Реферат по предмету "Экономика"


Концепция управления человеческими ресурсами в организации

Концепция управления человеческими ресурсами в
организации

Кирьянов А. В.

Осуществляемые
в России радикальные экономические преобразования, динамичные инновационные
процессы во всех сферах хозяйственной и производственной деятельности, а также
обострение рыночной конкуренции и глобализация экономики вызывают глубокий
интерес отечественной науки и практики управления к мировому опыту активизации
человеческого фактора для достижения эффективности и конкурентоспособности
организаций.

Успехи
ведущих фирм в развитых странах связаны с созданием высокоэффективных
механизмов управления человеческими ресурсами на уровне организации, в основе
формирования которых комплексный, стратегический подход к использованию и
развитию трудового потенциала.

После
экономического кризиса 1970-х г.г. на предприятиях США, Западной Европы и
Японии обострилось противоречие между бюрократической системой управления и
ускорением научно - технического прогресса. В этот период активизировался
пересмотр основных принципов традиционного технократического управления,
который в 1980-х гг. завершился формированием научной концепции управления
человеческими ресурсами, которая обогатила практику менеджмента прогрессивными
методами, технологиями управления людьми в сложной инновационной среде.
Приоритетами стали гибкие формы использования рабочей силы, непрерывное
повышение качества человеческих ресурсов, новые подходы к организации и
стимулированию труда, обращение к культурно-этическим факторам
производительности и качества трудовой жизни. Наиболее успешные корпорации
сегодня, безотносительно к национальной и отраслевой принадлежности, имеют
общие характерные черты. Они обеспечивают гарантированную занятость, перспективные
системы продвижения по службе, внутреннее развитие персонала вместо глобальных
кампаний найма. Они создают исключительно широкие возможности участия в
хозяйственных решениях. Они относятся к своим работникам не как к наемным
лицам, а как к членам общей корпоративной сети. Они развивают систему общих
ценностей. Исходя из критической важности долгосрочного благосостояния
корпорации, их руководители проявляют реальную преданность бизнесу вместо
погони только за финансовыми результатами.

В
целом тенденции управления человеческими ресурсами имеют глобальный характер и
отражают поиски передовых компаний в создании высокоэффективных систем
реализации творческого и производительного потенциала. Основополагающим
теоретическим положением новой концепции является признание экономической
полезности и социальной ценности человеческих ресурсов, освоение и развитие
которых нуждается в инвестиционных вложениях подобно другим видам экономических
ресурсов. В этом заключается не терминологическое, а принципиальное отличие
концепции управления персоналом от концепции управления человеческими
ресурсами.

В
уходящем веке в теории и практике управления произошла смена концепций
кадрового менеджмента, обусловленная изменениями в экономическом, социальном,
техническом развитии общества. В эволюционном пути развития управленческой
мысли можно выделить этап технократического менеджмента, который
характеризовался введением рациональных процедур управления кадрами, усилением
внешнего контроля, введением равной системы оплаты труда. Конкретный
инструментарий реализации технократического управления был предложен школой
научного управления, основоположником которой является Ф. Тейлор 1
.
Тейлористская концепция полагала, что труд - это прежде всего индивидуальная
деятельность, и потому воздействие коллектива на рабочего носит деструктивный
характер и делает труд рабочего менее производительным. От рабочего не
требовались ни высокая квалификация, ни проявление инициативы, творчества на
рабочем месте. Работники рассматривались как средство достижения
организационных целей, подобно машинам, оборудованию, сырью. Поэтому на этом
этапе формируется система управления кадрами, при которой вместо человека как личности
рассматривается лишь его функция - труд, измеряемый через затраты рабочего
времени. Кадровые службы выполняли в основном учетно-контрольные и
административно-распорядительные функции.

С
1950-60 гг., когда технократический подход в управлении уступает свои позиции,
на смену концепции управления кадрами приходит новая концепция управления
персоналом. Внедрение новой техники и технологии потребовали кардинальной
перестройки организации и управления трудом: усложняется механизм трудовой
мотивации с переориентацией его на творчество, повышение квалификации;
создается система непрерывного профессионального образования; развивается
социальное партнерство, повышается роль организационной культуры;
пересматриваются принципы занятости с акцентом на гибкие и индивидуальные формы
трудовой деятельности. В этих условиях система управления персоналом охватывает
широкий круг управленческих проблем: подбор и профессиональная адаптация новых
работников, разработка социальных программ, вовлечение работников в управление предприятием,
разработка системы стимулирования производительного и творческого труда. В
данной концепции человек рассматривается не просто как исполнитель трудовой
функции, а как элемент организации, субъект трудовых отношений.

