Реферат по предмету "Экономика"


Платежная система Золотая Корона

смотреть на рефераты похожие на "Платежная система Золотая Корона"
Омский государственный университет
Кафедра менеджмента
Платежная система “Золотая Корона”
Реферат по курсу
“Современные банковские технологии”
Выполнила студент гр.Э-34
Зайцев Сергей Юрьевич
Технология системы “Золотая Корона”
Основы технологии
Безопасность
Защита от несанкционированных операций является первостепенной задачей любой системы. Очевидно, что безопасность той или иной системы есть вещь комплексная и многоуровневая и зависит от взаимодействия всех механизмов защиты, используемых в Системе. В «Золотой Короне» достоверность информации и финансовая подкрепленность платежей обеспечиваются такими эффективными механизмами, как: . аппаратные возможности карты: использование микропроцессорных карт превращает возможность их подделки в чисто теоретическую; . проверка принадлежности карты предъявителю; . проверка действительности карты и ее принадлежности к Системе; . проверка по «черному списку», т.е. списку карт, запрещенных к приему. Этот механизм защиты позволяет надежно обезопасить Систему от украденных и потерянных карт, а также от карт банков, выбывших из Системы; . проверка по набору лимитов расходования; . ON-line авторизация внелимитных операций; . страхование финансовых рисков участников Системы. Комплексное применение всех перечисленных механизмов безопасности позволяет с высокой степенью надежности гарантировать защищенность Системы от проведения в ней несанкционированных операций.
Карта - основной элемент системы безопасности
Микропроцессорная карта E3744 фирмы Solaic, используемая в данный момент в системе, соответствует стандарту ISO 7816 для чиповых карт. Ее характеристики: . 8-ми битный CPU, 68HC05SC24 фирмы Motorola, . 3K байт ROM, . 128 байт RAM, . 1K байт EEPROM, из которых 468 доступно для приложений, . асинхронный протокол ISO 7816 T=0, скорость 9600. Доступная область памяти этой карты разделена на две зоны. Первая заполняется на заводе и содержит гарантированную изготовителем уникальную для всех карт информацию - тип карты, дату изготовления, заводской номер, информацию о заказе и прочее. Эта зона доступна только для чтения, запись физически невозможна. Контроль доступа ко второй зоне регламентируется двумя паролями - один на чтение и запись, другой - на стирание. После трехкратного предъявления неправильного пароля карта автоматически блокируется. Запись, осуществляемая по предъявлению пароля чтения-записи, является однонаправленной операцией - запись новых данных не вызывает автоматического стирания старых. Это достигается использованием для записи логической операции «ИЛИ», т.е. предъявив пароль чтения-записи можно только вместо 0 записать 1, но не наоборот. Это один из общепринятых методов защиты информации на картах. Кроме того, вся информация записывается на карту в специальном формате и подтверждается различными уровнями системы. Таким образом, невозможно корректно внести ложную информацию на карту, ее можно только испортить. Пароль стирания карты хранится только в Банке, и никто кроме него не может кредитовать карту или изменять срок ее действия. Пароли стирания, как и пароли чтения-записи, уникальны для каждой карты системы. При расчетах на карте формируются записи об израсходованных суммах, которые учитываются при исчислении баланса карты, т.е. остаток равен базовой сумме за вычетом всех израсходованных. Из всего вышесказанного следует, что в любом терминале при известном персональном коде клиента и без пароля стирания (его там никогда не было, нет и не будет) возможно только уменьшить сумму на карте. Развитие технологии Системы «Золотая Корона» строится на основе новейших мировых стандартов и разработок. В ближайшее время в Системе начнется переход к технологиям, построенным в соответствии с последними спецификациями EMV. В связи с этим будет предложен ряд новых продуктов с сохранением поддержки старых. Уже в 1997 году «Золотая Корона» станет EMV - совместимой.
Операционная система
В качестве одной из составляющих операционной среды системы изначально была избрана операционная система Unix. И этот выбор вполне обоснован. Все ведущие производители компьютерных систем взяли именно Unix на вооружение и продвигают ее как основную операционную систему для своих комплексов. Выбор этой системы далеко не случаен, ведь Unix обладает рядом неоспоримых достоинств: . совершенные механизмы межпроцессных взаимодействий; . высокая эффективность в задачах реального времени; . развитая сетевая поддержка; . адаптируемость в гетерогенных средах; . поддержка вертикального и горизонтального масштабирования систем и распределенной обработки данных; . отработанная и проверенная система защиты; . поддержка ведущими производителями программного обеспечения, периферийного оборудования и средств телекоммуникаций; . многолетний мировой опыт создания и эксплуатации Unix-систем. Развитость сетевой поддержки Unix является очень важным моментом, поскольку система «Золотая Корона» изначально построена на использовании глобальных систем телекоммуникаций для обмена данными между Центром и Узлами, Эмитентами, Эквайерами и терминалами. Как известно, все широкоиспользуемые Unix-системы имеют международные сертификаты безопасности, как имеют их и ведущие производители систем управления базами данных. Кроме того, практически все Unix-системы основных производителей имеют версии с повышенной безопасностью для бизнес- приложений, соответствующие международным стандартам и способные удовлетворить самого требовательного пользователя. Более того, ни для кого не секрет, что безопасность системы не обеспечивается одной подсистемой, а является следствием комплексных технических, программных и организационных мер. В качестве основы для построения баз данных выбрана система Oracle7, которая является на данный момент непревзойденной в плане предоставляемых возможностей системой управления базами данных. Этот продукт имеет международные сертификаты безопасности и поддерживается всеми ведущими разработчиками операционных систем. На этапе становления «Золотой Короны» участникам предлагались программные комплексы на основе других систем баз данных, что было связано с более низкой стоимостью и, как следствие, большей доступностью для потребителя. В настоящее время существует два варианта платформ программного обеспечения банка-эмитента Системы «Золотая Корона»: 1.Первая платформа построена на основе системы управления базами данных BTRIEVE фирмы NOVELL. В качестве операционной системы рабочей станции используется DOS версии не ниже 5.0. Данная платформа сможет удовлетворить потребности банков в небольших проектах пластиковых карт, где количество счетов не превышает 20 тысяч. Преимущества такой платформы заключаются в том, что в качестве аппаратного комплекса не нужны большие и дорогостоящие вычислительные мощности, а для персонала, обслуживающего систему, не требуется специфической профессиональной подготовки. 2.Вторая - платформа Unix/Oracle. Ограничения на количество счетов в таком комплексе связаны лишь с объемами памяти и вычислительными мощностями аппаратного обеспечения. Программное обеспечение «Банк-эмитент» на платформе Unix/Oracle способно обслуживать сотни тысяч карт-счетов клиентов банка. В данном комплексе банк-эмитент и подсистема удаленного пополнения реализованы как единый программный и аппаратный комплекс, что, безусловно, повышает удобство эксплуатации системы. 3.Распределенная система процессинга, используемая в «Золотой Короне», согласуется с общемировой тенденцией децентрализации вычислительных ресурсов и процессов обработки данных. Более того, все технологические решения «Золотой Короны» являются прямой проекцией архитектуры клиент- сервер - общепризнанной модели для распределенных систем.
Аппаратная платформа
Характеристики вычислительного комплекса банка напрямую зависят от масштабов реализации проекта «Золотая Корона» в данном банке. Если круг потенциальной клиентуры численно невелик, то оптимальным решением станет использование общедоступной и несложной в эксплуатации вычислительной техники - PC-compartible серверы (такие, как COMPAQ). Устойчивость и безотказность таких систем обеспечивается известными, отработанными методами и проверена практикой. В случае, если круг потенциальной клиентуры банка многочислен, в качестве аппаратной платформы может быть выбрана более производительная система для работы с приложениями на Unix/Oracle. Для этого, например, можно использовать сервер средней мощности SUN SparcServer-20 или высокопроизводительный сервер SUN SparcServer-2000. Программное обеспечение «Золотой Короны» портировано на большинство аппаратных платформ крупных компаний-производителей. Таким образом, для работы в системе «Золотая Корона» банки могут использовать серверы таких компаний, как SUN, DEC, IBM, HP.
