.
Милиция в своей деятельности
руководствуется
Конституцией Российской Федерации, Законом
от 18 апреля 1991 г. «О милиции», федеральными законами и иными нормативными правовыми актами
Российской Федерации, международными договорами Российской Федерации,
конституциями, уставами, законами и иными нормативными правовыми актами
субъектов Российской Федерации, изданными в пределах их полномочий.
В своей деятельности милиция
руководствуется также законами и иными правовыми актами Союза ССР, действующими
на территории Российской Федерации в соответствии с законодательством
Российской Федерации.
При
осуществлении своей деятельности милиция руководствуется следующими нормативными актами Российской
Федерации:
ü Положением о милиции общественной безопасности (местной
милиции) в Российской Федерации,
утвержденный Указом Президента Российской Федерации N 209от
12 февраля 1993 г. (с изменениями от 2
декабря 1998 г.)
ü
Постановлением Правительства РФ от 7 декабря 2000 г. N 926
"О подразделениях милиции общественной безопасности" (с изменениями от 26 июля 2001 г.)
ü
Постановлением Правительства РФ от 7 декабря 2000 г. N 925
"О подразделениях криминальной милиции" (с изменениями от 26 июля
2001 г.)
Задачами милиции в соответствии со статьей 2 Закона «О милиции» являются:
Þ
обеспечение
безопасности личности;
Þ
предупреждение и
пресечение преступлений и административных правонарушений;
Þ
выявление и
раскрытие преступлений;
Þ
охрана общественного
порядка и обеспечение общественной безопасности;
Þ
защита частной,
государственной, муниципальной и иных форм собственности;
Þ
оказание помощи
физическим и юридическим лицам в защите их прав и законных интересов в
пределах, установленных названным Законом.
Иные задачи на милицию могут быть
возложены только названным Законом. Данный перечень проиллюстрирован в
Приложении 1.
Деятельность милиции строится в
соответствии с принципами уважения прав и свобод человека и гражданина,
законности, гуманизма, гласности.
В соответствии с Конституцией РФ, провозгласившей права и
свободы человека высшей ценностью, приоритет в деятельности милиции
занимает защита прав и
свобод человека и гражданина независимо от пола, расы, национальности, языка,
происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства,
отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а
также других обстоятельств.
Милиции запрещается прибегать к пыткам,
насилию, другому жестокому или унижающему человеческое достоинство обращению.
Всякое ограничение граждан в их правах и свободах милицией допустимо лишь на
основаниях и в порядке, прямо предусмотренных законом. Кроме того, милиция не
имеет права собирать, хранить, использовать и распространять информацию о
частной жизни лица без его согласия, за исключением случаев, предусмотренных
федеральным законом[2].
Во всех случаях ограничения прав и
свобод гражданина сотрудник милиции обязан разъяснить ему основание и повод
такого ограничения, а также возникающие в связи с этим его права и обязанности.
Следует отметить, что Кодекс РФ об
административных правонарушениях относит к компетенции органов
внутренних дел (милиции) многие дела об административных правонарушениях.
В
частности ч. 2 ст. 28.3 КоАП РФ устанавливает, что определенные должностные
лица органов внутренних дел (милиции) вправе составлять протоколы об
административных правонарушениях.
Кроме
того, ч. 1 ст. 23.3. КоАП РФ устанавливает
предметную компетенцию органов внутренних дел (милиции) по рассмотрению дел об
административных правонарушениях. Ранее аналогичные положения были
предусмотрены ст. 203 КоАП РСФСР. В Приложении 2 приводится перечень дел
об административных правонарушениях, предусмотренных нормами Особенной части
КоАП РФ, отнесенных к компетенции органов
внутренних дел (милиции) в соответствии с ч. 1 ст. 23.3. КоАП РФ.
По Закону РФ «О
милиции» она подразделяется на криминальную милицию и милицию
общественной безопасности (местную милицию).
В состав милиции
входят также подразделения милиции на железнодорожном, воздушном и водном
транспорте, учебные заведения и подразделения для подготовки, переподготовки и
повышения квалификации кадров милиции.
Сейчас
в некоторых районах страны помимо криминальной милиции и милиции общественной
безопасности образованы подразделения экологической милиции и милиции нравов.
В своей деятельности милиция подчиняется Министерству внутренних
дел Российской Федерации, а милиция общественной безопасности - также
соответствующим органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
Þ
Министр внутренних дел РФ руководит
деятельностью всей милиции на территории Российской Федерации.
Þ
Руководство милицией в субъектах Российской Федерации
осуществляют министры внутренних дел, начальники управлений (главных
управлений) внутренних дел, назначаемые на должность и освобождаемые от
должности Президентом Российской Федерации по представлению министра внутренних
дел Российской Федерации с учетом мнения высшего должностного лица
соответствующего субъекта Российской Федерации.
Þ Руководство
милицией в районах, городах и иных муниципальных образованиях осуществляют
начальники отделов (управлений) внутренних дел, назначаемые на должность и
освобождаемые от должности министрами внутренних дел, начальниками управлений
(главных управлений) внутренних дел субъектов Российской Федерации в порядке,
определяемом министром внутренних дел Российской Федерации.
Þ Руководство
милицией на железнодорожном, водном и воздушном транспорте, в закрытых
административно-территориальных образованиях, на особо важных и режимных
объектах осуществляют начальники соответствующих органов внутренних дел,
назначаемые на должность и освобождаемые от должности в порядке, определяемом
министром внутренних дел Российской Федерации[3].
