смотреть на рефераты похожие на "Экономические отношения и интересы в рекреационном регионе, противоречия экономических интересов субрегиона и хозяйствующих субъектов"
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Рассмотрев в ходе исследования специфику экономических отношений и
связанных с ними интересов обьективно существующих в сфере рекреации,
охарактеризовав их содержание, специфику и противоречия, а также пути
разрешения этой противоречивости в изучаемом аспекте, можно сделать
следующие выводы:
1. Интересы, будучи зависимыми и производными от обьективных
потребностей и экономических отношений, опосредуя экономическую
деятельность, на практике выступают в качестве механизма реализации
экономических законов. В связи с чем, любые изменения в системе
экономических отношений вызывают соответствующую трансформацию в системе
экономических интересов и особенностей их проявления.
2. Взаимосвязь экономических интересов и экономических законов
указывают на необходимость познания и использования глубинных
взаимозависимостей между ними при осуществлении рыночных преобразований в
любой из сфер экономической деятельности, в том числе и в рекрационной, на
макро- и микро- уровнях.
3. Отмечая неоднородность категории "интерес", представляющей собой
целостную систему интересов, имеющую "горизонтальный" и "вертикальный"
срезы в связи с функциональной значимостью каждой из фаз воспроизводства и
наличием множества субьектов-носителей, что порождает многообразие и
разнонаправленность интересов, считаем, что специфика интересов в рамках их
типов, форм и разновидностей имеет региональный аспект.
4. Трактовка территориальных образований с позиций экономических
отношений, складывающихся в его рамках и за его пределами, в качестве
экологической, производственной, социальной и экономической подсистем,
обладающей функциональной ориентированностью в общественной системе
разделения труда, позволяет определять такие образования в качестве
экономической категории - "регион". В результате такого подхода появляется
возможность вычленить экономические интересы региона в виде одной из
неотъемлемых форм, входящих в подсистему общих интересов, исследовать их
специфику и особенности проявления, в соответствии с экономическим статусом
последнего.
5. Поскольку регион обладает определенной воспроизводственной
структурой и может быть охарактеризован с позиций производства,
распределения, обмена и потребления, а интересы охватывают все эти фазы,
реальный путь совершенствования экономических отношений в интересующем нас
рекреационном регионе, посредством согласования экономических интересов
заключается в рассмотрении этой категории в воспроизводственном аспекте.
6. Реализация разнокачественных интересов возможна путем системной
организации экономических отношений, посредством норм, механизмов и форм
согласования рыночной экономики, используя принципы федерализма,
регионального и местного самоуправления, что в аспекте рассматриваемой в
диссертации проблемы означает создание условий для развития функциональной
направленности региона.
7. Наиболее реальный путь совершенствования экономических отношений в
регионе, состоит в согласовании интересов хозяйствующих субъектов на его
территории и региональными образованиями в направлении обеспечивающем
приоритетность развития его рекреационной сферы, что возможно при условии
участия санаторно-курортных учреждений в формировании бюджетов городов-
курортов. Данное обстоятельство реализуется созданием возможности развития
системы отношений отрасли и региона, строящейся на преимущественном
использовании рыночных методов стимулирования.
8. Приоритетность развития рекреационной сферы региона может быть
обеспечена путем создания экономических предпосылок активизации
деятельности санаторно-курортных учреждений, прежде всего посредством
налоговых, финансовых, бюджетных льгот в ходе использования принципов
платности и возмездности за рекреационные ресурсы и услуги. Данный подход
предполагает решение и ряда организационно-правовых проблем
противоречивости интересов.
9. Процесс согласования экономических интересов между субъектами
хозяйствования рекреационной сферы и территориями, этими субъектами и
инфраструктурными элементами курортов, главным образом, заключается в
решении вопросов собственности на указанные объекты. Наиболее
предпочтительным и целесообразным представляется дифференцированный подход,
проведение точечной приватизации ввиду специфики рекреационной сферы, ее
высокой социальной значимости. Приведение экономических и организационных
основ рекреационной сферы в соответствии с существующими правовыми нормами
должно положительно отразиться на статусе основной хозяйственной единицы -
санатория.
10. Осуществление преобразований в санаторно-курортной сфере в целом
невозможно без определения ее роли и места в системе отраслей хозяйства, а
также специфики и основных свойств основного ее продукта – услуги, что
необходимо также для оценки экономической эффективности этой отрасли.
11. Рассматриваемая сфера по характеру отношений, возникающих в
процессе ее функционирования, включающая отношения между обществом и
коллективом хозяйствующего субъекта данной сферы, а также между коллективом
и рекреантами, способу получения и реализации продукта, удовлетворяющего
физические и социальные потребности личности может быть отнесена к особой
социальной сфере нематериального производства. В соответствии с чем, ее
экономическая эффективность может оцениваться не на основе величины
перенесенных в продукт затрат, а по полезности для общества и полученному
эффекту в результате использования курортных факторов.
12. Специфика рекреационного продукта, связанная с его свойствами:
периодичностью потребления, неотторжимостью от места производства,
одномоментностью оказания, проявляется в отсутствии привычных
количественных индикаторов спроса в виде эластичности от цены. В тоже время
весьма сильна зависимость от неценовых факторов: величины доходов, цен на
товары - субституты, сопряженные услуги, качества и развитости сопряженных
отраслей, стереотипов поведения, психологии потребителей.
13. Осуществление преобразований в санаторно-курортном комплексе
должно опираться на результаты изучения роли и места потребностей в
рекреационных услугах в структуре потребностей общества, выявления
тенденций их развития с учетом социально-экономического статуса населения
страны. В данном вопросе необходим системный подход, который может быть
обеспечен при использовании экономико-математического моделирования.
14. Изучение потребностей населения в рекреационных услугах лежит в
области междисциплинарного подхода, экономический аспект которого
заключается в приведении объема и структуры курортных (рекреационных) услуг
в соответствие с потребностями общества, а также в максимальном повышении
эффективности использования рекреационных ресурсов. Подобный подход
возможен при создании постоянно действующих аналоговых моделей на основе
анализа динамики всех системообразующих факторов.
15. Построение экономико-математических моделей рекреационных регионов
и конкретных курортов дает возможность не допускать необоснованной
интегрированности развития курорта и внерекреационных отраслей,
сфокусировать внимание на главном градообразующем начале территории, что
также в конечном счете будет способствовать реализации экономических
интересов на федеральном, региональном и внутрикурортном уровнях.
16. Реализации экономических интересов хозяйствующих субъектов
рекреационной сферы, проявляющейся в виде повышения спроса на их продукт и
увеличении дохода, способствовало бы также изменение существующих подходов
к методам ведения финансового учета, стратегии и тактике ценообразования,
анализу и планированию затрат. При этом следует использовать все
многообразие подходов и методик, используемых в странах с развитой рыночной
экономикой, включая метод на основе расчета безубыточности и целевой
прибыли.
17. Учитывая огромное влияние, оказываемое рекреационной сферой на
развитие многих отраслей, в результате чего в процесс воспроизводства
вовлекаются финансовые, природные и трудовые ресурсы, следует отметить, что
в процессе преобразований этой сферы реализуются не только интересы
санаторно-курортного или туристского комплекса, но также интересы
муниципальных, региональных и государственных структур, связанные с
решением бюджетных, налогово-финансовых отношений.
Такой подход носит дополнительный стимулирующий характер для
привлечения указанных властных структур в осуществление реструктуризации в
рассматриваемой сфере.