Специальное оборудование
Под специальным оборудованием системы понимается то оборудование, которое непосредственно предназначено для приема и совершения операций с микропроцессорными картами. В настоящее время в «Золотой Короне» для оборудования торговых точек и пунктов выдачи наличных по картам «Золотая Корона», проведения ON-line авторизации крупных платежей используются терминалы: . INGENICO . INNOVATRON TPSCAM-1000 и TPSCAM-2000; . VERIFONE OMNI-395 с пин-падом CM-450; В качестве сервисных точек системы и терминалов удаленного пополнения используются терминалы DataTrol 680-1C фирмы DATACARD. Что касается банкоматов, то здесь система предполагает использование следующего оборудования: . Olivetti CD-6200, CD-6300, CD-6400; . Bull BQ-1410, BQ-3410; . IBM-4783 и 4789; . DIEBOLD-1064-I. С целью предоставления участникам Системы максимальной свободы выбора специального оборудования, специалистами Центра Финансовых Технологий продолжается разработка программного обеспечения для различных типов терминалов и банкоматов.
Интеграция "Золотой Короны" в систему автоматизации банка
Прежде всего хочется отметить, что «Золотая Корона» в системе автоматизации банка может являться не просто приложением по работе с пластиковыми картами, но и полноценной системой по работе с индивидуальными клиентами (retail banking). В системе предусмотрены возможность предоставления полного спектра банковских услуг для частных и корпоративных клиентов, работа с валютами, различные процентные схемы и т.п. Тем не менее, банку необходимо формировать единый баланс в уже существующей банковской системе с учетом операций, проведенных с помощью Системы «Золотая Корона». При решении данного вопроса необходимо учитывать следующие аспекты: В настоящее время в России распространено множество различных банковских систем, разработанных различными фирмами, поставщиками программного обеспечения, отдельнымибанками. Форматы данных, используемых в различных банковских системах, зачастую отличаются друг от друга. Программное обеспечение модуля пластиковых карт должно легко интегрироваться в банковскую систему любого эмитента. Именно исходя из учета этих двух факторов в программном обеспечении «Золотой Короны», была реализована следующая схема. Программное обеспечение эмитента позволяет вести специальные карт-счета клиентов, имеющих карточку «Золотая Корона». Счета различных клиентов группируются в соответствующие балансовые счета и, далее, по признаку счета. Система ведения карт-счетов в течение дня функционирует автономно. Каждому балансовому счету «Золотой Короны» соответствует лицевой счет в разрезе соответствующего балансового в основной базе данных банка. Например, средства всех частных вкладчиков могут лежать на одном лицевом счете 718-го балансового счета в банке, расшифровка же по средствам клиентов находится в базе данных «Золотой Короны». В течение дня идет работа со счетами «Короны», зачисляются средства, делаются проводки, а в конце дня формируется определенное количество проводок между балансовыми счетами «Короны», которые экспортируются в базу данных банка. Отметим, что максимальное число таких проводок ограничено и очень невелико. В качестве формата экспортируемых данных используется обыкновенный текстовый формат, который без труда можно преобразовать в формат входных данных системы банка. Как правило, программисты банка досконально знают свою банковскую систему и вопрос экспорта/импорта решается в рабочем порядке. Возможен и другой вариант, когда для каждого клиента открывается лицевой счет в разрезе соответствующего балансового счета непосредственно в автоматизированной системе банка. Реализация такой схемы более сложна и трудоемка, однако, достаточно легко реализуема. Таким образом, можно с полной ответственностью утверждать, что программное обеспечение эмитента Системы «Золотая Корона» совместимо с любой существующей банковской системой.
Взаимодействие участников Системы
Организационная структура Системы включает в себя две основные схемы взаимодействия: информационную и финансовую. Первая служит для информационного обмена между участниками системы, вторая - схема их финансовых взаимоотношений.
Информационный обмен в Системе
Любая появляющаяся на свет система проходит этап начального развития, когда ее рост происходит достаточно активно. Наблюдая за этим процессом, можно сделать вывод о том, является ли данная система достаточно гибкой, чтобы соответствовать постоянно меняющимся условиям рынка. Развитие системы, увеличение числа участников, расширение географии зачастую приводят к тому, что схемы, использовавшиеся в самом начале, постепенно перестают удовлетворять требованиям жизни и испытывают необходимость в реформации. Эта тенденция хорошо прослеживается в эволюции Системы «Золотая Корона»: за первые годы своего существования Система претерпела существенные технологические изменения. На основании опыта, полученного в результате ее эксплуатации, была создана эффективная техническая структура, имеющая следующие составные части:
Участники системы
Рассмотрим подробнее роль каждого участника в системе. ЦЕНТР - межрегиональный центр расчетов по карточкам «Золотая Корона», объединяет участников системы в единую информационную сеть. Центр, являясь многофункциональной единицей системы, осуществляет сбор и обработку информации в системе. Все межрегиональные транзакции, сформированные в терминалах Торговых точек, регулярно передаются в Центр. Основные функции Центра: 1. Регистрация всех участников и структурных единиц системы. 2. Обработка транзакций от терминалов и формирование платежных документов для эмитентов. 3. Регистрация и учет новых Эмитентов, Эквайеров, Узлов, организаций, терминалов, продавцов Системы. 4. Ведение «черных списков» Эмитентов (списков карточек, запрещенных к использованию эмитентами). 5. Формирование комиссионных для Узлов, Процессинг-узлов и Эмитентов Системы. 6. Авторизация транзакций в системе. 7. Выдача служебных карточек для Узлов и Эмитентов Системы. 8. Предварительная подготовка карт для участников системы. 9. Контроль за целостностью системы. ЭМИТЕНТ - организация, осуществляющая эмиссию пластиковых карт системы «Золотая Корона» клиентам и отвечающая по всем платежам своих клиентов, совершенным в инфраструктуре Системы. Основные функции Эмитента: 1. Выдача карт «Золотая Корона» клиентам. 2. Ведение карточных счетов клиентов. 3. Возмещение денежных средств Эквайеру при расчете клиента Эмитента в торговой инфраструктуре Эквайера по карточке «Золотая Корона». ЭКВАЙЕР - организация, возмещающая денежные средства точке обслуживания за товары и услуги, предоставленные данной торговой точкой клиентам, рассчитавшимся по карточке «Золотая Корона». Основные функции Эквайера: 1. Прием к обслуживанию карт «Золотая Корона». 2. Заключение договоров с Торговыми точками на прием карт «Золотая Корона» для оплаты товаров и услуг. 3. Возмещение денежных средств Торговым точкам, производящими обслуживание по карточкам «Золотая Корона». ТОРГОВЫЕ ТОЧКИ / КАССОВЫЕ ТЕРМИНАЛЫ - предприятия торговли, сферы услуг или сервиса, пункты выдачи наличных, оборудованные платежными терминалами и принимающие к оплате карточки системы «Золотая Корона». Торговые точки самостоятельно определяют валюты и типы принимаемых карточек. Торговые предприятия могут как просто арендовать используемое при обслуживании клиентов расчетное оборудование, так и приобретать его у банка. Основные функции Торговой точки: 1. Прием карточек «Золотая Корона» для оплаты товаров и услуг. 2. Предоставление минимальных сервисных возможностей клиенту (просмотр остатка карты, распечатка лимитов). КЛИЕНТЫ - физические и юридические лица, выступающие в качестве покупателей, продавцов (кассиров). Все клиенты имеют счета в системе расчета по пластиковым карточкам Эмитента/Эквайера. Юридические лица могут иметь при этом свои расчетные счета в других банках, не входящих в Систему.