Рассмотрим
основные типы управления, получившие широкое распространение в фирмах развитых
стран, в которых нашли отражение основополагающие принципы современной
концепции управления человеческими ресурсами.
Управление по результатам

Эта
система управления с заданием результатов при децентрализованной организации
руководства (корпоративные центры прибыли). Задачи делегируются рабочим группам
и определяется достижение конкретных результатов. Такая система имеет различные
этапы задания результатов, этапы измерения результатов и этапы контроля
результатов. Делегированные из центра задачи контролируются на основе их
сравнения с полученными результатами.

Управление
по результатам - это система не только управления, но и мышления и поведения
членов организации. Авторы этой концепции Т. Санталайнен, Э. Воутилайнен, П.
Поренне и Й. Ниссинен 2

считают, что залогом успеха корпоративных стратегий является желание работников
достичь определенных результатов. Поэтому целевое управление делает основной
упор на мотивацию человеческих ресурсов, обеспечение сотрудничества между всеми
членами трудового коллектива, развитие работников, постоянное обогащение труда.


Таким
образом, управление по результатам можно определить как процесс, направленный
на достижение поставленных задач и результатов, в котором:

с
помощью процесса планирования определяются в разных интервалах времени
устремления организации и ее членов (другими словами, требования к результатам
и ожидаемые результаты);

настойчивое
осуществление планов подкрепляется сознательным ежедневным управлением делами,
людьми и окружением;

результаты
оцениваются для принятия решений, ведущих к проведению последующих мероприятий
Управление посредством мотивации

Эта
модель опирается на изучение потребностей, интересов, настроений, личных целей
сотрудников, а также на возможность интеграции мотивации с производственными
требованиями и целями предприятия. Кадровая политика при такой модели
ориентируется на развитие человеческих ресурсов, укрепление
морально-психологического климата, на реализацию социальных программ.

В
книге "Концепция менеджмента" Э. М. Коротков определяет мотивационный
менеджмент как "тип управления, в котором отдается приоритет мотивации
делового поведения, деятельности, отношения над администрированием и жестким
контролем", то есть на создание условий заинтересованности в конечных
результатах 3
.

Мотивационный
менеджмент-это построение системы управления на основе приоритетов мотивации,
на основе выбора эффективной мотивационной модели.

Как
известно, в управленческой науке разработаны различные мотивационные модели,
которые нашли широкое практическое применение в преуспевающих фирмах развитых
стран. Среди них наиболее традиционными являются:

рациональная
мотивационная модель, в основе которой использование материальных стимулов, то
есть посредством награждения или взысканий по результатам работы;

мотивационная
модель самореализации, суть которой состоит в активизации внутренних мотивов
человека возможности самовыражения, творчество в труде, признание заслуг,
расширение самостоятельности и ответственности, перспективы карьеры и
профессионального роста;

мотивационная
модель сопричастности (соучастия) через развитие сотрудничества, партнерства,
участие в управлении, собственности, делегирование полномочий.
Рамочное управление

Эта
модель исходит из того, что сотрудники могут самостоятельно принимать решения в
пределах заранее установленных границ (рамок). Рамки могут задаваться важностью
процесса, его непредсказуемостью, нормами, которые нельзя нарушать. Технология
рамочного управления предполагает следующую последовательность действий:
определение задания, получение его сотрудником, создание надлежащей
информационной системы, определение границ самостоятельности и способов
вмешательства руководителя 4
.

Рамочное
управление создает условия для развития инициативы, ответственности и
самостоятельности работников, повышает уровень организованности и коммуникаций
в организации, способствует росту удовлетворенности трудом и развивает
корпоративный стиль руководства.

Более
совершенной системой управления человеческими ресурсами является управление
посредством делегирования, при котором сотрудникам передаются компетенция и
ответственность, самостоятельно принимать решения и осуществлять их. Управление
на основе делегирования

Делегирование
полномочий давно используется в менеджменте, подразумевая передачу подчиненному
функций, закрепленных непосредственно за его руководителем, то есть это перевод
задач на более низкий уровень. Управление, основанное на делегировании
полномочий и ответственности, принципиально отличается от вышеизложенного.
Такая модель управления часто называется Бад-Гарцбургской моделью
(основоположник-профессор Р. Хен, работавший в немецком городе Бад-Гарцбург),
суть которой состоит в объединении трех действий:

ясная
постановка задачи

четкое
определение рамок принятия решений

четкое
разграничение ответственности за действия и результат 5
.