Схема системы милиции
и её подчиненности приведена в Приложении 3
Финансирование милиции осуществляется за счет средств
федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных
бюджетов, средств, поступающих от организаций на основе заключенных в установленном
порядке договоров, и иных поступлений в соответствии с законодательством
Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов
Российской Федерации[4].
Соответствующие органы исполнительной власти и органы
местного самоуправления предоставляют милиции служебные помещения, а участковым
уполномоченным милиции - помещения для работы на обслуживаемых административных
участках, оборудованные мебелью, оргтехникой и средствами связи.
Контроль за деятельностью милиции в соответствии со ст. 37 Закона «О милиции» в пределах
полномочий, определяемых законодательством Российской Федерации, осуществляют
Президент Российской Федерации, Федеральное Собрание, Правительство Российской
Федерации и органы законодательной (представительной) и исполнительной власти
субъектов Российской Федерации. При этом, законодатель определяет, что при
осуществлении контрольных функций органы государственной власти не вправе
вмешиваться в процессуальные действия, оперативно-розыскную деятельность и
производство по делам об административных правонарушениях.
Надзор за законностью деятельности милиции осуществляют Генеральный прокурор Российской Федерации и
подчиненные ему прокуроры[5]
В соответствии со ст. 39 Закона «О милиции», гражданин, считающий, что
действие либо бездействие сотрудника милиции привело к ущемлению его прав,
свобод и законных интересов, вправе обжаловать это действие или бездействие
вышестоящим органам или должностному лицу милиции, прокурору или в суд.
За противоправные действия или бездействие сотрудники
милиции несут установленную законом ответственность. Кроме того, вред,
причиненный гражданам и (или) организациям сотрудником милиции, подлежит
возмещению в порядке, предусмотренном гражданским законодательством[6].
Основными
задачами криминальной милиции
являются выявление, предупреждение, пресечение и раскрытие преступлений, по
делам о которых производство предварительного следствия обязательно,
организация и осуществление розыска лиц, скрывающихся от органов дознания, следствия
и суда, уклоняющихся от исполнения уголовного наказания, без вести пропавших и
иных лиц в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации.
Кроме
того, криминальная милиция оказывает содействие милиции общественной
безопасности в исполнении возложенных на нее обязанностей[7] (см. Приложение 4) .
Как устанавливается в ст. 8 Закона
«О милиции», состав и численность криминальной милиции, порядок создания,
реорганизации и ликвидации ее подразделений определяются Правительством
Российской Федерации.
Структура
криминальной милиции утверждена постановлением Правительства РФ от 7 декабря
2000 г. N 925[8].
В соответствии с данным актом в
криминальную милицию входят следующие подразделения:
Þ
уголовного розыска;
Þ
по борьбе с
экономическими преступлениями;
Þ
по борьбе с
незаконным оборотом наркотиков;
Þ
по борьбе с
организованной преступностью, в том числе специальные отряды (отделы) быстрого
реагирования;
Þ
оперативно-поисковые;
Þ
специальных
технических мероприятий;
Þ
собственной
безопасности;
Þ
отряды милиции
специального назначения.
Þ
Национальное
центральное бюро Интерпола и его территориальные подразделения.
Порядок
создания, реорганизации и ликвидации подразделений криминальной милиции устанавливается
Положением о создании, реорганизации и ликвидации подразделений
криминальной милиции, утвержденным постановлением Правительства РФ от 7 декабря
2000 г. N 925 (с изменениями от 26 июля 2001 г.)[9]
Выполняя возложенные на нее
задачи, криминальная милиция, в основном осуществляет оперативно-розыскную
деятельность, направленную на выявление, предупреждение и раскрытие
тяжких и особо тяжких преступлений, розыск различных лиц, а также
криминалистические и экспертные исследования разного рода материальных
объектов в целях получения доказательств по уголовному делу.
Криминальная милиция осуществляет и уголовно-процессуальную
деятельность: проверку заявлений и сообщений о преступлениях, по
которым обязательно производство предварительного следствия, производит
дознание в виде неотложных следственных действий, исполняет поручения
следователей о производстве следственных и розыскных действий, оказывает им
помощь в проведении следственных действий.
Приказом МВД РФ от 11 августа 1998
г. N 490 утверждено «Наставление о деятельности органов внутренних дел по
предупреждению преступлений», в соответствии с которым можно отметить следующие
основные обязанности сотрудников подразделений криминальной милиции по
предупреждению преступлений[10].
ÖСотрудники
подразделений уголовного розыска:
Выявляют при проведении
оперативно-розыскных мероприятий причины и условия, способствующие совершению
преступлений, принимают в пределах своей компетенции меры по их устранению.
Проводят
оперативно-розыскные мероприятия по выявлению лиц, занимающихся приготовлением
или покушением на преступление, принимают к ним меры, предусмотренные
законодательством Российской Федерации.
Проводят
оперативно-розыскные мероприятия по документированию и пресечению
противоправных действий, направленных на приготовление к преступлению или
покушение на преступление.
Осуществляют
оперативно-розыскные мероприятия среди несовершеннолетних правонарушителей и на
основе полученной оперативной информации осуществляют целенаправленные
мероприятия по выявлению и разобщению организованной группы или преступного
сообщества (преступной организации) несовершеннолетних.
Обеспечивают проведение
оперативно-розыскных мероприятий по контролю за лицами, состоящими под
административным надзором милиции, а также осужденных к наказаниям, не
связанным с лишением свободы, с целью предупреждения с их стороны повторных
преступлений.
