Книга
размышлений
Али Апшерони
Эта книга
писалась достаточно долго, но и сейчас я не могу считать ее законченной, ибо
такие книги пишутся всю жизнь, – именно столько продолжается процесс ее
познания. Я не мудрец, а лишь обыкновенный человек, поэтому в моих словах вы не
найдете ничего мудреного. Чаще всего они всего лишь отражение человеческих
поступков. Возможно, некоторым из людей, особенно из молодых, на первый взгляд
здесь что-то и покажется неясным, но для того, кто возьмет на себя труд
поразмышлять над смыслом этих слов, в них скоро не останется чего-то
непонятного. Я никого не собираюсь поучать и не желаю ничего навязывать, а
просто предлагаю вашему вниманию эти размышления, в чем сам давно и твердо
убежден.
О смысле
жизни
Основа
человеческого бытия – познание окружающего мира, без которого невозможна
осмысленная и содержательная жизнь. Стремясь к постижению внутренней сути
вещей, а также их взаимосвязи в мироздании, человек обретает свое бытие. Только
таким путем он может выполнить свое предназначение – быть человеком в полном
смысле слова. Для того и дана ему жизнь.
Счастлив тот,
кто с толком прожил свой век, успев исполнить все, что собирался сделать
доброго, хорошего, полезного себе и окружающим. В этом сущность и смысл
человеческой жизни.
Как бы ни был
далек человек от любой философии, у него все равно есть теория или доктрина,
объясняющая, почему он живет именно так, а не иначе.
Я измеряю
ценность жизни не количеством прожитых лет, ибо вокруг полно людей, которые
живут, не зная жизни, без понимания обязанностей и предназначения человека, за
всю свою сознательную жизнь не совершивших ничего достойного. Измеряю
достигнутой степенью духовно-нравственного и научно-интеллектуального развития,
количеством полезных, добрых дел, а также тем, сколь важным и весомым оказался
этот труд для общества.
Люди, живущие
под колпаком суетной, мелочной жизни легко находят оправдание своей душевной
лени, чтобы и впредь вести бесцельное существование. Они бегут по жизни, как по
замкнутому кругу, неизвестно куда и зачем, тратят множество времени на
достижение целей, ничтожных перед ее широтой, а подлинная жизнь, насыщенная
интересным содержанием, проходит мимо них.
Человек должен
жить, стремясь найти достойный смысл жизни. А в ней нет более возвышенной
задачи, чем стремление к истине, где от малого можно и нужно дойти до великого.
Есть
утверждение, гласящее, что: «Человек есть то, что он ест». Оно неправильно, ибо
на самом деле человек есть то, для чего он живет. Жить надо вовсе не во имя
обретения богатства, власти и могущества или иной, тому подобной ерунды, а ради
счастья полнокровного, осмысленного бытия, стремясь к сокровищницам разума,
глубоких чувств и ярких впечатлений.
О жизненном
опыте
Скольких бед
преисполнена жизнь человеческая! Потому-то наша участь легкой не бывает. Жизнь
прекрасна, но все же трагична. Даже в самой счастливой судьбе вы увидите много
печальных событий.
Как много
необдуманных поступков надо совершить, чтобы понять, сколь многое зависит в
нашей жизни от благоразумия!
Все люди
поначалу учатся на собственных ошибках, ибо до первых крупных неудач
болезненное самолюбие не позволяет нам учиться на чужих.
Легче всего
судить о тех вещах, которые знакомы нам по собственному опыту. Человек глубоко
понимает лишь то, что он сам пережил.
Если сегодня у
тебя все в жизни хорошо, помни о том, что, несмотря на это, завтра все внезапно
может обернуться плохо.
Нужно всегда во
всем держаться середины, не забывая все же оглянуться на края.
Все имеет
обратную сторону. Даже она сама.
Люди, прошедшие
большую жизненную школу, не станут утверждать, что полностью познали жизнь.
Продираясь
сквозь тернии жизни, человек накапливает не только опыт, но и предрассудки.
Чем больше
знаешь жизнь, тем все яснее видишь, как важно обладать умением не поддаваться
первому порыву чувств, а трезво взвешивать все обстоятельства, чтобы не
придавать случившемуся большего значения, чем оно заслуживает.
Да, человек
действительно умеет приспосабливаться к разным обстоятельствам. И это хорошо, поскольку
многие из них нисколько не подвластны нашей воле. Жизнь часто ограничивает
выбор человека, а обстоятельства влияют на его воззрения, поэтому-то, вслед за
переменами, серьезно изменяющими нашу жизнь, обычно вскоре изменяемся и мы.
Жизнь навсегда
останется непревзойденной школой для людей. Оглянитесь на пройденный путь,
присмотритесь к нему и увидите, что в нем всегда было достаточно событий и
вещей, необходимых вам для понимания жизненных проблем. Как важно пользоваться
этим своевременно! Посему, изучайте свой жизненный путь, сколь бы он ни был
мал, и чаще обращайтесь к собственному опыту, особенно к печальному.
В человеческой
жизни бывают такие проблемы, решить которые можно лишь не обращая на них
никакого внимания.
Житейские
истины переживаются, а не преподаются. Жизнь нужно жить. Осторожность и
мудрость – плоды многократного горького опыта. Тот, кто прожил на свете
достаточно долго, может здраво судить о различных вещах и использовать нажитый
опыт в обычных житейских делах, ведь умение сделать единственно правильный шаг
напрямую зависит от опыта, здравого смысла и мудрости сердца.
Люди обычно
поступают соответственно своей житейской зрелости, ну а она приходит к человеку
постепенно. Знание жизни складывается из множества крупиц накопленного опыта, это
итог и синтез прожитого и осмысленного. Арену жизни невозможно пересечь без
ран, ибо она полна превратностей, а потому дорога к зрелости обычно пролегает
сквозь ошибки и страдания, которые они влекут. Растеряв в бурных водах
житейского моря иллюзии детства и юности, человек принимает решение жить,
руководствуясь только умом, здравым смыслом и собственным опытом. В сочетании с
волей, способной заставить его исполнять каждодневно такое решение, это и есть
искусство жить.
Плохие ожидания
сбываются гораздо чаще, чем хорошие, поэтому отталкивайте от себя беду и
неприятности.
Чтобы жить
долго, надо быть мудрым. Главная мудрость в деле жизни – это знать, что она –
чрезвычайно серьезное дело и не считать себя счастливым исключением из
общечеловеческого правила.