УЗЕЛ - региональный центр Системы, объединяющий Эмитентов, Эквайеров и Торговые точки в единую информационную сеть на региональном уровне. Выступает в качестве регионального концентратора транзакций, сформированных в Торговых точках (транзакцией называется платежная операция или операция по выдаче наличных средств, совершаемая владельцем карточки при помощи терминалов системы «Золотая Корона»), а также концентратором почтовых сообщений между Эмитентами, Эквайерами и Центром. Основные функции Узла: 1. Прием транзакций от платежных (POS) и кассовых (ATM) терминалов, банкоматов с последующей передачей их в Центр и передача им «черных списков». 2. Регистрация POS и ATM терминалов. 3. Транзитная передача данных между Центром и подключенными к данному Узлу Эмитентами и Эквайерами. 4. Проверка карточек по «черному списку» при проведении авторизации. 5. Маршрутизация запросов на авторизацию при совершении транзакций в режиме on-line. ПРОЦЕССИНГ-УЗЕЛ (УЗЕЛ С ОБРАБОТКОЙ ТРАНЗАКЦИЙ) - Узел, способный производить обработку транзакций, совершенных клиентами Эмитентов, в случае, если и Эмитент, и Эквайер обслуживаются на данном Узле. Если в транзакции задействован Эмитент, не зарегистрированный на данном Узле, то ее обработка происходит в обычном порядке через Центр. Эта модификация Узла удобна для регионов с замкнутой структурой системы, когда подавляющее большинство расчетов делается между Эмитентами и Эквайерами, обслуживающимися на одном Узле. Основные функции Процессинг-узла: 1. Прием транзакций от платежных (POS) и кассовых (ATM) терминалов, банкоматов с последующей передачей их в Центр, передача им «черного списка» Системы. 2. Обработка транзакций и формирование платежных документов для Эмитентов и Эквайеров, обслуживающихся на данном Процессинг-узле. 3. Регистрация POS и ATM терминалов. 4. Транзитная передача данных между Центром и подключенными к данному Процессинг-узлу Эмитентами и Эквайерами. 5. Проверка карточек по «черному списку» при проведении авторизации. 6. Маршрутизация запросов на авторизацию при совершении транзакций в режиме ON-line.
Взаимодействие между компонентами Системы
Транзакции, проводящиеся в течение дня в торговой точке, накапливаются в терминале. Регулярно, обычно в конце рабочего дня, данные о проведенных платежах передаются в Узел или в Процессинг-узел, в котором зарегистрирована данная Торговая точка. Узел производит первичную обработку транзакции, а затем передает ее для дальнейшей обработки в Центр. Если транзакция передается в Процессинг-узел, то ее дальнейший путь зависит от того, какие банки принимали участие в ее формировании. Если транзакция «местная», т.е. и Эмитент, выпустивший карточку, и Эквайер, принявший платеж, зарегистрированы на данном Процессинг-узле, то обработка такой транзакции происходит непосредственно на этом Процессинг-узле. Если же транзакция межрегиональная, то для обработки она передается в Центр. Обработка транзакций представляет собой специальный процесс, в результате которого формируются так называемые реестры транзакций: либо для каждой пары Эмитент/Эквайер так, что каждый из pеестpов содержит полный список транзакций, где плательщиками выступают клиенты Эмитента, а получателями клиенты Эквайера; либо для одного Эмитента, если и плательщики, и получатели являются клиентами этого Эмитента, т.е. Эмитент для данных транзакций одновременно является и Эквайером. На основании реестpов транзакций формируются суммарные платежные документы о переводе средств Эмитентом Эквайеру. В документе в предмете платежа указывается ссылка на pеестp транзакций с целью последующего разделения общей суммы платежей на отдельные платежи покупателей. После этого pеестp транзакций и созданный на его основе платежный документ передаются по каналам связи системы обоим Участникам (одному Участнику). Для Эмитента этот платежный документ является счетом к оплате, для Эквайера - информационным документом (извещением) об ожидаемых поступлениях средств от Эмитента (в случае, если Эмитент является одновременно Эквайером, то это внутренний документ).
Взаиморасчеты и система страхования платежей
Параллельно с развитием технологии Системы проходил и процесс эволюции схемы финансового взаимодействия между ее участниками. Требования, предъявляемые жизнью к организации системы взаиморасчетов и страхованию финансовых рисков, оказывали большое влияние на развитие технологии. Основная проблема состоит в том, что эквайер, обслуживая клиента эмитента, фактически, кредитует организацию, выдавшую карточку. Причем, кредитование происходит в условиях нестабильной экономической ситуации, периодических кризисов в банковской системе, тотального недоверия банков по отношению друг к другу. Соответственно, система взаиморасчетов «Золотой Короны» должна предоставлять участникам технологический сервис, позволяющий разумно распределять ресурсы, самостоятельно определять риски и оперативно реагировать на изменяющуюся финансовую обстановку. Для адекватного восприятия системы взаиморасчетов следует дать определение некоторым понятиям, используемым в системе.
Некоторые понятия системы
Гарант - организация, несущая финансовую ответственность за своевременное и корректное проведение платежей между участниками системы «Золотая Корона». Предположим, что клиент эмитента рассчитался в инфраструктуре эквайера. Эмитент поручает гаранту произвести расчет с эквайером. Обеспечением данных расчетов могут быть средства эмитента на счетах гаранта, кредитные линии, открытые гарантом эмитенту, залоги и пр. Ярким примером гаранта может являться расчетный или клиринговый банк. Лимит гаранта - максимальная дневная сумма платежей, которые может принять эквайер под ответственность данного гаранта. Этот лимит устанавливается эквайером индивидуально для каждого гаранта системы. Расчетный лимит - максимальная дневная сумма платежей участника системы «Золотая Корона», финансовую ответственность по которым берет на себя гарант. Данный лимит устанавливается гарантом индивидуально для каждого участника системы. OFF-line транзакция - транзакция, формируемая на уровне терминала без каких- либо дополнительных проверок системы. ON-line транзакция - транзакция, формируемая клиентом в терминале после проведения дополнительных проверок клиента, эмитента, эквайера и гарантов на уровне системы в целом. Авторизация клиента - проверка, осуществляемая в системе, результатом которой будет разрешение или запрещение операции клиента в точке обслуживания.
Проведение расчетов по OFF-line транзакциям
При расчетах в режиме OFF-line финансовые риски, связанные с платежеспособностью и мгновенной ликвидностью эмитента полностью лежат на эквайере. «Золотая Корона» построила гибкую систему расчетов, позволяющую снизить риски эквайера при OFF-line операциях: Во-первых, эквайер для каждой точки обслуживания своей инфраструктуры определяет максимальный размер OFF-line транзакции. Данный лимит устанавливается эквайером индивидуально для каждой точки обслуживания. При этом необходимо иметь в виду, что обычно OFF-line транзакции соответствуют платежам клиентов на малые и средние суммы. Во-вторых, если расчетные лимиты эмитента, выставленные гарантами эквайера, не достаточны для обеспечения оборота по OFF-line транзакциям карточек эмитента в инфраструктуре данного эквайера, то система автоматически запрещает к приему карточки эмитента в инфраструктуре данного эквайера. Платежи в системе «Золотая Корона» по OFF-line транзакциям обеспечиваются и проводятся теми гарантами, которые выставили эмитенту расчетные лимиты и которым эквайер выставил лимиты гаранта, достаточные для проведения расчетов по OFF-line транзакциям. Таким образом, ответственность за корректное и своевременное проведение расчетов несет гарант, которому эквайер реально доверяет.