По
своему замыслу эта модель направлена на изменение поведение сотрудников через
"руководство в единстве с сотрудниками". Разработка згой модели была
продиктована убеждением в том, что традиционный авторитарный стиль управления
больше не соответствует демократическому общественному устройству, в частности
требованиям и способностям современного высококвалифицированного и
самостоятельно думающего работника. Гарцбургская модель была призвана
активизировать нереализованный потенциал сотрудников и сформировать из простых
исполнителей мылящих и действующих как предприниматели. Гарцбургская модель
базируется на следующих принципах:

производственные
решения должны приниматься на тех уровнях, на которых возникает необходимость в
них и, где они реализуются;

производственные
решения должны приниматься не отдельными высшими или средними в должностной
иерархии руководителями, многими сотрудниками;

вместо
отдельных поручений каждому сотруднику следует предоставлять четко очерченное
поле деятельности, в рамках которого он может самостоятельно принимать решения,


ответственность
не должна концентрироваться только у высшего руководства, ее часто должна
делегироваться в подразделения, работникам, которые занимаются данными
проблемами;

распределение
задач должно следовать не сверху вниз, а снизу вверх по принципу передачи на
высший уровень только тех решений, которые не могут компетентно приниматься на
нижнем уровне;

принципы
взаимоотношений руководителей и сотрудников должны быть четко определены и
оформлены в специальном документе по руководству предприятием. Следование этим
принципам обязательно для всех.

Главным
достоинством гарцбургской модели управления человеческими ресурсами является
развитие у сотрудников инициативы, самостоятельности и трудовой мотивации, что
в целом повышает эффективность функционирования организации нее конкурентные
преимущества.
Партисипативное управление

Эта
модель базируется на предпосылке: если работник принимает участие в делах
фирмы, вовлечен в управление и получает от этого удовлетворение, то он работает
более заинтересованно и производительно 6
.
Партисипативное управление может быть реализовано на базе следующих
предпосылок:

работники
получают право самостоятельно принимать решения по поводу планирования своей
трудовой деятельности, ритму работы, технологии решения задач и т.д.;

руководство
привлекает работников к подготовке и принятию решений по использованию
ресурсов, форме оплаты труда, графику работы и т.п.; -работникам
предоставляется право контроля качества продукции и установления
ответственности за конечный результат;

работники
принимают участие в инновационной, предпринимательской деятельности с
различными формами вознаграждения.

С
точки зрения методологии управления человеческими ресурсами работники из
объекта управления превращаются в субъект управления, который самостоятельно
решает проблемы развития организации. На основе самоуправления работник может
реализовать свои потребности в самовыражении, признании и соучастии, а
предприятие достигает высокой производительности труда и качества продукции.
Предпринимательское управление

В
основе предпринимательского управления концепция интрапренерства, получившая
название от двух слов: "антрепренерство"- предпринимательство и
"интре" - внутренний. Суть данной концепции заключается б развитии
предпринимательской активности внутри организации, которую можно представить
как сообщество предпринимателей, новаторов и творцов.

Главное,
что отличает предпринимательскую организацию-это формирование
предпринимательской философии, пронизывающей всю систему управления, в том
числе и систему управления человеческими ресурсами. Дух творчества, постоянный
поиск новых возможностей, коллективное самообучение, партнерство и доверие
побуждает работников к самореализации, новаторству и сотрудничеству в рамках
собственной организации. Особенностью интрапренерства является ориентация на
демократичный, а не на принудительный механизм управления, на интеграцию
предпринимательских инициатив с планами корпоративных стратегий.

В
современной науке и практике менеджмента, как свидетельствует выше проведенный
анализ, происходит постоянный процесс совершенствования, обновления и поиска
новых подходов, концепций, идей в области управления человеческими ресурсами
как ключевым и стратегическим ресурсом деловых организаций. На выбор той или
иной управленческой модели влияют тип бизнеса, корпоративная стратегия и
культура, организационная среда. Модель, успешно функционирующая в одной
организации, может оказаться совсем не эффективной для другой, так как не удалось
ее интегрировать в организационную систему управления. При всем многообразии
существующих в мире подходов к управлению людьми в организации, отличиях в
средствах и методах их практической реализации, можно сформулировать
основополагающий принцип современной концепции управления человеческими
ресурсами: главное - это признание человеческих ресурсов как решающего фактора
эффективности и конкурентоспособности организации, как ключевого ее ресурса,
имеющего экономическую полезность и социальную ценность.
Список литературы

Управление
- это наука и искусство: Файоль, Эмерсон, Тейлор. Фора. - М. Республика 1992,
с. 224.

Управление
по результатам; Пер. с фин. / общ. ред. Я. А. Леймана. - М.: Прогресс, 1993 г.

Коротков
Э. М. Концепция менеджмента. - М.: ДеКа, 1996 г. с. 160.

Попов
А. В. Теория и организация американского менеджмента. - М.: Экономика, 1991 с.
70.

Менеджмент
и рынок: германская модель. Учебное пособие. - М.: Издательство БЕК, 1995.

Тачи
М., Деванна М. А. Лидеры реорганизации. Из опыта американских корпораций. - М.
Экономика, 1999 г.

Для
подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://www.cfin.ru


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.