Не огорчайтесь
тем, что оставляете потомству небольшое состояние. Главное – научите их
искусству жить. Это поможет вашим детям избежать ошибок, на исправление которых
требуются годы, и восторжествовать над всеми прочими превратностями жизни.
О мудрости
Мудрость дороже
золота, однако честность, справедливость и достоинство важнее всякой мудрости.
Мудр тот, кто
овладел искусством размышления, познал себя и научился обращению с людьми, но
отвергает звание мудреца и не лезет к другим с назиданиями, ведь глупее непрошеной
мудрости нет ничего на земле.
Мудрость часто
влечет за собой одиночество. Мудрецу хорошо одному, в своем собственном
обществе, наедине со своими помыслами, однако истинный мудрец не отворачивается
от людей, вращаясь в самой гуще жизни, хоть его счастье и заключено в покое.
Люди, не
внявшие предупреждению Екклесиаста, не вправе сетовать на то, что их никто не
удосужился оповестить о горькой стороне познания окружающего мира. Ничего не
поделаешь, это единственный путь для всех ищущих мудрости. Она – единственное
благо, обладание которым чаще приносит людям чувство горечи, чем наслаждения.
Истинная
мудрость говорит понятными словами, без каких-то туманных двусмысленностей,
однако нужно помнить, что ее родной язык – молчание, поскольку это лучший из ответов
мудреца на большинство вопросов, задаваемых людьми.
Убога мудрость
в шутовском наряде. Еще хуже трусливая мудрость.
Все люди знают
что-то, но никто – всего.
Макиавелли в
«Государе» пишет, будто бы мудрость в том и состоит, «чтобы, взвесив все
возможные неприятности, наименьшее зло почесть за благо». Я думаю, что мудрость
– нечто большее, нежели обыкновенный выбор меньшего из зол. Это способность
обернуть любое зло во благо и победить его, используя таящуюся в недрах злобной
силы слабость.
Обретение мудрости
– сложный процесс, поэтому на свете существует множество определений мудрости.
Возможно, столько же, сколько ее искателей, поскольку каждый видит жизнь иначе,
чем другие.
Мудрецы очень
любят детей. Во многом потому, что они не умеют пока еще так беззастенчиво
лгать и легко притворяться, как это способны делать их родители.
Умный может
понять мудреца, а глупец все равно не поймет. Потому-то мудрец разговаривать с
глупым обязан как с равным себе. Не из жалости или сочувствия, а из почтения к
разуму, ибо иной глупец и мудрого научит.
Мудрыми не
рождаются. Мудрость нельзя ни дать, ни взять, поэтому ученики не смогут
перенять всю мудрость своего наставника, даже если они повторяют за ним каждый
шаг. Мудрость приходит к нам со временем, через страдания, переживания и
тщательное осмысление прожитого.
Мудрый всегда в
пути, даже когда находится в покое. Самые длительные путешествия он совершает,
не переступив порога собственного дома.
На свете
существует множество вещей, слишком простых, чтобы их можно было объяснить.
Мудрый обычно
окружен непониманием, проистекающим из ограниченности большинства людей.
Видящий далеко и предостерегающий других о приближающейся буре, он всегда был
досадной помехой живущим сегодняшним днем. Тем, кто в ней уцелеет, ничто
пережитое впрок не пойдет. Завтра все повторится сначала, поскольку так было
всегда.
Живущему при
всем желании не сравниться по авторитету с умершими мудрецами, но те охотно
уступили бы ему такое преимущество, имей они возможность поменяться с
соискателем местами.
Многие мудрецы
не в состоянии распорядиться своей мудростью как должно, – с пользой для
человечества и для самих себя. В результате она увядает и гибнет без всякого
прока. Высшая степень человеческой премудрости заключена в том правильном
подходе к разуму, когда ничто написанное или сказанное мудрым не потеряно, ибо
служит основой для всякого прочного мнения умных людей.
Мудрецы уважают
друг друга и могут заочно общаться сквозь завесы пространства и времени.
О
человеческом обществе
Как же много
пустых и ничтожных идей занимает людей! Сколько глупых обычаев и церемоний изо
дня в день выполняется ими и как много при этом от них ускользает действительно
важного, нужного, необходимого! Люди! Не останавливайтесь! Развивайтесь дальше!
Познания и
размышления со временем поднимут человека на такую высоту, откуда он ясно
увидит безумие мира людей, а потрясение, которое испытывает человек, осмыслив
это ужасающее зрелище, пронзает его душу всякий раз, едва он возвратится мыслью
к этому вопросу.
Люди обычно
демонстрируют понятливость и интерес во всем, затрагивающем область их
своекорыстных интересов, однако, в большинстве своем, ведут себя обратным
образом, когда дело касается общего блага.
Люди, как
правило, меняются под действием того общественного строя, при котором живут.
У людей
существует привычный набор добродетелей, однако каждая устойчивая группа:
национальная, религиозная, корпоративная или какая-то иная, обычно добавляет к
этому набору свои собственные добродетели.
У людей
наиболее дорого ценится то, что стоит больше денег и затраченных усилий, но
подобные блага, прежде казавшиеся чрезвычайно важными, со временем утрачивают
все свое значение.
Как непросто
найти беспристрастное мнение в мире людей! Тем, кто им нравится, они легко
прощают все просчеты и находят оправдания порокам. Тем же, кто им не нравится,
люди отказывают даже в тех заслугах и достоинствах, которыми те несомненно
обладают.
В мире людей
есть целый ряд психологических феноменов, как коллективного, так и
индивидуального характера, которые легко понять, но чрезвычайно трудно
объяснить. Они-то и лежат в основе многих наших бед.
Весь уклад
нашей нынешней жизни свидетельствует, что выбор у человечества невелик: либо
светлый путь духовно-нравственного самосовершенствования, либо мрак культурной
и моральной деградации.
Мир не стоит на
месте, двигаясь вперед, однако значимые перемены происходят в нем настолько
медленно, что человеку не хватает жизни для того, чтобы увидеть следующий этап
в процессе исторического становления человечества. Быстро здесь можно изменить
лишь самого себя и в свое время это понимает каждый, кто пытался что-то сделать
в этом направлении.
Какой бы
несусветной чушью ни являлось чье-то ложное учение, оно найдет себе среди людей
определенное число доверчивых последователей.