Проведение расчетов по ON-line транзакциям
Поскольку ON-line транзакции соответствуют платежам клиентов на крупные суммы, для платежей по таким транзакциям необходимо построить максимально надежную, защищенную систему взаиморасчетов между участниками системы «Золотая Корона». Такая система взаиморасчетов построена с помощью определения расчетных лимитов и лимитов гарантов, выставляемых участниками системы. Технологически On-line транзакция может быть сформирована только в том случае, если существуют гаранты обладающие двумя свойствами: 1. Расчетный лимит, установленный данным гарантом эмитенту, достаточен для проведения платежа по данной транзакции, 2. Лимит гаранта, установленный эквайером данному гаранту, достаточен для проведения платежа по данной транзакции. Выбор такого гаранта система проводит автоматически при авторизации клиента. Платеж по транзакции обеспечивается и формируется выбранным гарантом. Таким образом, с помощью установки лимитов участники системы «Золотая Корона» могут самостоятельно определять риски, связанные с проведением взаиморасчетов по транзакциям системы «Золотая Корона», быстро реагировать на изменяющуюся ситуацию и реально не допускать формирования транзакций по карточкам сомнительных в плане ликвидности эмитентов. Таким образом, каждый участник системы «Золотая Корона» имеет полную самостоятельность в определении рисков и доходности, связанных с операциями в системе «Золотая Корона», и не зависит от воздействия внешних факторов. При этом каждый участник может организовать обслуживание своих клиентов во всей инфраструктуре системы «Золотая Корона» и безрисковое обслуживание клиентов других участников в своей инфраструктуре.
Программное обеспечение системы
Узел Системы «Золотая Корона»
Узел – региональный коммуникационный процессинговый комплекс, объединяющий в единую информационную сеть Банки-Эмитенты, торговые точки, пун кты выдачи наличных.
Программное обеспечение узла с обработкой транзакций
ПО «Узел с обработкой транзакций» позволяет выполнять следующие функции: . регистрация, подключение и обеспечение нормальной работы в Системе «Золотая Корона» Банков-Эмитентов, торговых точек и пунктов получения наличных; . поддержание «черного списка» по терминалам и Банкам-Эмитентам, работающим через Узел; . сбор и обработка транзакций с терминалов, подключенных к Узлу; . обмен информацией между Центром, Банками-Эмитентами и терминалами. ПО «Узел с обработкой транзакций» представляет из себя самостоятельный комплекс, предназначенный для автоматической непрерывной обработки информации. В состав «Узла с обработкой транзакций» входит ядро комплекса, состоящее из модулей автоматической обработки и осуществляющее обработку поступающей на программно-аппаратный комплекс информации в соответствии с технологией Системы «Золотая Корона» и настройками ПО «Узел с обработкой транзакций». Управление Узлом, контроль его работоспособности и получение необходимой для эксплуатации подчиненной инфраструктуры информации осуществляется посредством двух описанных ниже автоматизированных рабочих мест.
АРМ «Управление Узлом»
АРМ «Управление Узлом» предназначен для управления комплексом Узла и включает в себя функции управления Узлом и контроля за его состоянием. Перечень функций, имеющихся в АРМе «Управление Узлом» и доступных в зависимости от системных прав пользователя, запустившего АРМ, следующий: . контроль за активными соединениями с комплексом; . контроль за активными процессами (модулями автоматической обработки ядра) комплекса; . контроль наличия свободного дискового пространства на серверной аппаратуре комплекса; . оперативное определение сбоев оборудования, системного и прикладного программного обеспечения комплекса Узла; . просмотр журнальных файлов всех модулей автоматической обработки ядра за задаваемый интервал времени; . просмотр всех почтовых сообщений, приходящих и исходящих файлов Узла (кроме сообщений, содержащихся в транзитных файлах - от Центра Банкам- Эмитентам Системы «Золотая Корона», обслуживающимся на Узле, или наоборот от Банков-Эмитентов Центру); . on-line просмотр журнальных сообщений активных модулей автоматической обработки ядра в режиме телетайпа; . перезагрузка модулей автоматической обработки ядра комплекса; . изменение параметров входных, выходных линий (коммуникационных каналов); . установка и изменение параметров настройки комплекса и модулей автоматической обработки ядра; . оперативное отслеживание состояний терминалов (в том числе банкоматов), . обслуживаемых Узлом (состояние терминала, время последнего удачного сеанса связи, номер последнего запроса «черного списка», хранящегося в терминале, номер первой ожидаемой транзакции из терминала, версия и тип установленного терминального ПО), а также просмотр информации о Банке- Эмитенте, обслуживающем данный терминал; . просмотр списка участников Системы «Золотая Корона», а также организаций, обслуживающихся на данном Узле; . просмотр полного «черного списка» Системы «Золотая Корона» для данного Узла; . просмотр зарегистрированных на Узле служебных карточек продавцов, кассиров; . мануальная инициализация процесса обмена электронной почтой с Центром; . просмотр и распечатка комиссионных платежных документов Узлу от Банков- Эмитентов Системы «Золотая Корона» за обработку транзакций, а также формирование и печать счетов-фактур; . формирование запросов на регистрацию (включение/исключение) терминалов торговых точек для обслуживания на Узле; . просмотр обработанных запросов, полученных от Центра, на включение (исключение) карточек в (из) «черного списка», регистрацию служебных карточек продавцов, кассиров, регистрацию терминалов (банкоматов); . работа со служебными картами (оператора, инкассатора) Узла Системы «Золотая Корона» - выдача, чтение, модификация.
АРМ «ON-LINE контроль банкоматов»
АРМ «ON-LINE контроль банкоматов» позволяет осуществлять мониторинг состояния банкоматов, подключенных к программно-аппаратному комплексу Узла через on-line-коммуникации. АРМ предоставляет следующие возможности: . оперативный общий контроль состояний банкоматов; . получение развернутой информации о состоянии выбранного банкомата; . индикация неисправных механических узлов банкомата; . состояние датчиков дверей; . наличие/отсутствие бумаги в журнальном и чековом принтерах, наличие/отсутствие банкнот в кассетах и т.п. . контроль за периодичностью сигнала Alive (наличие сигнала Alive свидетельствует о нормальном состоянии банкомата, в противном случае - это информация об отсутствии электропитания банкомата и/или обрыве канала связи до него по тем или иным причинам, что, соответственно, требует срочного выезда оперативных служб к месту установки для решения возможных проблем); . оперативный просмотр текущих сообщений, поступающих от банкоматов в режиме телетайпа; . просмотр архивных (за прошедшие дни) сообщений, поступавших от . банкоматов; . изменение состояния банкомата после его просмотра. Объем информации, предоставляемой АРМом «ON-LINE контроль банкоматов», достаточен не только для оперативного определения узла банкомата, в котором произошла неисправность, но и, в большинстве случаев, самого характера неисправности. АРМ «ON-LINE контроль банкоматов» визуализирует список банкоматов и их состояния. Во время сеансов связи банкомата с Узлом модифицируется информация о состоянии банкомата в соответствии с получаемыми в ходе сеанса связи изменениями. Для АРМа «ON-LINE контроль банкоматов» дополнительно предусмотрена возможность настройки цветовой дифференциации состояний банкоматов для режима оперативного общего контроля состояний банкоматов, что позволяет визуально привлекать внимание операторов именно к тем банкоматам, состояние которых требует оперативного вмешательства.
