Атеизм и
нигилизм у Ницше
В "Веселой
науке" Ницше замечает, что "величайшее из новых событий - что
"Бог умер" и что вера в христианского Бога стала чем-то не
заслуживающим доверия - начинает уже бросать на Европу свои первые тени...
Наконец, нам снова открыт горизонт, даже если он и затуманен; наконец наши
корабли снова могут пуститься в плавание, готовые ко всякой опасности; снова
дозволен всякий риск познающего". Разрушение веры в Бога открывает перед
человеком возможность полной реализации его творческих потенций; христианский
Бог с его повелениями и запретами больше не стоит на пути; и взгляд человека
уже не устремляется от этого мира ввысь - к несуществующей сверхчувственной
реальности.
Подобная точка
зрения основана на том, что понятие Бога враждебно жизни. Это глубочайшее
убеждение Ницше, которое не изменилось с течением времени. "Понятие
"Бог", - пишет он в "Сумерках идолов", - было до сих пор
сильнейшим возражением против существования". А в "Антихристе"
мы читаем, что в христианстве почитается Бог, 'объявляющий войну жизни,
природе, воле к жизни! Бог как формула всякой клеветы на
"посюстороннее", для всякой лжи о "потустороннем"!'.
Ницше
допускает, что в некоторые исторические периоды религия могла служить
поступательной жизни, однако в целом его точка зрения относительно веры в Бога,
особенно христианского, такова, что она враждебна жизни. В соответствии с
подобным воззрением, философ истолковывает выбор между верой в Бога и атеизмом
как вопрос вкуса, или инстинкта. Он признает, что среди великих людей были
верующие. Однако теперь, когда существование Бога больше не является
бесспорным, сила, интеллектуальная свобода, независимость и забота о будущем
человеческого типа требует атеизма.
Время от
времени Ницше приводит теоретические аргументы против религии, указывающие на
ее иллюзорный характер. Решающим же мотивом его отвержения религии вообще и
христианства в частности является то воздействие, которое религиозная вера
оказывает на человека: ему прививается чувство бессилия, ущербности, послушания
и т.п., он лишается способности к свободному саморазвитию. Религия, согласно
Ницше, препятствует появлению высших индивидов либо разрушает их внутренний
строй.
Вместе с тем,
нападая на христианство, Ницше нередко отмечает привлекательность и
благородство его идеалов. Известно, что философ сам испытал их сильное влияние
и, возможно, он потому столь страстно отрицает их, что желает доказать себе,
что хотя он и декадент, он "еще и его противоположность".
Богоборчество Ницше считает как бы подтверждением собственной силы и
способности жить без божественной опеки. Однако с чисто философской точки
зрения, выводы, которые он делает из атеизма, более важны, чем психологические
мотивы его отрицания христианства.
Список
литературы
Для подготовки
данной работы были использованы материалы с сайта http://istina.rin.ru/