Теория
вечного возвращения
В уста своего
известного персонажа Заратустры Ницше вкладывает не только проповедь о
пришествии сверхчеловека, но и другие важные для его зрелой философии идеи. Например,
идею о вечном возвращении как "высшей форме утверждения, которая вообще
может быть достигнута". Хотя Ницше согласен, что в известной еще со времен
античности мысли о вечном повторении того же самого есть нечто удручающее, он
использует ее как тест на выносливость и стойкость духа, на способность сказать
"да" такой жизни, какова она есть. И как бы он сам не настаивал на
"внезапности", с какой эта мысль пришла к нему, она, безусловно, есть
реминисценция его увлечения древнегреческой мифологией в ранний период.
Так или иначе,
эта идея была сформулирована в афоризме 341 "Веселой науки", где
рассказывалось, как некий демон является мыслителю в его уединение и предлагает
прочувствовать мысль, что вся жизнь последнего до мельчайших подробностей будет
повторяться бесчисленное число раз. Ницше спрашивает, как же поступит
мыслитель: будет ли он шокирован этой идеей и проклянет вестника, или он с
благоговением воспримет сообщение и внутренне преобразится. Ответ на это
искушение пока что остается открытым. В другой книге Ницше говорит о
жизнерадостном человеке, который желает "повторения всего этого так, как
оно было и есть, во веки веков".
Здесь уже
явственно звучит сочувствие философа данной идее, ибо она противопоставляется
"полухристианской, полунемецкой узости и наивности", которая
воплощена, по его мнению, в пессимистической философии Шопенгауэра. В
философско-поэтической книге "Так говорил Заратустра" Ницше передает
чувство отчаяния при мысли, что худшие люди должны будут вернуться. Но не только
они - и сам учитель вечного возвращения будет "вечно возвращаться к той же
самой жизни, в большом и малом". А это обнадеживает. Тем более, что сам
Заратустра благославляет данный возврат: "О, как не стремиться мне
страстно к Вечности и брачному кольцу колец - к кольцу колец - к кольцу
возвращения!". Наконец, в своих поздних заметках, частично опубликованных
под названием "Воля к власти", философ несколько раз упоминает
одновременно удручающую и несущую освобождение идею вечного возвращения,
подчеркивая се дисциплинирующее воздействие.
В этих же
заметках данная идея предстает и в качестве своеобразной эмпирической гипотезы,
утверждающей, что "закон сохранения энергии требует вечного
возвращения". Если рассматривать мир, рассуждает Ницше, как определенное и
ограниченное количество энергии, распределенной между фиксированным количеством
ее носителей, то хотя число положений, комбинаций и изменений в распределении
силы, или энергии, велико, оно все же конечно. А поскольку время бесконечно, то
"все возможные развития должны были уже осуществиться. Следовательно,
наблюдаемое развитие должно быть повторением".
Скорее всего
подобные рассуждения немецкого философа конца 19 века, с точки зрения научной
обоснованности, покажутся наивными ученым двадцатого столетия. Однако вспомним
о том историко-философском контексте, в котором они существовали. Возможно,
главной причиной, по которой Ницше настаивает на идее вечного возвращения,
является та, что данная идея заполняет некоторые существенные пробелы его
философии. С ее помощью поток становления приобретает характер устойчивого
бытия, и это достигается без метафизического допущения некоей трансцендентной
чувственно-воспринимаемому миру реальности. Далее. Поскольку эта идея
возвращения не предполагает никакого запредельного миру божества, то Ницше
удается избежать и пантеизма. Исключает она также и личное бессмертие как
вечное пребывание "по ту сторону" жизни.
Вместе с тем
предполагается возможность заменить утешающую многих перспективу христианского
вероискупления тем, что человек сможет прожить свою собственную жизнь
бесчисленное число раз. Ницшеанский миф о вечном возвращении венчает его дело:
эта философия утверждает принципиальную посюсторонность человеческого бытия. В
этом смысле правильно рассматривать ее как рубеж, разделяющий эпоху философской
классики, эпоху формирования и кризиса крупных метафизических систем, и
демонстрирующую небывалое многообразие и разнообразие концептуальных подходов.
а также ярко выраженный интерес к различным аспектам человеческого
существования философии 20 века.
Список
литературы
Для подготовки
данной работы были использованы материалы с сайта http://istina.rin.ru/