Люди повсюду по
большому счету одинаковы. Разница лишь в нюансах мотивации их безответственных
поступков.
Все наиболее
значимые перемены в жизни человечества обычно происходят без сенсации.
Мнения людские
столь разнообразны, а взгляды многих столь изменчивы, что чем громче о чем-то
сегодня кричат, тем быстрее потом забывают об этом.
О добре и
зле
Я видел в жизни
много зла, но и оно не изменило моего отношения к добру.
Хорошим, добрым
человеком нужно быть, а не казаться.
Кто любит
причинять другому боль, не ведает, сколь много удовлетворения приносит человеку
ощущение душевного тепла, переживаемое в тот момент, когда он дарит людям
искреннюю радость.
Сколько зла
причинил человек человеку! Сколько зла он еще причинит! Каждый злодей мнит свои
действия оправданными, а причиняемое людям зло вполне заслуженным.
Добрыми делами
можно навлечь на себя ненависть плохих людей, равно как и дурными – хороших.
Зло порождает и
приумножает зло. Кроме того, оно имеет свойство возвращаться, поэтому одной
лишь силой зла не остановишь. Непротивление злу насилием также бесполезно, но
привнося добро в саму природу зла, растворяя его изнутри, избавляя от движущих
сил – встречной ненависти и безнаказанности, его со временем возможно победить
совсем.
Не сеющие
благо, этим поощряют зло.
В мире людей добра
и зла не существует в чистом виде. Даже добрейший и честнейший человек может по
недоразумению или в порыве гнева совершить какую-нибудь низость, о которой
потом сожалеет всю жизнь. Плохие люди тоже совершают иногда хорошие поступки. К
сожалению, чаще всего, лишь радея о собственном благе.
Добро – это
непреходящие духовно-нравственные ценности и совершенные под их влиянием
хорошие поступки.
В сказках
добро, после отчаянной борьбы, повсюду побеждает зло. Что же, на то они и
сказки. В реальности же чаще все заканчивается наоборот и люди с болью
постепенно избавляются от привитых им в детстве при помощи сказок иллюзий.
Люди! Как вы
прекрасны, когда делаете что-нибудь хорошее!
Плохое
торжествует в нашей жизни чаще и быстрее, чем хорошее, поскольку путь к победе
у него короче и помощников побольше.
«Нет худа без
добра»? Да, это так. Но не бывает и добра без худа. (По канве изречения Плиния
Старшего)
О правде и
лжи
Правда меня
никогда не обидит, даже если она и горька. Я умею выслушивать горькие истины,
не обижаясь на тех, кто их мне говорит. Задевает меня лишь обидная
несправедливость и явная ложь.
Рюноскэ
Акутагава пишет: «Бывает правда, о которой можно рассказать только с помощью
лжи». Я считаю, что правда не может использовать ложь как костыль. По-настоящему
правдив лишь тот, кто обладает мужеством видеть все таким, каково оно есть,
ведь ложное начало не приводит к верному концу.
То, что истинно
в малом – всегда подтвердится в большом. Все, что верно в большом, подтвердит
свою истинность в малом.
Маркс писал,
что у бедного, мол, своя, правда, а у богатого своя. Я не согласен с этой
точкой зрения. Правда всегда одна, все дело в том, что каждый смотрит на нее
сквозь призму собственного понимания вещей и личных интересов. А потому и видит
только то, что хочет видеть сам.
Я твердо
убежден, что тот, кто лжет, всегда теряет больше тех, кого он этим вводит в
заблуждение.
О
человеческих взаимоотношениях
Никто не бывает
настолько хорош, как сам о себе думает, или настолько плох, как об этом
злословят его оппоненты. В таких вопросах истина всегда лежит посередине, о
чем, конечно, забывать нельзя, поскольку тот, кто видит в людях только
отрицательную сторону, ни в коем случае не может притязать на объективность.
Ненависть не
приносит людям ничего, кроме ответной ненависти.
Прежде чем
кого-либо за что-то осуждать, порядочному, искреннему человеку пристало
вспомнить, а не поступал ли он и сам когда-нибудь подобным образом по
заблуждению или по воле неблагоприятных обстоятельств.
Откровенность
хороша тогда, когда она взаимна.
Очень многому в
жизни человек научается сам, без родителей, учителей и наставников.
Я не
воспринимаю тех людей, которые заботятся лишь только о самих себе.
Всем приходится
сталкиваться с несправедливостью, но лишь немногие способны перед нею устоять.
Кто держится
надменно с окружающими, тот сеет терния на собственном пути. Продолжением
наглых речей часто служат предсмертные хрипы.
Умение ладить с
людьми, – как это жизненно важно!
Не доверяю
людям, признающим истиной лишь только собственные убеждения и ни на грош не
уважающим чужих.
Самый короткий
и надежный путь испортить отношения со многими людьми – рассказать им всю
правду о них.
Труднее всего
хранить признательность такому благодетелю, который чередует оказание больших
благодеяний с нанесением мелких обид, ибо при нанесении крупных о
признательности речи нет вообще.
Об уме и
глупости
Умный не
говорит и половины из того, что знает, глупый не ведает и половины из того, что
говорит.
Разум – самый
надежный инструмент познания. Как раз поэтому Всевышний наделил нас разумом.
Кроме того, разум дарован нам в противовес эмоциям и поднимает нас над нашими
страстями.
Кто умен – тот
не станет хвалиться умом. Постесняется тех, кто умнее.
Чем человек
глупей – тем чаще подменяет главное второстепенным.
Должен сказать,
что глупости хватает даже в очень умном человеке, но и глупец время от времени
способен совершать весьма разумные поступки.
У глупого на
лбу большими буквами написано, и всякий раз непроизвольно с языка срывается все
то, что он так тщательно таит в самом себе от посторонних.
В мире людей
порой, чтобы мудро поступить, придется поневоле притвориться глупым человеком,
однако тот, кто слишком злоупотребляет этим способом, сам рано или поздно
превращается в глупца. Все дело в том, что это легкий путь решения проблем, а
без сложной работы со временем ум, потускнев, увядает.
Недостаток ума
становится вдвойне опаснее при избытке хитрости.
Глупость, в
которую поверило сто миллионов человек, от этого не станет непреложной истиной.
Это все та же глупость, только обманувшая сто миллионов человек, которые живут,
не утруждая своего ума.