ÖСотрудники
подразделений по борьбе с экономическими преступлениями:
Выявляют причины и условия
совершения преступлений в сфере экономики, предварительное следствие по которым
обязательно. Вносят предложения о необходимости устранения причин и условий,
способствующих совершению преступлений в экономической направленности.
Проводят
оперативно-розыскные мероприятия по выявлению лиц, занимающихся приготовлением
к преступлению и покушением на преступление в сфере экономики, принимают к ним
меры в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Поддерживают взаимодействие
с участковыми инспекторами милиции, сотрудниками подразделений уголовного
розыска по установлению лиц, занимающихся преступной деятельностью в сфере
экономики. Используют имеющуюся у них оперативную информацию в работе по
пресечению противоправной деятельности таких лиц.
Осуществляют
оперативно-розыскные мероприятия по выявлению и разобщению организованных преступных
групп или преступных сообществ (преступных организаций), действующих в сфере
экономики.
ÖСотрудники
подразделений по борьбе с незаконным оборотом наркотиков:
Выявляют причины и условия,
способствующие незаконному обороту наркотических средств и психотропных
веществ, разрабатывают и реализуют меры по их нейтрализации и устранению.
Разрабатывают и
осуществляют совместно с сотрудниками других подразделений органов внутренних
дел комплексные оперативно-профилактические мероприятия, направленные на перекрытие
каналов и источников незаконного поступления в оборот наркотических средств,
психотропных веществ и прекурсоров.
Выявляют лиц, допускающих
немедицинское потребление наркотических средств или психотропных веществ,
принимают к ним предусмотренные законодательством меры с целью побуждения их к
отказу от потребления указанных средств и веществ.
Осуществляют
оперативно-розыскные мероприятия в отношении лиц, занимающихся незаконным
производством, изготовлением, хранением, перевозкой и сбытом наркотических средств
и психотропных веществ, принимают меры к предупреждению данных преступлений.
Выявляют причины и условия,
способствующие поступлению в незаконный оборот лекарственных
наркотикосодержащих препаратов, психотропных и сильнодействующих веществ, а
также прекурсоров, иных химических веществ и оборудования, применяемого для
изготовления наркотических средств и психотропных веществ, и принимают в
установленном порядке меры по их устранению.
ÖСледует также отметить основные
функции такого подразделения криминальной милиции как Национальное центральное бюро Интерпола (НЦБ Интерпола)
НЦБ Интерпола в своей деятельности руководствуется:
ü
Конституцией Российской Федерации,
ü
федеральными законами, указами и распоряжениями Президента
Российской Федерации,
ü
постановлениями и распоряжениями Правительства Российской
Федерации,
ü
международными договорами Российской Федерации,
ü
общепризнанными принципами и нормами международного права,
ü
Уставом Интерпола,
ü
обязательными решениями Генеральной Ассамблеи Интерпола,
ü
нормативными правовыми актами Министерства внутренних дел
Российской Федерации,
ü
иными нормативными правовыми актами Российской Федерации
ü
положением о
Национальном центральном бюро Интерпола, утвержденном постановлением Правительства РФ от 14 октября 1996 г. N
1190[11]
В соответствии с п. 1 названного
положения, НЦБ Интерпола является органом по сотрудничеству
правоохранительных и иных государственных органов Российской Федерации с
правоохранительными органами иностранных государств - членов Международной
организации уголовной полиции - Интерпола и Генеральным секретариатом
Интерпола.
Главными задачами НЦБ
Интерпола являются[12]:
ü
обеспечение эффективного международного обмена информацией об
уголовных преступлениях;
ü
оказание содействия в выполнении запросов международных правоохранительных
организаций и правоохранительных органов иностранных государств в соответствии
с международными договорами Российской Федерации;
ü
наблюдение за исполнением международных договоров по вопросам
борьбы с преступностью, участниками которых является Российская Федерация.
В соответствии с возложенными задачами НЦБ
Интерпола осуществляет следующие функции[13]:
©
в установленном порядке принимает, обрабатывает и направляет в
Генеральный секретариат Интерпола и национальные центральные бюро Интерпола иностранных
государств (далее именуются - НЦБ Интерпола иностранных государств) запросы,
следственные поручения и сообщения правоохранительных и иных государственных
органов Российской Федерации для осуществления розыска, ареста и выдачи лиц,
совершивших преступления, а также для осуществления розыска и ареста
перемещенных за границу доходов от преступной деятельности, похищенных
предметов и документов, проведения иных оперативно-розыскных мероприятий и
процессуальных действий по делам, находящимся в производстве этих органов;
©
участвует по поручению Министерства внутренних дел Российской
Федерации в разработке международных договоров Российской Федерации,
федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации по
вопросам борьбы с преступностью;
©
формирует банк данных о лицах, организациях, событиях, предметах
и документах, связанных с преступлениями, носящими международный характер;
©
изучает зарубежный опыт борьбы с преступностью, разрабатывает
предложения по его использованию в деятельности правоохранительных и иных
государственных органов Российской Федерации;
©
издает по вопросам своей деятельности информационный сборник и
направляет его заинтересованным правоохранительным и иным государственным
органам Российской Федерации;
©
передает в необходимых случаях для опубликования в журналах,
бюллетенях, сборниках и иных изданиях правоохранительных органов, а также для
распространения в средствах массовой информации сведения о лицах, находящихся в
международном розыске, без вести пропавших, об идентификации личности, а также
о розыске похищенных предметов и документов;
©
осуществляет иные функции, возложенные на НЦБ Интерпола.
