Реферат по предмету "Философия"


Теория вечного возвращения

Теория
вечного возвращения

В уста своего
известного персонажа Заратустры Ницше вкладывает не только проповедь о
пришествии сверхчеловека, но и другие важные для его зрелой философии идеи. Например,
идею о вечном возвращении как "высшей форме утверждения, которая вообще
может быть достигнута". Хотя Ницше согласен, что в известной еще со времен
античности мысли о вечном повторении того же самого есть нечто удручающее, он
использует ее как тест на выносливость и стойкость духа, на способность сказать
"да" такой жизни, какова она есть. И как бы он сам не настаивал на
"внезапности", с какой эта мысль пришла к нему, она, безусловно, есть
реминисценция его увлечения древнегреческой мифологией в ранний период.

Так или иначе,
эта идея была сформулирована в афоризме 341 "Веселой науки", где
рассказывалось, как некий демон является мыслителю в его уединение и предлагает
прочувствовать мысль, что вся жизнь последнего до мельчайших подробностей будет
повторяться бесчисленное число раз. Ницше спрашивает, как же поступит
мыслитель: будет ли он шокирован этой идеей и проклянет вестника, или он с
благоговением воспримет сообщение и внутренне преобразится. Ответ на это
искушение пока что остается открытым. В другой книге Ницше говорит о
жизнерадостном человеке, который желает "повторения всего этого так, как
оно было и есть, во веки веков".

Здесь уже
явственно звучит сочувствие философа данной идее, ибо она противопоставляется
"полухристианской, полунемецкой узости и наивности", которая
воплощена, по его мнению, в пессимистической философии Шопенгауэра. В
философско-поэтической книге "Так говорил Заратустра" Ницше передает
чувство отчаяния при мысли, что худшие люди должны будут вернуться. Но не только
они - и сам учитель вечного возвращения будет "вечно возвращаться к той же
самой жизни, в большом и малом". А это обнадеживает. Тем более, что сам
Заратустра благославляет данный возврат: "О, как не стремиться мне
страстно к Вечности и брачному кольцу колец - к кольцу колец - к кольцу
возвращения!". Наконец, в своих поздних заметках, частично опубликованных
под названием "Воля к власти", философ несколько раз упоминает
одновременно удручающую и несущую освобождение идею вечного возвращения,
подчеркивая се дисциплинирующее воздействие.

В этих же
заметках данная идея предстает и в качестве своеобразной эмпирической гипотезы,
утверждающей, что "закон сохранения энергии требует вечного
возвращения". Если рассматривать мир, рассуждает Ницше, как определенное и
ограниченное количество энергии, распределенной между фиксированным количеством
ее носителей, то хотя число положений, комбинаций и изменений в распределении
силы, или энергии, велико, оно все же конечно. А поскольку время бесконечно, то
"все возможные развития должны были уже осуществиться. Следовательно,
наблюдаемое развитие должно быть повторением".

Скорее всего
подобные рассуждения немецкого философа конца 19 века, с точки зрения научной
обоснованности, покажутся наивными ученым двадцатого столетия. Однако вспомним
о том историко-философском контексте, в котором они существовали. Возможно,
главной причиной, по которой Ницше настаивает на идее вечного возвращения,
является та, что данная идея заполняет некоторые существенные пробелы его
философии. С ее помощью поток становления приобретает характер устойчивого
бытия, и это достигается без метафизического допущения некоей трансцендентной
чувственно-воспринимаемому миру реальности. Далее. Поскольку эта идея
возвращения не предполагает никакого запредельного миру божества, то Ницше
удается избежать и пантеизма. Исключает она также и личное бессмертие как
вечное пребывание "по ту сторону" жизни.

Вместе с тем
предполагается возможность заменить утешающую многих перспективу христианского
вероискупления тем, что человек сможет прожить свою собственную жизнь
бесчисленное число раз. Ницшеанский миф о вечном возвращении венчает его дело:
эта философия утверждает принципиальную посюсторонность человеческого бытия. В
этом смысле правильно рассматривать ее как рубеж, разделяющий эпоху философской
классики, эпоху формирования и кризиса крупных метафизических систем, и
демонстрирующую небывалое многообразие и разнообразие концептуальных подходов.
а также ярко выраженный интерес к различным аспектам человеческого
существования философии 20 века.
Список
литературы

Для подготовки
данной работы были использованы материалы с сайта http://istina.rin.ru/


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Налоговые правонарушения
Реферат Петербург в жизни А.С. Пушкина
Реферат Развитие маркетинговых инструментов и механизмов для повышения качества и эффективности функционирования
Реферат Дифференциальная диагностика приобретенного сифилиса
Реферат Будут ли в СПБ создаваться новые ООПТ?
Реферат "Без действия нет жизни..." В.Г.Белинский/ (По одному из произведений русской литературы. — К.Г.Паустовский. "Черное море".)
Реферат Сущность бюрократизма. Пути его преодоления
Реферат Asthma A Respiratory Disease Essay Research Paper
Реферат Краткий исторический очерк развития наливных судов
Реферат Понятие коммерческого риска. Виды коммерческого риска
Реферат Indexing Essay Research Paper Active and Passive
Реферат Методы генерирования альтернативных решений
Реферат The Time Machine Essay Research Paper The
Реферат Конструирование радиорелейной линии
Реферат Современная экология как междисциплинарный комплекс знаний