В процессе
своего развития разум однажды достигает стадии, когда дальнейший взлет без
параллельного духовно-нравственного роста невозможен.
Чтение умных
книг – главное средство для развития разума.
О
человеческих характерах
Люди меняются в
струящемся потоке времени. В каждую пору своей жизни, как и на всякий новый
уровень сознания, любой из нас всегда вступает новичком.
Как важно
научиться прежде видеть в людях их неоспоримые достоинства, а уж потом
сопутствующие им недостатки.
Есть люди, что
хотят похвал даже за то хорошее, чего они не делают.
Поступки
говорят о человеке лучше, чем его слова, ибо дела всегда звучали громче и
красноречивее всяких слов, а последних всегда будет несколько больше, чем
следует.
Люди легко
находят оправдания собственным поступкам и в то же время возмущаются
аналогичными действиям других.
Что может быть
глупее самолюбования, особенно в преддверии каких-либо серьезных испытаний?
Среди огромного
количества людей вряд ли найдется человек, способный вырваться за рамки
человеческой натуры.
Сколько бы ты
не видел в жизни зла, нельзя терять доброжелательности к людям.
Самые сложные,
замысловатые поступки человека довольно часто объясняются вполне банальными
причинами.
Гнев – лишь
один из способов ответить на опасность и далеко не лучший. Постарайтесь смутить
наглеца, если он провоцирует вас на конфликт.
Люди не могут
ждать! Им подавай немедленный, кратчайший путь к успеху, но торопливостью
нельзя достигнуть ничего хорошего, поэтому терпение всегда было большим
достоинством.
Задним числом
все видят то, чего не понимали прежде. Даже тогда, когда от этого зависела их
собственная жизнь.
Человек может
быть только тем, кто он есть. Каждый достойный человек – живая драгоценность.
Случается, что
человек так сильно занят поиском пороков у других, что не имеет времени
заметить собственные недостатки. Такой готов усматривать обман в любых
поступках и словах другого человека, ибо судит о нем по себе. Это очень убогая
мерка.
Морально-нравственная
сторона есть в каждом человеческом поступке.
Неумение жить в
настоящем – большая помеха для будущего.
Излишняя
самонадеянность не признак интеллекта, а прямое следствие незрелости характера.
У всякого из
нас имеются иллюзии, которые он не хотел бы разрушать.
Небрежность в
одежде – отражение беспорядка в душе.
Люди, по своей
лени не добившиеся в жизни ничего серьезного, объясняют успехи других
успокоительными для себя причинами.
К хорошему мы
привыкаем быстро, а к плохому – долго.
Сколь бы удачно
ни сложилась жизнь, люди, как правило, хотят чего-то большего, а их сознание
всегда подчеркивает разницу между уже достигнутым и все еще желаемым.
Люди не любят,
когда им противоречат и лишь немногие воспринимают возражения спокойно.
Самолюбие это
настолько ранимая вещь, что нанести ему укол можно десятком тысяч самых разных
способов.
Обычно люди
неосознанно преображаются под действием меняющихся жизненных условий, однако
мудрый человек меняет себя сам, по мере осознания такой необходимости.
Самое легкое
занятие на свете для людей – находить для себя оправдания. Самое трудное –
найти такие оправдания другим, когда их действия противоречат нашим интересам.
Каким бы
сильным или черствым не был человек, в его жизни бывают периоды, когда и он
становится легко ранимым, словно малое дитя.
В мире людей
порой, чтобы сделать шаг вперед, придется сделать несколько шагов назад.
Людям
обыкновенно свойственно преувеличивать значение всего хорошего, что они сделали
другим, и принижать значение того, что было сделано для них другими.
Всякому
человеку хочется порой прильнуть к кому-то очень дорогому, близкому и мудрому,
чтобы его утешили и приласкали, гладя по головке, дали почувствовать себя
любимым, маленьким и беззащитным. Это зов из далекого детства, проникший во
взрослую жизнь.
Люди привыкли
выдавать свои ошибки за превратности судьбы. Эту черту можно заметить почти в
каждом человеке.
Многие люди
склонны поступиться истиной и даже совершить неправые поступки ради того, чтобы
во что бы то ни стало оказаться «правы» в споре, чаще всего не стоящем и
выеденного яйца.
Чтобы
выпутаться из неприятной истории, люди затрачивают вдесятеро больше сил, чем
было нужно для того, чтобы в нее не попадать и, тем не менее, вскоре увязают в
новых неприятностях.
Каждый из нас
когда-то в своей жизни пробовал втихомолку черпать воду решетом, полагая себя
исключением, но потом оставлял это нудное дело, ибо конечный результат,
конечно, оставался прежний.
Люди делятся на
праведников, считающих себя грешниками, и грешников, считающих себя
праведниками, а также склонных относить себя то к той, то к этой категории по
собственному настроению. (По канве изречения Блеза Паскаля)
Все люди
делятся на тружеников, считающих себя лентяями, и на лентяев, почитающих себя
за тружеников, а также тех, кто делает что-либо только по необходимости и
остается безразличным к тому, как это называется.
О жизни и
смерти
Чем ближе
смерть – тем драгоценней жизнь. Наш приход в этот мир и уход из него есть
центральный вопрос бытия, налагающий свой отпечаток на все остальное.
Кто живет в
чрезмерном страхе перед смертью, тот уже как бы заживо завернут в саван, но что
пользы бояться того, от чего все равно не уйти?
В часы
страданий многие из нас завидуют умершим, но, справившись с бедой, люди опять
со страхом думают о смерти.
Очень много
людей умирают, за всю свою долгую жизнь не сказав ни единого умного слова и не
совершив ни единого по-настоящему доброго дела. И при этом они еще сетуют на
кратковременность жизни!
Жизнь чересчур
сложна, чтобы иметь простое объяснение, ведь это нечто большее, чем
противоположность смерти. В свою очередь, смерть существует совсем не напрасно
и достаточно часто бывала полезна для жизни.
Как же много
людей погубило себя, ради глупой забавы подвергнув опасности жизнь, напрочь
забыв о том, что этот мир – лишь преходящее прибежище и что они всегда живут на
волосок от смерти.
В человеческой
жизни все случается когда-то в первый, а когда-нибудь в последний раз. Такова
наша участь.