Программное обеспечение инкассатора для терминала
При нормальной работе терминалы обмениваются информацией с Узлом, используя либо коммутируемые, либо выделенные линии. В случае, если по каким-то причинам (например, плохое качество связи) терминал не может связаться с Узлом, передача информации осуществляется с помощью АРМа инкассатора. Этот АРМ устанавливается на переносной компьютер минимальной конфигурации (с сетевой картой), и информация передается с терминала на компьютер по прямой линии непосредственно на месте установки терминала, а затем уже с компьютера на Узел по локальной сети. АРМ непосредственно выполняет следующие функции: . получение от Узла информации, необходимой для инкассации терминалов (перечень терминалов, карточки инкассаторов, дающие право инкассации каждого из терминалов в перечне, «черный список» для передачи терминалам); . инкассация терминалов торговых точек непосредственно на месте их установки (получение транзакций, имеющихся в памяти терминала, передача терминалу «черного списка», получение параметров состояния терминала на завершаюшей стадии инкассации); . передача Узлу результатов инкассации терминалов (текущих параметров терминалов и пакета полученных от каждого терминала в ходе инкассации транзакций). Разработчики программного обеспечения Системы «Золотая Корона» при создании ПО, для функционирования которого достаточно серверного оборудования на процессорах Intel Pentium (Pentium Pro), ориентируются на серверы фирмы COMPAQ (безусловно допускается использование SCO UNIX - Oracle сертифицированных серверов других производителей в конфигурации, аналогичной приведенной ниже). Доступный на сегодня сервер производства COMPAQ, конфигурации которого достаточно для функционирования Узла с обработкой транзакций
UNIX - сервер (Intel-based)
Compaq ProLiant 800 6/180 M1: . 1x180-MHz Pentium Pro processor with 256 Kb integrated secondary cache (up to two), . 32–Mbyte ECC memory, . Integrated 10BaseT Network Ethernet Controller, . Integrated Wide-Ultra SCSI Controller, . 2 serial/1 parallel, . Internal 8X CD-ROM Drive (IDE), . 3,5" 1,44–Mb diskette Drive, . Compaq Win95 SpaceSaver keyboard, mouse, . Compaq SmartStart & Compaq Insight manager SoftWare; . 32–MB Unbuffered EDO DIMM Memory Module; . 2x2.1–Gigabyte Wide-Ultra SCSI 1" Hard Drive (242586-001); . SMART-2/P Array Controller; . 4/16-Gigabyte TurboDAT Drive; . 10x4.0-Gigabyte DDS2 DAT Cartridge; . DAT Cleaning Cartridge; . Compaq 140 Color Monitor, Asset Mgmt, Nhem; . Smart-UPS 1000VA Extend Run (230V); . spare part SU700XLI /1000XLI- battery pack; . APC PowerChute+ for SCO UNIX.
Коммуникационное оборудование:
DigiBoard PC/8e; IDC 1914 BXL modem (или подобный); Modem ZyXEL U-1496+; Eicon card (X.25 controller) + X.25 Connect for SCO UNIX + IP Connect for SCO UNIX. Необходимость и количество каждой из компонент коммуникационного оборудования определяются, исходя из конкретных условий.
ПРИМЕЧАНИЕ
1.Вместо оборудования для Х.25 и коммутируемых каналов, а именно DigiBoard PC/8e и Eicon card, возможно использование другого телекоммуникационного оборудования, дающего эквивалентные возможности, например CISCO 2509. (В этом случае программные продукты X.25 Connect for SCO UNIX и IP Connect for SCO UNIX заменяются на аналогичные, но предназначенные для выбранного телекоммуникационного оборудования). Использование последнего оборудования предпочтительно для участников Системы, развивающихся быстрыми темпами. Бурное развитие может привести к необходимости замены Intel-based сервера сервером на базе RISC- процессоров. Серверы доступа CISCO (а также серверы доступа, маршрутизаторы, bridge других производителей) инвариантны относительно аппаратной платформы и серверного системного ПО, в то время как DigiBoard PC/8e и Eicon card при уходе с Intel-платформы остаются не у дел. 2.Настоятельно рекомендуется подключение сервера к сети коммутации пакетов (Sprint, Infotel) по выделенному каналу для стабильного обмена информацией. При нахождении сервера в одной локальной сети с другой коммуникационной машиной, имеющей выход выделенного Х.25-канала, возможно совместное использование последнего.
Оборудование для работы со служебными карточками.
терминал TPSCAM 1000 (1 шт.), карточка Solaic 3744 (10 шт.). Программные продукты: . SCO UNIX, . Oracle7 EnterPrise Server v7.1.6. и выше (8 users и более) for SCO UNIX или Oracle7 WorkGroup Server 2000 (5 users и более) for SCO UNIX. ПРИМЕЧАНИЕ Используемая версия Oracle7 должна быть сертифицирована для работы с используемой версией SCO UNIX.
Программные продукты
|SCO UNIX OpenServer v3.2 r4.2|Oracle7 WorkGroup Server 2000 v7.1.5 и| |и выше |выше | |SCO UNIX Network System v3.2 |Oracle7 Server Enterprise 7.0.13–7.1.8| |r4.2 и выше | | |SCO UNIX ODT v3.2. r5.0 |Oracle7 Server Enterprise | | |7.2.2–7.3.2.2 |
Сервер Узла устанавливается в специально оборудованной (в соответствии с требованиями МВД и службы противопожарной безопасности) серверной комнате с ограниченным доступом, обеспеченной электропитанием для компьютерных сетей, желательно резервным электропитанием. Для обеспечения связи торговых терминалов с Узлом, связи Узла с Центром необходимо подключение сервера к сети (сетям) коммутации пакетов (Sprint, Infotel) по выделенным каналам, а также к городской/междугородной телефонной сети по коммутируемым каналам. В связи с этим в помещение для установки сервера должны быть заведены выделенный канал (выделенные каналы) сети (сетей) передачи данных (Sprint, InfoTel), необходимое количество коммутируемых каналов связи.
Требования к квалификации администраторов сервера
Для поддержания работоспособности сервера необходимы подготовленные высококвалифицированные (сертифицированные) специалисты. Требования к квалификации следующие: . опыт администрирования OS SCO UNIX, . понятие о текущем администрировании (контроль целостности, BackUP) ОS SCO UNIX, . опыт администрирования СУБД Oracle7, . понятие о текущем администрировании (контроль целостности, BackUP) СУБД Oracle, . опыт работы с сетями X.25, современным коммуникационным оборудованием. При прочих равных условиях предпочтение отдается сертифицированным специалистам по SCO UNIX, Oracle. Сертификаты выдаются после прохождения обучения в одном из авторизованных центров обучения. Необходимое количество специалистов-администраторов – 2 чел. (на случай отпусков, болезней, увольнений и т.п.). Принятые на работу специалисты проходят обучение администрированию прикладного ПО Узла в учебном Центре ЦФТ в Новосибирске (возможен выезд специалистов ЦФТ для обучения специалистов непосредственно на территорию установки Узла, оборудование для обучения в этом случае предоставляется организацией, устанавливающей Узел).
Требования к квалификации специалистов по обслуживанию терминального оборудования
Для обслуживания стационарно установленных и территориально разнесенных (в пределах города) терминалов необходим специалист (оператор) по обслуживанию терминального оборудования. Требования к оператору более скромные: опыт работы на пользовательском уровне с ОС SCO UNIX, опыт работы на пользовательском уровне с СУБД Oracle, общие понятия о сетях X.25, коммуникационной аппаратуре. Количество операторов, необходимое для обслуживания инфраструктуры, зависит от ее географической разветвленности, наличия транспорта в распоряжении оператора, дисциплинированности персонала, эксплуатирующего терминал. В среднем требуется один оператор на 50 – 100 терминалов. На начальном этапе возможно возложение операторских функций на одного из администраторов. Операторы также проходят обучение обслуживанию терминалов и прикладного терминального ПО и другим навыкам, необходимым в работе, в учебном Центре ЦФТ в Новосибирске (возможен выезд специалистов ЦФТ для обучения специалистов непосредственно на территории установки Узла, оборудование для обучения в этом случае предоставляется организацией, устанавливающей Узел).
Платежные терминалы Системы «Золотая Корона»
Программное обеспечение терминала для автозаправочных станций Программное обеспечение терминала коммунальных платежей Программное обеспечение терминала POS с предоставлением скидки Программное обеспечение терминала для автозаправочных станций с предоставлением скидки Платежные терминалы предназначены для организации инфраструктуры дебетования карт (приема платежей по карточкам). На сегодняшний день имеется как стандартное, так и специализированное ПО для торговых терминалов. Более подробно об этом ниже.
