смотреть на рефераты похожие на "Социально-рыночное хозяйство ФРГ: особенности становления и развития"
МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
ЭКОНОМИКИ, СТАТИСТИКИ И ИНФОРМАТИКИ
Реферат
на тему:
«Социально-рыночное хозяйство ФРГ: особенности становления и развития»
Выполнил студент
группы ДЭ-103
Швачкин М.А.
Москва 1998
С О Д Е Р Ж А Н И Е
|Введение | |
|1. Послевоенное экономическое положение Германии. | |
|2. Государство. | |
|2.1. Политическая реформа. | |
|2.2. Экономика. План Маршалла. | |
|2.3. Поощрение промышленности, рационализация. | |
|3. Банки. | |
|4. Экономическая политика государства. | |
|5. Местное самоуправление. | |
|6. Занятость, страхование. | |
|7. Школьное образование. | |
|8. Высшие учебные заведения. | |
|9. Перестройка экономики. | |
|10. Общее экономическое развитие. | |
|Заключение. | |
|Список использованной литературы | |
Введение
Социально рыночная экономика - обусловившая успех концепции
устройства государства. Она представляет собой удачную попытку свести
воедино экономическую и социальную политику. Бывший министр экономики
Людвиг Эрхард, вошедший в историю как отец экономического чуда, и его статс-
секретарь по делам Европы Альфред Мюллер-Армок заложили фундамент
социальной рыночной экономики, проведя в 1948г. экономическую и денежную
реформу. Мюллер-Армок - автор знаменитого высказывания: "Смысл социальной
рыночной экономики - увязать принцип свобода на рынке с принципом
социальной сбалансированности".
1. Послевоенное экономическое положение Германии.
Весной 1945г. Германия до последнего клочка земли была занята
врагами. Чужеземные солдаты, в руках которых находилась и жизнь и смерть
немцев. Коменданский час, когда запрещалось выходить на улицу. Груды
развалин там, где прежде стояли города. Зональные границы в собственной
стране, поезда не ходят. Нет и транспорта для пригородного сообщения. Нет
ни автомобилей, ни бензина. Месяцами не приходит почта. Банки и
сберегательные кассы большей частью закрыты. Жизнь в вакууме, на грани
прожиточного минимума. И во всех зонах транспоранты, с горькой иронией
напоминавшие предвыборное обещание Гитлера, прозвучавшее в 1933г.: "Дайте
мне двенадцать лет, и вы не узнаете Германии!". Перед Германией (западные
зоны оккупации) в 45-48гг. стоял выбор: либо государственно регулируемая
плановая экономика, либо свободное рыночное хозяйство. Страна пошла по
второму пути и уже ближайшие годы показали правильность ее выбора. "За
честную работу снова честный заработок!" - под таким заголовком газеты в
субботу, 19 июня 1948 года, сообщили об историческом переломе послевоенного
времени - денежной реформе. На следующий день в воскресенье или день "Х", у
пунктов выдачи собрались длинные очереди. Захватанные бумажки чахлой
рейхсмарки меняли на купюры молодой немецкой марки. Каждый получил по 40
немецких марок. Исходя из новой наличности, в это воскресенье все были
одинаково "богаты". Однако те, кто обладал имуществом, с самого начала
оказались в более выгодном положении: земельные участки можно было заложить
или продать. В понедельник 21 июня 1948г. в карманах жителей трех западных
оккупационных зон хрустели 2 млрд. немецких марок. Людвиг Эрхард, тогда -
директор экономического управления западных оккупационных зон и позднее
федеральный министр экономики, решился на смелый шаг. Не посоветовавшись
предварительно с союзной администрацией и военной бюрократией, обладавшей
правом давать указания, он объявил широкую отмену хозяйственных предписаний
и положил начало свободной рыночной экономике.
В этой волшебной формуле и заключался ключ к успеху. В кратчайший
срок удалось освободить рыночные силы. На полках магазинов вдруг в изобилии
появились товары. За годы командной экономики национал-социалистов и
принудительной экономики первых послевоенных лет люди почти забыли, что
такое спрос и предложение.
После искоренения материальной нужды, наконец стали выпускать то,
чего хотели потребители. Ось свободной рыночной экономики составила
конкуренция, при которой несколько предприятий предлагали одинаковый товар.