О мире и
войне
Много веков
потребовалось людям, чтобы хотя бы на словах признать, что жизнь других имеет
ту же ценность, что их собственная жизнь. На практике же, по большому счету,
все остается как и было прежде: если нужно в своих интересах пожертвовать
жизнью других, они делают это легко, без зазрения совести и колебаний, однако
сильно возмущаются, когда другие запросто распоряжаются их собственными
жизнями.
С войны порой
не возвращаются и в переносном смысле. Я знаю множество таких людей.
Быть
защитником, воином, это мужская работа и она не для хлюпиков и болтунов. Воину
не страшно отдать жизнь за Родину, если у него есть такая Родина, за которую не
страшно отдать свою жизнь. Правитель, посылающий солдат и офицеров на
несправедливую войну лишает воинов их законного права явить свою доблесть,
сражаясь за правое дело.
Одно из худших
бедствий человечества заключено в войне. Стремление решать проблемы с помощью
кровопролития недостойно разумных существ, каковыми являются люди. Мир лучше
войн, какие бы мотивы не стояли за его установлением, хотя его порой вести
труднее, чем войну.
Война меняет
человека, делая кого-то лучше, а кого-то много хуже, чем он был. С войны никто
не возвращается таким, каким туда ушел.
Война обычно
начинается задолго до того, как грянет первый выстрел и завершается гораздо
раньше, чем умолкнут пушки.
О богатстве
и бедности
Богатство само
по себе не приносит людям счастья, ибо самое ценное, что есть в человеческой
жизни (вера, знания, дружба, любовь и др.), как и она сама, не продается и не
покупается ни за какие деньги.
Лучше всю жизнь
довольствоваться скромным заработком, чем домогаться мест, по сути равнозначных
должности лакея.
Жить на свете
без денег нельзя, но и жить ради них недостойно.
Отдающие все на
потребу другим, ближе к старости могут остаться ни с чем.
Все, кто делает
деньги на горе других, превратятся в моральных уродов, не знающих жалости и
сострадания, но, рано или поздно, плохо кончат, поскольку злом добра не
наживешь.
Что есть боязнь
нужды, как не сама нужда?
Деньги,
конечно, могут многое, но далеко не все. Очень многих людей, кто имел их в
избытке, они не спасли от беды.
У человека,
помыслы которого всецело заняты деньгами, в душе, как правило, зияет пустота.
Я видел
множество людей, которые стесняются отстаивать свои законные права, но не
смущаются стоять у супермаркетов, слезно выпрашивая у прохожих подаяние и
горячо благословляя всякого, кто бросит им в коробку медный грош.
Богатство, как
и бедность, сильно искажает взгляд на подлинную суть вещей.
Величие души
нисколько не зависит от размеров кошелька.
О дружбе и
вражде
О своих
недостатках человек должен узнавать от друзей, а не от недругов. Но в жизни это
чаще обстоит наоборот, ведь обычно друзей принимают такими, как есть.
Я был
свидетелем того, как застарелые споры и ожесточенные противостояния
благополучно разрешались самым простым из всех возможных способов, – спокойным
объяснением происходящего и обращением к здравому смыслу спорящих сторон. Очень
жаль, что такое встречается редко.
Мало что можно
выиграть с помощью вражды. С помощью мира можно выгадать гораздо больше.
Характер дружбы
при капитализме в корне отличается от дружбы при социализме.
О любви и
ревности
Даже такое
чувство, как любовь, подвержено влиянию времени. В двадцать и в сорок лет одни
и те же люди влюблены по-разному.
То, что
ревность, как правило, не умирает вместе с ушедшей любовью, лучше всего другого
говорит о том, что в ней гораздо больше самолюбия и чувства собственности, чем
любви.
Сердце очень
неважный советчик в сердечных делах.
О милосердии и
жестокости
Истинно добрый
человек не видит собственного милосердия.
Порой мне кажется,
что в наших зоопарках не хватает одного вольера, – для двуногих зверей в
человеческом облике.
Злодей
испытывает наслаждение, лишь причиняя боль. Если бы бессердечных инквизиторов
подвергли тем же пыткам с помощью которых эти садисты вырывали из своих несчастных
жертв «признание» несуществующей вины, они «сознались» бы в гораздо худших
злодеяниях и ереси, нежели те, за что охотно посылали на костер других.
Понемногу о
разном
Форма это
всегда немного содержание, а содержание всегда в какой-то мере форма.
Тот, кто меняет
сущность целого, тот неизбежно изменяет сущность составляющих его вещей.
Я убежден, что,
несмотря на достижения прогресса, самым надежным, безотказным транспортом на
свете остаются наши собственные ноги.
Природа может
обойтись без человека. Он без нее – нет.
Как много в
нашей жизни неприятных ситуаций, где самым умным выходом было бы просто
беззаботно рассмеяться, после чего переключить свое внимание на что-нибудь
другое.
Большая часть
происходящего на свете находится за гранью понимания подавляющего большинства
людей.
Отсутствие еды
еще не повод для отмены обеденного перерыва.
Вежливость это
не только этика, но и благоразумие.
После сытной
еды даже самая злая собака на время становится доброй.
Шекспир был не
единственным, задавшим человечеству головоломную загадку авторства. Вот,
например, поэт Омар Хайям. Если вы почитаете стихи, подписанные этим именем, то
перед вами предстает циничный богохульник, горький пьяница и, вообще,
недостойная личность. А если спросите о нем иранских мусульман, то вы услышите,
что это был мудрец, талантливый ученый и благочестивый человек. Я много лет
пытался разобраться с этим делом, но, честно говоря, так и не смог понять,
какой из этих двух Хайямов настоящий.
Каждый должен
любить свою землю, сколь бы скудной она ни была.
Беззаботно-счастливое
детство даровано нам, чтобы как-то смягчить предстоящую горечь житейских
невзгод.
Педагоги не
могут успешно кого-то учить, если в это же время усердно не учатся сами.
Как жаль, что
самым главным и необходимым молодому человеку знаниям – искусству жить и
правильному пониманию брака и семьи, ни в школе, ни в училище, ни в институте
наших юношей и девушек не учат. Зато их пичкают большим количеством предметов,
которые впоследствии нигде на практике не пригодятся.
Любой вопрос несет
в себе ключ к своему ответу.
Наипостыднейшие
из людских деяний чаще всего проистекают из банального невежества.
Лучше всю жизнь
оставаться в безвестности, нежели быть трубачом своей собственной славы или
платить за нее совершением гнусных поступков.