Программное обеспечение терминала POS
ПО устанавливается на терминалах в торговой точке и позволяет проводить платеж по карточке «Золотая Корона». Непосредственно выполняет следующие функции: . Открытие терминала картой продавца только данного магазина; . Автоматическая проверка допустимости операции по данной карточке клиента (карта не в «черном списке», не окончился срок действия, не превышен остаток и лимиты карточки, допустимый тип карты, валюта карточки клиента соответствует выбранной продавцом для платежа допустимой валюте); . Просмотр остатка на карточке клиента, печать валюты, лимитов, срока действия карточки, ISO-номера; . Печать срока действия, допустимых валют и лимитов по ним, ISO-номера для данной служебной карточки продавца (для терминалов TPSCAM-х000); . Информирование звуковым сигналом и надписью на жидкокристаллическом дисплее о скором завершении срока действия данной служебной карточки продавца, просмотр на жидкокристаллическом дисплее допустимых валют и лимитов по ним (для терминала VeriFone); . Формирование транзакций в соответствии с общей суммой покупки; . Запись транзакции в память терминала в соответствии с суммой платежа; . Запись транзакции на карточку клиента в соответствии с суммой проводимого платежа; . Печать чека (копии чека) в двух экземплярах (контроль, чек), для терминалов TPSCAM-x000 в одном из двух настраиваемых при установке вариантах (полный, короткий); . Печать кассового отчета (копии кассового отчета) с разбивкой по валютам, возможно с разбивкой по отделам; . Позволяет работать с 9 отделами (не более, чем двузначных номеров для TPSCAM-x000, и не более, чем трехзначных номеров для VeriFone); . Позволяет работать с разными валютами (установленными для обслуживания на карточке продавца); . При наличии технической возможности допускает проведение on-line авторизации в следующих случаях:
79. Сумма производимого платежа превышает лимит продавца, установленный для данной карточки продавца магазина для данной валюты (проверка по полному «черному списку», авторизация на остаток в расчетном банке);
80. Сумма производимого платежа превышает лимит одной операции, установленный для данной карточки клиента (проверка по полному
«черному списку», авторизация на остаток в расчетном банке);
81. Последняя транзакция с карточкой клиента была проведена ранее временного интервала хранящегося в терминале «черного списка»
(авторизация для проверки по полному «черному списку»);
82. По желанию продавца торгового предприятия (авторизация для проверки по полному «черному списку») - для терминалов VeriFone. . Обмен информацией с Узлом (передача транзакций, прием изменений «черного списка») с использованием, если необходимо нескольких, до четырех, типов связи, настраиваемых при установке; . Позволяет проводить инкассацию с использованием переносного компьютера (АРМ «Инкассатор») при отсутствии технической возможности связи через электронные коммуникации. ПО устанавливается на терминалах TPSCAM 1000, TPSCAM 2000 или VeriFone (OMNI 395/Printer 250/CM 450).
Программное обеспечение терминала АТМ
ПО устанавливается на терминале в пункте выдачи наличных и позволяет клиенту получать наличные по карточке «Золотая Корона» с учетом комиссии, взимаемой банком, выдающим наличные. Непосредственно выполняет следующие функции: . Открытие терминала картой кассира только данного банка; . Автоматическая проверка допустимости операции по данной карточке клиента (карта не в «черном списке», не окончился срок действия, не превышен остаток и лимиты карточки, допустимый тип карты, валюта карточки клиента соответствует выбранной кассиром для выдачи допустимой валюте); . Просмотр остатка на карточке клиента, печать валюты, лимитов, срока действия карточки, ISO-номера; . Печать срока действия, допустимых валют и лимитов по ним, ISO-номера для данной служебной карточки кассира (для терминалов TPSCAM-х000); . Информирование звуковым сигналом и надписью на жидкокристаллическом дисплее о скором завершении срока действия данной служебной карточки кассира, просмотр на жидкокристаллическом дисплее допустимых валют и лимитов по ним (для терминала VeriFone); . Позволяет установить различный процент комиссии за выдачу наличных для клиентов банка, выдающего наличные и клиентов других банков (дифференцировано для каждой валюты); . Автоматический расчет размера комиссии в соответствии с установленными процентами комиссии и принадлежностью карточки клиента; . Формирование транзакции с учетом суммы выдаваемых наличных и комиссионных за выдачу наличных; . Запись транзакции в память терминала в соответствии с получаемой суммой наличных и комиссионных; . Запись транзакции на карточку клиента в соответствии с общей суммой получаемых наличных денежных средств и комиссионных; . Печать чека (копии чека) в двух экземплярах (контроль, чек); . Печать кассового отчета (копии кассового отчета) с разбивкой по валютам и выделением комиссионной суммы; . Позволяет работать с разными валютами (установленными для обслуживания на карточке кассира); . При наличии технической возможности допускает проведение on-line авторизации в следующих случаях:
99. Сумма производимого платежа превышает лимит кассира, установленный для данной карточки кассира банка для данной валюты (проверка по полному «черному списку», авторизация на остаток в расчетном банке);
100. Сумма производимого платежа превышает лимит одного снятия наличных, установленный для данной карточки клиента (проверка по полному
«черному списку», авторизация на остаток в расчетном банке);
101. Последняя транзакция с карточкой клиента была проведена ранее временного интервала хранящегося в терминале «черного списка»
(авторизация для проверки по полному «черному списку»);
102. По желанию кассира (авторизация для проверки по полному «черному списку») - для терминалов VeriFone. . Обмен информацией с Узлом (передача транзакций, прием изменений «черного списка») с использованием, если необходимо нескольких, до четырех, типов связи, настраиваемых при установке; . Позволяет проводить инкассацию с использованием переносного компьютера (АРМ «Инкассатор») при отсутствии технической возможности связи через электронные коммуникации. ПО устанавливается на терминалах TPSCAM 1000, VeriFone (OMNI 395/Printer 250/CM 450).
Программное обеспечение терминала для автозаправочных станций
ПО устанавливается на терминале в точке продажи горюче-смазочных материалов (ГСМ) и позволяет проводить платеж по карточке «Золотая Корона», предоставляя возможность оперировать литрами топлива, автоматически учитывая при платеже стоимость литра каждого вида. Непосредственно выполняет следующие функции: . Открытие терминала картой продавца только данного автозаправочного предприятия; . Назначение наличия и стоимости различных (до 16 - TPSCAM-х000, до 20 - VeriFone) настраиваемых видов топлива; . Печать списка имеющихся в продаже видов топлива с указанием текущей цены одного литра каждого вида; . Автоматическая проверка допустимости операции по данной карточке клиента (карта не в «черном списке», не окончился срок действия, не превышен остаток и лимиты карточки, допустимый тип карты, валюта карточки клиента соответствует валюте данной карточки автозаправочного предприятия); . Просмотр остатка на карточке клиента, печать валюты, лимитов, срока действия карточки, ISO-номера; . Печать срока действия, допустимой валюты и лимита по ней, ISO-номера для данной служебной карточки продавца автозаправочного предприятия (для терминалов TPSCAM-х000); . Информирование звуковым сигналом и надписью на жидкокристаллическом дисплее о скором завершении срока действия данной служебной карточки продавца автозаправочного предприятия, просмотр на жидкокристаллическом дисплее наименования допустимой валюты и лимита по ней (для терминала VeriFone).
Банк-Эмитент Системы «Золотая Корона»
ПО Банка-Эмитента Системы «Золотая Корона» полностью автоматизирует часть банковского операционного дня, касающуюся работы с картсчетами и карточками «Золотая Корона». Такой подход обеспечивает его совместимость с любыми продуктами, автоматизирующими банковский операционный день. А именно: в течение дня ПО Банка-Эмитента производит учет проходящих по карточкам и картсчетам операций, отражая их на системных субсчетах. До завершения операционного дня банка завершается операционный день в карточной подсистеме и ПО Банка-Эмитента генерирует в Автоматизированную Банковскую Систему (АБС) сводные суммирующие документы (в бумажном и/или электронном виде в зависимости от настроек), которые необходимо провести в АБС до завершения операционного дня банка. Поскольку для каждого балансового счета в карточном операционном дне в АБС открывается лишь один лицевой счет, количество документов, которые необходимо провести в АБС – минимально. Совместимость с любой АБС, обеспечиваемая описанным выше подходом, присуща всем реализациям ПО Банка-Эмитента.
