Факторы развития электронной коммерции
Многих Интернет-предпринимателей, да и
рядовых online-пользователей,
безусловно, тоже, интересует вопрос: во что же, в конечном итоге, выльется
стремительный рост такого гибко меняющегося сектора рыночной экономики, как
электронная коммерция? Что нам стоит ожидать в этой области в обозримом
будущем?
Прежде, чем попытаться дать ответ на этот
непростой вопрос, необходимо определить, от чего вообще зависит развитие
Интернет-бизнеса.
В первую очередь, конечно же, от уровня
информатизации, то есть от наличия соответствующей электронно-вычислительной
техники на конкретных местах. Оно и понятно: если в какой-нибудь деревне
Гадюкино слыхом не слыхивали о компьютерах, то о каком внедрении, и тем более
развитии механизма электронной торговли может вообще идти речь?
Во-вторых, немаловажно и отношение
правительства страны к развитию систем Интернет-коммерции: активное поощрение
данных высоких технологий способствует более быстрому внедрению соответствующих
направлений электронного бизнеса. С текущим утверждением некоторым образом
пересекается и такой немаловажный аспект, как менталитет жителей страны: не
случайно, в более консервативной Европе темпы внедрения новаторских идей
гораздо ниже, чем это происходит, скажем, в Соединенных Штатах.
В-третьих, довольно серьезным фактором,
сдерживающим рост развития рынка электронной торговли, является обеспечение
достаточной безопасности систем Интернет-платежей.
Начиная с этого пункта, можно плавно
перейти и к собственно возможным направлениям развития е-коммерции:
1. Очевидно, что дальнейшая интеграция
различных сфер деятельности человека и современных информационных технологий
самым благоприятным образом скажется на развитии системы электронного бизнеса в
целом.
2. Неизбежно будет расти процент заказов
товара в режиме online
по сравнению с традиционными видами покупок. Например, согласно утверждению
компании Jupiter Communications
, если в 1998 году покупки через Интернет
совершили около 4,2 млн. жителей Европы, то к 2003 году количество
Интернет-покупателей должно превысить цифру в 40,2 млн. человек. Что же
касается более прогрессивных в этом плане Соединенных Штатов, то уже сейчас у рядового
американского Интернет-пользователя примерно третья часть от суммарного
количества расходов на потребление уходит на оплату онлайн-покупок.
3. В ближайшие годы должен значительно
увеличиться ассортимент товаров, реализуемых через Интернет. Пока же под эту
категорию подпадают только компьютеры и комплектующие, авиа- и ж/д билеты,
книги, видео- и аудиозаписи на разного рода носителях, программное обеспечение,
продукты питания, одежда и подарки. Как видите, список довольно скромен. Хотя
каких-то 10 лет назад даже о подобном мечтать не приходилось...
4. Чтобы заинтересовать покупателя, а
также составить достойную конкуренцию ценам обычных магазинов, Веб-магазины
будут снижать стоимости товаров. Главным образом, за счет уменьшения издержек,
достигаемых в результате снижения себестоимости процесса распределения
продукции.
5. Соответственно, будет более детально
проработана процедура возврата товара в случае неудовлетворенности им
покупателем.
6. Практически каждый Интернет-магазин
станет стремиться к "захвату" новых рынков сбыта за счет расширения
сети "подшефных" городов. Работа в этом направлении ведется
постоянно, и особенно она касается пунктов малонаселенных. 7. Продолжится
активное внедрение различного рода систем online-платежей, включая дальнейшую популяризацию
кредитных и дебетовых карт, а также так называемых "цифровых денег".
8. Конечно же, значительно повысится
безопасность использования электронных платежных систем. К примеру, на
сегодняшний момент уже более 50 европейских банков осуществляют работу по
протоколу безопасности электронных транзакций SET.
10. Что же касается процентного
соотношения долей сектора B2B по сравнению с B2C, последний уже востребован в должной
мере, и дальнейшее появление новых B2C-фирм
может быть сопряжено с немалыми трудностями для последних. Напротив,
потребность рынка B2B на текущий момент еще не удовлетворена
полностью, и в ближайшие пару лет организация B2B-предприятий обещает быть довольно
рентабельным бизнесом. Соответственно, доля организаций, ориентирующихся на концепцию
business-to-consumer, в будущем должна существенно
увеличиться.
Наконец, нельзя обойти вниманием и такой
факт, как повсеместно начавшийся процесс консолидации Интернет-компаний,
особенно в сфере B2B. На первый план начинают выходить
разного рода электронные аукционы, так как программа-максимум любого аукциона –
собрать вместе потенциальных поставщиков и заказчиков определенного товара или
услуги, а также назначить на этот продукт или услугу цену, устраивающую обе
стороны. Причем выжить в условиях жесткой конкуренции подобные образования
смогут, лишь объединяясь в различные союзы: по прогнозам экспертов, более 75
процентов существующих на текущий момент Интернет-компаний не смогут выдержать
конкуренции и, значит, обанкротятся.
Резюмируя вышесказанное, можно с
уверенностью заявить, что в самое ближайшее время нас ожидает буквально
перерождение рынка электронной коммерции, которое неизбежно вызовет приток к
данному сектору рыночных отношений новой волны внимания у заинтересованных
потребителей.
Список литературы
Для подготовки данной работы были
использованы материалы с сайта http://www.statya.ru