Мне не нравится
модное нынче словечко «элита», поскольку от него чуть ли не за версту разит
высокомерием.
Люди обычно
хвастаются тем, чего им не хватает.
Я не обязан
защищать от критики чье-либо мнение, с которым тоже не согласен.
Общество умных
и серьезных книг полезней и приятней для меня, нежели общество многих из людей.
Обычно я не в
силах удержаться от улыбки, видя того, кто мнит себя философом лишь только
потому, что изъясняется на чересчур заумном языке, считая его признаком
глубокомыслия, недоступного уразумению толпы.
Время столь
быстротечная вещь, что угнаться за ним невозможно.
Не удивительно
ли то, как мало моралистов подкрепило собственным примером пошатнувшийся
авторитет морали?
Кто видит
счастье в обретении материальных благ, те никогда не смогут стать по-настоящему
счастливыми людьми.
Как мало нужно
человеку, чтобы жить счастливо! Поэтому, не сотвори себе нужды.
То, что каждый
имеет в себе, многократно важней для его собственного счастья, нежели то, что
он имеет у себя.
Женщины оголяют
свои ноги только для того, чтобы представить их на обозрение окружающих мужчин,
что бы иное они там ни утверждали.
Довольно часто
мы страдаем по своей вине. Человеку, который не хочет страдать, прежде всего не
нужно совершать поступков, приближающих страдание.
Бессмысленно
переживать о том, чего при всем своем желании не можешь изменить. Эти страдания
лишь иссушают душу.
Душевное
спокойствие – наипервейшее слагаемое человеческого счастья.
Человечество
тянется к звездам, иногда забывая о том, что стоит по колено в грязи.
В зеркале
прошлого нередко можно видеть отражение будущего.
Я думаю, что
правильность ответа на вопрос: «Живой пес лучше мертвого льва?», зависит от
натуры вопрошающего.
Если к вам за
советом пришел человек, явно зашедший в жизненный тупик, первым делом спросите
его, как давно он был занят тяжелым трудом. Пускай устроит генеральную уборку в
собственной квартире или же, на худой конец, вскопает огород соседа. В ходе
этого разум его отдохнет от тревог, в голове прояснится и он обнаружит
приемлемый выход.
Ученые лучше
других людей знают о том, сколь мало осведомлена науке о человеке и окружающем
мире.
Поскольку люди
разные, то угодить всем сразу невозможно, сколько ни старайся. Раз так, то
нужно просто быть самим собой, чтобы не потерять себя в бурном потоке
повседневности.
Дела
сегодняшнего дня столь мало отличаются от дел времен минувших только потому,
что, несмотря на достижения прогресса, суть человеческой натуры остается
неизменной, и каждый появившийся на свет проходит тот же путь, что и все те,
кто появлялся в этом мире до него.
«Бытие
определяет сознание»? Но и сознание определяет бытие.
Люди не ведают
имен наиболее выдающихся актеров, ибо играть на сцене много легче, чем в
реальной жизни.
Между супругами
случается немало такого, на что не стоит обращать внимания, за исключением
того, что может погубить любовь и уважение друг к другу.
Все
преступления сначала зреют в головах людей и лишь только потом воплощаются в
жизнь. Невидимая грань, которую переступает человек, решившись встать на этот
путь, пролегает именно там.
Все на свете
чувствительны к лести. Сама же лесть тонка и действенна настолько, насколько
совпадает с тем, что люди сами о себе думают и как себя оценивают.
Подлинный гений
в памятниках не нуждается. Всякое дутое величие рухнет под грузом своего
ничтожества.
Жить надо для
души, а не для славы, которой тоже стоит добиваться не у всех.
Благоразумие –
хороший способ избежать скоропалительных шагов, а верное решение – это такой
поступок, о котором не приходится жалеть впоследствии.
Грязные слухи –
оружие негодяев.
Правильно
говорят, что, если человек талантлив, то талант у него многогранен. Однако он
должен еще суметь развить в себе все эти дарования, отшлифовать свои
способности и правильно воспользоваться ими с пользой для себя и для людей, но
удается это далеко не всем и уж во всяком случае – не сразу.
Если хочешь
добиться чего-нибудь путного – действуй!
Как хорошо
когда у человека есть возможность выбрать себе профессию не по необходимости, а
сообразуясь с душевными склонностями.
Кто может убедительно,
красиво и толково выступать, тот обязательно найдет свою аудиторию.
О религии
Кем бы мы ни
были в мире людей, и каких бы высот ни достигли, – перед Аллахом мы всегда
ничто и никакое из деяний человеческих не в состоянии изменить такого положения
вещей.
Что сталось бы
с людьми, лишись они благоволения Аллаха! Давным-давно исчезли бы они с лица
Земли!
Благодаря
величию и милости Всевышнего Аллаха, никто и никогда не сможет отобрать у нас
того, что нам действительно принадлежит.
Для
мусульманина не может быть награды более высокой, нежели милость Всемогущего
Аллаха и уважение его единоверцев.
Мы часто
произносим верные слова: «На все воля Аллаха!», однако редко думаем над их
глубоким содержанием. Смысл этих слов гораздо глубже, чем обычно кажется, а
потому необходимо больше размышлять об этом, чтобы не приписывать Творцу,
который выше верхнего предела высоты, мерзость чудовищных людских поступков. В
деяниях Всевышнего Аллаха все разумно и все направлено ко благу человека!
Как много
умников вещают всяческую чушь от имени возвышенной религии Аллаха и искажают
благородное учение Ислама своими за уши притянутыми толкованиями!
Все окружающее
нас пронизано причинно-следственной взаимосвязью, первопричина же всего – Аллах
и Его мудрые законы. Никому из людей не дано изменить непреложный порядок
вещей, если то не угодно Аллаху.
В благочестивых
размышлениях и поисках разумного совета нам нужно чаще обращаться к
замечательным хадисам благородного Посланника Аллаха. Его слова исполнены самой
глубокой мудрости и все, что следовало бы сказать, было им сказано в доступной
пониманию любого человека форме.
Аллах всегда
идет навстречу тем, кто ищет истину.
Все на свете
меняется, кроме Аллаха, и у всего, что существует в сотворенной Им Вселенной,
есть время для начала и конца. Лишь Всевышний Аллах безначален и Он же один
бесконечен. Наш Господь существует вне рамок пространства и времени, – это
прекрасно! В непостижимости Всевышнего мы видим только нашу слабость и Его
величие!
