Сегодня речь
идет не просто об экологическом образовании и воспитании - обо всей системе
"УЧИТЕЛЬ"
Н.Н. Моисеев,
действительный член Российской Академии наук
Сегодня от
учителя в первую очередь, и я это постараюсь доказать, зависит не только судьба
цивилизации, но и сохранение человека на планете.
Когда я
произношу слово "УЧИТЕЛЬ", то имею в виду не только педагогов, работающих
в средней или высшей школе, а саму систему формирования, сохранения и развития
коллективных знаний, нравственности и памяти народа, передачи всего
накопленного следующим поколениям. Имею в виду всех тех людей, которые ее
создают и которые способны внести в мир элементы душевной тревоги за будущность
своего народа, а в нынешних условиях - и будущность планетарной цивилизации.
Последнее
означает уже нечто большее: это чувство ответственности за судьбы "людей
планеты" - своего биологического вида, которому предстоит в ближайшие
десятилетия преодолеть трудности выживания. Человечество подошло к порогу, за
которым нужны и новая нравственность, и новые знания, новый менталитет, новая
система ценностей. Кто их будет создавать и пестовать? От того, как следующие
поколения смогут усвоить эту тревогу за будущее, понять и реализовать
собственную Ответственность, и зависит это будущее.
Вот почему
"УЧИТЕЛЬ" - тот, кто передает эстафету знаний, культуры, особенно в
"минуты роковые", - превращается в центральную фигуру общества,
центральный персонаж разворачивающейся человеческой драмы.
* * *
Духовный мир
человека рождается, конечно, в контексте его практической деятельности, но
взаимодействует с ней совсем неоднозначным образом. Возникающее знание,
утверждение принципов взаимодействия человека с окружающей природой, его
способность передавать накопленный опыт следующим поколениям начинают сами
оказывать прогрессирующее влияние на действительность т становятся движителем
общественного развития... Многие ли задумывались над тем, как могло случиться,
что за полтора десятилетия после окончания самой страшной войны, которую знало
человечество, после трех десятков миллионов жертв и ужасающей разрухи, после
репрессий 30-х годов, унесших жизнь и многих представителей русской интеллигенции,
Советский Союз сделался второй державой мира? Во всяком случае, в области науки
и техники. Как такое могло произойти? Ответ однозначен. Основную причину я вижу
в том, что в Советском Союзе была создана лучшая в мире система "УЧИТЕЛЬ".
Она охватывала все уровни образования, все слои населения. И, что совсем
немаловажно, эта система утверждала престиж образованности! Были созданы
условия для передачи эстафеты знаний, эстафеты культуры. А корни этой системы
были заложены еще в дореволюционные годы в системе земских школ, гимназий,
университетов...
И таких
примеров, которые показывают, что рожденная человеком система образования и
воспитания однажды меняла направление судьбоносных русел истории, достаточно,
чтобы отчетливо представить себе, что нет для нации более важной задачи, чем
развитие системы образования и воспитания и передача эстафеты следующим
поколениям. Особенно в период ломки стереотипов поведения и традиций, который
переживает не только наша страна, но и все планетарное сообщество. И именно та
нация, которая сегодня сумеет создать более совершенную систему
"УЧИТЕЛЬ", сделается лидером XXI века!
Еще раз: не та,
где сегодня самый высокий уровень жизни и самая совершенная электроника, а тот
народ, который сумеет обеспечить передачу эстафету знаний и культуры и найти то
взаимоотношение с окружающей природой, которое отвечает современным
потребностям.
* * *
Но для того
чтобы система "УЧИТЕЛЬ" была способна сделаться истинным движителем
цивилизации наступающего века и содействовать процветанию нации, все те, кто ее
создают и обеспечивают ее функционирование, должны четко представлять
потребности страны и те трудности, с которыми столкнется человечество уже в
ближайшее время. А предсказать многие особенности того, что нас ожидает, почти
невозможно. Значит, развитие этой системы не может следовать каким-либо раз и
навсегда данным стандартам, а должно непрерывно корректироваться изменениями
условий жизни. Система "УЧИТЕЛЬ" должна сочетать положительный опыт
традиций со все время возникающими новыми потребностями, и по мере того, как
растет скорость изменения условий жизни, должна расти и скорость поиска новых
форм образования и воспитания, должно происходить включение в систему новых
знаний и отбраковывание старых. Творческое начало в процессах образования и
разнообразие типов обучения тоже должно развиваться во все большей степени...
Сегодня на авансцену выходят проблемы взаимоотношения природы и общества, того,
что не совсем точно называют экологией. Природная ситуация меняется
катастрофически быстро. И из фона среда, окружающая человека, превращается в
действующий персонаж человеческой трагедии и грозит бедами, которые сейчас во
все большей степени занимают умы ученых. Я не буду подробно обсуждать те
предзнаменования, о которых сейчас пишут не только в научных трактатах, но и в
широкой прессе. Это и неизбежное изменение климата, и постепенный распад
озонового слоя, ухудшение генофонда, опаснейший рост городов и разрушение
традиционной культуры, рост наркомании, преступности и т. д. И наконец, может быть,
самое грозное - неизбежное исчерпание ресурсов, ибо Земля на самом деле очень
невелика, запасы, накопленные былыми биосферами, весьма ограниченны, а
потребности человечества удваиваются каждые 10-12 лет.
* * *
Где же выход?
Наука
утверждает, и мы обязаны признать это утверждение, сколь бы нам это ни было
трудно, что человечество сможет иметь шанс на будущее только тогда, когда оно
снова окажется в равновесии с биосферой, другими словами, когда прогресс
человечества будет сопровождаться и развитием биосферы. Значит, деятельность
человека, вся его активность должны быть подчинены определенным требованиям
природы: человек обязан жить в рамках определенного экологического императива!
И императив этот будет очень жестким.
Все развитие
человека подчинено тем же общим законам, которым следует и все остальное живое
вещество. Человеку смертельно опасно игнорировать эти законы и чувствовать себя
властелином, а не частью того мира, в котором он живет. Мир - это не окружающая
среда, а наш единственный дом, в котором мы только и можем жить! Другого у нас
нет и не будет. Для того чтобы обеспечить свое будущее, мы должны знать этот
дом и уметь его обустраивать. Для этого служат нам и наш Разум, и наша Воля,
способные использовать полученные знания для того, чтобы обеспечить нам
возможность жить в этом доме.
В этих условиях
системе "УЧИТЕЛЬ" предстоит сыграть особую и определяющую роль! И мы,
участники этой системы, должны не просто составить те или иные программы, а
заложить основы той цивилизации, рамках которой человечество способно жить и
развиваться.
Я убежден, что
сегодня речь идет не просто об экологическом образовании и воспитании - обо
всей системе "УЧИТЕЛЬ", основанной на новой этике и новом понимании
места человека и задачах его цивилизации. И новой нравственности! Об этом тоже
не надо забывать.
Список
литературы
Для подготовки
данной работы были использованы материалы с сайта http://www.ecolife.ru/