Программное Обеспечение Банка-Эмитента Системы "Золотая Корона" (Btrieve Release) + Программное Обеспечение "Подсистема Удаленного Пополнения"
Данное ПО состоит из двух компонентов, функционирующих на разных платформах. Часть ПО, реализованная на Novell NetWare-Btrieve, предназначена для ведения бухгалтерского учета всех операций, проходящих в Cистеме «Золотая Корона» и касающихся данного банка. Кроме того, система может использоваться как полноценная многофункциональная система обслуживания индивидуальных клиентов. Часть ПО (ПУП), функционирующая на платформе UNIX-Oracle, предназначена для проведения удаленных операций с карточками (в том числе пополнение карты средствами клиента, зарезервированными на его картсчете для удаленного пополнения), что позволяет снизить поток клиентов (работников предприятий, получающих зарплату на карточки) в центральный офис банка.
Программное обеспечение Банка-Эмитента Системы "Золотая Корона"(Oracle Release)
Реализация ПО на Oracle на сегодня является наиболее мощной и универсальной, она включает в себя все реализованные ранее функции и настройки, а также массу дополнительных; большинство функций, ранее исполнявшихся мануально, в данной версии работают полностью в автоматическом режиме. Этот вариант программного обеспечения объединяет в себе системы бухгалтерского учета и удаленной работы со счетом (см. «ПУП»). Благодаря широким коммуникационным возможностям используемых UNIX-систем и баз данных ORACLE, использование этого ПО позволяет в дополнение ко всем ранее описанным функциям организовывать удаленные рабочие места операторов в режиме on-line, что существенно расширяет спектр предоставляемых услуг, сеть обслуживания. В отличие от ранее описанных вариантов удаленные рабочие места нормально функционируют, используя для связи с сервером низкоскоростные каналы связи (от 9600–19200). В данном варианте, в отличие от предыдущего, при проведении операций в пунктах удаленного пополнения клиент получает доступ непосредственно к счету, а не к серверу «ПУП», поэтому работа со счетом осуществляется строго в режиме реального времени, а не как предыдущем случае с некоторой задержкой, связанной с обменом информацией между Btrieve и ORACLE, а соответственно и спектр возможных операций становится значительно большим. Реализованная система бухгалтерского учета ориентирована на работу с частными вкладчиками и в данном варианте является наиболее гибкой. ПО Банка- Эмитента (Oracle Release) позволяет вести не только счета, управляемые с использованием карточки, но и весь спектр счетов физических лиц.
Банкоматы Системы «Золотая Корона»
Программное обеспечение банкомата
ПО позволяет клиенту получать наличные денежные средства. ПО устанавливается на банкомате и карточке «Золотая Корона» без участия банковского персонала непосредственно на месте установки банкомата (в офисах за его пределами). При получении наличных ПО банка или автоматически учитывает комиссионные суммы, взимаемые банком, выдающим наличные. Кроме того, ПО банкомата реализует свойственные терминалу удаленного пополнения. Все это функции, превращает банкомат в полноценный многофункциональный пункт самообслуживания. ПО банкомата позволяет выполнять следующие функции:
Функции, касающиеся налично-денежных операций:
. Открытие банкомата допускаемой технологией картой кассира только . данного банка; . Определение группы, так называемых «своих» Банков-Эмитентов (Банков- Эмитентов, клиенты которых обслуживаются на тех же условиях, на которых обслуживаются клиенты Банка-Эмитента, загружающего банкомат банкнотами); . Установка различных процентов комиссии за выдачу наличных, взимаемой со всех клиентов «своих» Банков-Эмитентов, и со всех клиентов остальных Банков-Эмитентов; . Установка различного дневного порога выдачи наличных (максимальной суммы, которая может быть снята по карточке) данным банкоматом для карточек клиентов «своих» Банков-Эмитентов и карточек клиентов остальных Банков- Эмитентов; . Просмотр остатка на карточке клиента и транзакций, записанных на карту; . Выбор из экранного меню банкомата стандартной суммы получаемых . наличных (fast cash); . Выбор суммы получаемых наличных, кратной минимальному номиналу; . Автоматический расчет размера комиссии в соответствии с установленным процентом комиссии для карточки клиента данного Банка-Эмитента; . Автоматическая проверка допустимости операции по данной карточке клиента (карта не в «черном списке», не окончился срок действия, не превышен остаток и лимиты карточки, допустимый тип карты, допустимая валюта карты); . Формирование транзакции с учетом суммы выдаваемых наличных и комиссионных за выдачу наличных; . Запись транзакции в память банкомата в соответствии с получаемой суммой наличных и комиссионных; . Запись транзакции на карточку клиента в соответствии с общей суммой получаемых наличных денежных средств и комиссионных; . Печать чека в двух экземплярах (чек, журнальная лента); . Выдача наличными запрашиваемой суммы; . Печать кассового отчета с выделением выданной суммы и количества оставшихся в кассетах банкнот; . При наличии технической возможности допускает проведение on-line авторизации в следующих режимах:
130. Авторизация производится всегда (карточки Банка-Эмитента, загружающего банкомат банкнотами, авторизуются на Узел для проверки по полному «черному списку», карточки остальных Банков-
Эмитентов авторизуются на остаток в расчетном банке);
131. Авторизация производится при наступлении каждого из событий:
. сумма производимого платежа превышает лимит кассира, установленный для данной карточки кассира банка для данной валюты (проверка по полному «черному списку», авторизация на остаток в расчетном банке);
. сумма производимого платежа превышает лимит одного снятия наличных, установленный для данной карточки клиента (проверка по полному «черному списку», авторизация на остаток в расчетном банке)[1].
134. Авторизация не производится никогда; в этом случае, при наступлении событий, приводящих к авторизации в режиме 2, клиент не обслуживается банкоматом.
Функции связи с Узлом:
Обмен информацией с Узлом (передача транзакций, прием изменений «черного списка») с использованием одного или двух типов связи и коммуникаций из трех возможных; Инкассация банкомата с помощью магнитного носителя (флоппи-диска) (используется АРМ «Инкассатор») при отсутствии технической возможности связи через электронные коммуникации.
Предоставление услуг по удаленным операциям с карточкой:
ПО банкомата для модификации карточки клиента позволяет выбрать в экранном меню банкомата требуемую операцию из списка имеющихся. Список состоит из следующих пунктов: 1.Пополнение карточки клиента на всю разрешенную (бухгалтером или оператором) сумму; 2.Пополнение карточки на заказанную часть разрешенной суммы; 3.Стирание транзакций с карты и их передача «Подсистеме удаленного пополнения»; 4.Возврат средств с карты в разряд свободных; 5.Смена лимитов (если разрешено настройками «Подсистемы удаленного пополнения»); 6.Продление карты (если разрешено настройками «Подсистемы удаленного пополнения»); 7.Просмотр состояния карты (остаток, лимиты, срок действия) до и после проведения операции с «Подсистемой удаленного пополнения» (пополнение, продление, смена лимитов).