В мире людей
сосуществуют самые разнообразные религии, но на свете не может быть столько
«богов», сколько здесь существует религий. Пора понять, что Бог у всех людей
один, как бы они его по-разному ни называли.
Религия в
наиполнейшей мере отвечает человеческой природе и потому находит твердую основу
в человеческой душе. Это высокий нравственный закон, ориентированный на
развитие глубоких чувств, возвышающих душу, смягчающих нравы людей. Искренняя
набожность это мерило праведности, человечности и доброты. Она приносит
внутреннее равновесие и помогает нам стряхнуть с души тяжелые заботы.
Прикасаясь к религии сердцем и разумом, мы становимся лучше и чище, чем были,
ибо глубокая и искренняя вера в Бога – ядро всего доброго в нас.
Ничто не
просветляет человеческую душу так, как это делает высокая духовность. Человек
без нее чем-то схож с недостроенным зданием. Самый короткий путь для осознания
того, что происходит вокруг нас, и понимания того, что истинно, что ложно, а
также избавления от тех причин, которые приводят нас к страданиям, лежит через
высокую духовность.
Я думаю, что
если бы религиозные лидеры нашей планеты собрались бы однажды за круглым столом
и без слов посмотрели друг другу в глаза, то во взглядах других прочитали бы
сходные чувства.
Вера – источник
знания, а подлинное знание укрепляет веру человека в Бога.
О власти и
политике
Самая лучшая
политика – быть честным со своим народом, ведь правда, проступающая сквозь
туман времен, в конце концов разоблачает всех, украшенных фальшивой позолотой,
сводя на нет огромные усилия, затраченные ими на обман людей при жизни.
Если на
человека опустить какой-то многотонный груз, то он его, вне всякого сомнения,
раздавит. Так и в политике: тот, кто пытается что-либо сделать в одиночку там,
где требуется самое активное участие большого множества людей, понявших важность
и необходимость этих перемен, тот рано или поздно будет вынужден признать свое
бессилие и пережить болезненное разочарование.
Правители, чьи
уши не выносят правды, пекутся только о самих себе.
Державам,
призывающим другие государства к демократии, чрезвычайно трудно убедить народы
этих стран в своем чистосердечии, если они готовы отступиться от нее в обмен на
те или иные привилегии или навязывают свое мнение другим несправедливыми,
насильственными способами.
В политике
часто случается так, что хорошие, честные люди никак не решаются сделать
что-либо действительно необходимое, в то время как плохие непременно пользуются
этим.
Нечистыми
руками чистые дела не делаются. От рук в политике зависит слишком многое.
Великий
человек, поставивший себя превыше человеческого, много теряет в собственном
величии, в то время как другой, не охмелевший от сознания своего величия и не
утративший при этом человеческого облика, со временем достигнет еще более
значимого положения.
Никто не может
долго противостоять реальности.
Почему многие
аристократы так болезненно реагируют, если их неверно титулуют? Да потому, что
титул – самое большое жизненное достижение этих сиятельных персон.
Власть, сколь
бы ни была сильна, вовсе не означает всемогущества, чем часто кажется со стороны,
поскольку обладающие ею не всеведущи и не всесильны.
Я нахожу, что
тяжесть власти над людьми столь велика, что непременно производит изменения в
умах и душах тех, кто ею обладает. В конце концов, власть либо возвышает
правящего человека, либо, напротив, сталкивает в бездну деградации, причем
последнее случается намного чаще первого.
Общеизвестно
выражение, гласящее: «Любой народ заслуживает то правительство, которое имеет».
Оно цинично и безнравственно, ибо противоречит высшей справедливости. Чаще всего
им пользуются грязные политиканы для оправдания своих неблаговидных дел,
которые творят в утеху алчности и властолюбию, глумясь над истиной и предавая
тех, кто дал себе увлечься их слащавым красноречием.
Любой правитель
рано или поздно становится заложником созданной им системы государственного
управления.
Совесть
правителя, сосредоточенная на действительном благополучии народа, это ни что
иное, как высокоразвитая совесть.
Политический
гений не тот, кто способен свои устремления обращать в пресловутую «волю
народа», заставляя последний уверовать в то, что она такова, а только тот, кто
удовлетворяет свои властные амбиции не предавая интересов и доверия избравшего
его народа.
Нельзя вверять
бразды правления тому, кто хочет власти только ради власти, поскольку власть
сильней всего притягивает худших из людей.
Тот, кто
навязывает людям собственное понимание вещей, тот неизбежно принимает на себя
ответственность за их дальнейшую судьбу.
В
демократической стране партии существуют для действительной борьбы за власть. В
авторитарной – только для прикрытия бесправия народа.
Рейтинги
популярности политиков обычно отражают лишь характер конъюнктурных ожиданий
составителей. Вот потому я им не доверяю.
Воистину,
авторитарные правители – несчастнейшие из людей, ибо вместо друзей они имеют
лишь угодливых льстецов.
Глупость
правителей – самая дорогая вещь, ведь за нее всегда приходится втридорога
платить.
Простых людей
легче всего держать в повиновении обещанием светлого будущего и восхвалением
славного прошлого, поскольку это отвлекает их от дум о жалком настоящем.
Наивность, разобщенность и пассивность миллионов тружеников – главные союзники
авторитарного правителя.
Здания покоятся
на фундаментах, а государства – на порядочных, достойных и трудолюбивых людях.
О толковом правителе
можно услышать, что он хорошо, мол, кормил свой народ. Это чушь, ибо власть
никогда не кормила народ, а, напротив, народ своим тяжким трудом содержал сам
себя и своих ненасытных правителей, большинство из которых во все времена были
просто тиранами и дармоедами. Так что он, управляя страной, не «кормил свой
народ», просто он обирал его меньше других.
Непонимание
простых людей надежнее каменной стены и потому за ним укрыто множество крайне
невыгодных для них вещей.
Утверждения
вроде того, что такой-то народ не готов к демократии, – чистая ложь. Не народ,
а правитель, увы, не готов уступить свою власть, потому что желает ее сохранить
до конца своих дней, а потом передать по наследству. И потому он всячески
навязывает людям эту мысль устами беспринципных идеологических холопов.
Я убежден, что
было бы ошибкой думать, будто ООН – собрание наиболее достойных представителей
земной цивилизации. Это вполне бюрократическое учреждение, пронизанное паутиной
политических интриг и потому довольно часто поступающее по двойным стандартам.