Деятельность НЦБ Интерпола осуществляется
на основе принципов законности, уважения и соблюдения прав и свобод человека и
гражданина, гуманизма, взаимодействия с правоохранительными и иными
государственными органами Российской Федерации, а также международными
правоохранительными организациями и правоохранительными органами иностранных
государств - членов Интерпола.
На сотрудников НЦБ Интерпола, имеющих специальные звания, в полном
объеме распространяются правовые и социальные гарантии сотрудников милиции.
Милиция общественной безопасности (местная милиция) является составной частью милиции Российской Федерации и
входит в структуру Министерства внутренних дел Российской Федерации,
министерств внутренних дел республик в составе Российской Федерации, управлений
(главных управлений) внутренних дел краев, областей, автономной области,
автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга, Ленинградской области,
управлений (отделов) внутренних дел на транспорте.
В районах, городах, районах городов милиция общественной
безопасности создается и функционирует в качестве самостоятельного структурного
звена в составе соответствующих отделов (управлений) внутренних дел[14].
Состав милиции общественной безопасности, порядок
создания, реорганизации и ликвидации ее подразделений, а также численность
милиции общественной безопасности, финансируемой за счет средств федерального
бюджета, определяются Постановлением Правительства РФ от 7 декабря 2000 г. N
926[15].
В соответствии с данным положением в милицию общественной
безопасности входят:
1) дежурные части. (Дежурная часть милиции общественной
безопасности одновременно является дежурной частью соответствующего органа
внутренних дел[16]);
2) участковые уполномоченные милиции;
3) Государственная инспекция безопасности дорожного
движения Министерства внутренних дел Российской Федерации;
4) изоляторы временного содержания подозреваемых и
обвиняемых;
5) специальные приемники для содержания лиц, арестованных
в административном порядке;
6)
приемники-распределители для лиц, задержанных за бродяжничество и
попрошайничество. (Действуют до создания центров социальной реабилитации для
лиц, задержанных за бродяжничество и попрошайничество, в соответствии с Указом
Президента Российской Федерации от 2 ноября 1993 г. N 1815[17]);
7)
медицинские вытрезвители при органах внутренних дел. (Действуют до решения вопроса
о передаче обязанностей по руководству работой медицинских вытрезвителей в
Министерство здравоохранения Российской Федерации в соответствии с
постановлением Правительства Российской Федерации от 17 сентября 1992 г. N 723[18]).
8) центры временной изоляции для несовершеннолетних
правонарушителей;
9) отряды милиции особого назначения;
10) подразделения:
а) милиции вневедомственной охраны при органах
внутренних дел;
б) дознания;
в) патрульно-постовой службы милиции;
г) лицензионно-разрешительной работы и контроля за частной детективной и
охранной деятельностью;
д) охраны и конвоирования подозреваемых и
обвиняемых;
е) по делам несовершеннолетних;
ж) по борьбе с правонарушениями в сфере
потребительского рынка и исполнению административного законодательства;
з) по охране дипломатических представительств
и консульств иностранных государств.
Основными задачами
милиции общественной безопасности являются:
ü обеспечение безопасности личности, общественной
безопасности,
ü охрана собственности, общественного порядка,
ü выявление, предупреждение и пресечение преступлений и
административных правонарушений,
ü раскрытие преступлений, по делам о которых производство
предварительного следствия не обязательно,
ü розыск отдельных категорий лиц, установление места
нахождения которых отнесено к компетенции милиции общественной безопасности.
Милиция общественной безопасности оказывает содействие
криминальной милиции в исполнении возложенных на нее обязанностей[19] (см. Приложение 5).
На милицию общественной безопасности в полном объеме
возложены обязанности, предусмотренные статьей 10 Закона РСФСР "О
милиции", за исключением обязанностей, отнесенных законодательством
Российской Федерации к компетенции криминальной милиции.
Милиции общественной безопасности предоставлены права,
перечисленные в статье 11 Закона РСФСР "О милиции", за
исключением прав, отнесенных законодательством Российской Федерации к
компетенции криминальной милиции.
Милиция
общественной безопасности наделена весомыми юридически властными
полномочиями, которые она обязана использовать без унижения
достоинства человека. В их числе:
Ä требовать от граждан и должностных лиц прекращения
административных правонарушений;
Ä проверять у них документы, удостоверяющие личность;
Ä вызывать их по делам и материалам, находящимся в
производстве милиции;
Ä подвергать их приводу при совершении ими
административных правонарушений;
Ä возбуждать производство по делам об административных
правонарушениях и налагать административные взыскания;
Ä производить административное задержание лиц,
совершивших административные правонарушения, включая военнослужащих;
Ä входить беспрепятственно в жилые и иные помещения, в
том числе занимаемые предприятиями и организациями независимо от форм
собственности;
Ä производить блокирование участков местности при
стихийных бедствиях, катастрофах и авариях и т.д.
Необходимо
также отметить права милиции общественной безопасности в целях
выполнения возложенных на нее обязанностей имеет право применять физическую
силу, специальные средства и огнестрельное оружие в случаях и порядке,
предусмотренных статьями 12 - 15 Закона "О милиции".
©
Оружие применяется для защиты
граждан от нападения, опасного для их жизни или здоровья, отражения нападения
на сотрудника милиции, когда его жизнь или здоровье подвергается опасности,
освобождения заложников и т.д.