Двигателем всего стали виды на прибыль.
Среднегодовые темпы прироста Валового Национального Продукта до
1960г. составили 8%.
2. Государство.
2.1. Политическая реформа.
Принцип демократического государства сделал возможным выражение воли
граждан. В центре внимания основного закона находится человек, ибо
государство должно служить людям, а не господствовать над ним.
Государственный строй Германии определяют 4 принципа государства:
демократического
федеративного
правового
социального
2.2. Экономика. План Маршалла.
5 июня 1947г. Джорж Маршалл, тогдашний госсекретарь США,
провозгласил Программу восстановления Европы. Год спустя американский
конгресс принял этот план, предусматривавший миллиардные кредиты. В него
входили не только финансовые средства, а и поставки оборудования, подарки.
До 1952г. США направили из фондов программы $ 1389 млрд. и $ 2127 млрд.
иной экономической помощи в тогдашние западные зоны оккупации, позднее в
Федеративную Республику Германии.
2.3. Поощрение промышленности, рационализация.
В 1949г. был создан Федеральный союз Германской промышленности (в
1990г. в него входят 34 отраслевых союза на уровне федерации и представляют
80 тыс. частных предприятий). Союз явился важным объединением для
представления интересов промышленников в Комиссиях Германского Бундестага.
3. Банки.
Расположенный во Франкфурте-на-Майне Германский Федеральный Банк
согласно статье 12 Закона о федеральном банке "независим от указаний"
федерального правительства. И все же он обязан поддерживать общую
экономическую политику федерального правительства, что не само собой
разумеется. Посредством регулирования количества находящихся в обороте
денег Федеральный Банк проводит экономическую и конъюнктурную политику.
Важнейшей, записанной в закон, задачей Федерального Банка является
"обеспечение денежной стабильности", то есть он должен принимать все меры,
направленные на сохранение покупательной способности немецкой марки.
Федеральный Банк приспосабливает количество денег под растущее
производство, сохраняя таким образом стабильность валюты.
4. Экономическая политика государства.
Федеральное правительство, в свою очередь может и должно оказывать
влияние экономической политикой на ход конъюнктуры. Закон о стабильности
дает ему возможность, которая получила название "волшебного
четырехугольника": высокая занятость, стабильность уровня цен,
внешнеэкономическое равновесие и постоянный, адекватный экономический рост
должны быть целями государственной экономической политики.
Так как Федеральный Банк и Федеральное правительство обладают
разделенными компетенциями, государство не может непосредственно влиять на
денежную политику. Оно не может дать Федеральному Банку указания, скажем
напечатать больше денег для покрытия государственных долгов. К сожалению
такое случается во многих странах, что ведет к инфляционным ставкам в
несколько сот процентов.
Государственная коньюктурная политика всегда оказывает только
опосредованное воздействие на количество денег, а инструменты как правило
представляют собой фискальные или налоговые политические меры. И в этом
случае важно их антицикличное применение. Во времена экономического подъема
не имеет смысла увеличивать государственные инвестиции, так как у частной
промышленности нет отбоя от заказов. Повышение налогов, хотя и не
популярная мера, ведет к "отсасыванию" денег из экономического круговорота,
в результате чего инвестиционные желания изготовителей сдерживаются.
С июня 1948г. инфляция в ФРГ была практически остановлена. Инфляцию
в целом рассматривают как негативное опасное явление. Однако не во всех
случаях это так. Инфляционная тенденция до 4 % в год, например
свидетельствует о здоровой экономике с сильным ростом. Экспондирующей
экономике требуется все больше капитала для расширения инвестиций.
Галопирующая инфляция, напротив разрушает народное хозяйство.
Прогрессирующее обесценивание стоимости денег ведет к тому, что никто
больше не делает денежных накоплений стараясь обратить все в реальные
ценности. Возникающее в таком случае давление спроса взвинчивает цены,
коммерсанты, ожидая еще более высоких цен сдерживают продажу товаров, что
опять таки уменьшает предложение и в свою очередь увеличивает цены -
порочный круг, который можно разорвать разве что радикальной денежной
реформой.
5. Местное самоуправление.
