смотреть на рефераты похожие на "Олигополистические рынки РФ"
Южно –Уральский Государственный Университет
Факультет экономики и Управления
Реферат по предмету «Экономика отрасли »
на тему
Олигополистические рынки РФ
Выполнил :
Проверила: Каримова Т.Г.
Челябинск
2003
СОДЕРЖАНИЕ
Введение.
1.Олигополия и рыночная концентрация.
2.Взаимодействие фирм на рынке в условиях олигополии.
3.Основные характеристики олигополии.
4.Крупные предприятия как ядро экономики России
5.Олигополия и эффективность.
Заключение.
Введение.
В конце XX века наша страна начала переход к рыночной экономике,
рыночному хозяйственному механизму. Многие проблемы нам приходится решать
впервые. Прощаясь с административно-командной системой в экономике и в
обществе, мы тем самым лишь создаем предпосылки для рыночного хозяйства,
становление которого не может произойти в одночасье. Дело в том, что
исторически развитие рыночного хозяйства происходило как естественный
процесс, предопределяющий во многом экономический и социальный прогресс
человечества. Конечно, нам не надо повторять все этапы и перипетии,
которыми богата история рынка. Мы можем воспользоваться опытом других
государств. Но сложность задачи состоит в том, что до сих пор никто в мире
не переводил на рыночные рельсы столь громадный хозяйственный комплекс,
каким является российская экономика. Нет исторических аналогов этому
процессу. Но есть гибко реагирующий на требования времени рыночный механизм
современного западного общества. Иными словами, изучив картину рыночной
экономики, которая сложилась к концу ХХ века и динамизм всех
взаимоотношений в обществе, обусловленных или связанных с рынком мы сможем
яснее увидеть и ту цель, к которой стремимся в своих экономических и
социальных преобразованиях. В настоящее время одним из самых распространенных рыночных структур
являются монополии и олигополии. Однако в чистом виде монополии сохранились
лишь в немногих отраслях экономики. Наиболее же преобладающей формой
современной рыночной структуры является олигополия. Именно о олигополии и
рассказано в этом реферате. Термин “олигополия” применяется в экономике для описания рынка, на
котором существуют несколько фирм, отдельные из которых контролируют
значительную долю рынка. На олигополистическом рынке конкурируют между собой несколько крупных
фирм ( 3 - 5 ) и вступление на этот рынок новых фирм затруднено. Продукция,
производимая фирмами, может быть как однородна, так и диференцирована.
Однородность преобладает на рынках сырья и полуфабрикатов : руды, нефти,
стали, цемента; дифференциация - на рынках потребительских товаров
(автомобили). Существование олигополии связано с ограничениями входа на данный рынок.
Один из них - необходимость значительных капиталовложений для создания
предприятия в связи с крупномасштабным производством олигополистических
фирм. Сегодня общепризнано, что эффективным может быть предприятие,
производящее не менее 500 тысяч легковых автомобилей в год, выплавляющее не
менее 2,5 миллиона тонн стали и т.д. Немногочисленность фирм на олигополистическом рынке заставляет эти фирмы
использовать не только ценовую, но и неценовую конкуренцию, ибо последняя в
таких условиях является более эффективной. Производители знают, что если
они понизят цену, то их конкуренты сделают то же самое, что приведет к
падению доходов. Поэтому вместо ценовой конкуренции, которая более
результативна в условиях современной конкуренции, “олигополисты” используют
неценовые методы борьбы : техническое превосходство, качество и надежность
изделия, методы сбыта, характер предоставляемых услуг и гарантий,
дифференциацию условий оплаты, рекламу, экономический шпионаж.
1.Олигополия и рыночная
концентрация.
Олигополия - особая рыночная структура, при которой на рынке доминирует
несколько фирм. Характерная особенность олигополистического рынка -
зависимость поведения каждой фирмы от реакции и поведения конкурентов.
Крупные размеры и значительный капитал фирм крайне немобильны на рынке, и в
этих условиях наибольшие выгоды обещает именно сговор между
олигополистическими фирмами в целях поддержания цен и максимизации прибыли.