©
Боевые приемы борьбы (самбо, каратэ)
применяются для пресечения административных правонарушений.
©
Резиновые палки, наручники,
слезоточивые газы, водометы используются, например, для пресечения массовых
беспорядков и т.д.
©
Оружие может применяться и для
защиты граждан от нападения животных.
О
каждом случае применения оружия в течение 24 часов представляется рапорт
начальнику органа милиции.
Обязанности и права Государственной инспекции
безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской
Федерации определяются Положением, утвержденным Указом Президента РФ от 15 июня
1998 г. N 711[20]
.
Обязанности
и права вневедомственной охраны определяются Положением «О неведомственной
охране при органах внутренних дел Российской Федерации, утвержденным
постановлением Правительства РФ от 14 августа 1992 г. N 589[21]
Милиция
общественной безопасности осуществляет административную деятельность,
в содержание которой входит:
« выявление обстоятельств, способствующих совершению
административных правонарушений;
« оказание помощи гражданам, пострадавшим от них и от
несчастных случаев, а также находящимся в беспомощном либо ином состоянии,
опасном для здоровья и жизни;
« принятие и регистрация информации об административных
правонарушениях и событиях, угрожающих личной или общественной безопасности;
« осуществление по подведомственности производства по
делам об административных правонарушениях;
« обеспечение правопорядка на улицах, площадях, в
парках, на транспортных магистралях, вокзалах, в аэропортах и других
общественных местах;
« регулирование дорожного движения, контроль за соблюдением
правил и нормативов его безопасности, регистрация и учет автотранспортных
средств, а также выдача водительских удостоверений;
« выдача разрешений на приобретение, хранение, ношение и
перевозку огнестрельного оружия, боеприпасов к нему, взрывчатых материалов, а
также на открытие и деятельность объектов, где они обращаются, и контроль за
соблюдением установленных в этой сфере правил;
« охрана на основе договоров с собственниками принадлежащего
им имущества (например, банков);
« принятие неотложных мер при авариях, катастрофах,
пожарах, стихийных бедствиях по спасению людей, оказанию им первой медицинской
помощи, а также по охране имущества, оставшегося без присмотра;
« контроль за соблюдением гражданами и должностными
лицами установленных правил паспортной системы и регистрационного учета, а
также за соблюдением иностранными гражданами правил въезда, пребывания и
транзитного проезда;
« обеспечение сохранности найденных и сданных в милицию
вещей, ценностей и другого имущества и т.д.
Кроме
того, милиция активно участвует:
« в пресечении алкогольного и наркотического опьянения и
совершенных в этом состоянии правонарушений,
« в борьбе с терроризмом, групповыми и массовыми
нарушениями общественного порядка, с неповиновением властям,
« в пресечении распространения радиоактивных материалов,
« в организации порядка при проведении массовых шествий
и демонстраций, пикетирования,
« в проведении аварийно-спасательных и
восстановительных работ,
« в борьбе с бродяжничеством, проституцией.
Очевидно,
что тем самым милиция общественной безопасности обеспечивает как общественный
порядок, так и общественную безопасность.
Отметим основные обязанности
сотрудников различных подразделений милиции общественной
безопасности по предупреждению преступлений указанные в
вышеназванном «Наставлении о деятельности органов внутренних дел по
предупреждению преступлений»[22].
ÖУчастковые инспектора милиции:
Ежемесячно проводят анализ оперативной
обстановки на обслуживаемых участках.
Осуществляют контроль за своевременным
принятием мер руководителями организаций по устранению условий,
способствовавших совершению правонарушений, и изложенных в рекомендациях,
направленных в их адрес.
Выявляют среди населения
обслуживаемого участка лиц, допускающих противоправное поведение, организаторов
и содержателей притонов для потребления наркотических средств и психотропных
веществ, обеспечивают своевременное принятие к ним мер, установленных
законодательством Российской Федерации, постановку таких лиц на
профилактический учет в целях последующего контроля за их поведением.
Осуществляют инициативное выявление
и документирование преступлений, квалифицируемых по статьям 115, 116, 117, 119,
150, 151, 213 части первой и второй, 222 части первой и четвертой УК РФ, в
целях предупреждения тяжких и особо тяжких преступлений против жизни и
здоровья, общественной безопасности и общественного порядка, семьи и несовершеннолетних.
Участвуют во взаимодействии с
сотрудниками паспортно-визовых подразделений органов внутренних дел в
мероприятиях по выявлению и пресечению на обслуживаемой территории нарушений
паспортно-регистрационных правил, соблюдению иностранными гражданами и лицами
без гражданства установленных для них правил пребывания указанных лиц на
территории Российской Федерации и их транзитного проезда через территорию
Российской Федерации.
Информируют население о способах и
средствах правомерной защиты от преступных и иных посягательств путем
проведения среди граждан соответствующей разъяснительной работы, выступлений в
средствах массовой информации.
ÖСотрудники подразделений по предупреждению
правонарушений несовершеннолетних:
1. Выявляют причины и условия, способствующие
совершению преступлений несовершеннолетними, и в пределах своей компетенции
принимают меры к их устранению.
2. Ежеквартально анализируют, обобщают и направляют в
соответствующие органы исполнительной власти и органы местного самоуправления информации
и предложения по вопросам работы по предупреждению противоправного поведения
несовершеннолетних, их воспитания, обучения, досуговой и трудовой занятости,
наркологического и психиатрического лечения, социальной защиты.