Переплетение между федерацией, землями и коммунами в Германии
настолько тесно, что появилось понятие "федерализма с прожилками". Коммуны
могут принимать решения о застройке и использовании площадей, избирать по
собственному усмотрению управляющий персонал, составлять в рамках своей
компетенции финансовый план, могут взимать с граждан определенные пошлины,
взносы, налоги. Коммуны различают задачи, выполняемые по поручению, и
задачи самоуправления. Порученческими являются обязанности, возложенные на
них федерацией и данной землей. Это строительство и содержание школ,
канализация или организация дел в области охраны общественного порядка,
социальных услуг, регистрация населения, уличного движения; проблемы
культуры от краеведческого музея до оперы.
6. Занятость, страхование.
С 1950г. численность занятых трудовой деятельностью населения
возросла почти на 50%. Пик полной занятости в старых землях был достигнут в
1970 году, когда безработных имелось 150 000 чел. и одновременно имелось
800 000 вакантных мест. В 1991 году в старых землях было зарегистрировано
около 1,7 млн. безработных. Некоторые группы населения особенно страдают от
безработицы, прежде всего наемные работники без достаточной
профессиональной подготовки, а также пожилые люди. Поэтому особое значение
придается профессиональной подготовке, переобучению. Важной является также
система социального обеспечения людей оказавшихся безработными. С 1927 года
в Германии имеется закон о страховании по безработице. Страховщиком
является федеральной ведомство по вопросам труда в Нюрберге. Страхование
обязаны заключить все рабочие и служащие. Средства на страхование состоят
наполовину из платежей наемных работников и наполовину из платежей
работодателей. Размер пособия по безработицы доходит до 68% зарплаты.
Пособие выплачивается не более года, а пожилым людям не более 32-х месяцев.
В задаче федерального ведомства по вопросам труда входит и помощь в
получении специальности в повышении квалификации.
7. Школьное образование.
В Германии федеральные земли отвечают за базовое школьное
образование. Обязательное обучение распространяется на детей от 6 до 18
лет, т.е. 12-и летнее образование. При этом 9, а в некоторых землях 10, лет
дети учатся в школе с полной, а затем в профучилище с неполной учебной
неделей. Учеба во всех государственных школах бесплатная.
8. Высшие учебные заведения.
Все ВУЗы, за исключением частных, церковных и ВУЗов бундесферы
являются заведениями земель. Высшая школа имеет право на самоуправление,
принимает собственный устав. Возглавляет ВУЗ штатный ректор или президент,
который избирается на несколько лет. Основой в системе высшего образования
являются университеты и ВУЗы, обучение в которых заканчивается получением
диплома, присвоение звания магистра. Дальнейшее обучение возможно пройти с
целью получения звания доктора. Специальные ВУЗы - с недавних пор
получивший широкое распространение тип ВУЗов, где обучение ведется с
уклоном в практическую сторону, особенно в области инженерии, экономики,
социального обеспечения, дизайна, сельского хозяйства. В настоящее время
каждый поступающий выбирает этот тип ВУЗа.
9. Перестройка экономики.
Германия - страна с высоким уровнем заработной платы и
соответствующего благосостояния. Обязательным условием является постоянная
адаптация к новым условиям развития науки и техники на мировых рынках. С
большим трудом пришлось пережить кризис цен на нефть в 1973-1974гг. и в
1979-1980гг. В этот же период внедрение микроэлектроники вызвало большой
поток инноваций.
Тем не менее в период 1973-1985гг. реальный темп роста экономики
составлял 24%. Сместился удельный вес отраслей экономики. Так, доля
промышленности в социальном продукте уменьшилась, а доля в сфере
обслуживания увеличилась. До сих пор одной из основных задач экономической
политики остается снижение безработицы. В основном это достигается за счет
роста инвестиций. Важным импульсом в развитии экономики явилась налоговая
реформа, последний этап которой был реализован в 1990 году.
10. Общее экономическое развитие.
И в рыночной экономике возникают нежелательные тенденции.
Государство должно стремиться противодействовать им, проводя свою
бюджетную, налоговую, социальную и состязательную политику. Неизменной
идеальной целью является обеспечение устойчивых цен, высокой степени
занятости и внешнеэкономической сбалансированности. При постоянном и
соразмерном экономическом росте. Такое редко достигается одновременно.
