Реферат по предмету "Психология, педагогика"


Соотношение понятий человек, индивид, личность

Личность человека всегда была и остается одной из самыхинтригующих тайн, волновавших и волнующих не только выдающиеся умы. К примеру,известный русский философ Н.А. Бердяев писал: «Истоки человека лишьчастично могут быть поняты и рационализированы. Тайна личности, ееединственности, никому не понятна до конца. Личность человеческая более таинственна,чем мир. Она и есть целый мир. Человек — микрокосм и заключает в себевсе».
Не претендуя на раскрытие этой тайны, можно все-таки привестинекоторые общепринятые положения.
Прежде следует, пожалуй, показать различие понятий:«человек», «личность», «индивидуальность».
Человек — это родовое понятие, указывающее (сматериалистической точки зрения) на отнесенность существа к высшей ступениразвития живой природы — к человеческому роду. Человек — это специфическое,уникальное единство биологического и социального. Как существо биологическое,он подчиняется биологическим и физиологическим законам, как существо социальное— он часть социума и продукт общественного развития.
Личность — это самое главное в человеке, важнейший егосоциальный признак. Если человек — носитель самых разных свойств, то личность —это основное его свойство, в котором проявляется его общественная сущность.Личность выражает отнесенность человека к определенному обществу, определеннойисторической эпохе, культуре, науке и т.д.
Индивидуальность — это единство неповторимых личностныхсвойств конкретного человека. Это также своеобразие его психофизиологическойструктуры (тип темперамента, физические данные, психические особенности),интеллекта, мировоззрения; сочетание семейно-бытовых, производственных иобщественных функций, своеобразие жизненного опыта. Индивидуальность — этонепременный и важнейший признак личности.
Понятие и структура личности
В психологической науке имеется несколько общепризнанныхположений относительно личности. По крайней мере, можно говорить о четырехаксиомах:
1) личность присуща каждому человеку;
2) личность есть то, что отличает человека от животных, укоторых личности нет;
3) личность есть продукт исторического развития, т.е.возникает на определенной ступени эволюции человеческого существа;
4) личность есть индивидуальная отличительная характеристикачеловека, т.е. то, что отличает одного человека от другого. Общаясь с людьми,мы прежде всего ориентируемся на особенности их личностного склада.
Следует сказать, что до сих пор понятие «личность»на Востоке и на Западе трактуется по-разному. В европейской культуре,основанной на христианстве, личностью считался святой, праведник, подвижник. Ввосточной культуре собственно о личности заговорили со времен Конфуция (554 —479 гг. до н.э.), для которого личностью был «благородный муж», т.е.активно участвующий в управлении государством, пекущийся о его благе. В новоевремя западная личность — это прежде всего индивидуальность, как бы стоящая надобществом, а идеал восточной личности — человек, добровольно отдающий себяслужению обществу.
В целом, структура личности может быть — в теоретическом плане— представлена следующей схемой, которая, конечно же, весьма условна:
1) общечеловеческие свойства (ощущения, восприятия, мышление,память, воля, эмоции);
2) социально-специфические черты (социальные установки, роли,ценностные ориентации);
3) индивидуально-неповоторимые черты (темперамент, сочетаниеролей, самосознание)
Личность — система социально значимых качеств индивида, мераовладевания им социальными ценностями и его способность к реализации этихценностей.
В качестве относительно самостоятельных компонентов структурыличности (ее подструктур) можно выделить:
1) динамику ее психических процессов — темперамент;
2) психические возможности личности, в отдельных видахдеятельности — способности;
3) направленность личности — характерные для нее потребности,мотивы, чувства, интересы, оценки, симпатии и антипатии, идеалы имировоззрение;
4) проявляясь в соответствующих обобщенных способах поведениянаправленность обусловливает характер личности.
Системный подход к психологии человека означает преодолениепредставления о личности как вместилище психологических процессов, состояний исвойств.
Личность — это единое целостное образование, отдельныеэлементы которого находятся в закономерных взаимосвязях. Так, природныеособенности индивида — тип его высшей нервной деятельности — закономерноопределяет его темперамент. Темперамент проявляется во всех действиях личности.Тип высшей нервной деятельности и темперамент человека обусловливают визвестной мере его способности.
Способности человека обусловливают возможности его включения вопределенные виды деятельности, поэтому они влияют на формированиенаправленности личности. Направленность, способность и темперамент человекапреломляются в чертах характера.
Психические свойства многосистемны, то есть они по-разномупроявляются в различных системах взаимосвязей. Можно выделить свойства личностикак субъекта познания, трудовой деятельности, общения.
Так, в процессе познания первостепенное значение приобретаютгностические свойства личности: сенсорно-перцептивные, мнемические иинтеллектуальные (когнитивные). В процессе трудовой деятельности первостепенноезначение имеют соответствующие способности и характер, а в процессе общения —характер и коммуникативные свойства (речевые особенности, контактность,рефлексивность, суггестивность, конформность, психологическая совместимость идр.). Совокупность психических свойств образует психический склад личности.
При подготовке этой работы были использованы материалы с сайтаhttp://www.studentu.ru


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат ) общего образования (Приказы Минобразования России «Об утверждении временных требований к обязательному минимуму содержания основного общего образования» от 19
Реферат История и перспективы развития экономического анализа
Реферат Учебно-воспитательная работа в школах в послевоенный период
Реферат Патопсихологическое исследование личности больных страдающих депрессивными расстройствами в рамках различных нозологических групп
Реферат #G0 справочник базовых цен на проектные работы для строительства объекты горнорудной промышленности
Реферат Налогообложение доходов по ГКО
Реферат Роль и место рынка ценных бумаг в структуре финансового рынка 2
Реферат Развитие графоаналитического подхода «узел-функция-объект» как способа представления знаний
Реферат Николай Гумилев Жизнь и личность
Реферат Мысль семейная в романе Л. Н. Толстого Война и мир 3
Реферат Исследование мышления больных шизофренией методом пиктограмм
Реферат Исследование социально трудовых процессов на предприятии с использованием метода дескриптивного моделирования
Реферат Тема деревни в русской прозе 90-х годов
Реферат Відкритя Америки Джон Кабот
Реферат Общая характеристика территории природных ресурсов и населения России