Выявляют:
ü
лиц, вовлекающих несовершеннолетних в совершение преступлений и
иных антиобщественных действий
ü
родителей (лиц, их заменяющих), не исполняющих или ненадлежаще
исполняющих обязанности по воспитанию и обучению детей,
ü
работников образовательных, воспитательных, лечебных либо иных
учреждений, нарушающих права и интересы несовершеннолетних
и в пределах своей компетенции
принимают к ним меры в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Выявляют
несовершеннолетних, находящихся в беспомощном либо ином состоянии, опасном для
их здоровья и жизни, в соответствии с законодательством РФ оказывают им помощь,
при необходимости доставляют их в органы внутренних дел и в установленном
порядке информируют о них заинтересованные государственные органы.
Осуществляют контроль за поведением
несовершеннолетних правонарушителей, поставленных на профилактический учет в
органах внутренних дел, с целью предупреждения совершения ими повторных
правонарушений.
Ö Сотрудники патрульно-постовой службы милиции:
Проверяют самостоятельно либо с участием
сотрудников других подразделений органов внутренних дел на маршрутах
патрулирования места наиболее вероятного совершения преступлений, укрытия лиц,
склонных к совершению преступлений, с целью предупреждения совершения с их
стороны общественно опасных деяний.
Пресекают случаи распития гражданами
спиртных напитков в общественных местах, факты совершения ими мелкого
хулиганства, других нарушений общественного порядка.
Выявляют заблудившихся детей и подростков,
в том числе находящихся в состоянии алкогольного или наркотического опьянения,
передают их родителям или лицам, их заменяющим, в необходимых случаях
доставляют таких лиц в подразделения по предупреждению преступлений
несовершеннолетних или в дежурную часть горрайоргана внутренних дел.
Выявляют и задерживают в ходе несения
службы лиц, занимающихся бродяжничеством, попрошайничеством, проституцией,
оказывают необходимую помощь гражданам, находящимся в беспомощном состоянии,
опасном для их жизни и здоровья, либо лицам, находящимся в состоянии опьянения
и не способным самостоятельно передвигаться.
Ö Сотрудники подразделений лицензионно-разрешительной
работы и контроля за частной детективной и охранной деятельностью:
Проверяют оружие, подлежащее регистрации в
органах внутренних дел, боеприпасы и патроны к ним в местах их хранения,
торговли, экспонирования, коллекционирования или уничтожения, а также выявляют
факты ненадлежащего хранения и перевозки взрывчатых материалов. Принимают к
правонарушителям меры, предусмотренные законодательством Российской Федерации.
Осуществляют
ежемесячный контроль за своевременной регистрацией и перерегистрацией
владельцами гражданского, служебного и боевого ручного стрелкового
огнестрельного оружия. Выявляют и устраняют причины неисполнения юридическими и
физическими лицами требований Федерального закона "Об оружии", иных
нормативных правовых актов, изданных в его развитие.
Проводят не реже одного раза в
квартал проверку деятельности охранно-сыскных предприятий и служб безопасности,
расположенных на территории обслуживания, на предмет выявления фактов оказания
услуг юридическим и физическим лицам без регистрации и получения в
соответствующих органах лицензий; приема на работу в эти предприятия и службы
граждан, не отвечающих установленным требованиям, а также иных нарушений уставной
деятельности.
Обеспечивают
ежеквартальный контроль за использованием в частной детективной и охранной
деятельности оружия и специальных средств, порядком его приобретения и хранения
в соответствии с установленными требованиями.
Взаимодействуют с сотрудниками
подразделений криминальной милиции и милиции общественной безопасности по
вопросам предупреждения и раскрытия преступлений, связанных с незаконным
оборотом оружия, боеприпасов и взрывчатых веществ, а также в розыске
похищенного и утраченного оружия.
Ö Сотрудники
Государственной инспекции безопасности дорожного движения:
Осуществляют
разъяснительную работу среди граждан по соблюдению ими Правил дорожного
движения, принимают меры предупредительного воздействия в случаях попытки
совершения с их стороны нарушений данных Правил.
Устанавливают в ходе выполнения
служебных обязанностей автотранспортные средства с измененными или
уничтоженными идентификационными номерами кузовов, шасси, двигателей,
поддельными правоустанавливающими документами либо государственными
регистрационными знаками, а также автотранспортные средства, находящиеся в
розыске.
Выявляют нарушения Правил дорожного
движения, иных нормативных правовых актов, устанавливающих права и обязанности
участников дорожного движения, и принимают меры к их устранению.
Выявляют условия, способствующие совершению
дорожно-транспортных происшествий и нарушений Правил дорожного движения и
вносят руководству органов и подразделений ГИБДД предложения по принятию мер по
созданию условий дорожного движения, направленных на предупреждение
дорожно-транспортных происшествий.
Ö Сотрудники подразделений вневедомственной охраны:
Взаимодействуют с сотрудниками
других подразделений органов внутренних дел в выявлении и перекрытии каналов
хищений, пресечении посягательств на охраняемое имущество собственника.
§
Принимают меры к
внедрению на охраняемых объектах средств охранной и пожарной сигнализации.
§ Осуществляют разъяснительную работу среди
населения по обеспечению сохранности собственности граждан. Примером такой
деятельности является публикация в газете «Биробиджанская неделя» статьи под
названием «Памятка против домушника», в которой Отдел вневедомственной охраны
при УВД ЕАО излагает правила, сохранности квартир от краж и ограблений[23].
§ На договорной основе проводят оборудование
средствами сигнализации и охрану квартир, других мест хранения имущества
собственников.
