ОТНОШЕНИЕ ЧЕЛОВЕКА К ПРИРОДЕ В НАЧАЛЕ ЦИВИЛИЗАЦИИ
Ученые уже давно отметили то, что все древние цивилизации возникли в
определенных природных условиях: в зонах с тропическим, субтропическим или
умеренным климатом, многие цивилизации Старого Света родились в долинах
рек. Реки (Тигр, Нил, Инд) играли такую огромную роль в их жизни, что эти
цивилизации называют речными. Эти факты объясняются тем, что в глубокой
древности люди в очень сильной мере зависели от природы, например, холодный
климат создавал слишком большие препятствия и замедлял развитие
цивилизации, плодородные почвы в дельтах рек способствовали развитию
земледелия. Человек в эпоху зарождения цивилизации, как и в первобытные
времена, чувствовал себя частью природы. Это подтверждают мифы разных
народов: плоть его - от земли, кровь - от воды, кости - от камней. С другой
стороны, природа наделялась человеческими чертами. Звери и птицы, камни и
деревья — все это считалось одушевленным и сходным с человеком. Природу
обожествляли и стремились воздействовать на нее с помощью обрядов. В
индийских религиозных текстах приводится древний обряд вызова дождя — нужно
было принести в жертву черное животное. В Вавилоне поклонялись богу воды,
древние индейцы — богу грома и солнца, многие верили в сверхъестественную
связь между племенем и каким-либо животным. Это тотемизм — вера в животное-
прародителя.
В те времена земледелие было основной отраслью зарождающейся
цивилизации. По мере развития хлебопашества, почвы быстро истощались. Людям
приходилось переселяться на новые участки. Низовья рек, в которых
располагались поля, обычно заболачивались, а вдали от реки земля
иссыхалась. Кроме того, русла рек часто менялись, а разливы легко
уничтожали посевы. Для своего выживания человеку приходилось в свою очередь
воздействовать на окружающую среду: осушать болота, проводить каналы,
противостоять наводнениям.
Английский историк Тойнби сформулировал теорию "вызова-ответа":
естественная среда (природа) самим фактом своего существования посылает
вызов людям, которые должны в ответ создать искусственную среду, борясь с
природой и приспосабливаясь к ней. Зарождение и развитие цивилизации шло в
неразрывной связи с освоением и преобразованием природы.
Человек начал использовать богатства природы очень давно. В каменном
веке человек стал использовать медь, в бронзовом веке научился получать
сплав бронзы, в железном начал плавить железную руду и изготавливать
кованые железные изделия. Археологи установили, что использование железа
сыграло особенно большую роль в развитии человеческой цивилизации.
Богатство природы использовалось человеком для изготовления орудий
производства, с помощью которых он в свою очередь воздействует на природу:
обрабатывает поля, возводит пирамиды, строит каналы и т.д.
Ученые Китая считают, что первый экологический кризис в этой стране
произошел еще в 1 тысячелетии до н.э. Он вызван был не только глобальным
похолоданием, но и деятельностью человека: распашкой полей земледельцами и
массовой вырубкой лесов Лёссового плато.
Этот природный катаклизм был обусловлен следующими причинами:
. река Хуанхэ вытекает с гор, течет через Великую Китайскую равнину и впадает в море;
. Хуанхэ несет с водами огромное количество твердых частиц (леса);
. большая часть этого леса осаждалась в самом русле реки, что ведет к повышению его уровня.
Поэтому на всем протяжении от места выхода реки с гор и до впадения в
море русло реки находится выше окружающей местности — Лёссового плато.
Причиной вызвавшей катастрофические наводнения в бассейне Хуанхэ
явилась распашка Лёссового плато в сочетании с ливневыми осадками и легкой
размываемостью лёссовых горизонтов. Все это привело к тому, что плато
потеряло свой платформообразный характер и превратилось в район с сильно
эродированным пересеченным рельефом и при повышении уровня воды в реке она
выходит из берегов и устремляется вниз, сметая все на своем пути. Такой
природный катаклизм в I веке до н.э., возможно, был первым "ответом"
природы на "вызов" человека.
За последние 4 тысячи лет экологическая ситуация попрежнему остается
сложной — более 1,5 тысяч раз Хуанхэ в своем нижнем течении прорывала
дамбы, более 20 раз меняла свое русло, впадая то в Бохайский залив (как
теперь), то прямо в Желтое море, а то в Восточно-Китайское море. При
наводнениях погибли десятки миллионов людей. Методами борьбы с наводнениями
служат: лесопосадки, укрепление берегов, постройка дамб, сохранение старых
лесных массивов. Без сохранения и расширения площадей лесных массивов
невозможно остановить ветровую эрозию почвы. Задача сохранения земельных
ресурсов для Китая с тех древних времен и по сей день является актуальной.
И решить ее, как и многие экологические проблемы, можно не бросая "вызов"
природе, а путем бережного и рационального использования природных
богатств.
ЛИТЕРАТУРА:
1. Максаковский В.П. Географическая картина мира. Ч.2. - Ярославль: Верх.-
Волж. кн. изд-во, 1995.- 560с.
2. Реймерс Н.Ф. Экология (теория, законы, правила, принципы и гипотезы) -
М.: Россия Молодая, 1994.- 367с.
3. Хачатурян В.М. История мировых цивилизаций с древнейших времен до
начала ХХ века /Под ред. В.И. Уколовой. - М.: Дрофа, 1997.- 400с.