Главная ответственность за экономическое развитие в духе этой цели
возлагается также на отвечающий за денежную политику Германский федеральный
банк и на тарифных партнеров.
В координации экономической и финансовой политики участвуют
следующие органы:
Конъюнктурных совет государственных органов.
Совет финансового планирования.
Экспертный совет для определения общеэкономического развития с помощью
экспертизы.
В январе каждого года правительство предоставляет бундестагу и
бундесрату годовой экономический отчет. В нем дано заключение по годовой
экспертизе Экспертного совета, излагаются цели правительства, намеченные на
следующий год в области экономики и финансов, планируемая экономическая
политика.
Заключение.
Рыночный механизм действует при наличии конкуренции. Нет
конкуренции, нет и рыночной экономики. Но конкуренция жестока для всех
участников. Предприниматели то и дело пытаются исключить конкуренцию либо
за счет сговоров, либо путем слияния фирм. Такие попытки пересекаются
законом путем ограничения конкуренции от 1957г. Он запрещает сговоры и
договора, ограничивающие конкуренцию и влияющие на рыночные отношения. С
тех пор закон не раз дополнялся с учетом изменившихся карательных
стратегий. Соблюдение закона контролируется Федеральным ведомством по
надзору за деятельностью карателей в Берлине и земельными ведомствами.
Движущей силой рыночной экономики является стремление получить
прибыль. Потому она всегда не удается там, где в перспективе прибыль
получить невозможно или где получение прибыли отодвигается на второй план
более высокими общими интересами и тем самым нежелательно. Отсюда некоторые
отрасли немецкого хозяйства не были полностью переведены на систему
рыночной экономики, например, сельское хозяйство, сферы транспорта и добычи
каменного угля. Свежим примером тому являются прежние государственные
предприятия ГДР в новых федеральных землях. Публично-правовой опекунский
совет управляет ими не с целью получения прибыли, а с целью перевода их на
рельсы хозяйственно-рыночной системы. Государство вновь вернется к
выполнению своих собственных задач, как только Опекунский совет завершит
свою деятельность в новых федеральных землях. Как и во многих других
странах, сельское хозяйство из социальных соображений нельзя полностью
отдавать на произвол рыночной конкуренции. Поэтому основу здесь составляют
положения постановлений об аграрном рынке ЕС, которые обеспечивают
определенную минимальную защиту. Такие государственные предприятия, как
федеральная железная дорога бывшей ГДР или Германская федеральная почта
относятся к общегосударственным учреждениям. Они не должны ориентироваться
исключительно на прибыль, а должны служить обществу. Железная дорога должна
частично предлагать социальные тарифы, не покрывающие расходы.
Железнодорожный транспорт и почта не должны обделять своими услугами
удаленные населенные пункты.
Таким образом к полному восстановлению экономики послевоенной
Германии (ФРГ) и переходу ее в разряд ведущих промышленно-развитых стран
привели следующие общие причины:
Массированная американская экономическая помощь $ 3516 млрд.; в виде
капиталовложений в немецкую экономику, таможенных льгот на производимые в
Германии товары, помощь в организации производства.
Создание политической системы (В.Аденауэр, В.Брайдт, Хайнеман) способной
максимально впитать и эффективно использовать финансовые, интеллектуальные,
духовные, социальные нововведения.
Интеграция страны в общеевропейские и общезападные структуры ЕЭС, НАТО;
поддержание западных духовных ценностей: демократия, свобода.
Предотвращение конфронтации Запад - Восток.
Создание социальных институтов: пенсионные фонды, социальное страхование,
общества потребителей и т.п., - способных максимально защитить рядового
гражданина страны.
Рациональная государственная политика по поддержке предпринимательства по
принципу равноправных отношений: федеральное правительство - федеральный
союз Германской промышленности (как представитель 80-ти тыс. частных
предприятий).
Непосредственное участие граждан в управлении: Коммунальное управление.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. «Германия: факты», Франкфурт-на-Майне.
2. Вимли Брандт, «Воспоминания и размышления», Франкфурт-на-Майне.
3. Ральф Румпель: «Подъемы и спады конъюнктуры», Москва, прогресс 1991г.
4. Людвиг Эрхард: «Благосостояние для всех», Москва, прогресс 1989г.