-
Обеспечивают охрану и
сопровождение грузов и денежных средств при их перевозке, а также в пределах
отнесенной к данной службе компетенции оказывают иные услуги по усилению защиты
имущества собственников от преступных посягательств.
ÖСотрудники
паспортно-визовых подразделений:
§
Проводят работу среди
населения по разъяснению правил регистрационного учета, используя в этих целях
средства массовой информации.
Выявляют лиц, нарушающих правила
регистрационного учета граждан и правила пребывания иностранных граждан на
территории Российской Федерации, принимают к ним меры, предусмотренные
законодательством Российской Федерации.
Выявляют лиц, находящихся в розыске
за совершение преступлений, скрывающихся от дознания, следствия и суда,
отбывания наказания, без вести пропавших, а также лиц, уклоняющихся от
исполнения решений суда по искам.
Осуществляют во взаимодействии с
участковыми инспекторами милиции контроль за соблюдением правил
регистрационного учета и пребывания беженцами и вынужденными переселенцами в
местах их пребывания.
В соответствии с законодательством
Российской Федерации и в пределах своей компетенции принимают меры по
выдворению за пределы Российской Федерации иностранных граждан и лиц без
гражданства, в отношении которых принято соответствующее решение.
Подготавливают представления о
недопущении въезда в Российскую Федерацию иностранных граждан и лиц без
гражданства, ранее выдворенных за пределы России.
* * *
Деятельность
милиции общественной безопасности подконтрольна не только вышестоящему органу
внутренних дел, но и местной администрации, т. е. имеет двойное
подчинение. Это связано с тем, что милиция общественной безопасности
решает большей частью вопросы местного значения. Основная часть милиции
общественной безопасности содержится за счет местных бюджетов. Местная администрация
вправе создавать, реорганизовывать и ликвидировать по согласованию с
Министерством внутренних дел РФ подразделения милиции, содержащиеся за счет
местного бюджета, увеличивать в пределах имеющихся средств расходы на
содержание милиции, устанавливать дополнительную штатную численность милиции
общественной безопасности.
Начальники милиции общественной безопасности назначаются
на должность и освобождаются от нее главами местных администраций по
представлению начальников органов внутренних дел. Они являются заместителями
начальника соответствующего органа внутренних дел.
Как отмечают в литературе, дальнейшая реформа милиции
предполагает полное выделение милиции общественной безопасности из ведения
Министерства внутренних дел РФ с передачей ее в исключительное ведение органов
местного самоуправления[24].
В подтверждение своих полномочий
сотрудники милиции имеют служебное удостоверение и жетон установленного
образца. Они имеют право на постоянное хранение и ношение табельного
огнестрельного оружия и специальных средств. Принятые на службу в милицию
принимают присягу сотрудников
органов внутренних дел.
Итак,
как было выяснено в данной работе, милиция призвана обеспечить личную безопасность граждан;
предупреждать и пресекать преступления и административные правонарушения;
раскрывать преступления; охранять общественный порядок и обеспечивать
общественную безопасность; оказывать гражданам, должностным лицам, юридическим
лицам и общественным объединениям помощь в осуществлении их законных прав и
интересов.
Милиция подразделяется на криминальную милицию и милицию
общественной безопасности.
Криминальная милиция предупреждает, пресекает и
раскрывает преступления, осуществляет розыск лиц, скрывающихся от следствия и
суда, то есть осуществляет оперативно-розыскную работу.
Осуществление административной деятельности в основном лежит на милиции
общественной безопасности. Ее деятельность более многообразна, чем деятельность
криминальной милиции.
Первое место в деятельности милиции общественной
безопасности занимает административная деятельность по охране
общественного порядка, организации безопасности дорожного движения.
Важная роль отводится и уголовно-процессуальной
деятельности: милиция общественной безопасности ведет прием и проверку
заявлений и сообщений о преступлениях, отнесенных законом к компетенции
органов дознания, осуществляет расследование уголовных дел о таких
преступлениях и подготовку материалов в протокольной форме, исполняет поручения
следователя о производстве следственных действий, содержит в изоляторах
временного содержания задержанных и заключенных под стражу лиц.
Большое значение имеет также деятельность
милиции общественной безопасности по выдаче лицензий на занятие частной
детективной и охранной деятельностью, на ношение и хранение огнестрельного и
газового оружия.
Практически все подразделения милиции
общественной безопасности своей деятельностью осуществляют профилактику
правонарушений.
В заключении
следует отметить, что деятельность милиции строится в соответствии с принципами
уважения прав и свобод человека и гражданина, законности, гуманизма, гласности.
Для осуществления
своей деятельности милиция наделена весомыми юридически властными
полномочиями, которые она обязана использовать без унижения
достоинства человека.
Приложение
1
ЗАДАЧИ МИЛИЦИИ
(ст. 2 Закона «О милиции»)
Приложение 2
Таблица
1. Перечень дел об административных правонарушениях,
предусмотренных
нормами Особенной части КоАП РФ,
отнесенных
к компетенции органов внутренних дел (милиции)
в
соответствии с ч. 1 ст. 23.3. КоАП РФ.
