Философия
Норвегии
Вследствие
длительной политической зависимости Норвегии от Дании самостоятельное развитие
норвежской философии началось во 2-й половине 18 в. 1-я половина 19 в.
характеризуется преимущественно интересом к проблемам истории, личности и
свободы; первый наиболее видный норвежский философ Норвегии Трескау, сторонник
эмпиризма Дж. Локка, отстаивал концепцию непрерывного развития в природе и
истории, целью которого считал совершенствование личности. Вопрос о соотношении
индивида и государства разрабатывался В. Ф. Свердрупом.
Во 2-й половине
19 в. в борьбе против позитивистских и эволюционистских идей господствующее
положение заняли правые гегельянцы (М. Я. Монрад, Г. В. Люнг, В. Доне, И. Морли
Вольд, Х. Хансен, К. Кент), в работах которых преобладал интерес к
теологическим проблемам. В конце 19 - начала 20 вв.
спекулятивно-идеалистическая философия претерпевает кризис, ведущее место
занимает позитивизм, стремившийся опереться на экспериментально-психологические
исследования. Основателями школы экспериментальной психологии в Норвегия были
А. Оль и К. Б. Р. Орш. Идеи позитивизма проникают в философию права (А.
Эриксен, Б. Гетц, Ф. Хагеруп), историческую науку (Э. Саре), художеств.
литературу (Б. Бьернсон и др.). В нач. 20 в. усиливается интерес к проблемам
социологии и культуры; получают распространение идеи религиозно окрашенного
гуманизма (К. Коллин).
К середине 20
в. господствующим течением стал логический позитивизм. Идеи основоположника
"эмпирической семантики" А. Несса легли в основу ословской школы
лингвистического анализа (Х. Офстед, Х. Теннесен, П. В. Цапфе). В исследованиях
норвежских ученых по истории философии широко используются принципы
аналитической философии (А. Стиген, Э. Виллер, К. Э. Траней, Д. Феллесдаль).
Философии логического и лингвистического анализа в известной мере противостоят
христианская антропология (К. В. Шельдеруп, И. Д. Ландмарк и др.), психоанализ
(Х. К.Шельдеруп, И. Ниссен), а также экзистенциалистские тенденции. Широкое
развитие получили эмпирическая социология и социальная психология (А. Несс, И.
Гульвог, И. Гальтунг, Р. Ромметвейт и др.).
Распространение
марксизма в Норвегия началось с конце 80-х гг. 19 в. и усилилось с образованием
Коммунистической партии Норвегия (1923). Центральное место в исследовании
современных марксистов (Х. И. Клевен, А. Петтерсен и др.) занимал анализ
классовой борьбы и изменений в социальной структуре норвежского общества, путей
перехода от капитализма к социализму.
Список
литературы
Для подготовки
данной работы были использованы материалы с сайта http://www.istina.rin.ru/