Производители договариваются о сотрудничестве и заключают (иногда открытое
и даже оформленное) соглашение о дележе рынка - “картельное соглашение”. Картель представляет собой соглашение нескольких предприятий,
устанавливающее для всех участников объем производства, цены на товар,
условия найма рабочей силы, обмена патентами, разграничения рынков сбыта и
долю каждого участника в общем объеме производства и сбыта. Его целью
является повышение цен (сверх конкурентного уровня), но не ограничение
производственной и снабженческо-сбытовой деятельности участников. На первый взгляд, сходство картеля с монополией очевидно. Но картель
весьма редко, в отличие от монополии, контролирует весь рынок, ибо вынужден
учитывать политику некартелизованных предприятий. Кроме того, участники
картеля имеют довольно мощный соблазн обмануть своих партнеров, снижая цены
или активно рекламируя свой товар, что создает условия для захвата части
рынка. Вследствие этого многие картели представляют собой временную
структуру рынка и встречаются редко. К тому же законодательство многих
стран считает картельную практику незаконной и противодействует ей
различными методами. Классическим примером образования и существования до сих пор картельного
соглашения является, например, Организация Стран Экспортеров Нефти (ОПЕК),
которая в разные периоды своей истории контролировала от 25% до 60%
производства нефти индустриальных стран. Невозможность полностью и постоянно использовать картель для
взаимодействия олигополистических фирм вынуждает их идти на негласные
экономические соглашения, тайную экономическую политику в области изменения
цен и разграничения сфер влияния. Такое сотрудничество может проявляться
как через особую экономическую политику олигополистических фирм в виде
“жесткости цен” или “лидерства в ценообразовании”, так и через особые
организации типа “патентных пулов” (или консорциумов). Однако, в силу перечисленных выше причин, чаще всего развиты такие формы
олигополии, при которых между фирмами отсутствует формальное соглашение о
контроле над рынком. Олигополия, значительно отличается от монополии. Суть ее в сплаве
координации и конкуренции. В то же время действует и общее правило : чем
меньше фирм в отрасли и чем крупнее каждая из них, тем легче им
координировать свои действия и добиваться максимально высоких прибылей,
регулируя цены на выпускаемую продукцию. И в этом смысле мы можем говорить
о потенциальной опасности монополизации тех или иных отраслей экономики. Кроме того, чем меньше фирм, тем менее эластичен по цене спрос
потребителя на данном рынке. Вследствие этого фирма может повышать цены на
свою продукцию, не неся больших потерь в объеме продаж. Понятие рыночной концентрации тесно связано с количеством фирм-участников
рынка, то есть компаний, выпускающих сходный продукт и конкурирующих между
собой в борьбе за потребителя. Существуют различные показатели, измеряющие
рыночную концентрацию. Отраслевой показатель рыночной концентрации чаще
всего рассчитывается как доля продаж 4 или 8 крупнейших фирм в общем объеме
отраслевого выпуска ( в процентах )..
В отечественной статистике до недавнего времени использовался только один
показатель рыночной концентрации — доля отдельного предприятия на рынке.
Это явно недостаточно для объективной оценки. Использование зарубежного
опыта позволяет обеспечить объективность при определении уровня
концентрации, оценить структуру рынка и в конечном итоге повысить
эффективность антимонопольной политики.
Закон РФ «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на
товарных рынках», принятый 22 марта 1991 г. является первым в истории
современной России антимонопольным законодательным актом. Закон должен
способствовать созданию благоприятных условий для добросовестной
конкуренции и конкурентной среды.
В целях проведения антимонопольной политики, контроля за применением
антимонопольного законодательства в законе предусмотрено образование
специальных органов исполнительной власти — Антимонопольного комитета РФ и
его территориальных управлений и наделение их рядом властных полномочий.
Нормы закона, запрещающие монополистическую деятельность, направлены на
хозяйствующие субъекты, занимающие доминирующее положение на товарном
рынке. Поэтому ключевым понятием является «хозяйствующий субъект —
предприниматель, занимающий доминирующее положение на товарном рынке». В
актах антимонопольного законодательства понятия «предприятие, занимающее
доминирующее положение» и «предприятие-монополист» совпадают. В
соответствии с законом для признания положения предприятия как
доминирующего необходимо выявление двух условий — его доля на рынке и
способность ограничивать конкуренцию. Если величина доли предприятия на
рынке определенного товара не превышает 35%, то его положение не может быть
признано доминирующим.
В дальнейшем в соответствие Законом «О внесении изменений и дополнений в
Закон РСФСР «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на
товарных рынках», ключевое для антимонопольного законодательства
определение доминирующего положения хозяйствующего субъекта претерпело
существенное изменение. Прежде всего уточнены критерии, по которым
выявляются монополисты на российских рынках. Безусловным монополистом может
считаться предприятие, контролирующее 65% и более товарного рынка, вместо
35% и более как это было раньше. Предприятие, контролирующее от 35 до 65%
рынка тоже может быть признано монополистом если имеет место «доминирующее
положение» хозяйствующего субъекта на рынке в конкретной рыночной ситуации.
Таким образом, в отечественной экономике наряду со статистическими данными
о доле на рынке уделяется большое внимание экономическому анализу,
учитывающему факторы поведения, возможности замещения и выхода на рынок
новых фирм. Прежние 35 % доли рынка оставлены в качестве нижней границы,
поэтому если субъект имеет долю на рынке менее 35%, то его положение не
признается доминирующим. Сам факт доминирующего положения ненаказуем.
Антимонопольные органы следят не за доминирующим положением, а за
злоупотребление им.
В настоящее время в отечественной экономике ныне проводят оценку состояния
концентрации на товарных рынках по методике, используемой в развитых
странах. Для этого определяют:
коэффициенты концентрации – доля на товарном рынке или в отрасли трех
крупнейших хозяйствующих субъектов СRЗ; индекс Герфиндаля—Гиршмана (НН1),
который показывает влияние крупных компаний на состояние рынка и
рассчитывается как сумма квадратов долей всех действующих на рынке (в
отрасли) хозяйствующих субъектов:
где Хi - доля i-го хозяйствующего субъекта в объеме реализованной продукции
на рынке (в отрасли), %;
n – число хозяйствующих субъектов отрасли, действующих на рынке;
Величина НН1 варьирует в пределах от 0 (полная деконцентрация) и до 10000
(абсолютная монополия – 100% рынка).
Для оценки концентрации используются следующие критериальные значения:
1. Нормальная концентрация: СR3