Оперативный общий контроль состояния банкомата:
Периодическое проведение сеанса связи с Узлом для сообщения сигнала Alive (получение Узлом сигнала Alive означает, что банкомат находится в режиме обслуживания клиентов и состояние линии связи - нормальное); Проведение сеанса связи с Узлом для сообщения о состоянии банкомата: 1.индикация неисправностей механических узлов банкомата; 2.состояние датчиков дверей (открыты/закрыты крышки); 3.наличие/отсутствие бумаги в журнальном и чековом принтерах; 4.наличие/отсутствие банкнот в кассетах и т.п. Проведение сеанса связи с Узлом для сообщения о возникших незавершенных операциях (клиент не забрал карту, не забрал деньги и т. п.); Печать на журнальном принтере информации о следующих событиях: 1.неисправности механических узлов банкомата; 2.изменение состояний датчиков дверей (открыты/закрыты крышки); 3.наличие/отсутствие бумаги в чековом принтере; 4.наличие/отсутствие банкнот в кассетах; 5.незавершенные операции (клиент не забрал карту, не забрал деньги и т. п.) и т.п. Открытие банкомата допускаемой технологией картой оператора только данного Узла; Печать количества оставшихся в кассетах банкнот с выделением выданной суммы. ПО устанавливается на офисной модели банкомата (CD6300 фирмы OLIVETTI) или на черезстенной модели банкомата (ATS6400 фирмы OLIVETTI). Возможно использование аналогичных моделей банкоматов фирмы BULL.
Услуги системы.
В этой главе мы остановимся на основных принципах работы системы “Золотая Корона”, а также на тех услугах, которые банк-участник “Золотой Короны” может предоставить своим клиентам.
“Золотая Корона” - полноценный back-office банка.
Система “Золотая Корона” представляет собой гибкий инструмент, позволяющий банку организовать широчайший спектр финансовых услуг для частных и корпоративных клиентов. В ее основу положена концепция: “Клиент - это клиент банка в целом, а не конкретного отделения или филиала”. Комплекс услуг предоставляемых в центральном офисе и любом отделении банка абсолютно идентичен. В back-office банка Системы “Золотая Корона”: реализован электронный платежный документооборот в режиме реального времени; поддерживаются различные схемы и виды вкладов, кредитные и депозитные договора. Процентные схемы могут иметь зависимость процентной ставки от суммы вклада и от срока нахождения средств на счете; обеспечена мультивалютность. Каждому клиенту открывается как угодно много счетов в разных валютах. Система обеспечивает конвертацию валют, прямую корреспонденцию счетов в разных валютах, баланс в каждой валюте, учет валютных справок и чеков на внебалансовых счетах; реализован механизм счетов с автоматической очисткой и пополнением (SWEEP ACCOUNT). Практически, это два связанных счета, один - счет до востребования, а другой - срочный депозит. Использование этого механизма позволяет свести до минимума остаток на счетах до востребования. Следует особо отметить, что расчетный и депозитный счета могут быть открыты в разных валютах. При переводе средств с одного счета на другой производится автоматическая конвертация по курсу установленному в банке; ведутся раздельный учет наличных и безналичных поступлений на счет; полностью автоматизированы процессы подготовки данных по заработной плате сотрудников предприятий и зачислений средств на счета (карточки) клиентов; для клиентов, желающих осуществлять систематические проплаты со своих счетов, например, квартплату или оплату коммунальных услуг, в счет погашения кредитов и т.д., предусмотрен механизм назначения регулярных платежей; встроен механизм тарифов за услуги банка и льгот к ним. Помимо стандартных тарифов, банк может вводить свои собственные; идентификация клиента возможна по паспорту, военному билету, водительским правам или пластиковой смарт-карте; предусмотрена гибкая, настраиваемая система отчетности, и т.д. Таким образом, банки участники системы “Золотая Корона” получают не просто технологию обслуживания карточек, а полноценный back-office банка с мощнейшей системой ведения кредитных и депозитных договоров. Выбор верной стратегии позволяет окупить затраты в течение 3-4 месяцев. Потенциальному участнику Системы необходимо четко определить стратегию развития “Золотой Короны” с учетом региональной специфики и реальных возможностей банка. В частности: 1.кто Ваша потенциальная клиентура - частные или корпоративные клиенты; 2.почему новые услуги будут выгодны клиентам; 3.что является приоритетной целью банка: увеличение доли комиссионного дохода в общей структуре доходов банка; привлечение новых пассивов; диверсификация и повышение доходности кредитного портфеля и т.д. Ответы на эти вопросы крайне важны для оценки инвестиционной привлекательности проекта. Так, например, выход на рынок частных клиентов предполагает широкое развитие сети POS-терминалов и банкоматов. Это влечет за собой значительные вложения в инфраструктуру приема карт уже на начальном этапе. С другой стороны, поскольку наличие торговой инфраструктуры само по себе не является стимулом к открытию счета в банке и приобретению карты, банку необходимо построить эффективную финансовую политику по привлечению частных вкладчиков: организовать быструю и удобную для клиентов выдачу заработной платы, установить выгодные процентные ставки и т.д. Для увеличения доли комиссионного дохода банк должен предложить стимулы для использования карточки именно как расчетного инструмента в торговой сети. Такими стимулами могут стать скидки при покупках по карте, различные схемы начисления процентов, бонусов за использование карты и т.д. Все эти факторы, действующие вместе, способны привести к тому, что клиент с карточкой станет составлять значительную долю в обороте торговли, после чего уже торговая сеть получит стимул выплачивать банку процент от оборота по карточкам за привлечение клиента и гарантию расчета (эквайеринг). Очевидно, что описанный выше подход, с одной стороны, требует значительных инвестиций и времени на реализацию, а с другой - позволяет банку серьезно расширить клиентскую базу как за счет торговой сети, так и за счет частных и корпоративных клиентов, получить надежные пассивы в виде счетов частных клиентов и зарабатывать устойчивый комиссионный доход от торговой сети. Принципиально другая стратегия - стратегия обслуживания рынка мелкооптовой торговли. Выпуская карты для предприятий розничной торговли и обеспечивая прием данных карт в терминалах дистрибутора, банк создает информационно- процессинговую сеть для обслуживания товарно-денежного оборота. Принимая на себя обязанности гаранта возвратности средств дистрибутору предприятиями розничной торговли, банк сможет получать доход в размере 2-3% от оборота средств по карточкам данной оптово-розничной сети при низких диверсифицированых кредитных рисках, связанных с краткосрочным кредитованием предприятий розничной сети под залог депозита. Данная система не требует больших инвестиций со стороны банка и дает мгновенный эффект доходности. Более подробно схема описана в главе “Работа с оптовыми и розничными предприятиями торговли”. На начальном этапе достаточно эффективен и вариант работы, при котором при затратах в $5.000-$10.000 банк: . устанавливает у себя минимальный аппаратно-программный комплекс Системы; . выдает пластиковые карточки своему персоналу; . оборудует терминалами буфеты, столовые, кассы на территории банка; . устанавливает турникеты на проходной и организует систему допуска и учета рабочего времени при помощи пластиковых карт. Такой подход позволит банку к моменту начала работы с клиентами на практике изучить технологию Системы “Золотая Корона”, подготовить квалифицированный персонал, выбрать оптимальный путь развития. Крайне эффективной оказывается схема связанная с обслуживанием автотранспортных предприятий с использованием бензиновых карт. При сравнительно небольших вложениях в оборудование АЗС терминалами (~ $1 500 на АЗС) можно организовать эффективный учет средств на автотранспортных предприятиях, привлечь дополнительные ресурсы, получить комиссионный доход. Приведенные выше примеры показывают лишь несколько возможных вариантов стратегий. Вместе с тем, в каждом конкретном случае необходимо провести детальный расчет проекта, построить систему мотивации для каждого участника, оценить собственные возможности, выбрать свою нишу на рынке и только после этого приступать к практическому внедрению карточного проекта в банке. Специалисты Центра “Золотая Корона” имеют 4-летний опыт реализации проектов различной сложности и готовы совместно с экспертами Вашего банка создать и претворить в жизнь проект, полностью соответствующий Вашим возможностям и стратегии развития. ----------------------- [1] Авторизация на остаток в расчетном банке производится в тех случаях, когда владелец карточки, получающий наличные не является клиентом Банка- Эмитента, загружающего банкомат банкнотами.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.