Административные правонарушения, посягающие на | |
Ст. 6.8. | Незаконное приобретение либо хранение наркотических средств или психотропных веществ, а также оборот их аналогов |
Административные правонарушения в области охраны | |
Ст. 8.22. | Выпуск в эксплуатацию механических транспортных средств с превышением нормативов содержания загрязняющих веществ в выбросах либо нормативов уровня шума |
Ст. 8.23. | Эксплуатация механических транспортных средств с превышением нормативов содержания загрязняющих веществ в выбросах либо нормативов уровня шума |
Глава 10. Административные правонарушения в сельском хозяйстве, ветеринарии и мелиорации земель | |
Ст. 10.4. | Непринятие мер по обеспечению режима охраны посевов, мест хранения и переработки растений, включенных в Перечень наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, подлежащих контролю в Российской Федерации, и конопли |
Ст. 10.5. | Непринятие мер по уничтожению дикорастущих растений, включенных в Перечень наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, подлежащих контролю в Российской Федерации, и дикорастущей конопли |
Административные правонарушения на транспорте (Глава 11 КоАП РФ) | |
Части 1, 3, 4, 5 ст. 11.1. | Действия, Ч. Ч. Ч. Ч. 5 ст. Проход по железнодорожным путям в |
Ст. 11.9. | Управление судном судоводителем или иным лицом, находящимися в состоянии опьянения |
Ст. 11.14. | Нарушение правил перевозки опасных веществ, крупногабаритных или тяжеловесных грузов |
Ст. 11.15. | Повреждение имущества на транспортных средствах общего пользования, грузовых вагонов или иного предназначенного для перевозки и хранения грузов на транспорте оборудования |
Части 1, 2, 3 ст. 11.17. | ст. Ч. Ч. Ч. 3 Курение в вагонах (в том числе в тамбурах) |
Ст. 11.23. | Нарушение водителем транспортного средства, осуществляющим международную автомобильную перевозку, режима труда и отдыха |
Административные правонарушения в области дорожного движения (Глава 12) | |
Ст.ст. 12.1 – 12.34 | за исключением случаев управления транспортным |
Ст. 12.37 | Несоблюдение требований об обязательном страховании |
Продолжение табл. 1 | |
Административные правонарушения в области связи и информации (Глава 13 КоАП РФ) | |
Ст. 13.24. | Повреждение телефонов-автоматов |
Административные правонарушения в области защиты | |
Ст. 18.8. | Нарушение иностранным гражданином или лицом без гражданства режима пребывания в РФ |
Ст. 18.9. | Нарушение должностным лицом организации, принимающей в РФ иностранного гражданина или лицо без гражданства, либо гражданином РФ правил пребывания иностранных граждан или лиц без гражданства в РФ |
Административные правонарушения против порядка управления (Глава 19 КоАП РФ) | |
Ст. 19.2. | Умышленное повреждение или срыв печати (пломбы) |
Ст. 19.15 | Проживание гражданина Российской Федерации без удостоверения личности гражданина (паспорта) или без регистрации |
Ст. 19.16. | Умышленная порча удостоверения личности гражданина (паспорта) либо утрата удостоверения личности гражданина (паспорта) по небрежности |
Ст. 19.17. | Незаконное изъятие удостоверения личности гражданина (паспорта) или принятие удостоверения личности гражданина (паспорта) в залог |
Ст. 19.18. | Представление ложных сведений для получения удостоверения личности гражданина (паспорта) либо других документов, удостоверяющих личность или гражданство |
Ст. 19.22 | Нарушение |
Ст. 19.24 | Невыполнение лицом, освобожденным из мест отбывания лишения свободы, обязанностей, установленных в отношении его судом в соответствии с федеральным законом |
Глава 20. Административные правонарушения, | |
Ст. 20.1. | Мелкое хулиганство |
Ст. 20.20 | Распитие алкогольной и спиртосодержащей продукции либо потребление наркотических средств или психотропных веществ в общественных местах |
Ст. 20.21 | Появление в общественных местах в состоянии опьянения |
(Нарушения в сфере обращения с оружием) | |
Ст. 20.8 | Нарушение правил производства, продажи, коллекционирования, экспонирования, учета, хранения, ношения или уничтожения оружия и патронов к нему |
Ст. 20.10 | Незаконные изготовление, продажа или передача пневматического оружия |
Ст. 20.11 | Нарушение сроков регистрации (перерегистрации) оружия или сроков постановки его на учет |
Ст. 20.12 | Пересылка оружия, нарушение правил перевозки, транспортирования или использования оружия и патронов к нему |
Ст. 20.13 | Стрельба из оружия в не отведенных для этого местах |
Ст. 20.14 | Нарушение правил сертификации оружия и патронов к нему |
(Нарушения в сфере | |
Ст. 20.16 | Незаконная частная детективная или охранная деятельность |
Ст. 20.17 | Нарушение пропускного режима охраняемого объекта |
Ч. 1 Ст. 20.23 | Нарушение правил производства, хранения, продажи и приобретения специальных технических средств, предназначенных для негласного получения информации, при наличии специального разрешения (лицензии). |
Ст. 20.24 | Незаконное использование специальных технических |
Приложение 3
СИСТЕМА МИЛИЦИИ, ЕЁ ПОДЧИНЕННОСТЬ
(ст. 7 Закона «О милиции»)
Приложение 4
ОСНОВНЫЕ ЗАДАЧИ КРИМИНАЛЬНОЙ МИЛИЦИИ
(ст. 8 Закона «О милиции»)
Приложение 5
ОСНОВНЫЕ ЗАДАЧИ
МИЛИЦИИ ОБЩЕСТВЕННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ
(ст. 9 Закона «О милиции»)
! |
Как писать рефераты Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов. |
! | План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом. |
! | Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач. |
! | Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты. |
! | Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ. |
→ | Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре. |