О свободе и
рабстве
Рабство –
позорное клеймо на теле человечества, которое оно несет на протяжении
тысячелетий. Люди обязаны немедленно избавиться от этого клейма и повсеместно
утвердить неотчуждаемое право человека на свободу и достоинство.
Для меня
неприемлемо быть ни в числе угнетателей, ни угнетаемых, ибо считаю это равно
недостойным, а потому мне одинаково противны как рабовладельцы, так и их
покорные рабы.
Решительное
самоосуждение рабов – большая радость для рабовладельцев, ибо их сила
заключается в готовности рабов повиноваться. На планете нет более жалких
существ, нежели люди, примирившиеся с рабством. Кто решил стать свободным и
начал бороться за лучшую жизнь, тот уже перестал быть рабом, ибо не скованная
страхом мысль – чрезвычайно мощное орудие свободы.
Я ненавижу
деспотизм, питаю отвращение ко всяким формам тирании, а также ко всему, что
служит возвышению владык посредством унижения подданных.
Кто сеет
угнетение, тот пожинает ненависть. Народ, порабощающий другой народ, выковывает
свои собственные цепи.
О
межнациональной этике
То, что
приличествует человеку, приличествует и нации. То, что приличествует нации, как
нельзя более приличествует человеку.
В каждом народе
есть свои герои и их противоположности. Поэтому судить о том или ином народе
нужно по подвигам и наилучшим качествам характеров его героев, а не по степени
морального падения его отребья.
Каждый народ
имеет право чтить своих героев и самому решать свою судьбу, а свободный народ,
вместе с тем, признает это право за всеми другими народами.
Уважение к
языку и культуре других народов – наипервейшее условие согласия в любом
многонациональном обществе.
Национальные и
религиозные чувства – самые тонкие струны человеческой души и потому бренчать
на них недопустимо.
О справедливости
Равенство всех
людей в их человеческом достоинстве – это начало справедливости, но в жизни
равенство не достигается одними лишь благими пожеланиями. Для этого нужны
горячее стремление к нему, энергия и мужество, чтобы преодолеть все то, что
преграждает путь к действительному равенству людей.
Бесправие и
угнетение людей обычно процветают там, где большинство из них молчит и
терпеливо сносит унижения, боясь за собственную безопасность, вместо того,
чтобы сообща отстаивать свое достоинство, а значит счастье и свободу будущих
поколений.
Если кто без
зазрения совести грабит людей, пользуясь правом сильного, более ловкого или же
изворотливого, то пусть потом не удивляется и не вопит о справедливости, когда
Всевышний в наказание лишит его всего. Лишь до поры, до времени он может тешить
себя добрыми надеждами.
Все люди на
планете ратуют за справедливость, однако многие хотят ее лишь для самих себя и
напрочь забывают про нее, едва дело коснется других. Такие люди не хотят понять
чужую боль или признать чужую правоту, если это касается их интересов, однако
сильно возмущаются, когда приходится столкнуться с тем же отношением к себе со
стороны других.
Есть люди, для
которых вырывать друг у друга кусок изо рта занятие намного более приемлемое,
чем потрудиться и вырастить собственный хлеб.
Не уважаю тех,
кто борются с несправедливостью только тогда, когда она касается их личных
интересов.
Каждый труд
должен быть справедливо оплачен, в противном случае он превращается в
эксплуатацию.
Лишь тот, у
кого нет действительных заслуг перед народом, настаивает на предоставлении ему
каких-либо особых привилегий.
Быть
справедливыми в момент принятия конкретного решения и совершения конкретного
поступка много важнее, нежели быть справедливыми впоследствии.
Немного о
себе
Нет ничего, что
в большей мере привлекало бы меня всю мою жизнь, нежели чтение хороших, добрых
книг, содержащих глубокие и интересные мысли.
Нет во мне
никакого притворства, и не пытаюсь я изображать перед людьми того, чего нет в
моем сердце, ибо считаю это ниже своего достоинства.
Я не
властолюбивый человек. Меня интересуют вовсе не вершины власти, а горизонты
знаний и просторы мысли.
Главным моим
желанием является увидеть человечество преображенным к лучшему, отринувшим
неравенство и угнетение, одолевшим враждебность, невежество и суеверия, а также
осознавшим подлинную ценность знаний и сокровищ человеческого духа.
Я равнодушен к
пышным титулам любого рода, поскольку все они гораздо ниже звания мыслящего
человека.
***
Али-хаджи
Апшерони
Али-хаджи
Апшерони родился 19 июля 1962 года в Азербайджане, в пригороде Баку. В 1983
году с отличием окончил высшее военное училище, прибыл на службу в Казахстан,
где живет и поныне. Отсюда был направлен в Афганистан, командовал
десантно-штурмовой ротой.
В сентябре 1986
года в тяжелом бою на глазах Али-хаджи погибли оба его друга. Трагедия стала
поворотным пунктом его биографии, поскольку именно тогда перед ним впервые
встали прежде не волновавшие вопросы о сущности человеческого бытия и смысле
жизни. Тогда же начался религиозный путь Али-хаджи Апшерони.
В 1992г. он
совершил паломничество в Мекку. На состоявшемся в октябре 1997г. в г.Алма-Аты
«Круглом столе» Али-хаджи был избран Председателем Евразийского
межконфессионального миротворческого центра, который возглавляет и поныне. В работе
«Круглого стола» приняли участие более 40 духовных лиц из стран СНГ, в том
числе и из России, представлявших все мировые религии.
Сегодня Али
Апшерони – видный ученый, теолог, общественный деятель и миротворец. Автор ряда
трудов этического, философского и религиозного содержания. Для миллионов людей
в Центральной Азии имя Али Апшерони ассоциируется с человеческим достоинством и
благородством, глубоким интеллектом, энциклопедическими знаниями и духовностью.
Не так давно
достопочтенный приступил к работе над новым циклом книг под названием «Мир
человеческих мыслей и чувств», в котором он намерен глубоко исследовать
внутренний мир человека, его предназначение и место во Вселенной. В него войдут
труды по психологии и педагогике, этике и эстетике, психиатрии, биоэнергетике и
другим областям человеческих знаний.
Список
литературы
Для подготовки
данной работы были использованы материалы с сайта http://www.n-t.org/